Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей'

К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3227
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / COOPERATION / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / FAMILY / PRE-SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваненко Марина Анатольевна

Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семей. Акцентируется внимание на доверительности в отношениях «педагог – родитель»; выделяются цель и задачи педагогов дошкольного образовательного учреждения при работе с родителями; уделяется внимание педагогическому просвещению родителей и методам работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Cooperation of Pre-school Teachers and Families

Questions of cooperation of pre-school teachers with families are discussed. Attention is paid to trust in relations “teacher – parent”; goal and tasks for pre-school teacher in their work with parents are set; pedagogical information for parents and methods of work with them are in the focus.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей»

30 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2013. № 5

УДК 3723.24

ББК Ч410.5 ГСНТИ 14.23.01 Код ВАК 13.00.01

Иваненко Марина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 408; e-mail: kafedra_sp.autoreply@mail.ru.

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие; дошкольное образовательное учреждение; семья; педагог дошкольного образовательного учреждения.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с семей. Акцентируется внимание на доверительности в отношениях «педагог - родитель»; выделяются цель и задачи педагогов дошкольного образовательного учреждения при работе с родителями; уделяется внимание педагогическому просвещению родителей и методам работы с ними.

Ivanenko Marina Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Chair of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

TO THE QUESTION OF COOPERATION OF PRE-SCHOOL TEACHERS AND FAMILIES

KEY WORDS: cooperation; pre-school educational establishment; family; pre-school teacher.

ABSTRACT. Questions of cooperation of pre-school teachers with families are discussed. Attention is paid to trust in relations “teacher - parent”; goal and tasks for pre-school teacher in their work with parents are set; pedagogical information for parents and methods of work with them are in the focus.

На современном этапе развития общества ведется поиск новой модели общественного воспитания личности ребенка дошкольного возраста, что требует новых форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечения их к работе детского сада» (4, с. 219). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила (Там же).

Взаимодействие — особая форма связи между людьми, в результате которой происходят изменения их исходных качеств или состояния. Взаимодействие педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями направлено на создание единого воспитательного пространства, на формирование у родителей представлений о процессе воспитания, педагогической культуры.

В нормативно-правовых документах, а именно в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и др., затрагиваются вопросы

взаимосвязи семейного и общественного воспитания. Это заставило специалистов дошкольных образовательных учреждений, особенно педагогов, изменить свое отношение к работе с родителями дошкольников и семьей в целом.

Дошкольное образовательное учреждение - первый внесемейный социальный институт, который посещают ребенок и его родители. Именно здесь протекают целенаправленные процессы развития, воспитания и формирования личности ребенка дошкольного возраста, а также ведется просвещение родителей по данным вопросам. Дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает и обучает ребенка, но и консультирует родителей по всем интересующим вопросам, касающимся их ребенка, оказывает психолого-педагогиче-скую помощь конкретным семьям, вовлекает родителей в жизнь детского сада.

Семья - это первый и основной социальный институт для ребенка, в котором он получает первые знания о добре и зле, первый опыт общения и взаимодействия, приобретает нравственные качества и нравственные ценности, познает социальную действительность, пытается отстаивать свою позицию и точку зрения и т. п.

Сегодня практически каждая семья переживает либо экономические, либо духовные трудности. Необходимо отметить, что отчуждение между родителями и детьми стало одной из главных проблем в вопросах взаимодействия, взаимопонимания и общения в семье. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культу-

© Иваненко М. А., 2013

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

31

ры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

В свете вышесказанного главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены «как на поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей» (3).

Педагогами дошкольных образовательных учреждений накоплен большой опыт взаимодействия с родителями по вопросам нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольных образовательных учреждений постоянно совершенствуют содержание и формы взаимодействия с родителями, стремятся добиться единства требований, предъявляемых в плане воспитания к ребенку-дошкольнику.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей проявляется в многообразии организации их совместной деятельности и общения. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга (1).

Особенности процесса взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. К основным задачам данного взаимодействия можно отнести следующие: 1) формирование активной педагогической позиции у родителей; 2) формирование педагогической культуры.

Условием положительного направления взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями являются доверительные отношения. Взаимодействие должно строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такой организации педагогического воздействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контро-

лирующую и др. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения при взаимодействии с родителями должны учитывать различия в семейном воспитании, структуре общения, уровень педагогической и психологической просвещенности. Поэтому работа с родителями строится с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей, каждой семье индивидуально.

При взаимодействии родители и педагоги исходят из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо то, как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Реализовать открытость дошкольного образовательного учреждения «внутрь» -значит сделать воспитательно-образовательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, что, в свою очередь, позволит изменить ценностно-смысловые ориентации и установки взрослых, создаст оптимальные условия для обучения и развития дошкольника.

Для этого нужно создать следующие условия:

• личностную готовность педагога «открыть самого себя», рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

• вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье). Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сестрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных (5).

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: музыкальной и общеобразовательной школой, спортивным комплексом, библиотекой, музеем, детским центром диагностики и консультирования и т. д.

Чтобы детский сад стал в реальности, а не на словах открытой системой, отношения родителей и педагогов должны базироваться на доверительности. Назовем ее характеристики.

1. Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку со стороны воспитателей.

2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.

3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей.

4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении.

5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.

6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания).

7. Линия воздействия на семью через ребенка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями (2).

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен строить свою работу по взаимодействию с родителями таким образом, чтобы родитель смог:

• увидеть мир глазами ребенка;

• увидеть реальные способности и возможности ребенка;

• воспринимать ребенка таким, какой он есть;

• стать другом для ребенка;

• оказывать поддержку ребенку.

Педагогу дошкольного образовательного учреждения в рамках педагогического просвещения родителей необходимо уделять внимание отбору и систематизации тематического материала, который условно можно разделить на три группы:

1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.

2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из них; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей из разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.

3. Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование; в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями.

При взаимодействии педагога с родителями также необходимо уделять внимание задачам, которые должны решаться в их единстве:

1. Определение уровня общей и педагогической культуры родителей.

2. Выявление трудностей, которые испытывают родители при воспитании ребенка.

3. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей в соответствии с особенностями и типом семьи.

Решать эти задачи можно при помощи разных методов работы с семьей. Рассмотрим некоторые из них.

Посещение семьи. Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность. При посещении семьи педагог может ответить на ряд вопросов: 1) какие взаимоотношения преобладают в семье;

2) каков психологический климат в семье;

3) как организован процесс коммуникации в семье; 4) какова иерархия ценностей семье;

4) какова социальная иерархия и т. п.

Педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо информировать родителей о времени посещения, о его основной цели. Практика показывает, что в этом случае беседа и наблюдение проходят более успешно. Кроме того, в домашних условиях беседа с родителями бывает более откровенной, так как есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание ребенка каждого члена семьи. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по оказанию помощи в вопросах воспитания ребенка дошкольного возраста.

Наиболее важно в информационнопросветительской работе с родителями оформление для них наглядных материалов. Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространения педагогических знаний. Тематика материалов информационного стенда зависит от возрастных особенностей детей, от особенностей семей, от задаваемых родителями вопросов. Для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов, можно оформить на информационном стенде рубрику с практическими рекомендациями психолога, логопеда.

Родители достаточно часто спрашивают своих детей: «Как прошел день? Чем вы сегодня занимались? Что нового ты узнал?» -и т. п. Педагог периодически делает выставки детских работ: лепки, рисунков, ап-

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

33

пликаций, - которые позволяют родителям посмотреть на своего ребенка другими глазами, увидеть его с новой стороны.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду. Знакомить с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К этой работе необходимо привлекать и других специалистов дошкольного образовательного учреждения: методиста, психолога, логопеда, музыкального работника. Открытые занятия очень много дают родителям. У них появляется возможность 1) понаблюдать за ребенком в той или иной ситуации, чаще всего когда он раскован и раскрепощен; 2) сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей; 3) задать и обсудить волнующие их вопросы относительно развития, обучения и воспитания ребенка.

Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Целью таких мероприятий является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Вечера вопросов и ответов представляют концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые часто носят дискуссионный характер, что позволяет рассматривать тот или иной вопрос с разных точек зрения и позиций, услышать мнение разных специалистов дошкольного образовательного процесса. Такие вечера должны являться непринужденным, равноправным общением родителей и педагогов, уроками педагогических раздумий.

Родителям заранее объявляется о проведении вечера вопросов и ответов, сообщается круг обсуждаемых вопросов. Методисты, воспитатели, должны готовиться к данному мероприятию: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов родительского коллектива, а также специалистов -медиков, юристов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Данные вечера позволяют расширить воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Как показывает опыт, именно эти формы и методы взаимодействия с родителями наиболее актуальны. Однако некоторые из них связаны с различными трудностями, и причины которых в общении кроются в позиции самих родителей.

Таким образом, взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей является достаточно актуальной сегодня проблемой. Взаимодействие - это не только обмен мыслями, эмоциями, переживаниями педагога и родителя по тому или иному вопросу. Это также формирование педагогической культуры родителей, формирование педагогических знаний и умений, формирование активной жизненной позиции родителей по отношению к себе, ребенку, специалистам дошкольного образовательного учреждения.

Составная часть взаимодействия - общение педагога с родителями. Под взаимодействием необходимо понимать организацию совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Для этого необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, активно вовлекать их в жизнь детского сада, добиваться их участия в развивающей образовательной работе с детьми.

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей предполагает:

• изучение семьи с точки зрения ее возможностей по воспитанию ребенка;

• помощь в защите интересов детей;

• консультативная помощь родителям, а при необходимости и сопровождение семьи;

• составление индивидуальной программы совместных действий педагога и родителей;

• отслеживание и анализ результатов их совместной воспитательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахьямова И. А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми / / Педагогическое образование в России. 2010. № 1.

2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. М., 1989.

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М. : Сфера, 2005.

4. Крупская Н. К. Пед. сочинения : в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. М. : Изд-во АПН, 1959.

5. Свирская Л. И. Работа с семьей: необязательные инструкции. М. : Линка-Пресс, 2007.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.