О. В. Санташова
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Работа представлена кафедрой психологии развития и акмеологии НОУ МГИ.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. А. Рычкова
В статье представлено обсуждение качественных изменений двигательной и познавательной сфер у младших школьников с нарушениями слуха. С помощью методов математической статистики выявлены корреляционные связи между двигательной и познавательной сферами, которые подчеркивают их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга.
The article represents a discussion on the qualitative alterations that take place in the motor and cognitive systems of junior students with hearing disorder. With the help of the methods of mathematical statistics, there have been revealed correlating connections between the motor and cognitive systems, that highlight their interconnection and mutual influence.
Различные виды деятельности, как и поведение человека в целом, обеспечиваются двигателями (психомоторными) действиями и языковым (речевым) опосредованием, выступающими в качестве возможностей (условий и средств) их реализации.
Нарушение слуха, а вследствие недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов (Р. М. Боскис,Т. А. Власова, Л. С. Выготский, И. М. Соловьев, А. П. Гозова, А. И. Дьячкова, Т. В. Розанова, Т. И. Шиф и др.), а также недостаточность двигательных средств (Б. И. Пинский, Г. В. Трофимова, В. Л. Страковская,
В. А. Кручинин, Н. Г. Байкина, Б. В. Сер-меев, Л. Б. Дзержинская, Е. М. Мастюко-ва, Л. Д. Хода) и несформированность психомоторики в целом будут негативно сказываться на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности, в том числе и на качестве овладения учебной деятельностью, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.
Между тем роль двигательной сферы (психомоторики) и ее взаимосвязь с уровнем развития познавательной сферы в общей структуре нервно-психических нарушений в период обучения младших школьни-
ков с нарушениями слуха недостаточно оценивается как специалистами школьных учреждений, так и практическими психологами, что ведет к поздней диагностике и коррекции отклонений в психомоторном развитии.
В связи с этим исследование различных аспектов возрастного развития и формирования двигательной и познавательной сферы, а также их взаимосвязь у детей младшего школьного возраста с различными нарушениями слуха приобретает особую актуальность. Полученные знания смогут расширить представления о взаимоотношениях слуховой, двигательной и познавательной систем и в дальнейшем могут быть использованы для компенсации недостающих или слаборазвитых психомоторных функций, индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
Целью проведенного исследования было изучение психолого-педагогических особенностей развития и взаимосвязь двигательной и познавательной сфер у младших школьников с нарушениями слуха.
В исследовании принимали участие 52 младших школьника без нарушения слуха и 101 младший школьник с нарушениями слуха (53 слабослышащих и 48 глухих младших школьников) в возрасте от 6 до 10 лет.
Для диагностики особенностей развития двигательной сферы использовалась «Метрическая шкала», предложенная М. О. Гуревечем и Н. И. Озерецким. Для исследования уровня развития познавательной сферы использовалась методика Векс-лера С^8С) - детский вариант, адаптированный А. Ю. Панасюком.
Результаты проведенного исследования показывают, что у глухих и слабослышащих младших школьников в сравнении с нормально слышащими сверстниками имеется качественное своеобразие двигательной и познавательной сферы.
Особенности развития двигательной сферы младших школьников с нарушения-
ми слуха характеризуются своеобразием развития, проявляющимся в недоразвитии моторики.
При исследовании состояния общей моторики у глухих и слабослышащих детей наблюдалась недостаточность общих движений по многим параметрам, которые в первую очередь проявлялись в недостаточной сформированное™ динамической координации движений.
При ходьбе, поворотах в движении отмечалась несогласованность работы рук и ног. Большинство детей ходили семенящим шагом, шаркая ногами, с опущенной головой и плечами. При этом в процессе ходьбы мышцы ног, рук, спины находились в состоянии напряжения. Было выявлено своеобразие при беге. Дети бегали на полусогнутых ногах, шлепали ступнями о пол, раскачивались из сторону в сторону и нередко переходили на ходьбу. Прыжки для детей явились наиболее сложным видом движений и часто напоминали подскоки на месте с несогласованным движением обеих ног, без участия рук и почти без отрыва от поверхности пола, при этом корпус тела заваливался на одну из сторон. Многие из испытуемых затруднялись прыгать на двух ногах и не умели прыгать на одной ноге. Особенно ярко это недоразвитие проявлялось у глухих младших школьников.
Также были выявлены нарушения статической координации движений, которые проявлялись в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в появлении тремора конечностей у учащихся при удержании статической позы. Дети часто не могли точно выполнить действия, не отклоняясь от заданного направления.
В большей степени затруднения детей проявлялись в умении одновременно выполнять движения. Чаще отмечались либо выраженные трудности выполнения этих движений, либо разновременное их выполнение. Одновременное выполнение движе-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ний для обеих конечностей наблюдалось у незначительного числа детей. При переключении с одного движения на другое наблюдались скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. В пробах темпо-ритмического характера обнаруживались недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений. За время, отведенное на выполнение задания, большинство детей несколько раз изменяли темп выполнения движения. У большинства из них ярко проявлялась несогласованность движений рук и ног.
При исследовании развития мелкой моторики у детей с нарушениями слуха наблюдалась недостаточность сформирован-ности тонких движений рук, малая дифференциация движений кистей рук, трудность сложных серий движений. Был выявлен замедленный темп деятельности и низкие временные показатели при перекладывании мелких предметов (спичек, монет, пуговиц).
Различные синкенизии в артикуляционном аппарате, в мышцах лица (сжимание губ или движение губ, высовывание языка, наклоны головы вперед или в сторону и т. д.) дополняли картину несформирован-ности общей моторики и тонких движений кисти и пальцев рук. В процессе выполнения тех или иных заданий у глухих и слабослышащих детей преобладала выразительная мимика и жесты, с помощью которых они передавали разнообразные чувства и желания.
Также в процессе диагностики была выявлена тенденция, что чем существеннее степень выраженности проблем в развитии слухового анализатора, тем ниже ступень развития двигательной сферы ребенка (при р < 0,01-0,001). Глухие младшие школьники значительно и достоверно (прир < 0,010,001) уступают по уровню развития двигательной сферы слабослышащим и младшим школьникам без нарушения слуха.
Суммарные различия показателей между глухими и младшими школьниками без нарушения слуха в возрасте 6-10 лет составляют (275,7%; 266,3; 229,6; 193; 165,1%). Между слабослышащими и младшими школьниками без нарушения слуха различия в 6-10 лет составляют (151,1%; 144,9; 134,7; 125; 124,2%). Между глухими и слабослышащими младшими школьниками в 6-10 лет суммарные различия составляют (182,4%; 183,8; 170,4; 154; 132,9%).
При диагностике уровня развития познавательной сферы глухих и слабослышащих младших школьников также было выявлено своеобразие в развитии всех психических процессов, которое в первую очередь проявляется в речевом недоразвитии и характеризуется низким уровнем и объемом относительно простых знаний, ограниченным словарным запасом, упрощенным грамматическим строем речи и наличием трудностей в формировании и оформлении грамматического строя предложений.
У детей с нарушениями слуха, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Своеобразие мышления заключалось в том, что многие школьники в 6-8 лет плохо справлялись с заданиями на овладение умением создавать целое из частей и пытались механически соединить части без учета фрагментов изображения на них, не понимая соотношение частей и целого. Задания, направленные на изучения уровня вер-бально-логического мышления, вызывали повышенную трудность, многие дети не могли самостоятельно сгруппировать слова по смыслу.
На всех этапах школьного обучения в начальной школе у учащихся с нарушениями слуха была отмечена слабость распределения, переключения и концентрации внимания.
Непреднамеренное или непроизвольное запоминание у школьников с нарушениями слуха находится на таком же уровне, как и у слышащих сверстников. Образный материал школьники с нарушениями слуха запоминают более успешно, чем слышащие, так как у них зрительный опыт богаче (зрительное запоминание). Преднамеренное или произвольное запоминание имеет ряд особенности у детей с нарушениями слуха. При запоминании они плохо умеют использовать прием сравнения. Трудный для вербализации материал дети с нарушениями слуха запоминают хуже, чем слышащие сверстники.
Проводя сравнительный анализ показателей, характеризующих качество познавательных процессов, нами также было выявлено отставание в развитии глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста от слышащих сверстников (при р < 0,01-0,001). Между глухими и младшими школьниками без нарушения слуха суммарные различия показателей составляют (278%; 250; 238; 200; 160%). Между слабослышащими и младшими школьниками без нарушения слуха различия составляют (150%; 137,6; 133; 128; 123%). Между глухими и слабослышащими младшими школьниками суммарные различия составляют (200%; 181,6; 179,2; 156,2; 130%).
Анализ возрастной динамики развития двигательной и познавательной сфер показателей слабослышащих, глухих и младших школьников без нарушения слуха 6-10 лет свидетельствует, что в целом в развитии двигательной и познавательной сферы в процессе обучения в начальной школе происходят достоверные положительные изменения (при р < 0,01-0,001). Характер возрастной динамики уровня развития двигательной и познавательной сфер слабослышащих, глухих и здоровых сверстников имеет сходную направленность, т. е. улучшается к 9-10 годам. Абсолютные значения изучаемых по-
казателей у слабослышащих и особенно у глухих младших школьников значительно ниже, чем у слышащих сверстников во всех изучаемых возрастных группах.
У слабослышащих младших школьников с возрастом происходит сокращение различий в развитии двигательной и познавательной сфер по сравнению с младшими школьниками без нарушения слуха. По уровню развития слабослышащие младшие школьники приближаются к уровню развития нормально слышащих сверстников. У глухих младших школьников по показателям развития двигательной и познавательной сфер к 9-10 годам происходит лишь сглаживание различий по сравнению с младшими школьниками без нарушения слуха.
Выявленные корреляционные связи между двигательной и познавательной сферами (у глухих - 0,93; у слабослышащих -0,87; у младших школьников без нарушения слуха - 0,84) подчеркивают взаимосвязь и взаимовлияние двигательной и познавательной сфер. Следовательно, активизирующее воздействие на одни из них будет неизбежно влиять на изменение других. В связи с этим наибольшей развивающей эффективностью будут обладать те средства, которые позволяют одновременно оказывать влияние на развитие двигательной и познавательной сфер.
Полученные результаты указывают на необходимость включения младших школьников с нарушениями слуха (особенно глухих младших школьников) в комплексную систему работы, которая способна обеспечить наиболее оптимальные условия психомоторного развития каждого ребенка. Поэтому необходимо целенаправленное, комплексное и систематическое психологическое воздействие, направленное на повышение уровня двигательной и познавательной сфер у слабослышащих и глухих младших школьников.