УДК 159.923
В. Е. Купченко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Н. И. Плехова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ В СРЕДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Проанализирована взаимосвязь жизненной стратегии личности с ее социальным статусом. Выделены три типа жизненной стратегии, изучена выраженность и специфика различных жизненных стратегий в различных социальных слоях современного российского общества.
Ключевые слова: жизненная стратегия; социальный статус личности в обществе.
V. E. Kupchenko
Omsk F. M. Dostoevsky State University
N. I. Plekhova
Omsk F. M. Dostoevsky State University
FEATURES OF LIFE STRATEGIES OF INDIVIDUALS WITH DIFFERENT SOCIAL STATUS IN MIDDLE ADULTHOOD
Our research was dedicated to the study of peculiarities of the life strategies of the personalities of the period average maturity with different social status. As a result of our research we have reached the goal. And singled out the following types of life strategy personalities with different social status in the average maturity: I am purposeful, managing type, self - management type of life strategies, self -driven type.
Keywords: life strategy; the social status of the individual in society.
В современном российском обществе все более актуальной становится проблема материального расслоения людей. Люди, имеющие высокий доход, постепенно приумножают его, а те же, кто имеют меньшие возможности в финансовом плане, сталкиваются с такими проблемами в жизни, как нехватка денег на необходимое. И эта ситуация только обостряется. Кажется, что удача и успех больше свойственны более обеспеченным, чем менее имущим.
Вместе с тем большинство малообеспеченных людей продолжают мечтать, думая о том, что им повезет и жизнь кардинальным образом поменяется. Они усиленно работают, читают книги о приумножении богатства и жизненных благ, но заметных улучшений в их жизни не происходит. Казалось бы, опыт На-
© Купченко В. Е., Плехова Н. И., 2013
полеона Хилла, Стива Джобса, Дональда Трампа, Роберта Кийосаки, Робина Шарма, Энтони Робинса, Джо Витале, семинары и ве-бинары по личностному росту, мотивационные тренинги, курсы по самодисциплине и тайм-менеджменту помогут достигнуть благополучия и обеспеченности неустроенным людям. Но годы проходят, а фортуна так и не улыбается одним, настойчиво предпочитая других. Может быть, правы те ученые, которые утверждают, что жизненные стратегии, фундаментальные представления о жизни и мировоззренческие предпочтения во многом определяют характер, стиль и содержание человеческого бытия. Предметом нашего исследования является жизненная стратегия личности как основополагающая характеристика сознательного, активного жизненного пути человека.
К. А. Абульханова-Славская формулирует следующее определение жизненной стратегии - это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [1].
Жизненная стратегия личности заключается в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ее основными жизненными ценностями. С. Л. Рубинштейн в работе «Человек и мир» отмечал, что не только жизнь и окружение определяют человека, но и личность активно реагирует и влияет на свою жизнь, становясь субъектом своей деятельности [2]. Следовательно, жизненная стратегия личности фактически является качественной характеристикой «жизненного пути личности», который во многом определяется тем, как сам человек реализует и воплощает те возможности, которые возникают в его жизни.
На основе работ С. Л. Рубинштейна и К. А. Абульхановой-Славской нами предложено определение жизненной стратегии как сознательное, активное (формами активности являются инициатива и ответственность) построение своей собственной жизни в процессе разрешения жизненных трудностей и внутренних проблем [1; 2].
Жизненную стратегию личности рационально рассматривать в аспекте ценностносмысловой детерминации человеком собственной жизни. Ценностные и смысловые компоненты жизненной стратегии придают личности целостность и выполняют мотивационную функцию. В нашем исследовании жизненной стратегии личности мы будем опираться на ценностно-смысловой подход как один из подходов анализа жизненной стратегии (А. Е. Сазонтова, О. С. Васильева, Е. А. Демченко, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник).
Другим, используемым нами подходом анализа жизненной стратегии является субъектный (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульхано-ва-Славская, А. В. Брушлинский), который позволяет преодолеть разрозненное (обособленное) изучение личности, ее свойств, способностей, этапов становления вне жизненного мира, а также уйти от обезличенного подхода к человеческой жизни.
Системно-структурный подход (Л. Берта-ламфи, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин, А. И. Уемов,
Ю. А. Урманцев) позволяет рассматривать пространство жизненного мира личности как нечто целое во взаимосвязи всех ее компонентов.
Жизненную стратегию следует изучать в качестве многокомпонентного и многоуровневого образования. Более общие компоненты объединяют и включают в себя частные компоненты жизненной стратегии. В основу нашей работы положен комплекс компонентов жизненной стратегии, предложенный в монографии Л. И. Дементий и В. Е. Купченко «Жизненные стратегии» [3].
Жизненная стратегия имеет ряд характеристик:
1. Индивидуальность/типичность. Эта грань жизненной стратегии характеризует умение личности сочетать требования общества и свои жизненные интересы.
2. Закономерность/случайность. Характеристика жизненной стратегии, отражающая ориентацию личности на интуицию либо на логическую продуманность и закономерную связность жизненных событий.
3. Целостность/дискретность жизненной стратегии заключается в том, воспринимает ли человек свою жизнь как целостное образование либо как череду несвязных событий (как некое «лоскутное одеяло»).
4. Своевременность/несвоевременность жизненной стратегии связана с тем, насколько личность совпадает своими действиями и решениями с аттрактором возрастного периода.
5. Самостоятельность/зависимость во многом воспроизводит пункт 1, но здесь делается упор на сознательном выборе личности как жизненного ориентира.
6. Продуктивность/непродуктивность характеристика жизненной стратегии, связанная с достижением определенного социального статуса [3].
Необходимым моментом анализа жизненной стратегии личности является ее типо-логизация. Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций (идеалов и верований). Можно предположить, что выбор жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу и определённому статусу.
Таблица 1
Общие и частные компоненты жизненной стратегии
Компонент жизненной стратегии
Общий Частный
Жизненная ориентация личности Мировоззрение, Представление о себе, Представление о людях
Отношение человека к жизни Совокупность базовых жизненных потребностей, определяющих динамику и контур жизни человека
Позиция человека в жизни Способы достижения человеком поставленных целей
Продуктивность жизни Достижение/недостижение личностью своих главных и промежуточных целей
Ценности Выбор и обоснование своих действий, Оценка других людей, Оценка себя и событий
Жизненные цели То, что привносит в жизнь личностный смысл и задаёт ориентиры
Целостность и управляемость Смысложизненные истоки жизненной стратегии, Способность личности видеть целостную картину мира
Восприятие себя (способность личности принимать и оценивать собственные качества и качества людей) Самоуважение, Самопринятие, Представление о природе человека, Сенситивность
Локус контроля - Я Убеждение человека в возможности влияния и управления собственной жизнью
Ценность самоактуализации Потребность личности в реализации своего жизненного предназначения
Познавательные потребности Стремление личности к расширению своего жизненного мира
Самостоятельность Независимость личности
Контактность Способность личности формировать стабильные и прочные отношения с другими людьми
Креативность Способность к нетривиальному и творческому взгляду на мир
Гибкость Пластичность и способность личности менять вектор жизненной стратегии в изменившейся ситуации
Спонтанность Способность личности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства
Жизненная удовлетворённость Соотнесённость запланированного и достигнутого (в прошлом и настоящем)
Предметом нашего исследования является типология стратегии личности как определяющего момента социального статуса человека. Термин «статус» в Древнем Риме обозначал состояние, правовое положение юридического лица. В конце XIX в. британский историк Г. Д. Мэйн придал ему социальное звучание. Статус от лат. status означает правовое положение. Другими словами, статус человека - это совокупность его прав и обязанностей в отношении других людей. Под социальным статусом понимают определенную позицию в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.
В современной литературе выделяют прирожденный социальный статус (пол, национальность и раса) и достигаемый социальный статус. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения.
Понятие «социального статуса» характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, награды, звания, премии, привилегии), а также самооценку.
В своей работе «Социальная мобильность» П. А. Сорокин выделяет базовые компоненты социального статуса личности, на которые мы и опирались в нашем исследовании, - это доход, образование, власть, престиж, социальное происхождение, гендер, вероисповедание и прочее [4].
На наш взгляд, рассмотрение особенностей жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости представляется особо важным, так как именно в данный период жизни человек наиболее активен в проявлении жизненной стратегии и позиции в обществе.
Объект исследования - личность. Предмет исследования - жизненные стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости.
Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей жизненных стратегий личностей с различным социальным статусом в средней зрелости.
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах исследования:
1) изучить компоненты жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости;
2) построить типологию жизненных стратегий личностей с различным социальным статусом в средней зрелости;
3) сравнить жизненные стратегии у личностей с различным социальным статусом в средней зрелости.
Гипотеза исследования - существуют особенности жизненной стратегии у лиц с различным социальным статусом.
В исследовании приняли участие 60 человек из них 30 женщин и 30 мужчин в возрасте от 35 до 50 лет, имеющие различные социально-демографические характеристики. В данном возрасте личность наиболее полно реализовывает себя во всех сферах жизнедеятельности и в семейной, и в профессиональной, и др. На данном этапе развития человек в большей степени ощущает в себе необходимый для самореализации потенциал и понимает результативность его собственной жизненной стратегии. Это период наиболее активного проявления жизненной стратегии и позиции в обществе, т. е. социального статуса. За основу мы берем периодизацию Э. Эриксона, данный период развития личности он называет «средняя зрелость» [5]. Э. Эриксон говорил о том, что основной проблемой средней зрелости является выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность личности
реализуется в творческой активности в зависимости от ориентации на запросы общества. Поглощенность собой (инертность) суть обращенность активности личности вовнутрь себя и связана с переживанием апатии, безразличия, бессмысленности и безнадежности жизни [5].
Для изучения компонентов жизненной стратегии мы использовали:
1) тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [6];
2) методику самоактуализации Э. Шост-рема в адаптации Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гоз-ман [7];
3) методику Ш. Шварца для изучения ценностей [7];
4) авторскую анкету для более глубокого исследования труднодоступных аспектов жизненных стратегий и изучения компонентов социального статуса.
При статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS, а также следующие методы: подсчет среднего арифметического (Х) и среднего квадратичного отклонения (о), метод Колмогорова - Смирнова для определения нормального распределения данных, t-критерий Стьюдента, критерий ф* - угловое преобразование Фишера на выявление значимости различий и кластерный анализ методом К-средних на выделение типологии.
Опишем полученные результаты.
В работе «Социальная мобильность» П. Сорокин выделяет компоненты социального статуса личности, на которые мы и опирались при составлении анкетных вопросов и исследовании, - это доход, образование, власть, престиж, социальное происхождение, гендер, вероисповедание и прочее [4].
Из табл. 2 следует, что в возрасте средней зрелости в браке в большей части состоят представители класса «богатые» и средних слоёв населения - по 80 %. Критерий наличия детей также больше выражен у класса «богатые» (95 %) и среднего класса (74 %) населения, обучение которых в основном происходит в гимназии (24 %) и частной школе (12 %) (класс «богатые»), у класса «средний» - в школе (26 %) и вузах (74 %), а у класса «бедные» большая часть детей обучается только в школе (24 %). В критерии «жилье» также мы можем видеть отличия: у класса «богатые» жильё в основном представлено в виде большой квартиры - 44 %, в то время как у класса «бедные» всего 8 % , а у класса «средние» всего 40 % семей/человек имеют большую квартиру. А также большая часть класса «богатые» предпочитают жить в большом доме - 20 %, в то время как у класса «бедные» большой дом имеет только 4 % реципиентов, а у класса «средний» - 14 %. Большая часть класса «бедные» проживают в маленькой квартире (64 %) или снимают её (16 %). «Средний» класс разделился, оцени-
вая свою недвижимость: наличие маленькой квартиры (40 %) и большая квартира (40 %). У всех классов населения сейчас имеется собственный автомобиль - 95 % класса «богатые», 60 % класса «средний» и 52 % класса «бедные». У класса «богатые» 100 % респондентов имеют иномарки менее 5 лет пользования, у класса «средний» - 60 % составляют иномарки, 6 % - отечественные автомобили, менее 5 лет пользования, у класса «бедные» -28 % имеют отечественные автомобили и
24 % - иномарки, но более 10 лет использования. Отдых позволяют себе все слои населения: в большей степени в классе «богатые»
- 100 % отдыхающих, у класса «средний» -
93 %, у класса «бедные» - 76 %. Однако класс «богатые» в 60 % случаев проводят время за границей, в 12 % - отдых по России и лишь 8 % остаются дома и на даче. В то время как «средний класс» в 40 % случаев предпочитает отдыхать только по России, в
34 % - дома (дача) и 26 % - за границей. Личности «бедного» класса в большем случае (88 %) отдыхают дома и на даче.
Доход класса «богатые» составляет более 25 тыс. руб. в месяц у 100 % испытуемых, у класса «средний» доход варьируется от 7 до
25 тыс. руб. в месяц - 54 %, у класса «бедные» среднемесячный доход составляет от 3 до 7 тыс. руб. - 64 %.
Таблица 2
Основные сведения реципиентов с различным социальным статусом в средней зрелости
Сведения Варианты ответов Класс «богатые», % Класс «бедные», % Класс «средний», %
Семейное положение Да 80 72 80
Нет 20 28 20
Наличие детей Да 95 60 74
Нет 5 40 26
Обучение детей Школа - 24 26
Школа+кружок 8 20 -
Гимназия 24 18 -
Частная школа 12 - -
Суз - 20 -
Вуз 44 20 74
Жильё Маленькая квартира 12 64 40
Съём - 16 6
Маленький дом - 8 -
Большая квартира 44 8 40
Большой дом 20 4 14
Наличие машины Есть 95 52 60
Нет 5 48 40
Отечественная - 28 6
Зарубежная 100 24 60
< 5 лет 72 20 40
> 10 лет 8 32 20
Отдых Да 100 76 93
Нет - 24 6
Дома (дача) 8 88 34
Россия 12 8 40
Заграница 60 4 26
Доход Более 25 100 - -
От 15-25 - - 54
От 10-15 - - 26
От 7-10 - - 20
Менее 7 - 24 -
Менее 5 - 64 -
Менее 3 - 12 -
В результате кластерного анализа было выделено три типа жизненной стратегии у личностей с различным социальным статусом.
1 тип: целеустремлённый управляющий тип. Данный тип составил от общей выборки 10 % человек.
По содержанию классовой принадлежности данный тип составил 5 % человек, относящихся к «среднему» классу и 5 % человек, относящихся к классу «богатые» в средней зрелости.
Период средней зрелости характеризуется поиском ответов на основные вопросы о сущности и осуществлении желаний. Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижения работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь [5].
У личностей класса «средний» и «богатые» с целеустремлённым управляющим типом доминирующими шкалами являются наличие цели и локуса контроля жизнь, что говорит об их целеустремленности в жизни и умении контролировать и управлять своей жизнью. Они воспринимают себя адекватно и положительно относятся к себе, принимая себя такими, какие они есть, о чём свидетельствуют высокие балы по шкале локус контроля - Я. При этом они особо ценят то, чего уже добились, у таких людей выражена высокая удовлетворённость прожитой частью жизни. Личности с данной позицией жизни ставят свои цели, контролируют жизнь, независимы в принятии решений, ответственность берут на себя, но при этом у них не особо выражена тенденция к низкой позиции власти и самостоятельности.
Полученные данные возможно указывают на то, что на данном этапе жизни люди в средней зрелости класса «средний» и класса «богатые» выбирают более спокойную размеренную жизнь, так как считают, что главное они уже выполнили и сейчас получают плоды своих прошлых трудов. Они готовы самостоятельно справляться с жизненными труд-
ностями, но у них есть, видимо, на кого переложить какую-либо обязанность и кому помочь. Таким образом, ключевой характеристикой личностей с целеустремлённым управляющим типом является постановка целей и управление своей жизнью, в связи с чем их поступки в жизни часто характеризуются целеустремлённостью, спланированностью и структурированностью, при этом у них достаточно выражена удовлетворённость прожитым отрезком жизни и ставится акцент на уже достигнутом. Итогом такого типа жизненной стратегии личностей в средней зрелости может явиться возникновение кризиса, осознание которого происходит через восприятие и оценку реалий жизни, страха по поводу невозможности проявления дальнейшей активности и коррекции предыдущих планов.
2 тип: самостоятельно управленческий тип жизненной стратегии. К нему относится
35 % испытуемых от общей выборки.
По содержанию классовой принадлежности данный тип составил 18,3 % - класс «средний» и 16,6 % - класс «богатые» в средней зрелости.
Данный тип жизненной стратегии описывает людей, относящихся к классу «средний» и «богатые» как чрезмерно самостоятельных. Если в предыдущем типе жизненной стратегии у данных социальных классов акцент сделан на постановке целей, то в данном типе жизненной стратегии самостоятельность выражена выше всех шкал. Кроме того, наиболее выражено управление своей жизнью, что характеризует людей как независимых, самостоятельных личностей, управляющих своей жизнью, ставящих перед собой цели, направленные на достижение результата. Содержание целей имеет особый характер, им важно то, что они получат в итоге, насколько конкретная цель стоит определённых усилий, причем самостоятельный процесс управления жизнью имеет особое значение. Люди уверены в себе, принимают себя таковыми, какие они есть, у них выражен высокий уровень самопринятия и самоуважения.
Высокий уровень по шкале «гибкость» свидетельствует о способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. При этом у них менее выражен учет традиций, не особо выражена властность и доброта, что говорит о том, что для людей с данным типом жизненной стратегии характерно привнесение новинок в жизнь и реше-
ние проблем без фиксации на определённых устоявшихся нормах и правилах. Низкий уровень завершённости своих дел может являться свидетельством стремления представителей социальных классов с данным типом жизненной стратегии на постоянное усовершенствование своих поступков и продумывание своих последующих действий относительно происходящих в жизни нововведений. Итогом такого типа жизненной стратегии может также являться пребывание представителей социальных классов в переживании кризиса, осознание которого будет происходить через оценку и коррекцию планов, глубинное обновление и желание активно действовать в новых условиях.
3 тип: самостоятельно-целеустремленный тип жизненной стратегии. К нему относится 55 % испытуемых от общей выборки.
По содержанию классовой принадлежности данный тип составил 41,6 % класса «бедные», 11,6 % - класса «богатые» и 1,6 %
- к класса «средний» в средней зрелости.
Для личностей класса «бедные», «богатые» и «средний» с самостоятельно-целеустремлённым типом жизненной стратегии характерна самостоятельность, целеустремлённость, независимость, ответственность. Об этом свидетельствует выраженность высокого уровня по критерию самостоятельности, наличия цели в жизни, локусу контроля жизни, удовлетворённости прошлым и локусу контроля - Я. Такие личности характеризуются как контролирующие свою жизнь, при этом удовлетворённые тем, что они уже достигли на данный период времени. Выраженность среднего уровня самоуважения и самоприня-тия может свидетельствовать о наличии у них высоких идеалов и об осознании слабого им соответствия.
Слабо выраженное стремление к познанию и способности ориентироваться в изменяющихся условиях сочетается со стремлением установления прочных межличностных отношений. Считают себя хозяевами своей жизни, доброжелательно относятся к окру-
жающим, соблюдают традиции, интересуются новостями жизни мира в целом, при этом достигают своих целей, но с невысокой осмысленностью. То есть, возможно, действуют так, потому что необходимо двигаться вперёд, но зачем это надо относительно их самих, им не совсем ясно. Поэтому возможно завершённость дел у них находится на низком уровне, поскольку они не понимают значимости того, что они себе задают и для чего им это необходимо. По мнению Э. Эриксона [5], основной проблемой средней зрелости является выбор между продуктивностью и инертностью. Невыраженность результативности деятельности и незначимость самоактуализации, характерные для личностей с самостоятельно-целеустремленным типом жизненной стратегии, отражают её инертность, что указывает на переживание кризиса, проявляющегося в бессмысленности жизни.
Таким образом, сходством выявленных типов жизненной стратегии является: выраженность жизненных целей, ценности управления жизнью и удовлетворённость прошлым. Кроме того, личности с различным типом жизненной стратегии в средней зрелости имеют вероятность переживания возрастного кризиса с различным его смысловым содержанием.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
3. Дементий Л. И. Жизненные стратегии : монография / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко.
- Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. -192 с.
4. Сорокин П. Социальная мобильность. - М., 1927.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -
СПб. : Питер, 1997. - 725 с.
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. - М. : СМЫСЛ, 2006. - 18 с.
7. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987.