Теория и методика физического воспитания
177
- при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;
- необходима смена работающего звена (ноги) или направления движения через каждые 8 счётов;
- изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
2. Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе.
3. Для облегчения выполнения эффектно использование сопровождающих команд и подсказок словом действием - показом.
4. Технически правильное усвоение отдельных движений и их объединения в комплексы.
5. Подбор музыкальных произведений должно соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся.
На первом занятии девушкам предлагаются элементарные комплексы упражнений, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися, затем соединяются в последствии в музыкальные композиции. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки. Для освоения предлагаемой программы рекомендуется учить комплексы по «восьмёркам» раздельным способом без музыки, затем выполнить эти упражнения с музыкальным сопровождением и закончить занятия упражнениями в партере. В уроках аэробно-силовой направленности используются прыжки со скакалкой, отжимания, упражнения с отягощениями (длинная резина). Самое главное после основной части аэробики - продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Здесь очень важна правильная заминка после каждого занятия. Основной принцип в аэробике - никогда не заканчивать упражнение резкой. Таким образом, аэробика - это достаточно специфический вид оздоровительной гимнастики, могущий дать довольно высокий эффект при условии соблюдения также специфических условий.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Ползикова Т.М.*
Вологодский государственный университет, г. Вологда
Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях школьного образования дети старшего школьного возраста полу-
Студент.
178
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
чают большие нагрузки в области познавательной сферы, отводя физическое развитие на второй план. Их ведущий вид деятельности связан с развитием профессиональной деятельности. И, зачастую упуская благоприятные периоды в развитии двигательных качеств, их физические возможности развиваются не в полной мере и показатели скоростной выносливости достаточно низкие.
Цель работы: рассмотреть особенности воспитания скоростной выносливости у старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Выявить особенности анатомо-физического и психологического развития старших школьников;
- Рассмотреть понятие скоростной выносливости;
- Выяснить средства и методики развития скоростной выносливости.
Объект исследования в данной работе стала скоростная выносливость.
Предмет исследования: методы и способы воспитания скоростной
выносливости у детей старшего школьного возраста.
При написании работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.
Педагогическая наука относит детей 16-18 лет к старшему школьному возрасту. Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек - с 16, а у юношей - с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания [1, с. 146].
В этот период физические показатели юношей и девушек приближаются к показателям взрослого человека. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами.
Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола.
Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно -силовые способности [2, с. 148].
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.
Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем скоростной выносливости.
В научной литературе под выносливостью обычно понимают способность человека к длительному выполнению мышечной работы. Проблемы выносливости интересовали многих известных отечественных исследователей, таких как Л.П. Матвеев, В.Н. Селуянова, В.И. Лях и других.
Теория и методика физического воспитания
179
Матвеев Л.П., Лях В.И. и другие под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.
Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. рассматривают выносливость как способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
По мнению Л.П. Матвеева выносливость - способность человека противостоять утомлению или выполнять работу заданной интенсивности возможно более длительное время.
Большинство специалистов поддерживают формулировку выносливости, данную известным отечественным физиологом В.С. Фарфелем (1949): выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению. Утомлением называется вызванная работой временное снижение работоспособности [3, с. 247].
Скоростная выносливость, проявляется в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений), либо такое соотношение скоростей, например, на первой и второй половине дистанции, при котором дистанция преодолевается в полную силу.
Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами - алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85-98 % от максимальной. Продолжительность работы может быть 8-45 секунд (максимальная интенсивность) или 45-120 секунд (субмаксимальная интенсивность) [4, с. 229].
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма. Для этого используют любые упражнения, которые включают функционирование большой группы мышц и позволяют выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Основным эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, приближённые к соревновательным, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алак-татных анаэробных способностей. Продолжительность работы 1015 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
180
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактат-ные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100 % от максимально доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90 % от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алак-татные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин., интенсивность 85-90 % от максимально доступной [5, с. 239].
Для воспитания специальной выносливости применяются следующие методы:
- Метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный).
- Методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный).
- Соревновательный метод.
- Игровой метод [2, с. 62].
Исходя из вышесказанного, для развития общей и скоростной выносливости в старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей - элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.
Таким образом, основным эффективным средством для развития скоростной выносливости являются специально подготовительные упражнения, приближённые к соревновательным, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 с.
Следует не забывать, что нагрузки на выносливость должны строго соответствовать возрастным особенностям подростков и оказывать разностороннее воздействие на организм юного человека. При неправильном использовании средств и методов в занятии, при форсировании нагрузок могут возникнуть отрицательные последствия для организма.
Список литературы:
1. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
2. Карасева А.В. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.
Теория и методика физического воспитания
181
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2005. - 384 с.
4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. и средних учеб. заведений физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
МЕТОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ © Рябиков А.А.*
Вологодский государственный университет, г. Вологда
Эта статья раскрывает необходимость физической культуры и спорта в жизни общества. В статье рассматриваются методы в физическом воспитании и их применение в физической культуре и спорте.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, метод физического воспитания, методический приём, методика.
Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Сейчас трудно представить цивилизационное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурноспортивные мероприятия и т.п.
Истинной причиной возникновения и развития физической культуры явились объективные существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития [1, с. 18].
Исторически физическое воспитание возникло и развивалось прежде всего в связи с потребностями общества в полноценной физической подготовке людей к труду. По мере развития общества функции и физического воспитания и физической подготовки значительно расширялись и дифференцировались. В настоящее время физическая подготовка представляет собой один из основных факторов формирования разнообразных двигательных умений и навыков, а также комплексного развития физических качеств с целью расширения и увеличения двигательных возможностей человека.
Студент факультета Физической культуры.