№ 361
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Август
2012
УДК 301
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ
Е.С. Верясова
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья является частью эмпирического исследования изменения профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения на разных этапах педагогической карьеры. Рассматривается специфика взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников. Основное внимание уделено следующим аспектам взаимодействия воспитателей с родителями: вопросы, обсуждаемые педагогом с родителями по поводу ребенка; интенсивность и инициативность общения; сложности, возникающие в процессе установления контакта. Отмечено влияние педагогического стажа, типа и уровня образования, возраста детей в группе, с которой работает педагог.
Ключевые слова: содержание общения; инициативность общения; интенсивность общения; сложности установления контакта.
Основное внимание в статье уделяется следующим аспектам взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями воспитанников: вопросы, обсуждаемые педагогом с родителями по поводу ребенка; интенсивность и инициативность общения; сложности, возникающие в процессе установления контакта. Особое внимание в ходе анализа отводится влиянию социально-стратификационных факторов на взаимодействие воспитателей с родителями (педагогический стаж; уровень и тип образования; возраст детей в группе, с которой работает педагог). Эти моменты, на наш взгляд, имеют принципиальное значение, поскольку позволяют охарактеризовать существенные аспекты профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В основу данной статьи легли материалы, полученные в ходе социологического опроса 320 воспитателей, работающих в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы, который был проведен Институтом социологии образования РАО [1]. Также были использованы материалы опроса 1936 родителей детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Москвы, который был проведен сотрудниками Института социологии образования РАО [2].
Содержание общения воспитателей с родителями. Особый интерес представляют те темы, которые выбирает педагог для общения с родителями дошкольников, поскольку сама тематика общения отражает и позицию
воспитателя по отношению к ребенку. Полученные материалы показывают, что большинство педагогов (73,2%) обсуждают с родителями успехи ребенка и его положительные черты. Каждый второй воспитатель (57,0%) обращает внимание на поведение ребенка в течение дня. Физическое и психическое самочувствие отмечают 38,5%. Треть опрошенных считает необходимым обсуждать с родителями аппетит (32,1%) и процесс адаптации ребенка к детскому саду (30,9%). Каждый шестой (16,2%) педагог уделяет большое внимание коммуникабельности ребенка и его отношениям с другими детьми. О недостатках ребенка и его отрицательных чертах характера говорят 9,2% воспитателей. И лишь незначительная доля опрошенных предпочитает не обсуждать достоинства и недостатки ребенка (2,9%).
Приведенные данные показывают, что в педагогической позиции воспитателя явно доминирует установка на оценку и характеристику ребенка с точки зрения его успешности и всестороннего развития. Вместе с тем возникает вопрос о влиянии социально-демографических факторов на позицию воспитателя по отношению к ребенку.
Так, например, весьма характерно проявляется влияние педагогического стажа воспитателей на выбор ими тем для общения с родителями дошкольников. Сравнительные данные по выбору тем молодыми специалистами (со стажем до 8 лет) и опытными педагогами (со стажем от 14 лет и выше) приведены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Темы, обсуждаемые молодыми специалистами и опытными педагогами с родителями, %
Тема Ответы воспитателей со стажем до 8 лет Ответы воспитателей со стажем от 14 лет р =
Поведение ребенка в течение дня 69,5 48,6 .001
Аппетит ребенка 48,6 18,9 .0001
Физическое и психическое самочувствие ребенка 32,4 39,2 -
Коммуникабельность ребенка 14,3 17,6 -
Успехи ребенка и положительные черты его характера 61,9 82,4 .003
Недостатки ребенка и отрицательные черты его характера 3,8 12,8 .01
Адаптация к детскому саду 27,6 33,8 -
Темы, не касающиеся ребенка 2,9 3,4 -
Предпочитаю не обсуждать достоинства и недостатки ребенка 2,9 3,4 -
Сопоставляя представленные в табл. 1 данные, мы предпочитают темы о внешних проявлениях жизни
видим, что молодые специалисты (со стажем до 8 лет) ребенка (поведение и аппетит), а опытные педагоги
(со стажем от 14 лет) уделяют внимание развитию ребенка, говоря с родителями об успехах и недостатках их ребенка. Таким образом, опытные педагоги ориентированы на достижения дошкольника и его
проблемы, над которыми необходимо работать вместе с родителями.
Рассмотрим влияние уровня и типа образования педагога на содержание общения с родителями (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Темы для обсуждения с родителями воспитателями с разным уровнем и типом образования, %
Тема Ответы воспитателей с непедагогическим образованием Ответы воспитателей с педагогическим образованием р=
Поведение ребенка в течение дня 73,9 53,3 .01
Аппетит ребенка 50,0 28,6 .004
Физическое и психическое самочувствие ребенка 30,4 40,8 -
Коммуникабельность ребенка 13,0 16,9 -
Успехи ребенка и положительные черты его характера 52,2 78,0 .0003
Недостатки ребенка и отрицательные черты его характера 0,0 11,0 .01
Адаптация 26,1 30,6 -
Темы, не касающиеся ребенка 0,0 3,9 -
Предпочитаю не обсуждать достоинства и недостатки ребенка 4,3 2,0
Как видно из представленных в табл. 2 данных, воспитатели с непедагогическим образованием предпочитают обсуждать с родителями поведение ребенка и его аппетит. Воспитатели же с педагогическим образованием более ориентированы на такие темы, как успехи ребенка и его недостатки.
Таким образом, воспитатели с педагогическим образованием при общении с родителями уделяют значительное внимание успехам ребенка и его недостаткам, над которыми необходимо работать для полноценного развития ребенка, а воспитатели с непедагогическим образованием акцентируют внимание на физических
80 73 65,9
70 н 64,7
60
50
40
30
20
10
0
состояниях и поведенческих особенностях ребенка (аппетит и поведение).
Итак, приведенные в табл. 1 и 2 данные показывают, что более высокий социально-профессиональный уровень воспитателя (педагогический стаж и специальное педагогическое образование) ориентируют педагога на повышенное внимание к успехам и всестороннему развитию ребенка.
Помимо этого, анализ ответов воспитателей позволил выявить связь между содержанием их общения с родителями и той возрастной группой детей, с которой они работают (см. рис. 1).
76,5 78,6 78,7
Физическое и психическое самочувствие
I Ясельная группа □ Младшая группа □ Средняя группа □ Старшая группа □ Подготовительная группа Рис. 1. Обсуждаемые с родителями темы среди воспитателей, работающих с разными возрастными группами детей, %
Как видно из рис. 1, поведение и аппетит ребенка чаще обсуждаются с родителями в ясельных и младших группах. Успехи ребенка, его физическое и психическое самочувствие все чаще обсуждаются с родителями по мере взросления ребенка.
Помимо приведенных данных добавим, что процесс адаптации ребенка к детскому саду чаще всего обсуждается именно в подготовительной группе (38,3%), что, по всей видимости, связано с увеличением охвата детей этой возрастной группы системой дошкольного образования. В целом, анализ полученных результатов показывает, что при переходе ребенка от ясельного возраста к более старшему существенно повышается внимание воспитателей к процессу адаптации ребенка к детскому саду, его психическому и физическому здоровью и успехам. Это обусловлено тем, что взросление
ребенка сопровождается усложнением его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [3].
Интенсивность и инициативность общения. Помимо содержания важными характеристиками, определяющими специфику общения, являются такие параметры, как инициативность и интенсивность общения. Воспитателям был задан вопрос о том, как часто обращаются к ним родители за советом по поводу воспитания своего ребенка. На то, что родители обращаются к ним «часто», указали 65,8% воспитателей; ответ «редко» выбрали 31,3%. И лишь незначительное число воспитателей (2,8%) отметили, что родители к ним «не обращаются».
Характерно, что к воспитателям с большим педагогическим стажем родители обращаются чаще, чем к менее опытным педагогам. Так, среди воспитателей со
стажем от 19 до 23 лет 81,0% фиксирует, что к ним часто обращаются за советом родители дошкольников (наиболее значимы различия по сравнению со стажной группой менее 3 лет (52,9%) - р = .005). Таким образом, чем больше стаж воспитателя, тем больше доверия к его советам проявляют родители. Так, среди воспитателей со стажем менее 3 лет превалируют ответы «иногда» (41,2%) и в два раза выше доля ответов «не обращаются» - 5,9%. Данный результат объясняется различием в выборе тем для общения воспитателями разных стажных групп. Если молодые воспитатели ограничиваются обсуждением с родителями поведения и аппетита ребенка, то более опытные педагоги консультируют родителей по вопросам всестороннего развития детей. Таким образом, достаточно большой опыт работы является главным фактором, повышающим авторитет воспитателя, когда его мнение по поводу воспитания детей становится значимым для родителей дошкольников.
Наряду с анализом интенсивности интерес представляет инициативность общения. В этой связи в ходе исследования воспитателям и родителям был задан вопрос о том, кто обычно является инициатором общения. Сопоставительные данные приведены в табл. 3.
Т а б л и ц а 3 Ответы воспитателей и родителей на вопрос:
Кто обычно является инициатором общения? (%)
Варианты ответов Ответы родителей N = 1936 Ответы воспитателей N = 320 р =
Воспитатель 43,5 53,4 .001
Родитель 53,1 43,1 .001
Представленные в табл. 3 данные показывают, что в ответах на вопрос о том, кто чаще проявляет инициативу в общении, респонденты каждой опрошенной группы чаще склонны отмечать в качестве инициатора в общении самих себя. Полученный результат говорит о
том, что и воспитатели, и родители в своих ответах ориентированы на социально-желательное поведение. Если воспитатели указывают на свою педагогическую компетентность в воспитательно-образовательном процессе, то родители, в свою очередь, фиксируют активное участие в воспитании и развитии ребенка.
Показательно влияние педагогического стажа воспитателя на его инициативность в общении с родителями. Так, воспитатели со стажем менее 3 лет чаще указывают на себя как инициатора общения, чем воспитатели со стажем более 24 лет (46,9 и 36,5% соответственно, р = = .02). Это также подтверждает вышеизложенный вывод о том, что родители дошкольников больше доверяют опытным воспитателям со значительным стажем и чаще обращаются к ним за советами, чем к начинающим специалистам. Молодые воспитатели чаще указывают себя как инициатора общения: для установки контакта с родителями и необходимости взаимодействия в дальнейшей работе с ними. Таким образом, инициативность и интенсивность зависят от педагогического стажа воспитателей. Чем больше стаж воспитателя, тем шире диапазон тем, которые он обсуждает с родителями, оказывая ребенку педагогическую поддержку и рассматривая все аспекты его развития: успехи, коммуникабельность, психическое и физическое самочувствие. Соответственно, воспитатели с маленьким стажем не в полной мере могут охарактеризовать развитие ребенка и поэтому ограничиваются обсуждением с родителями поведения и аппетита ребенка.
Рассмотрим данный вопрос с позиции родителей. В этой связи выявим влияние социально-стратификационных характеристик: зависимость уровеня образования и материального обеспечения родителей от их инициативности в общении с воспитателями.
Прежде всего, определим зависимость инициативности родителей в общении с воспитателями от их уровня образования (см. рис. 2).
Рис. 2. Ответы родителей с различным уровнем образования на вопрос о том, кто чаще является инициатором в общении, %
Родители со средним образованием (55,1%) чаще, чем родители с высшим образованием (41,4%), называют инициатором общения воспитателя (р = .0007). И наоборот, родители с высшим образованием (55,9%) чаще, чем родители со средним образованием (36,6%), отмечают себя в качестве инициатора общения (р = .0001). Таким образом, чем выше уровень образования родителя, тем больше инициативы в общении он проявляет.
Проанализируем влияние уровня материальной обеспеченности семьи на инициативность родителей в общении с воспитателями (см. рис. 3).
Как видно из рис. 3, представители более слабых социальных страт склонны чаще фиксировать самих себя в качестве инициатора общения с воспитателями. Таким
образом проявляется различие статусно-ролевых позиций, ведущее к увеличению социальной дистанции между высокообеспеченными родителями и воспитателями.
При этом наиболее инициативны родители - представители слабых социальных страт. В качестве главного фактора, повышающего авторитет воспитателя в глазах родителей, является его педагогический стаж.
Сложности установления контакта. Рассматривая особенности взаимодействия воспитателей с родителями, важно отметить те моменты, которые характеризуют сложности, возникающие в процессе установления контакта [4]. С этой целью в анкете воспитателям был задан вопрос о том, есть ли для них трудные родители, какие они.
Рис. 3. Ответы родителей с различным уровнем материального обеспечения на вопрос о том, кто чаще является инициатором общения, %
Характерно, что большинство (39,3%) отметило, что «трудные родители - это те, кто редко появляется в детском саду, избегает контактов». На втором месте стоит упоминание родителей, «которые часто предъявляют претензии и требуют особых льгот для своего ребенка» (32,0%). На третьем месте - «назойливые родители, требующие повышенного внимания к их детям» (20,2%).
Рассмотрим влияние социально-стратификационных и демографических характеристик воспитателей на их ответы.
Показательно влияние педагогического стажа воспитателя на его видение «сложных» родителей. Ответ «трудные» родители - это те, кто «редко появляется в детском саду, избегает контактов», фиксирует каждый второй воспитатель (48,4%) со стажем от 9 до 13 лет (различия наиболее значимы по сравнению с воспитателями стажной группы более 24 лет (28,8%) - р = .04). Для воспитателей со стажем более 24 лет (44,1%)
сложными являются родители, которые «часто предъявляют претензии и требуют особых льгот для своего ребенка».
Анализ ответов воспитателей показывает, в частности, влияние возрастной группы, с которой они работают. Ответ «сложные» родители - это те, «которые часто предъявляют претензии и требуют особых льгот для своего ребенка», наиболее значим для воспитателей младшей группы (40,5%). Отметим, что ответ «назойливые родители, требующие повышенного внимания к их детям», наиболее часто выбирают воспитатели ясельных групп - 33,3%. Показательно, что в средней группе данный ответ отметили лишь 12,5% опрошенных (р = .02). Это позволяет сделать вывод о том, что «назойливость и повышенное внимание» характерно для родителей детей ясельного возраста. По мере взросления ребенка «назойливость» родителей перерастает в отстраненность и избегание контактов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Собкин В.С., Гумен Е.С. Социологический анализ профессиональной позиции воспитателя детского сада // Социология образования. Труды
по социологии образования. М. : Ин-т социологии образования РАО, 2011. Т. XV, вып. XXVII. 200 с.
2. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования.
Труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина. М. : Ин-т социологии образования РАО, 2011. Т. XV, вып. XXVI. 248 с.
3. СмирноваЕ.О. Психология ребенка : учеб. для пед. училищ и вузов. М. : Школа-Пресс, 1997. 384 с.
4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. 288 с.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 5 июня 2012 г.