Научная статья на тему 'Специальный правовой режим инвестиционной деятельности в Калининградской области'

Специальный правовой режим инвестиционной деятельности в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЛЬГОТЫ РЕЗИДЕНТАМ / INVESTMENT ACTIVITY / SPECIAL LEGAL TREATMENT / INVESTMENT PROJECT / INVESTMENT STATEMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONE / RESIDENT BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нилов Константин Николаевич

Осуществлен анализ главных вопросов применения правового режима инвестиционной деятельности в Калининградской области, приводятся основные особенности инвестиционного режима, указывается на некоторые проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The special legal treatment of investment activity in the Kaliningrad region

This article offers an analysis of the basic issues of introduction of special legal treatment of investment activity in the Kaliningrad region, describes the main features of investment treatment, and identifies several problems relating to the improvement of legislation and legal practices in this sphere.

Текст научной работы на тему «Специальный правовой режим инвестиционной деятельности в Калининградской области»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

142

УДК 346.5

К. Н. Нилов

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Осуществлен анализ главных вопросов применения правового режима инвестиционной деятельности в Калининградской области, приводятся основные особенности инвестиционного режима, указывается на некоторые проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.

This article offers an analysis of the basic issues of introduction of special legal treatment of investment activity in the Kaliningrad region, describes the main features of investment treatment, and identifies several problems relating to the improvement of legislation and legal practices in this sphere.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, специальный правовой режим, инвестиционный проект, инвестиционная декларация, особая экономическая зона, льготы резидентам.

Key words: investment activity, special legal treatment, investment project, investment statement, special economic zone, resident benefits.

Федеральный закон № 16-ФЗ от 10 января 2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [1] предусматривает специальный правовой режим осуществления инвестиционной деятельности в данном регионе. Этот режим направлен на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионе, создание эффективно работающего механизма экономических отношений. Названный инвестиционный режим является достаточно сложным понятием. Установленные законодательством требования ведения предпринимательства и предоставленные хозяйствующим субъектам льготы зависят от ряда факторов:

а) организационно-правовой формы предпринимательства. Правовой режим Особой экономической зоны распространен только на юридических лиц. Индивидуальные предприниматели не могут воспользоваться льготами, установленными федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ;

б) места регистрации юридического лица. Обязательное условие получения льгот — государственная регистрация юридического лица в Калининградской области;

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 142—147.

в) момента регистрации субъекта предпринимательства. Дополнительные льготы в сфере таможенного регулирования установлены для юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена до 1 апреля 2006 г.;

г) наличия статуса резидента Особой экономической зоны, который приобретают лишь юридические лица, включенные в специальный реестр при соответствии определенным требованиям.

Таким образом, инвестиционный режим ведения предпринимательской деятельности на территории Калининградской области можно рассматривать как собирательное понятие, включающее в себя несколько видов инвестиционных режимов — в зависимости от статуса, места и момента регистрации субъекта предпринимательской деятельности. В частности, можно выделить инвестиционные режимы, установленные:

1) для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;

2) для юридических лиц, не являющихся резидентами и зарегистрированных в Калининградской области до 1 апреля 2006 г.;

3) для юридических лиц, не являющихся резидентами и зарегистрированных в Калининградской области после 1 апреля 2006 г.;

4) для юридических лиц, зарегистрированных за пределами Калининградской области;

5) для индивидуальных предпринимателей.

Особенности географии региона предопределяют актуальность положений законодательства о правовом режиме деятельности иностранных инвесторов на территории Калининградской области. В Законе об ОЭЗ 2006 г., в отличие от ранее действовавшего Закона об ОЭЗ 1996 г., вообще ни разу не употребляются понятия «иностранные инвестиции» или «иностранные инвесторы». Не содержится и каких-либо специальных норм о деятельности иностранных инвесторов и правовом режиме иностранных инвестиций. В этом проявляется тенденция унификации правового регулирования инвестиционной деятельности, отказа от специальных льгот иностранным инвесторам, когда правовой режим иностранных инвестиций устанавливается таким же, как и правовой режим российских инвестиций.

Следует отметить, что предоставление льгот иностранным инвесторам не является общепринятой мировой практикой регулирования частных иностранных инвестиций. Она в большей степени характерна для развивающихся стран [2, с. 98]. И хотя действующий федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3] допускает «изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов» (п. 2 ст. 4), законодатель не счел целесообразным установление таких льгот иностранным инвесторам применительно к инвестиционному режиму ОЭЗ в Калининградской области.

С другой стороны, как положительный момент можно оценить отсутствие в Законе об ОЭЗ и каких-либо ограничений в отношении иностранных инвесторов. Это вполне согласуется с концептуальной нормой, закрепленной в Законе об иностранных инвестициях (п. 1 ст. 4), что правовой режим иностранных инвестиций не может быть менее

143

144

благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Наиболее льготным можно назвать инвестиционный режим, установленный для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Приобрести статус резидента могут лишь юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации в Калининградской области, осуществляющие производство товаров и инвестиции на ее территории, взявшие на себя обязательство по реализации инвестиционного проекта, отвечающего требованиям, установленным федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ. Речь идет о направленности инвестиционных проектов на определенные законом цели, об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений в объеме не менее 150 млн рублей в срок, не превышающий 3 лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. Резидентами не могут стать финансовые организации (включая кредитные страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг), а также юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы.

Инвестиционный режим, установленный для резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, включает в себя:

1) особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и налога на их имущество, который предусмотрен только для резидентов;

2) гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства;

3) возможность использования таможенной процедуры свободной таможенной процедуры, применяемой в Калининградской области;

4) недопустимость изменения размера арендной платы, определенной в день заключения договора аренды, при аренде земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта.

Наиболее привлекательны для инвесторов налоговые льготы для юридических лиц, включенных в Единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ, в частности:

1) резиденты ОЭЗ в течение 6 календарных лет со дня включения в реестр освобождаются от налогообложения в части налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг), полученную от реализации инвестиционного проекта. В период с 7-го по 12-й календарный год включительно ставка налога на прибыль уменьшается на 50 %. Указанная льгота применяется при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных при осуществлении иной хозяйственной деятельности;

2) налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации резидентом ОЭЗ инвестиционного проекта, в течение первых 6 лет устанавливается в размере 0%, а в период с 7-го по 12-й год уменьшается на 50 % от ставки, установленной законом Калининградской области.

Обязательным требованием получения налоговых льгот является выполнение условий инвестиционной декларации. Если эти условия не будут выполнены в полном объеме, то резидент обязан уплатить все налоги, не уплаченные в связи с использованием особого порядка уплаты налогов в ОЭЗ. Таким образом, даже в тех случаях, когда резидент в течение двух лет будет выполнять условия инвестиционной декларации и пользоваться налоговыми льготами, а на третий год не сможет по каким-либо причинам выполнить условия инвестиционной декларации, он обязан не только уплатить налоги за третий год, но и обеспечить уплату налогов за первые два года, когда условия инвестиционной декларации резидентом исполнялись и были основания для пользования налоговыми льготами.

Важное место занимают льготы в сфере таможенного регулирования. Они распространяются как на резидентов ОЭЗ, включенных в Единый реестр, так и на других юридических лиц, зарегистрированных на территории Калининградской области. Обращает на себя внимание несогласованность терминологии положений о таможенном регулировании ранее действовавшего законодательства и Таможенного кодекса Таможенного союза [4], который, в отличие от ранее действовавшего Таможенного кодекса РФ, предусматривает не таможенные режимы, а таможенные процедуры. При этом содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Таможенном кодексе Таможенного союза, как и таможенного режима свободной таможенной зоны в ранее действовавшем Таможенном кодексе РФ, не раскрывается. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны [5] предусматривает специальные положения о таможенной процедуре свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области. Большинство из норм соглашения (за исключением ч. 1, 3 — 5 п. 7 ст. 9; ст. 12; п. 3 ст. 13; п. 1 — 3, 5 ст. 14; пп. 2 п. 1, п. 2 — 6 ст. 15; ст. 16) распространяют свое действие на ОЭЗ в Калининградской области. Соответствующие изменения в Федеральный закон об ОЭЗ в Калининградской области внесены только в декабре 2011 г. При этом соглашение содержит ряд специальных норм о таможенной процедуре свободной таможенной зоны применительно к ОЭЗ в Калининградской области (например, п. 3, 4 ст. 10), которые отсутствуют в Федеральном законе об ОЭЗ в Калининградской области. На резидентов распространены некоторые положения, которые были предусмотрены в ранее действовавшей гл. 8 Закона о переходном периоде, хотя законодательно на резидентов эти правила не распространялись. Такая ситуация затрудняет применения на практике положений о процедуре свободной таможенной зоны и требует приведения норм Закона об ОЭЗ в Калининградской области с положениями таможенного законодательства Таможенного союза.

146

Закон об ОЭЗ устанавливает в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию Калининградской области и вывозимых с ее территории, таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются в пределах этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом об ОЭЗ в Калининградской области.

Причем можно говорить о двух видах таможенных процедур свободной таможенной зоны, применяемых в Калининградской области:

— таможенной процедуре свободной таможенной зоны, установленной для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Калининградской области, независимо от момента регистрации;

— таможенной процедуре свободной таможенной зоны, которую вправе применять лишь юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области до вступления в силу нового Закона об ОЭЗ. Эта таможенная процедура предоставляет больший объем таможенных льгот, чем общая процедура свободной таможенной зоны. При этом никаких специальных таможенных льгот для резидентов ОЭЗ новый Закон не устанавливает.

Итак, анализ инвестиционного режима, установленного Законом об ОЭЗ в Калининградской области, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, инвестиционный режим, установленный в ОЭЗ в Калининградской области, является собирательным понятием, включающим в себя несколько видов инвестиционных режимов — в зависимости от статуса, места и момента регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

Во-вторых, закон устанавливает единый, унифицированный инвестиционный режим для российских и иностранных инвесторов. Применительно к иностранным инвесторам не предусмотрено каких-либо особенностей, льгот или ограничений. Законодатель не счел целесообразным установление изъятий стимулирующего характера в отношении иностранных инвесторов, возможность которых допускается российским законодательством.

В-третьих, закон исходит из предоставления налоговых льгот исключительно инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, направленные на определенные цели. Статус резидента ОЭЗ могут приобрести только юридические лица, зарегистрированные и реализующие инвестиционные проекты на территории Калининградской области. Индивидуальные предприниматели не вправе приобрести статус резидента ОЭЗ.

В-четвертых, закон ориентирован на относительно крупные инвестиции. Обязательный объем капитальных вложений для включения

юридического лица в реестр должен составлять не менее 150 млн рублей, и это вложение должно быть произведено в срок, не превышающий 3 лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр.

В-пятых, инвестиционные проекты, реализуемые резидентами ОЭЗ, должны осуществляться исключительно на территории Калининградской области и не могут быть направлены на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях, производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), оптовую и розничную торговлю, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовую деятельность.

В-шестых, в Законе содержатся гарантии от неблагоприятного изменения законодательства для всех инвесторов-резидентов, аналогичные гарантиям, установленным ст. 9 федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» в отношении иностранных инвесторов.

Привлекательность инвестиционного режима ОЭЗ в Калининградской области не в том, что он устанавливает особые правила осуществления иностранных инвестиций, а в том, что он предоставляет больше льгот по сравнению с инвестиционным режимом, действующим на остальной части территории Российской Федерации.

Список литературы

1. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 280.

2. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2002.

3. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 3493.

4. Таможенный кодекс таможенного союза. М., 2010.

5. Соглашение между правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Об авторе

Константин Николаевич Нилов — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

E-mail: KNilov@kantiana.ru

About author

Dr Konstantin N. Nilov — Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: Knilov@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.