Научная статья на тему 'Особенности воспитания силовой выносливости у старших школьников'

Особенности воспитания силовой выносливости у старших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1255
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев И.С.

Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях школьного образования дети старшего школьного возраста получают большие нагрузки в области познавательной сферы, отводя физическое развитие на второй план. Их ведущий вид деятельности связан с развитием профессиональной деятельности. И, зачастую упуская благоприятные периоды в развитии двигательных качеств, их физические возможности развиваются не в полной мере и показатели силовой выносливости достаточно низкие. Высокий уровень силовой выносливости считается одним из главных оснований отличного здоровья всех юношей старшего школьного возраста. Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Цель работы: рассмотреть и выявить особенности воспитания силовой выносливости у старших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Выявить особенности анатомо-физического и психологического развития старших школьников; Рассмотреть понятие силовой выносливости; Выяснить средства и методики развития силовой выносливости. Объект исследования в данной работе стала силовая выносливость. Предмет исследования: методы и способы воспитания силовой выносливости у детей старшего школьного возраста. При написании работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания силовой выносливости у старших школьников»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СИЛОВОИ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Васильев И.С.*

Вологодский государственный университет, г. Вологда

Актуальность исследования состоит в том, что в современных условиях школьного образования дети старшего школьного возраста получают большие нагрузки в области познавательной сферы, отводя физическое развитие на второй план. Их ведущий вид деятельности связан с развитием профессиональной деятельности. И, зачастую упуская благоприятные периоды в развитии двигательных качеств, их физические возможности развиваются не в полной мере и показатели силовой выносливости достаточно низкие. Высокий уровень силовой выносливости считается одним из главных оснований отличного здоровья всех юношей старшего школьного возраста. Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности.

Цель работы: рассмотреть и выявить особенности воспитания силовой выносливости у старших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- Выявить особенности анатомо-физического и психологического развития старших школьников;

- Рассмотреть понятие силовой выносливости;

- Выяснить средства и методики развития силовой выносливости.

Объект исследования в данной работе стала силовая выносливость.

Предмет исследования: методы и способы воспитания силовой выносливости у детей старшего школьного возраста.

При написании работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

Старший школьный возраст-это период ранней юности, охватывает детей с 15 до 18 лет. Характеризуется процессом роста и развития. В этом возрасте происходит замедление тела в длину и увеличение его размеров в ширину. Юноши по физическим параметрам обгоняют девушек на 10-12 см, тяжелее на 5-8 кг [1, с. 592].

Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем силовая выносливости.

Силовая выносливость - сложное, комплексное физическое качество, определяется уровень развития вегетативных систем, обеспечивающих кислородный режим, и состояние нервно-мышечного аппарата [2, с. 86].

Студент.

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В научной литературе под выносливостью обычно понимают способность человека к длительному выполнению мышечной работы. Это важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и в повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека [3, с. 320].

Силовая выносливость характеризуется способностью на протяжении определенного времени совершать движения со значительным внешним сопротивлением без снижения их эффективности. Силовая выносливость на прямую связана с общей выносливость, но отличается от нее преимущественно силовым характером работы [4, с. 256].

Существует два основных способа развития специальной выносливости: выполнение упражнения с относительно небольшим отягощением (до упора) и методом круговой тренировки.

При использовании упражнений с отягощением массой предметов, используют такие параметры нагрузки:

- величина сопротивления в пределах 20-70 %;

- количество повторений упражнений в одном подходе от 15-20 до 150 т раз и даже больше. Оптимальный тренированный эффект наблюдается при повторении в границах от 60-100 % повторного максимума;

- продолжительность упражнения в одном подходе по времени 15-20 с.

Развивать силовую выносливость можно 2-4 раза в неделю, на отдельных занятиях или комплексно. При комплексном решении педагогических задач на уроках силовую выносливость развивают в конце занятий. На таких занятиях не рекомендуется совершенствовать максимальную силовую возможность учеников [4, с. 115].

Вместе с тем, эффективнее всего силовая выносливость развивается методом круговой тренировки. В один комплекс включаются 5-7 силовых упражнений на различные группы мышц, которые выполняются последовательно без отдыха или с небольшой паузой между ними [5, с. 224].

Круговая тренировка как интегральная форма физической подготовки приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений.

Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений. сущность этой методики заключается в многократном повторении упражнения с отягощением небольшого веса (от 30 до 60 % от максимума) с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражнение связано с двигательным проявлением умеренных усилий, целесообразна работа с легким весом в повторных упражнениях и (до отказа) 3040 от максимума [6, с. 700].

Теория и методика физического воспитания

167

Следует не забывать, что нагрузки на выносливость должны строго соответствовать возрастным особенностям подростков и оказывать разностороннее воздействие на организм юного человека. При неправильном использовании средств и методов в занятии, при форсировании нагрузок могут возникнуть отрицательные последствия для организма.

Многие авторы занимались изучением данного вопроса, каждый из них давал свое определение этому физическому качеству, но все авторы сходились на том, что выносливость - это способность человека длительное время выполнять работу, преодолевая утомление. Также были раскрыты основные понятия такие как: «силовая выносливость», «сила», «выносливость» и рассмотрены особенности воспитания силовой выносливости.

Были определены методы силовой выносливости юношей старшего школьного возраста. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод. Приступая к воспитанию силовой выносливости необходимо придерживаться определённой логики построения тренировочного процесса, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а к снижению уровня тренированности.

Необходимо отметить, что на начальном этапе развития силовой выносливости необходимо сосредотачивать внимание на развитие общей выносливости. На втором этапе необходимо применение непрерывной равномерной работы. Нагрузку следует повышать постепенно.

Решая задачу воспитания силовой выносливости у юношей старшего школьного возраста, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособленных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. А так же создать оптимальные условия для функционирования систем обеспечения организма.

Список литературы:

1. Грейданус Д.И. Здоровье и воспитание подростка: Полное практическое руководство для родителей / Д.И. Грейданус, Ф. Бэш; пер. с англ. О.В. Полей [и др.]. - М.: Мартин, 2012. - 592 с.

2. Рожков М.И. Конспекты уроков для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 86 с.

3. Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: монография / М.С. Кокорина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. - 115 с.

4. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 с.

5. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для

168

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

студ. учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова, Т.В. Волосни-кова, О.А. Каминский; под ред. С.О. Филиппова. - М.: ИЦ Академия, 2011. -224 с.

6. Дворкин Л.С. Физическое воспитание студентов: учебное пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов. - Ростов н/Д: Феникс, Неоглори, 2008. - 700 с.

ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Мартыненко Н.М.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В данной статье рассматриваются результаты анкетирования студентов Кубанского государственного университета, призванного оценить их заинтересованность во внедрении диверсифицированных форм олимпийского образования профессионально-прикладной направленности.

Ключевые слова: олимпизм, олимпийское движение, олимпийское образование, волонтерская деятельность, олимпийское наследие.

Олимпийское образование в Кубанском государственном университете существовало в разных формах на протяжении 30 лет, однако их относительная систематизация началась относительно недавно. В основу экспериментального подхода было положено предположение о том, что процесс олимпийского образования будет успешным, если будут реализованы ряд организационно-педагогических условий, учитывающих индивидуальные особенности занимающихся и направленных на освоение комплекса субъективно значимых олимпийских знаний, включая возможность практического применения в будущей деятельности [2, 6].

В процессе разработки темы, для выявления перспективных направлений внедрения олимпийского образования был проведен опрос 1191 студентов I-II курсов 17 факультетов Кубанского государственного университета.

В качестве инструментария использовалась авторская анкета, вопросы которой условно можно распределить на пять групп:

- социально-демографический портрет выборки;

- владение общими вопросами олимпийского движения;

- осведомленность о прикладных аспектах олимпийского движения;

- заинтересованность в вопросах олимпийского образования;

- готовность к работе в системе олимпийского наследия.

Преподаватель кафедры Физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.