Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей личностных ценостей и агрессивности студенческой молодежи'

Особенности взаимосвязей личностных ценостей и агрессивности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1608
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ МОЛОДЕЖИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / AGGRESSION / EXTREMISM OF YOUTH / PERSONAL VALUES / STUDENTS / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василиади Ольга Дмитриевна, Карпушина Людмила Валентиновна

Агрессивность и личностные ценности рассматриваются как регуляторы поведения студенческой молодежи. Представлены результаты сравнительного анализа характеристик агрессивности различных половозрастных групп, а также показаны особенности взаимосвязей агрессивности и личностных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of interrelations personal values and aggressions of student''s youth

Aggression and personal values are considered as regulators of behavior of student''s youth. Results of the comparative analysis of characteristics of aggression various different groups are presented, and also features of interrelations of aggression and personal values are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей личностных ценостей и агрессивности студенческой молодежи»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 1 (5)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© О. Д. Василиади © Л. В. Карпушина

Василиади Ольга Дмитриевна психолог

persifora2007@yandex.ru

Карпушина

Людмила Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент

заведующая кафедрой обшей и социальной психологии

Самарская гуманитарная академия

karpusha_63@mail.ru

Агрессивность и личностные ценности рассматриваются как регуляторы повеления стуленческой мо-лолежи. Прелставлены результаты сравнительного анализа характеристик агрессивности различных половозрастных групп, а также показаны особенности взаимосвязей агрессивности и личностных ценностей.

Ключевые слова: агрессивность, экстремизм молодежи, личностные ценности, студенты, стандартизация.

Социальная действительность характеризуется ростом агрессивных тенденций в обществе, проявляющихся в общении, в поведении, в средствах массовой информации (телевидение, кино, реклама, газеты), в субкультурах, молодежных направлениях и т. д. На сегодняшний день остро стоит проблема роста экстремизма среди молодежи, отсутствия толерантности к «другим». И как никогда становится важным знать, есть ли взаимосвязь между личностными ценностями как регуляторами поведения и агрессивностью как психической характеристикой личности, представленной в различных социальных группах (социально демографической и социально профессиональной). Таким образом, на данный момент есть потребность в науке и практике в определении особенностей взаимосвязей личностных ценностей и агрессивности.

Существующие в настоящее время определения агрессии не являются исчерпывающими, охватывающими все грани этого многостороннего явления.

За единицу измерения примем следующее обобщающее определение агрессии:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [2].

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». В психологическом словаре понятие «агрессивность» — это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное [3]. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Различие между понятиями «агрессия» и «агрессивность» важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. И, во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. «Враждебность» — термин, который не имеет четкого значения в повседневной речи. Различия в понятиях «агрессивность» и «враждебность» большинство исследователей находят в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность — в установках и отношении. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней, «агрессивное поведение» рассматривается как социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, сопровождаемых нанесением физического, психологического, психического, морального вреда индивидам, группам, нациям, государствам [6].

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. В западной психологии существует большое число теоретических концепций, объясняющих механизмы агрессивности. Все они отражают воззрение и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Если проанализировать их многообразие, то можно выделить несколько наиболее значимых.

Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (теории этологического и психоаналитического толка, З. Фрейд, К. Лоренц) [5].

Вторая описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию (Л. Берковиц).

Третью составляют подходы, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения (бихевиоральные теории, А. Бандура).

Четвертая учитывает роль эмоциональных и когнитивных процессов (Д. Зильманн).

Пятая объясняет агрессивное поведение человека отсутствием конструктивных способов достижения цели (С. Фишбах) [9].

К причинам и факторам возникновения агрессивности относят: биологические факторы возникновения агрессивности — влияние нервной системы, наследственность, биохимические факторы; социальные факторы возникновения агрессивности — семья, субкультура и средства массовой информации, массовое сознание; психологические факторы возникновения агрессивности — черты характера и наклонности людей [1, 8]. В эмпирических исследованиях зачастую трудно установить взаимосвязь между личностными чертами и агрессивностью, но было выявлено определенное число характеристик, имеющих отношение к агрессивности. Это тревога, раздражительность и эмоциональная чувствительность, локус контроля, чувство стыда. Наряду с вышеперечисленными чертами личности, были обнаружены и другие черты личности, связанные с агрессивностью, такие как, авторитаризм, консерватизм, деструктивность, цинизм и другие черты.

В некоторых случаях на возникновение агрессивности сильное влияние оказывают установки задействованных в ситуации лиц, как агрессоров, так лиц, провоцирующих агрессию. Поскольку у человека имеются установки относительно совершенно различных аспектов социального и физического мира, многие из них вносят свою лепту и в вариациях агрессивности. То есть в зависимости от того, какую модель жизнедеятельности выбрал себе человек, так он и будет поступать.

Конечные действия индивида с высоким уровнем самосознания будут зависеть, и довольно сильно, от его системы ценностей и внутренних стандартов относительно поведения. Если выбор агрессии в качестве средства достижения цели одобряют, а саму агрессию рассматривают как приемлемую форму поведения, высокое самосознание может привести к усилению внешних проявлений подобного поведения, поскольку индивиды стремятся привести свои поступки в соответствие со взглядами, которых придерживаются. Напротив, если агрессия считается неприемлемой, индивид с высоким самосознанием будет склонен к уменьшению интенсивности подобных действий.

Таким образом, на данный момент есть потребность определения особенностей взаимосвязей личностных ценностей и агрессивности, которая является целью работы.

Объектомисследования является агрессивность молодежи, а предметом — взаимосвязи личностных ценностей и агрессивности молодежи.

Гипотезы: 1. Существуют различия во взаимосвязи личностных ценностей и агрессивности у студентов и служащих (работающих). 2. Существуют различия в характеристиках агрессивности у представителей различных социально-демографических групп (пол, возраст).

О. Л. Василиали, Л. В. Карпушина Методика

В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики: тест «Оценка агрессивности в отношениях» А. Асингера; тест «Шкала фашизма» (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сенфорд); тест личностных ценностей (ТЛЦ) (Карпушина Л. В., Капцов А. В.).

Методы математической статистики обработки эмпирических данных: первичная обработка данных, вычисление критерия ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни с использованием пакета прикладных программ StatSoft STATISTICA 6.

В пилотажном исследовании принимали участие студенты второго курса гуманитарной специальности в возрасте от 17 до 20 лет, количество 19.

Для группы сравнения были выбраны люди более зрелого возраста. Группа лиц мужского и женского пола в возрасте от 30 до 40 лет, служащие, образование среднеспециальное и высшее, количество 19.

Исследование проводилось в групповой форме, методом тестирования, на стандартизированных бланках, по стандартным инструкциям, в дневное время, для молодежи — в аудитории академии, для служащих — на рабочих местах. При проведении исследования все испытуемые были спокойны, проявляли умеренный интерес, внимательно слушали инструкции, выполняли предложенные задания.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Обе группы прошли тестирование блоком методик, состоящим из двух методик, исследующих агрессивность, и методики исследования личностных ценностей.

2. Полученные в результате тестирования данные подверглись первичной обработке, целью которой является упрощение дальнейшего анализа. Подсчитаны баллы по каждому человеку в группе, выведено среднее значение по каждому тесту в обеих группах.

3. Количественный и качественный анализ полученных данных, включающий обработку данных вычислением коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимосвязей личностных ценностей и агрессивности студентов и работающих, а также обработку данных непараметрическим критерием U — Манна-Уитни для выявления достоверности различий в характеристиках агрессивности у представителей различных социально-демографических групп.

Обсуждениеполученныхрезультатов

Для проверки гипотезы о существовании различия в характеристиках агрессивности у представителей различных социально-демографических групп (пол, возраст) нами проведена статистическая обработки эмпирических данных непараметрическим U-критерием Манна- Уитни.

В исследовании различий в характеристиках агрессивность мы использовали результаты тестов: теста Ассингера и теста «Шкала фашизма». Результаты теста Ассингера дают нам оценку только по одной шкале

«уровень агрессивности». Тест «Шкала фашизма» наряду с характеристикой агрессивности как одной из шкал дает возможность определения дополнительных характеристик, которые, в конечном счете, составляют единый синдром, единую структуру авторитарной личности. Таким образом, при помощи последней методики мы можем более конкретно и детально проследить феномен агрессивности и экстремизма.

На первоначальном этапе математической обработки полученные данные были проверены на соответствие нормальности закона распределения в выборках. Так как нормального закона распределения нет, для выявления различий мы воспользовались непараметрическим Ц-критери-ем Манна-Уитни.

По результатам проведенного исследования получены следующие данные. Были выявлены различия в агрессивности по половому признаку (Ц = 105, Ъ = 2,25, р = 0,02) — женщины показали выше агрессивность, чем мужчины. С точки зрения теории фрустрации, женщины чаще подвергаются фрустрации в различных сферах своей жизни (трудовой, общественной, семейной), поэтому больше причин для возникновения агрессии и агрессивности как устойчивого качества. С точки зрения этологической теории, агрессивность женщины объясняется, как средство выжить в борьбе с мужчинами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни. Также это объясняется усложнением жизни женщины в современном мире и трансформацией социальных ролей.

Нами были выявлены различия в агрессивности по возрастному параметру, сравнивались две возрастные группы — от 17 до 20 лет и от 23 до 35 лет (Ц = 137, Ъ = 2,27, р = 0,03).

Для возрастной группы от 23 до 35 характерен более низкий уровень агрессивности. Это можно объяснить с точки зрения энергетической модели. Большая часть энергии, в том числе и агрессивности, уходит в трудовую деятельность. Значительная часть особенностей поведения зависит от влияния ведущей деятельности и ее особенностей (отсутствие или наличие контактов с людьми и т. д.).

Все основные поведенческие проявления работающего человека подчинены требованиям, предъявляемым к трудовой деятельности, в условиях, ограничивающих возможности проявления агрессивного поведения.

Для возрастной группы от 17 до 20 характерен более высокий показатель уровня агрессивности. Молодому человеку, студенческого возраста, в свою очередь приходится, возможно, впервые в жизни самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы, полагаясь только на свои силы и способы уже усвоенных моделей поведения в фрустриру-ющей ситуации. Применяя их к возникающим новым ситуациям, с которыми он сталкивается в учебно-профессиональной деятельности и в связи с переходом в другую социальную группу (работающая молодежь), в которой предъявляются другие социальные требования.

Характеристики экстремизма являются в нашем исследовании дополняющими основную — агрессивность, что позволяет более «объемно» представить совокупный портрет современного студента (таблица 1).

Девушки более консервативны и подвержены авторитарному подчинению, чем юноши. Женщины изначально более консервативны, чем мужчины, они не склонны к перемене взглядов, им присуща приверженность определенным ценностям, таким как семья, социальные контакты, материальное благополучие.

Таблица 1

и-критерийМанна-Уитниразличиявэкстремистских характеристикахвгруппестудентов(женщиныимужчины,17-20лет,п=19)

Сумма рангов Ж Сумма рангов М и Ъ р-1еуе1

консерватизм 62 128 7 -3,300 0,001

авторитарное подчинение 73,5 116,5 18,5 -2,258 0,024

С точки зрения биологизаторских теорий, стереотипы мужского и женского поведения являются врожденными, определяемыми биологической ролью мужчины и женщины. Кроме того, следует отметить, что эти стереотипы закрепляются в самосознании человека в раннем детстве через подражание представителям своего пола, через усвоение норм, правил, традиций, ценностей, которые декларируются в семье, школе, в обществе. Воспитание девочки в семье, в школе формирует стремление к подчинению авторитетам (родителям, старшим, вождям и т. д.), потребность в сильном лидере, которая далее трансформируется в потребность быть за мужем либо иметь зависимость от мужчин.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о существовании различий в характеристиках агрессивности у представителей различных социально-демографических групп (пол, возраст) подтверждена.

Были выявлены различия во взаимосвязи личностных ценностей и агрессивности у студентов и служащих (таблица 2). Для студентов такая характеристика агрессивности как суеверность и стереотипия тесно связана с ценностями саморазвития, духовного удовлетворения, креативностью. Большая часть взаимосвязей характеристик агрессивности располагается в области личностных ценностей гуманистической направленности. Что можно объяснить тем, что для молодежи характерно искание себя, саморазвитие, стремление к получению морального удовлетворения и развитие своих творческих возможностей, но все эти процессы происходят в социуме и под его влиянием и воздействием стереотипов, штампов не избежал ни один молодой человек.

Ценность духовного удовлетворения взаимосвязана с антиинтроцеп-цией. Для студента подчас важен не результат учебы, а сам процесс. Моральное или внутреннее удовлетворение от того, что делает человек, взаимосвязано с тем, как он это себе представляет. От его тенденций руководствоваться реальными объективными фактами или субъективным мировоззрением, основанным на эмоциях чувствах, фантазиях.

Ценность материального благополучия взаимосвязана с преувеличенной озабоченностью сексуальной жизнью — как своей, так и чужой. Это мож-

Таблица 2

Взаимосвязьличностныхценностейихарактеристикагрессивности вгруппестудентов(женщиныимужчины,17-20лет,п=19,р<0,05)

но объяснить тем, что для них материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благополучия может оказаться основанием для увеличения сексуальности, привлекательности объекта противоположного пола.

Ценность сохранения индивидуальности взаимосвязана с авторитарной агрессией, можно сделать заключение, что чем более зависим человек от других людей, чем менее незаметным и невыразительным он стремится быть, тем более возрастает в нем жажда к осуждению, отвержению и наказанию людей, не разделяющих его ценности, тем выше потребность во внешнем объекте для разрядки подавленных в «мы-груп-

шбольшее (а 3).

Таблица 3 вности

,р<0,05)

Хвврруплики Личностные ценносш--^ „^ лужа « щих ¡¡¡с ценно кЦ сть е-сн самор аре] сйре азвит ность агресс о-дипия и и япрз гс указа пиУа ЖКЗШ забоЧ1. аб^и ю

ШВНОШВитие Взаимосв*ЗЪ [ИЧ11< 1стн] хцен ност ■йихха ракт ер ист икаг ресси

0умо1йзо®утиевГ:РЙ6Пе1еРаоот 1®)Щи !Х,(5Ж !нЩ5 80Ы4 МРТЧ 65ны 2 35-3 П49 9

Креативность 0,51 0 45

Кшадеашшениа'ополучие 0,52 0,55

ДохрШЖИйЯиндивидуальности -0, [8 ( ,58

Сохранение индивидуальности 0,49 0,46 0,49 0,48

Психическая активность 0,58 0,48 0,51 0,48 0,54

К — Консерватизм, Ап — Авторитарное подчинение, аИ — Антиинтроцеп-ция, СС — Суеверность и стереотипия, Кв — Комплекс власти, ДиЦ —Деструк-тивность и цинизм, П — Проективность, Посж —Преувеличенная озабоченность сексуальной жизнью, Э — общая сумма баллов (степень подверженности антидемократической идеологии).

Такое разнообразие взаимосвязей может говорить о сильном влиянии социума на саморазвитие работающего человека, на его запрограммированность на определенные поступки, действия, решения, принимаемые человеком в отношении себя.

Из таблицы 3 видно, что практически каждая шкала ценностей имеет связь с тремя дополнительными характеристиками агрессивности: суеверностью и стереотипией, комплексом власти и проективностью. Этот факт может означать, что с возрастом у человека развивается ригидность мышления, склонность к суевериям и вера в мистическое предначертание судьбы. А также он мыслит в таких категориях, как начальник — подчиненный, взрослый — ребенок, сильный — слабый, и склонен превозносить свое превосходство над другими, даже если таковых немного или это и вовсе только его семья. Предрасположенность верить, в то, что мир опасен и изначально зол только усиливает суеверность и комплекс власти, заставляя человека проявлять агрессивность по отношению к «враждебному окружению». Агрессивность взаимосвязана практически с большинством из личностных ценностей работающего человека, который каждый день и на работе, и дома несет бремя ответственности за себя, свое дело, своих близких и родных, принятые им решения и поступки.

Взаимосвязь ценности взаимоотношений с консерватизмом лишний раз подтверждает, что с возрастом человек становится более разборчив в выборе круга общения. Люди за редким исключением склонны воспринимать кого-то, кто не похож на них и не разделяет их взглядов, ценностей, убеждений. Они становятся более консервативными во всех жизненных сферах.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, различия во взаимосвязи личностных ценностей и агрессивности у студентов и работающих существуют и являются значимыми.

Выводы

Так мы выявили, что агрессивность взаимосвязана с личностными ценностями человека и имеет различия во взаимосвязях в разных социальных группах. Для студентов взаимосвязь личностных ценностей и характеристик агрессивности менее выражена в силу своего возраста и статуса, у них менее выражены такие черты личности, как консерватизм, авторитарное подчинение, комплекс власти, деструктивность, цинизм, проективность. Также было установлено, что уровень агрессивности связан с половыми особенностями: женщины более агрессивны, чем мужчины. Это объясняется усложнением жизни женщины в современном мире и трансформацией социальных ролей.

Данное исследование не исчерпывает всей проблематики взаимосвязей агрессивности и личностных ценностей человека, а лишь подтверждает необходимость подробного изучения различных аспектов и факторов данного явления.

Особенности взаимосвязей личностных ценностей и агрессивности.. ЛИТЕРАТУРА

1 Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб., 1997. 336 с.

2 Ениколополов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. ц 1. С. 60—71.

3. Ениколопомов С. Н. Психология агрессии: «основные подходы» // Вестник Псковского Вольного Университета, 1994. С. 62—68.

4 Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 335 с.

5. Зубова Л. В. О природе агрессивности личности // Вестник ОГУ. 2004. ц 5. С. 27—32.

6. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. ц 6. С. 168—173.

7. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Швейника. СПб. : Амфора, 2001. 349 с.

8. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер Ком, 1998. 688 с.

9. Семенюк Л. М Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие. М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1998. 96 с.

The features of interrelations personal values and aggressions of student's youth

O. Vasiliadi, L. Karpushina

Aggression and personal values are considered as regulators of behavior of student's youth. Results of the comparative analysis of characteristics of aggression various different groups are presented, and also features of interrelations of aggression and personal values are shown.

Key words: aggression, extremism of youth, personal values, students, standardization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.