Научная статья на тему 'Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов'

Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2653
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ГЕНДЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Целью данного исследования является изучение тревожности и агрессивности как факторов, детерминирующих стрессоустойчивости студентов. У 348 студентов были исследованы следующие показатели тревожности и агрессивности: ситуативная и личностная тревожность, индексы агрессивности и враждебности. Выявлена обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и показателями агрессивности и тревожности. Установлен ряд гендерных особенностей ситуативной и личностная тревожности, а также индексов агрессивности и враждебности. Результаты проведенного исследования необходимы для создания психологической модели стрессоустойчивости, на основе которой можно будет осуществлять работу со студентами по осмыслению и преобразованию структуры стрессоустойчивости и факторов, обуславливающих ее, а также для дифференцированного прогнозирования профессионально-психологического соответствия студентов ряду врачебных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты стрессоустойчивости студентов»

© ЦЕРКОВСКИЙ А.Л., 2011

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

ЦЕРКОВСКИЙ АЛ.

У О «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра психологии и педагогики

Резюме. Целью данного исследования является изучение тревожности и агрессивности как факторов, детерминирующих стрессоустойчивость студентов. У 348 студентов были исследованы следующие показатели тревожности и агрессивности: ситуативная и личностная тревожность, индексы агрессивности и враждебности. Выявлена обратная зависимость между уровнем стрессоустойчивости и показателями агрессивности и тревожности. Установлен ряд гендерных особенностей ситуативной и личностная тревожности, а также индексов агрессивности и враждебности. Результаты проведенного исследования необходимы для создания психологической модели стрессоустойчивости, на основе которой можно будет осуществлять работу со студентами по осмыслению и преобразованию структуры стрессоустойчивости и факторов, обусловливающих ее, а также для дифференцированного прогнозирования профессионально-психологического соответствия студентов ряду врачебных специальностей.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, тревожность, агрессивность, гендер.

Abstract. The aim of this study is to investigate anxiety and aggression as factors determining students' stress stability. In 348 students the following indicators of anxiety and aggression were examined: situational and personal anxiety, aggressiveness and hostility indices. The inverse relationship between the level of stress stability and the indices of aggression and anxiety has been revealed. A number of gender peculiarities of situational and personal anxiety, and also of aggression and hostility indices have been determined. The results of this study are needed to elaborate the psychological model of stress stability which will enable the work with students to reflect upon and transform the structure of stress stability as well as the factors that cause it, and also for differential prediction of professional and psychological fitness of the students for a number of medical specialties.

Исследование тревожности и агрессивности как личностных детерминантов стрессоустойчивости студентов является частью НИР кафедры психологии и педагогики «Исследование стрессоустойчивости студентов медицинского вуза».

Ещё в 50-х годах XX столетия известный психолог Р. Кэттелл сформулировал концепцию о двух видах тревожности: 1) тревоги как состояния и 2) тревожности как личностного свойства. Эта концепция впоследствии была

Адрес для корреспонденции: 210027, г.Витебск, пр-т Строителей, д. 8, корп. 1, кв. 52. - Церковский А.Л.

доработана и усовершенствована Ч. Спилбер-гером и легла в основу созданного им теста для оценки тревожности.

Тревога как состояние (синонимы: тревожность, реактивная тревожность, ситуативная тревожность) включает в себя такие составляющие, как субъективные чувства напряжения, беспокойства, волнения, опасения, а также признаки активации вегетативной нервной системы. Очень высокая ситуативная тревожность может вызывать нарушения внимания. Как правило, ситуативная тревожность у одного и того же человека бывает разной в разные моменты времени. Поскольку

измерение ситуативной тревожности - это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, её уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает своё окружение как опасное или угрожающее [5].

Второй вид тревожности - тревожность как личностное свойство (синонимы: личностная тревожность, характерологическая тревожность). Личностная тревожность характеризует относительно устойчивую для человека «склонность тревожиться», т.е. склонность воспринимать стрессогенные ситуации как опасные или угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги (т.е. повышением ситуативной тревожности) [5].

Уровень тревожности можно рассматривать как показатель индивидуальной чувствительности к стрессу и склонности ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие [7].

Среди многочисленных факторов, обусловливающих устойчивость человека к стрессогенным ситуациям, необходимо выделить агрессивность. В данном контексте мы рассматриваем агрессивность применительно к личности студента. При этом необходимо разделять понятия агрессия и агрессивность, так как они не является синонимами.

Агрессия - определённые действия, причиняющие ущерб другому объекту. Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [9].

Теоретической основой исследования агрессивности является концепция А. Басса и А. Дарки (А. Buss, А. Durkee, 1957), позволяющая изучить агрессивные и враждебные реакции личности на воздействие внешнего мира. Авторы предлагают различать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую они определяют термином «агрессивность», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную позицию по отношению к окружающим - такая реакция определяется авторами как враждебность. Можно выделить следующие виды реакций: 1) физическая агрессия - использование физической

силы против другого лица; 2) косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; использование сплетен, шуток и проявление неправильных, неупорядоченных взрывов ярости (крик, топанье ногами и т.п.); 3) раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, таких, как вспыльчивость, грубость и резкость при малейшем возбуждении; 4) негативизм - оппозиционная манера в поведении, направленная обычно против авторитета или руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся требований, правил, обычаев и законов; 5) обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания; 6) подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят вред; 7) вербальная агрессия

- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 8) чувство вины, аутоагрессия - отношения и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. На основе этих показателей определяются индекс агрессивности и индекс враждебности: («1» + «2» + «7») : 3 = ИА - индекс агрессивности; («5» + «6») : 2 = ИВ - индекс враждебности. На основании данного представления о враждебности её можно определить как реакцию отношения, скрытно-вербальную реакцию, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий.

Целью исследования является изучение тревожности и агрессивности как факторов, детерминирующих стрессоустойчивости студентов.

Методы

Нами было обследовано 348 студентов ВГМУ из них 106 юношей (30,5%) и 242 де-

вушки (69,5%); средний возраст на момент исследования составил 19,2±1,5 года.

Для выявления СУ и её уровня использована «Методика для определения вероятности развития стресса» Дж.Тейлора в модификации Т.А. Немчина [6]. Тест содержит 50 утверждений с одним вариантом ответа: либо «да», либо «нет». Необходимо отметить только те утверждения, с которыми студент согласен. Если количество таких утверждений достигает 5-15, то прогнозируется высокая СУ; если число утверждений не превышают 25, прогнозируется средний уровень СУ; если их число выше 25, у студента прогнозируется низкая СУ! Продолжительность тестирования - 15-30 минут.

Для изучения тревожности как детерминанты СУ мы применили «Шкалу реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина [3]. Методика содержит две шкалы самооценки тревожности (ситуативной и личностной). Каждая шкала включает 20 вопросов-суждений. На каждый вопрос возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности: до 30 баллов - низкая; 31-44 балла

- умеренная; 45 и более - высокая.

Для исследования агрессивности как фактора, детерминирующего СУ, использовался «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки [3]. Он состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На основании полученных данных по восьми шкалам-реакциям определяются индекс агрес-

сивности и индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 6,5-7±3.

Результаты

Результаты исследования тревожности свидетельствуют о наличии определённой взаимосвязи как между видами тревожности, так и между степенью тревожности и уровнем стрессоустойчивости.

При анализе распределения тревожности среди студентов по полу (табл. 1) отмечается преобладание ситуативной тревожности среди девушек, а личностной тревожности -среди юношей. При этом умеренный уровень обоих видов тревожности выявляется у большего числа студентов. Так, у юношей он составляет соответственно при ситуативной и личностной тревожности 53,2% и 54,7%, а у девушек - 56,2% и 51,4%. Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен у 19,4% девушек и 18,7% юношей, а низкий уровень -у 28,1% юношей и 24,4% девушек. Высокий уровень личностной тревожности отмечается у 21,6% юношей и 20,4% девушек, а низкий уровень - у 23,7% юношей и 28,0% девушек.

Анализ распределения агрессивности среди студентов по полу (табл. 2) указывает на более высокие показатели индекса агрессивности среди юношей и индекса враждебности - среди девушек. Среди всех студентов преобладают значения показателей агрессивности, соответствующие норме. Такие значения индексов агрессивности выявлены соответственно у 55,6% и 48,6% юношей, а у девушек - у 44,2% и 57,4%.

Таблица 1

Распределение тревожности среди студентов по полу

Виды тревож- ности Пол Ситуативная тревожность (%) Личностная тревожность (%)

Низкая Умеренная Высокая Низкая Умеренная Высокая

Юноши 28,1 53,2 18,7 23,7 54,7 21,6

Девушки 24,4 56,2 19,4 28,0 51,6 20,4

Таблица 2

Распределение агрессивности среди студентов по полу

Показатели агрессив- ности Пол Индекс агрессивности (%) Индекс враждебности (%)

Ниже нормы Норма Выше нормы Ниже нормы Норма Выше нормы

Юноши 21,0 55,6 23,4 31,8 48,6 19,6

Девушки 36,4 44,2 19,4 19,6 57,4 23,0

Значения выше нормы индекса агрессивности имеют 23,4% юношей и 19,4% девушек, а ниже нормы - 21,0% юношей и 36,4% девушек. Значения выше нормы индекса враждебности отмечается у 19,6% юношей и 23,0% девушек, а ниже нормы - у 31,8% юношей и 19,6% девушек.

При анализе соотношения тревожности и уровня СУ (табл. 3) отмечается общая тенденция: более низкому уровню СУ соответствуют более высокие количественные показатели ситуативной и личностной тревожности. Так, по мере снижения уровня СУ от высокого к низкому значения ситуативной тревожности составляют соответственно 36,62±1,9; 41,37±2,9; 49,75±5,4, а значения личностной тревожности - 40,63±2,4; 43,32±3,8; 49,75±5,4. При этом высокий и средний уровни СУ обусловлены умеренными значениями обоих видов тревожности (умеренная тревожность составляет 31-45 тестовых баллов). Значения ситуативной тревожности при высокой и средней СУ, а также

значения личностной тревожности при высокой СУ по сравнению с низкой СУ являются статистически значимыми (р<0,05).

Результаты исследования агрессивности (табл. 3) указывают на определённую тенденцию во взаимосвязи между значениями индексов агрессивности и уровнем СУ. Так, чем ниже значения индекса агрессивности (18,7± 4,5; 15,7± 3,7; 13,8± 2,8), тем выше уровень СУ! Эта же закономерность выявляется и при анализе индекса враждебности (10,8±2,9; 10,2±2,5; 9,5±1,8). При этом все значения индекса агрессивности соответствуют норме (диапазон нормальных значений составляет 21±4), а для индекса враждебности нормальные значения (диапазон - 6,5-7±3) определяют высокий уровень СУ.

Обсуждение

В основе обсуждения выявленных особенностей тревожности лежит понимание

Таблица 3

Соотношение тревожности, агрессивности и уровня СУ

Тревожность, агрессив- ность Уровень СУ Ситуативная тревожность Личностная тревожность Индекс агрессивности Индекс враждебности

Высокий 36,62±1,9 * 40,63±2,4 * 13,8 ± 2,8* 9,5± 1,8

Средний 41,37±2,9 * 43,32±3,8 15,7 ± 3,7 10,2± 2,5

Низкий 49,75±5,4 * 46,96±4,7 * 18,7± 4,5* 10,8± 2,9

Примечание: * - р<0,05.

того, что ситуативная тревожность характеризует уровень стресса в данный момент, а личностная тревожность - уязвимость (или устойчивость) к воздействию различных стрессоров в целом [5]. Студенты с высокой тревожностью воспринимаемые стимулы расценивают как опасные и связывают их со специфическими (учебными) ситуациями угрозы их престижу, самооценке, самоуважению. При этом, чем выше уровень личностной тревожности, тем выше вероятность, что студент в угрожающей (или кажущейся угрожающей) ситуации будет испытывать тревогу, и эта тревога будет относительно сильнее. В данном случае эмоциональная сфера «перекрывает» когнитивную и снижает эффективность учебной деятельности студента [1].

В плане прогноза очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта и вызывать эмоциональные и невротические срывы, а также психосоматические заболевания (Па-сынкова Н.Б., 1996) [5].

Анализ гендерных особенностей тревожности студентов не подтверждает отмеченный в научной литературе факт: женщины более тревожны, чем мужчины [2]. В.П. Плотников с соавторами (2001) выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5% опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2% юношей [8].

В нашем исследовании распределение тревожности среди юношей и девушек носит сложный характер. Были выявлены более высокая личностная тревожность у юношей и более высокая ситуативная тревожность у девушек. С нашей точки зрения, эти результаты подтверждают существующие в обществе гендерные стереотипы, согласно которым мужчины должны скрывать свою тревогу, а женщинам разрешается более открытое выражение своих эмоциональных состояний (в том числе и тревожных) [4].

В основе интерпретации результатов исследования агрессивности должно лежать понимание того, что гармонически развитой личности необходимо обладать определённой степенью агрессивности. Поскольку её отсутствие приводит к неспособности отстоять

себя. Чрезмерное развитие агрессивности превращает человека в конфликтную, неспособную на кооперацию личность. Агрессивность в крайнем своём выражении патологична: агрессия становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной злобности, враждебности, негативизме, жестокости.

Полученные нами данные свидетельствуют о нормальной агрессивности студентов на фоне незначительно выходящей за норму враждебности. Именно этот факт подтверждает необходимость формирования у студентов социально-психологической компетентности, а также важность института кураторства в воспитательной работе со студентами. По нашему мнению, преобладание нормальной агрессивности студентов может способствовать выбору ими наиболее конструктивных стилей поведения в сложных жизненных ситуациях [10].

Существует определённая тенденция во взаимосвязи между значениями показателей агрессивности и уровнем СУ: чем ниже значения индексов агрессивности и враждебности, тем выше уровень СУ. Все значения индекса агрессивности соответствуют норме, а для индекса враждебности нормальными являются значения, определяющие высокий уровень СУ.

При анализе гендерных особенностей агрессивности выявлена более высокий индекс агрессивности у юношей и более высокий индекс враждебности у девушек. Мы считаем, что данные особенности агрессивности у студентов также являются результатом воздействия на мотивацию поведения существующих в обществе гендерных стереотипов. Именно гендерная стереотипизация способствует сдерживанию агрессивных тенденций в поведении у девушек и не препятствует проявлению различных социальных форм проявления агрессивности у юношей [4]. Данная точка зрения подтверждается исследованиями Е. Маккоби и К. Джеклин (Е. МассоЬу, С. 1аскНп, 1974). Они считают, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности агрессивных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек

— убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно [4].

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Студенты с высокой и средней СУ обладают умеренной ситуативной и личностной тревожностью, что указывает на важность и необходимость оптимального уровня тревожности при организации учебной деятельности самими студентами. У студентов с низкой СУ определяется высокий уровень ситуационной и личностной тревожности, что ещё раз подтверждает детерминирующий характер тревожности по отношению к СУ!

2. Существует определённая тенденция во взаимосвязи между значениями показателей агрессивности и уровнем СУ: чем ниже значения индексов агрессивности и враждебности, тем выше уровень СУ Все значения индекса агрессивности соответствуют норме, а для индекса враждебности нормальными являются значения, определяющие высокий уровень СУ

3. Более высокие личностная тревожность и индекс агрессивности у юношей подтверждают их стремление скрывать свою тревогу и не сдерживать себя при различных социальных формах проявления агрессивности, так как это соответствует гендерным стереотипам (ожиданиям общества относительно поведения мужчины).

4. Более высокие ситуативная тревожность и индекс враждебности у девушек указывает на гендерные особенности поведения женщин: более открытое выражение своих эмоциональных состояний (в том числе и тревожных) и сдерживание агрессивных тенденций в поведении.

5. Результаты исследования могут использоваться сотрудниками психологической службы в тренинговой работе со студентами. Кроме этого, они могут помочь проведению

воспитательной работы кураторами студенческих групп, а также могут использоваться на учебных занятиях кафедры психологии и педагогики ВГМУ

6. В перспективе результаты данного исследования как части комплексного исследования СУ студентов необходимы для создания психологической модели стрессоустойчи-вости, на основе которой можно будет осуществлять работу со студентами по осмыслению и преобразованию структуры стрессоустойчи-вости и факторов, обусловливающих ее, а также для дифференцированного прогнозирования профессионально-психологического соответствия студентов ряду врачебных специальностей.

Литература

1. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. - Тамбов, 2009. - 219 с.

2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

4. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2010 - 688 с.

5. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2004 - 701 с.

6. Каменюкин, А.Г Антистресс-тренинг / А.Г. Каме-нюкин, Д.В. Ковпак. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

7. Мильман, В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман. // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФИС, 1983. - С. 24-46.

8. Плотников, В. П., Миронова, Т. С., Рыжак, М. М. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза / В.П. Плотников, Т. С. Миронова, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. - 2001. -№ 5. - С. 26-39.

9. Реан, А.А., Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2006. - 480 с.

10. Церковский, А.Л. Копинг-поведение студентов медицинского вуза / А.Л. Церковский // Вестн. ВГМУ. - 2007. - Т. 6, № 3. - С. 118-127.

Поступила 03.11.2011 г. Принята в печать 02.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.