Научная статья на тему 'Особенности житейских представлений о противоречиях и конфликтах'

Особенности житейских представлений о противоречиях и конфликтах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1791
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЕ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ДИНАМИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ / СТРУКТУРА КОНФЛИКТА / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / КОНСТРУКТИВНЫЙ И НЕКОНСТРУКТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / CONFRONTATION / CONFLICT / CONFLICT SITUATION / DYNAMICS OF CONFLICT / STRUCTURE OF CONFLICT / INTRAPERSONAL CONFLICT / INTERPERSONAL CONFLICT / CONSTRUCTIVE AND NON-CONSTRUCTIVE RESULT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абрамишвили Р. Н.

В статье рассматривается разница между житейским и научным представлением о конфликте. Если в представлении обывателя противоречий необходимо избегать, то, по мнению психологической науки, любой кризис, конфликт или противоречие это возможность позитивных изменений, переосмысления своей жизни, а может быть, и начала нового пути. От восприятия ситуации и поведения в ней зависит результат завершения конфликта: конструктивный или неконструктивный (деструктивный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a review on the nature of conflict from two different viewpoints scientific and worldly perception of the phenomenon. An average person tends to avoid confrontations, though from the point of view of psychology any crisis, conflict or confrontation can be an opportunity of positive change, rethinking of one"s life and even a fresh start in life. The result of the conflict (constructive or destructive) depends on the reaction to the situation and the behavior of a person.

Текст научной работы на тему «Особенности житейских представлений о противоречиях и конфликтах»

Проблемы практической психологии

Абрамишвили Р.Н.

Особенности

житейских представлений

о противоречиях и конфликтах

В статье рассматривается разница между житейским и научным представлением о конфликте. Если в представлении обывателя противоречий необходимо избегать, то, по мнению психологической науки любой кризис, конфликт или противоречие - это возможность позитивных изменений, переосмысления своей жизни, а может быть и начала нового пути. От восприятия ситуации и поведения в ней зависит результат завершения конфликта: конструктивный или неконструктивный (деструктивный).

Ключевые слова: противоречие, конфликт, конфликтная ситуация, динамика противоречий, структура конфликта, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конструктивный и неконструктивный результат.

Вряд ли найдется человек, который на вопрос: «Ссорились ли Вы когда-нибудь в своей жизни?» ответит: «Никогда!». Ссора - это, согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, состояние взаимной вражды, размолвка, взаимная перебранка. «Высказывание или поступок, направленные против кого- или чего-нибудь, либо положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним, или же противоположность интересов» - это есть противоречие («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Суть противоречия заключается в наличии двух высказываний, одно из которых - это отрицание другого. Противоречия между людьми неизбежны. Хотя бы в силу присущих им различий в характерах, жизненном опыте, занимаемых позициях и отношении к жизни. В зависимости от того, как воспринимается ситуация и как человек ведет себя в ней,

Проблемы практической психологии

заканчивается конфликт, с каким результатом - потерями или приобретениями - человек из него выходит.

С психологической точки зрения, ситуация - это внешние обстоятельства в их восприятии и интерпретации человеком. Жизненную ситуацию образуют обстоятельства жизни человека и восприятие их, переживание человеком этого в совокупности. В повседневной жизни человек оказывается в различных обстоятельствах: на работе, дома, в гостях и т.д. В течение дня мы переходим из одной ситуации в другую, общая совокупность которых и образует наше жизненное пространство. Но жизнь человека «течет», и это «течение» измеряется еще и годами. Если обратиться к этому измерению, то можно увидеть череду событий, составляющих и образующих жизненный путь человека. Среди них особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Необходимо уточнить, что речь идет о проблемных вопросах, которые непривычны для человека, какие бы трудности они не содержали. То есть это те моменты, которые не только требуют разрешения или преодоления, а и поиска нового решения, выхода или непривычных ресурсов проживания. И именно конфликт - это ситуация, в которой два и более индивидов демонстрируют разногласие в спорном вопросе, также несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.

Хотим мы того или нет, но конфликты в нашей жизни неизбежны. Мы с вами такие разные, все в нас индивидуально: цели, ценности, установки и т.п. И, встречаясь друг с другом, вряд ли можно избежать взаимного непонимания и даже прямого столкновения. Даже наедине с самим собой человек может встретиться с противоречиями, когда должен принять то или иное важное решение или найти выход из создавшейся ситуации. При этом он ведет длительные внутренние мысленные споры. Мы говорим о внутреннем конфликте, который может быть состоянием психики одного человека.

XXI век развеял миф о всеобщей гармонии интересов и утвердилось мнение, что противоречия, которые являются значимыми для индивида (человека) - это одно из естественных состояний в отношениях между людьми, называется это состояние конфликтом.

Что же такое конфликт? Какие признаки помогут его определить на ранних стадиях? Ведь чем быстрее мы это увидим, тем легче будет принимать решение о своих действиях в данной ситуации. Далеко не все, что в обыденной жизни привычно обозначается словом «конфликт» (ссоры, недоразумения, разногласия, непонимание), является таковым на самом деле.

Конфликт - одна из форм взаимодействия людей, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее цели.

Конфликты являются неотъемлемой частью жизни и деятельности любого человека и это не зависит от статуса, здоровья и т.д. Конфликтовать могут не только знакомые или сослуживцы, конфликтуют все: родственники, коллеги по работе, партии, народы и государства в целом.

Если раньше считали, что конфликтовать «плохо», и старались избегать взаимодействия с людьми, мнение которых противоречит их собственному, то сейчас большинство людей стоит на обратной позиции и в спорных ситуациях чаще подключает разум, вытесняя эмоции. И это верно. Конфликт как столкновение - не зло, а вариант спокойного разумного поведения и принятия выгодного в данной ситуации решения. Конфликт помогает глубже понять себя, смотреть на окружающих как на друга, а не как на врага, а значит, по-новому оценивать потребности и свои, и другого, видеть главное в подобных ситуациях. Именно поэтому конфликты неизбежны, о них необходимо знать и понимать их сущность.

В современной литературе существует достаточно много определений конфликта. Конфликт - это особые отношения между людьми (в том случае, если мы говорим о межличностном конфликте), построенные на объективном противоречии их интересов, устремлений, ценностей, которые переживаются ими как некоторое негативное эмоциональное состояние [4].

Конфликт - это элемент человеческой деятельности и существования, который начинается с конфликтной ситуации, состоящей из участников конфликта и объекта конфликта, т.е. причин, из-за которой субъекты вступают в противоборство, тем самым вызывая подобную ситуацию [1]. Конфликты являются типичными жизненными ситуациями. Прежде всего, они ассоциируются у нас с разного рода противоречиями, разногласиями, столкновениями. Действительно конфликт - это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий. Прежде всего противоречие должно осознаваться человеком, при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания. Для конфликта характерна активность, направленная на поиск выхода, преодоление или разрешение возникшей проблемы. Например, руководитель принял в отношении своего подчиненного несправедливое решение. Это будет значимой проблемой для подчиненного, но конфликтной ситуацией эта проблема станет только тогда, когда подчиненный

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

станет принимать усилия по ее изменению. Будет обсуждать с руководителем свою проблему или высказывать ему свои претензии. Таким образом, конфликт - это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Здесь важно, оказавшись перед лицом конфликтной ситуации, не поддаваться желанию отстаивать свои представления или интересы как единственно обоснованные, не бояться осложнений в отношениях (если партнер чувствует, что вы готовы уступить, лишь бы не портить с ним отношения, он может оказать на вас давление и вынудить к желательным для него уступкам, а это, хотя и разрешит данную ситуацию, может повредить вашим дальнейшим отношениям). Важно задаться вопросом: как мы можем сделать так, чтобы вместе решить эту общую для нас проблему и максимально учесть интересы каждого?

Типичным заблуждением в подобных ситуациях является представление о том, что в конфликтах кто-то прав, а кто-то не прав, кто-то выигрывает и кто-то проигрывает. Если это именно так, то, конечно, каждый хочет выиграть, и потому будет стремиться к своей победе и, соответственно, «проигрышу» партнера. А на самом деле более обоснованным является другое высказывание: если ты выиграл, то на самом деле также и проиграл, потому что проиграл в отношении к тебе твоего «проигравшего» партнера. И потому типичным для современного подхода к эффективному поведению в конфликтах является другой принцип: «Как сделать так, чтобы мы оба выиграли?» И вера в то, что это возможно!

Характерным в реагировании на конфликты является повышенная эмоциональность в их восприятии и оценке. Многие люди, и это нормально, при попадании в конфликтную ситуацию начинают переживать преимущественно негативные эмоции: раздражение, возмущение, гнев, страх, обиду, ярость. Эти бурные переживания, так называемая «эмоциональная нагрузка», и превращают объективное противоречие в психологический конфликт. Эмоциональные переживания в конфликтных ситуациях в немалой степени связаны с тем, что мы не можем доказать свою столь очевидную для нас правоту, утвердить свою, как нам часто кажется, единственно правильную точку зрения, с чувством, что нас не понимают (или не хотят понять). Нам кажется, что наш визави и даже противник проявляет к нам враждебность, что наши отношения ухудшаются и, если дело происходит в семье или на работе, за этим могут последовать серьезные осложнения.

Любому современному человеку важно обладать хотя бы минимумом знаний об общих особенностях развития конфликтного процесса

и навыками эффективного управления. Обычно, анализируя тот или иной конфликт, выделяют то, что является важным - четыре основных категориальных группы: структура конфликта, типология, его динамика и функции.

Участники (субъекты) взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликта или же те, которые явно или неявно поддерживают конфликтующих; объект (причины конфликта) и предмет (то, из-за чего возникает конфликт) конфликта, а также образ конфликтной ситуации (отображение предмета конфликта в сознании участников) относятся к основным структурным элементам конфликта.

Предмет конфликта всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной. С практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определении предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью более-менее точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.

Типология конфликтов как одна из основных категорий их анализа играет не только методологическую, но и практическую роль. В настоящее время существует большое количество различных типологий и классификаций конфликтов, отражающих различные взгляды и позиции авторов. Сферы проявления конфликтов разнообразные: экономические, идеологические, социально-бытовые, семейные и т.д., отсюда и разнообразие типов и видов конфликтов. Рассматривая столкновения с точки зрения субъектов конфликтного взаимодействия, выделяют внутрилич-ностные и межличностные конфликты.

Внутриличностные, или просто личностные, конфликты представляют собой противоречия человека с самим собой. Они обусловлены несовпадением внешних требований и внутренних позиций данного человека. Эти несовпадения порождаются различными возможными обстоятельствами: необходимость выбора между приемлемыми и неприемлемыми, между двумя неприемлемыми или двумя приемлемыми обстоятельствами. Такие конфликты могут быть связаны и с излишней зависимостью или ролевой напряженностью. Л.Н. Толстой сказал: «Если сомневаешься и не знаешь, как поступить, представь себе, что ты умрешь к вечеру, и сомнение тотчас же разрешается: тотчас же ясно, что - дело долга и что - личные желания». Внутри-личностный конфликт - это острое негативное переживание, которое вызвано затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности и отражает противоречивые связи с социальной средой, а также

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

задерживающее принятие решения в данной ситуации [3]. Именно «длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности личности и является характеристикой внутреннего конфликта» [6]. Межличностные конфликты - это самый распространенный тип конфликта, эта зона включает разногласия между двумя и более людьми одной группы или даже нескольких групп [4]. Они возникают из-за противоречий в их целях, интересах, потребностях, способах поведения и т.п. Любой конфликт как сложное социальное явление многообразен и уникален, имеет свое развитие во времени и пространстве, т.е. свою динамику развития. Динамика любого конфликта имеет общие этапы развития. Предконфликтная стадия характеризуется возникновением разногласия по какому-либо вопросу между людьми (количество их может быть различным - от 2-х и более). Если люди не могут договориться, то в силу вступает психологический фактор: люди начинают переживать преимущественно негативные эмоции (раздражение, возмрущение, страх, гнев, обиду, ярость, растерянность, неудовлетворенность событиями, отношениями и т.п.). Стороны воспринимают ситуацию как угрожающую их личной независимости и свободе. Появляется желание во что бы то ни стало настоять на своей точке зрения. При этом оппозиция сменяется противодействием, которое и переходит в следующую стадию - собственно конфликт. Данная стадия характеризуется активными действиями сторон, направленными на нанесение ущерба другой. Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях, выдвигают определенные требования.

Таким образом взаимодействие принимает форму открытой «войны». Но ничто в мире не вечно и рано или поздно наступает окончание конфликта. Это и есть третья стадия конфликта - разрешение конфликта. В настоящее время активное использование словосочетаний «предупреждение и разрешение конфликтов» создает иллюзию понятности и очевидности их смысла. В отношении понятия «предупреждение конфликтов» действительно достаточно уровня житейских представлений, чтобы понять, что речь идет о недопущении конфликтов. Что же касается понятия «разрешение конфликта», то оно может быть достигнуто двумя способами: конструктивным (уход от конфликта, сглаживание спорных вопросов, компромисс, использование принуждения) и неконструктивным (конкуренция, приспособление, избегание).

Конструктивное или неконструктивное (деструктивное) разрешение конфликтов и выявляет функции тех или иных конфликтов. А эти функции (конструктивная и деструктивная) являются четвертой основной категориальной группой при анализе конфликта.

При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом. На одном этапе развития и в каких-то конкретных обстоятельствах он может играть негативную роль, и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации. В дополнение к этим функциям и, говоря о деятельности организаций, конфликт может выполнять еще пять функций: сигнальную, диагностическую, восстановительную, зондирующую и регулятивную.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения. Их успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и, в конечном счете, фактором повышения удовлетворенности жизнью. В противном случае они могут оказать негативное влияние на человека, разрушая, деформируя его личность и жизнь.

Как правило, к сожалению, всегда говорят только о деструктивной (негативной, разрушительной) функции конфликта. Но ведь разногласия людей в чем-либо могут быть и вполне полезными. Надо всегда помнить, что не каждый конфликт непременно вреден. Достаточно большое количество положительных аргументов можно привести в пользу конфликта, которые могут порождать и что-то положительное.

Своим стилем поведения мы невольно «задаем» те правила, по которым другие будут вести себя с нами. Существует психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция - конкуренцию [7].

В конфликте по сравнению с «нормальным» общением мы особенно нуждаемся в том, чтобы правильно понять нашего оппонента и быть правильно понятым самому. Это возможно только при определенной степени доверия и открытости между людьми. Вместе с тем в конфликтной ситуации люди редко прибегают к такому доверительному общению. Основная преграда к этому - сознательная или несознательная защита себя. Человек может сознательно стремиться о чем- то умолчать, так как считает, что это может быть использовано против него. Да и бессознательно, невольно мы «закрываемся » от партнера, стараясь не показывать своих истинных чувств и переживаний. Если мы хотим, чтобы наше общение в конфликтной ситуации было конструктивным, мы должны пытаться создать атмосферу доверия. Понять позицию партнера и его чувства. Даже если вам кажется, что он заблуждается (а это кажется только именно вам), надо понять, почему он думает именно так.

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк предложили следующее общее понимание разрешения конфликта. Заключается оно в том, что «разрешение

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

конфликта, т.е. завершение конфликтного противоборства, а не перерыв, может произойти только в случае изменения конфликтной ситуации, под которым понимается изменение любого из ее параметров: цели, объекта конфликта, оппонентов (участников, сторон), отношений объект - оппонент или оппонент - оппонент» [2]. Конфликт исчезнет только тогда, когда исчезнет породившее его противоречие.

Противоречия между людьми неизбежны в силу присущих им различий. От нашего восприятия противоречивых ситуаций и поведения в них зависит результат завершения конфликта: конструктивно или неконструктивно (деструктивно) люди выходят из конфликта. Практические знания, которые содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Эти знания представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению. Любой кризис, конфликт или противоречие - это возможность позитивных изменений, переосмысления своей жизни, а может быть, и начала нового пути.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2005.

5. Дмитриев А.В., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993.

6. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.

7. Субботина Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.