Научная статья на тему 'Особенности воспитания культуры межнациональных отношений иностранных студентов университета'

Особенности воспитания культуры межнациональных отношений иностранных студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / CULTURE OF INTER-ETHNIC RELATIONS / INTER-ETHNIC RELATIONS / FOREIGN STUDENTS / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL PROCESS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филипченко Светлана Николаевна, Матвеева Анна Анатольевна

Привлечение студентов из зарубежных стран не только одна из приоритетных задач развития российских вузов, но и стратегическое направление внешней государственной политики России. Иностранные граждане в силу экономических, политических, социокультурных и других причин также видят преимущества получения высшего образования в нашей стране. Вместе с тем увеличение количества иностранцев актуализирует вопросы воспитания культуры межнациональных отношений в полинациональной среде российских вузов. В статье рассматриваются сущность и структура культуры межнациональных отношений, приводится авторское понимание культуры межнациональных отношений и ее компонентный состав. Авторы приходят к выводу, что воспитание культуры межнациональных отношений гармонично включается в курс русского языка как иностранного подготовительных факультетов университетов. В процессе изучения русского языка в аудиторной и внеаудиторной деятельности достигается высокий уровень культуры межнациональных отношений, что положительно влияет не только на отдельных представителей различных национальностей, но и на поликультурное пространство вуза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF UPBRINGING A CULTURE OF INTER-ETHNIC RELATIONS OF FOREIGN STUDENTS

Involving foreign students to study at Russian universities is one of the priorities of a university development as far as a strategic direction of Russian External State policy. Foreign nationals also find the benefits of getting an education in Russia due to the economic, political and socio-cultural reasons. Under these circumstances the increase in the number of foreign students highlights the importance of the upbringing a Culture of inter-ethnic relations in multiethnic environment in Russian universities. The article deals with the essence and the structure of a Culture of inter-ethnic relations. The authors give the definition of a Culture of inter-ethnic relations and its components. The authors conclude that upbringing a Culture of inter-ethnic relations is harmoniously integrated into the course “Russian as a Foreign Language” at preparatory university department. While studying the Russian language a high level of a Culture of inter-ethnic relations is reached by classroom and extracurricular activity. It has a positive impact not only at the separate representatives of the various nationalities but also at multiethnic environment of the university as a whole.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания культуры межнациональных отношений иностранных студентов университета»

УДК 378.14

С.Н. Филипченко, А.А. Матвеева

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Привлечение студентов из зарубежных стран - не только одна из приоритетных задач развития российских вузов, но и стратегическое направление внешней государственной политики России. Иностранные граждане в силу экономических, политических, социокультурных и других причин также видят преимущества получения высшего образования в нашей стране.

Вместе с тем увеличение количества иностранцев актуализирует вопросы воспитания культуры межнациональных отношений в полинациональной среде российских вузов.

В статье рассматриваются сущность и структура культуры межнациональных отношений, приводится авторское понимание культуры межнациональных отношений и ее компонентный состав.

Авторы приходят к выводу, что воспитание культуры межнациональных отношений гармонично включается в курс русского языка как иностранного подготовительных факультетов университетов. В процессе изучения русского языка в аудиторной и внеаудиторной деятельности достигается высокий уровень культуры межнациональных отношений, что положительно влияет не только на отдельных представителей различных национальностей, но и на поликультурное пространство вуза в целом.

Ключевые слова: культура межнациональных отношений, межнациональные отношения, иностранные студенты, русский язык как иностранный, образовательный процесс, воспитание.

Одна из приоритетных задач развития российских вузов в настоящее время - интернационализация деятельности, что отражено в Федеральной целевой программе Российской Федерации развития образования на 2016-2020 гг.; в Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (2014 г.); Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на 2011-2020 гг.; в Стратегии социального-экономического развития страны до 2020 г. «Стратегия-2020» и других государственных документах.

Привлечение студентов из зарубежных стран отражает также стратегическое направление внешней государственной политики Российской Федерации. Обучение иностранных граждан актуализирует вопрос налаживания дипломатических отношений с другими государствами, усиливает международный авторитет России и ее международное влияние. Как следствие, возрастает интерес иностранцев к получению высшего образования в нашей стране.

Иностранные граждане (со своей стороны) видят преимущества обучения в России в силу разных причин (экономических, политических, социокультурных и др.), а российские вузы способны обеспечить высокое качество образования по сравнению со странами постсоветского пространства.

Обозначенные тенденции обусловили значительное увеличение потока иностранных студентов, желающих овладеть специальностью, получить степень магистра или кандидата наук в российских вузах.

Однако с увеличением количества студентов-иностранцев возрастают проблемы, связанные с их адаптацией, коммуникативными и конфессиональными барьерами, вхождением в новую культуру. Смешение национальностей, их менталитетов, обычаев и традиций обостряет условия совместного обучения, проживания в общежитии и досуговые формы деятельности.

Такая ситуация требует четкой организации образовательного процесса, в котором взаимодействуют студенты различных национальностей и культур. Таким образом, межнациональных отношений в полинациональной среде российских вузов актуализируются вопросы воспитания культуры.

Понятие «культура» в общих и гуманитарных науках обозначает основополагающий компонент организации общества (социума) и его ценностей, творческой и духовной деятельности человека.

Под культурой М.С. Каган понимает одну из форм бытия, производную от человеческой деятельности. Она возникла в ряду природа, человек, общество, культура как накапливаемый человечеством опыт, опредмечивание знаний, умений и ценностей, передаваемых в вещах, произведениях науки, философии, религии, искусства [5].

В интерпретации И.В. Комадоровой, культура - «возделанная» среда обитания человека, построенная человеческой деятельностью и наполненная продуктами (т.е. результатами) этой деятель-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ности. Сознание и поведение участников «культурного» процесса мотивируются и регулируются общепринятыми нормами, социальными интересами и потребностями [6].

Такая точка зрения понимается нами как связующее звено общей культуры личности и культуры бытия. При этом культура межнациональных отношений выступает как составная часть, одно из звеньев культуры личности.

Философ М.М. Бахтин определяет место культуры в человеческой жизни как диалог, диалогическое самосознание каждой цивилизации, основу человеческого взаимопонимания [1. С.71].

Последователь М.М. Бахтина, В.С. Библер продолжает идею диалога культур, говоря о том, что культура - форма одновременного бытия и общения индивидов, в результате которого происходит взаимообогащение и порождение культур [2. С.289].

Представляется, что идея диалога культур становится основополагающей в воспитании культуры межнациональных отношений. Современные тенденции в образовании настраивают всех участников образовательного процесса на диалог. Преподаватели, работающие с иностранными студентами, в особенности должны ориентироваться на полиэтнический состав коллектива и выстраивать занятия в русле диалога культур и воспитания культуры межнациональных отношений.

Межнациональные отношения в широком смысле - особенности взаимодействия народов в политике, культуре, экономике и других сферах жизни. В узком смысле это - межличностные отношения индивидов, представителей различных национальностей. Установки и ориентации таких отношений формируются в семье, близком окружении, на уровне соседского и дружеского общения, в учебных заведениях и коллективах, в процессе социализации личности, а также в результате влияния национальных традиций.

По мнению А.Н. Жолудовой, «межличностные национальные отношения проявляются в поступках людей, их мировоззрении, нравственных устоях, формах поведения, отношении к другим народам, в частности, в установках на контакты с людьми иной национальности, в труде, в быту, на досуге, в национальных ориентациях» [4. С.10].

Культура межнациональных отношений играет ключевую роль в преодолении конфликтов и снижении социально-психологической напряженности в национальной сфере, включается в систему общекультурных норм, установок, навыков поведения человека любой национальности, гармонизирует межнациональные отношения на личностном уровне - между отдельными людьми, представителями различных национальностей, и на государственном - между нациями в системе общественных отношений [3].

В интерпретации А.Ф. Шакировой культура межнациональных отношений представляется одновременно как интегративное качество личности, часть национальной культуры и метакультура, надстраивающаяся над ней [13. С.6].

В диссертационном исследовании Н.Г. Марковой культура межнациональных отношений определяется как «высокая степень межнациональных духовных, экономических и других связей разных народов, которая проявляется во взаимной уважительности и соблюдении нравственного такта, толерантности, в общении и недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов» [9. С.20]. При этом индикатором культуры межнациональных отношений Н.Г. Маркова считает культуру межнационального общения [8], тогда как Р.Г. Столярова в качестве индикатора культуры межнациональных отношений видит уровень толерантности личности [11].

По мнению О.В. Матвеевой, культура межнациональных отношений представляет собой особое духовно-нравственное состояние развития личности, мировоззренческую позицию и социальную установку представителя любого этноса, ориентиры на определенные универсальные общечеловеческие принципы, нормы поведения и взаимодействия, а также готовность им следовать [10].

В настоящей работе культура межнациональных отношений иностранных студентов рассматривается как интегративное личностное образование, регулирующее взаимодействие и отношения между представителями различных национальностей в процессе обучения в университете. При этом культура межнациональных отношений подразумевает (включает в себя) знание особенностей, традиций и обычаев других культур и национальностей, уважение и дружественное отношение к представителям других национальностей, неконфликтное поведение и умение общаться на межнациональном уровне, признание равенства народов, стремление развивать общечеловеческие нравственные ценности, способность нести личную ответственность за свои поступки и поведение. В совокупности эти элементы позволяют устанавливать эффективное общение и взаимодействие с представителями других национальностей при сохранении своих потребностей и интересов.

В современной науке возрастает интерес к проблемам межнациональных отношений, культуре межнациональных отношений, ее специфике, структурным компонентам (А.Г. Абсалямова, С.Д. Гу-риева, Г.В. Михалёв и др.). Однако воспитание культуры межнациональных отношений студентов российских вузов широкого рассмотрения в научной литературе пока не получило.

В исследовании О.В. Матвеевой формирование культуры межнациональных отношений определяется как «воспитание уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, к национальным обычаям, традициям, обрядам и религии...» [9. С. 9]. Подобное определение может быть применено и к иностранным студентам, получающим высшее образование в нашей стране.

Основами воспитания межнациональных отношений И.Л. Ленский считает поликультурное образование, межкультурную компетентность, диалог национальных культур и признание ценностей гражданского общества [7. С.7].

На основании научного анализа психолого-педагогической литературы и специфики работы с иностранными студентами выделим когнитивно-интеллектуальный, ценностно-мотивационный и рефлексивно-деятельностный компоненты.

Когнитивно-интеллектуальный компонент включает этнокультурную компетентность в национальной специфике своего и других народов, знакомство со способами и особенностями межкультурного взаимодействия, с правилами продуктивных, бесконфликтных межнациональных отношений и общечеловеческими нормами сосуществования.

В рамки ценностно-мотивационного компонента входи ориентация на общечеловеческие нравственные ценности и принятие ценностей другого народа, мотивирование на высоконравственные поступки и поведение, воспитание уважения к представителям иных национальностей, их языков, религий и традиций. Мероприятия, направленные на профилактику национализма и расизма, позволяют увидеть, что это проблемы общечеловеческого масштаба, не присущие конкретной национальности.

Рефлексивно-деятельностный компонент направлен на формирование этнической толерантности, умения продуктивно и позитивно вступать в контакт и поддерживать отношения со студентами другой национальности. Сюда включается развитие умений самооценки и самоанализа, самопознания и самоопределения своего места в условиях сосуществования в многонациональном обществе.

Изучение нами компонентного состава культуры межнациональных отношений дает возможность заострить внимание студентов-иностранцев на активной учебно-познавательной деятельности, на связях с новой для них средой и социумом, на индивидуальных и национально-культурных особенностях участников образовательного процесса; наконец, на собственном «Я» в составе поликультурной группы.

Свое обучение в России иностранные студенты начинают на подготовительных факультетах. В течение учебного года они проходят период привыкания к жизни в новой стране, учатся сосуществовать с представителями других культур и национальностей, соответствовать требованиям учебного заведения и конкретных преподавателей; также они получают академические знания русского языка, которые позволят им в дальнейшем претендовать на получение профессионального образования. Как считают Н.Ю. Филимонова и А.Е. Годенко, студенты впервые утверждаются в мысли о важности общечеловеческих ценностей вне зависимости от национальных, культурных и религиозных традиций [12].

Насколько успешно пройдут этапы социокультурной и академической адаптации, зависит не только от личности иностранного студента, но и от учебно-воспитательной модели подготовительного факультета в целом.

На подготовительном факультете Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова обучаются студенты из более чем 30-ти стран Африки, Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока. Работая с ними, мы отмечаем, что в настоящее время происходит деформация межнациональных отношений: она проявляется в непонимании и неприятии особенностей внешнего вида и поведения, стиля общения представителей других национальностей. Деструктивное поведение студентов-иностранцев проявляется также в национальном эгоцентризме, категоричности суждений, нетерпимости к чужому мнению. Усиливает эти тенденции отсутствие знаний истории, культуры, национального менталитета, религий и традиций других стран.

Ориентируясь на комплексный подход к учебному и воспитательному процессу, а также на системно-деятельностный подход к изучению русского языка как иностранного, мы пришли к выво-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ду, что сочетание аудиторной и внеаудиторной работы позволяет эффективно подойти к вопросу о воспитании культуры межнациональных отношений.

Построение курса русского языка как сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности дает возможность студентам не только изучить материал «по учебнику», но и выйти на «живые» контакты, неучебное общение. Внеаудиторная деятельность представлена как логическое завершение аудиторного занятия. Основой внеаудиторных занятий выступает русская культура (посещение театров, музеев, городских библиотек, университетского кинозала, праздничных мероприятий и др.). Вместе с тем идет постоянное ориентирование студентов-иностранцев на культуру родной страны и стран однокурсников, на диалог и обмен информацией друг с другом.

Приведем несколько примеров сочетания аудиторной и внеаудиторной деятельности (табл. 1):

Таблица 1

Формы сочетания аудиторной и внеаудиторной деятельности

Аудиторные занятия, темы Внеаудиторная деятельность

Сообщение сведений о месте учебы, стране пребывания Разучивание песен: Гимн Российской Федерации, Д.Майданов «Флаг моего государства», О.Газманов «Саратов» и др.

Родной город, страна. Земля твоя и моя Подготовка и представление презентаций, прослушивание гимнов, приготовление национальных блюд, подготовка концертных номеров

Изучение русского языка, иностранных языков Подготовка презентаций, стихотворений, инсценировок на русском и родных языках ко Дню родного языка 21 февраля

Праздники в России, в других странах. Новый год Учебно-игровой праздник «В снежном царстве, морозном государстве», «Как встречают Новый год люди всех земных широт», поздравительные открытки, новогодняя газета с поздравлениями на родных языках

Праздники в России. Масленица Чаепитие в Музее самовара, концерт национальных инструментов в Музее саратовской гармошки, городские праздничные гулянья

Праздники в России. Память сердца. День Победы Песни: «День Победы» Д. Тухманов / В. Харитонов, «Катюша» М. Блантер / М. Исаковский, посещение Парка Победы + Музея боевой и трудовой славы, просмотр фильмов о ВОВ, городские праздничные площадки

Великие люди России. Культура, искусство, литература А.С. Пушкин: разучивание стихотворений ко Дню лицеистов и Дню рождения А.С. Пушкина, участие в мероприятиях Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина П.И. Чайковский: посещение Театра оперы и балета, балет «Лебединое озеро» / «Спящая красавица» / «Щелкунчик»

Великие люди России. Космонавтика и космонавты Ю.А. Гагарин: посещение Места приземления Ю.А. Гагарина в День космонавтики, участие в мастер-классах, посещение книжной выставки организаторов мероприятия

Русский язык в современном мире. День славянских языков и культуры Праздничных концерт «День русского языка»: стихи, песни, инсценировки на русском языке

Введение в специальность. Ученые России Н.И. Вавилов: Музей истории Саратовского ГАУ им. Н.И. Вавилова, Мемориальный кабинет-музей Н.И. Вавилова, просмотр фильма о жизни и деятельности ученого, его вклад в мировую науку

Научный стиль речи Участие в университетских и городских учебно-научных конференциях

Воспитание культуры межнациональных отношений начинается с первых занятий русского языка. Темы «Знакомство», «О себе», «Родная страна» учат студентов не только продуцировать информацию, но и принимать ее от других участников. Параллельно с обучением идет формирование учебного коллектива, в котором студенты будут находиться в течение первого года пребывания в России. Преподаватель русского языка, как правило, выступает и в роли куратора студенческой группы, в течение первых месяцев встречается со студентами ежедневно, знает многие их проблемы, помогает в адаптации к жизни в новой стране.

Через 4-6 месяцев изучения русского языка иностранные студенты могут относительно свободно говорить на интересующие их темы. Однако преодоление языкового барьера не обеспечивает эффективность общения между представителями различных национальностей. Чтобы другие культуры изучались в сравнении с родной, в образовательный процесс включаются праздничные мероприятия, приуроченные к Всемирному Дню приветствий, Дню родного языка, факультетские праздники «Земля твоя и моя», День Африки, новогодние мероприятия различной направленности.

Одно из значимых мероприятий - «Как встречают Новый год люди всех земных широт». Студенты по заданному плану составляют презентации, рассказывают о праздновании Нового года в родной стране, готовят национальные блюда, показывают национальные игры и концертные номера.

Такой тип общения не только знакомит с особенностями другой страны, но и приводит к восприятию и рефлексии национальных и собственных ценностей, общечеловеческих взаимосвязей, передает атмосферу дружбы народов и дух национальных культур. Как правило, при последующем сравнении на занятии традиций разных стран находится много общих мест. Например, традиционные новогодние игры в Шри-Ланке повторяют масленичные игры в России или игры осеннего фестиваля в некоторых арабских странах.

Таблица 2

Темы аудиторных и внеаудиторных занятий

Тема аудиторного/ внеаудиторного занятия Когнитивно-интеллектуальный компонент Мотивационно-ценностный компонент Рефлексивно-деятельностный компонент

Сообщение сведений о месте учебы, стране пребывания Родной город, страна. / Земля твоя и моя. Праздники России. / День Победы Знание истории и культуры России, своей страны и других государств. Знание общепринятых норм и правил поведения при контакте с людьми различных национальностей. Интерес и уважительное отношение к представителям другой национальности, государственным символам иностранного государства. Профилактика национализма и расизма. Внимание на общечеловеческие ценности Навыки продуктивного общения со студентами другой национальности. Определение своей страны и себя как представителя страны в качестве значимого компонента мировой культуры.

Семья, семейные традиции. / Арабский этикет. Индийский этикет Знание особенностей других национальностей (обычаи, традиции, этикет). Мотивация поступков и продуктивного общения со студентами разных национальностей. Принятие традиций и ценностей другого народа. Соблюдение принятых правил и норм поведения других национальностей (н-р, при знакомстве, общении и т.п.).

Земля твоя и моя. / День Африки Знание некоторых исторических и культурных моментов африканских государств Профилактика эгоцентризма, национализма и расизма. Воспитание уважения к др. национальностям, их культуре. Внимание на общие моменты истории и культуры африканских государств. Представление своей культуры как части культуры африканского континента. Определение своей страны и себя как представителя страны в качестве значимого компонента африканской и мировой культуры.

Введение в специальность. / Великие люди России. Н.И. Пирогов. С.П. Боткин. И.П. Павлов. Знание некоторых моментов профессиональной деятельности великих русских врачей. Их вклад в мировую медицину. Выдающиеся врачи родной страны. Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, профессиональные ценности и заповеди врачей. Установка на этническую толерантность. Самопознание. Самоопределение. Врач - человек без национальности.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Компонентный состав культуры межнациональных отношений позволяет акцентировать внимание на источниках культурных ценностей и фактов: русском, национальном (культуре родной страны, конфессиональной принадлежности и т.п.) и общечеловеческом. Интеграция этих источников в образовательный процесс дает возможность увидеть более полную картину культуры межнациональных отношений.

В табл. 2 мы видим, как раскрываются некоторые темы аудиторных и внеаудиторных занятий в компонентном составе культуры межнациональных отношений.

Установка на воспитание культуры межнациональных отношений возможна и при изучении грамматических тем русского языка. Например, во время изучения темы «Превосходная степень имен прилагательных» студенты получают домашнее задание составить предложения и подобрать к ним иллюстрации / фотографии, используя информацию о своей стране и странах однокурсников (Величайший арабский поэт/врач...; Древнейшие пирамиды...; Красивейший национальный парк...; Высочайшая гора мира находится.; Прекраснейший водопад... и т.п.). Такой тип задания в рамках изучения русского языка не только закрепляет знания грамматического материала, но и включает студентов-иностранцев в поле иной культуры, поскольку, чтобы составить предложения, студенты должны найти интересные факты, информацию о другой стране и затем представить ее.

На более продвинутом этапе обучения (уровень А2-В1) студенты уже могут анализировать предложенные преподавателем тексты, участвовать в их обсуждении, отстаивать свою точку зрения или аргументированно соглашаться с автором. К примеру, в процессе подготовки к сертификационному экзамену студенты работают с адаптированным для них текстом «Экология культуры» по материалам «Писем о добром и прекрасном. Память культуры» Д.С. Лихачева где затрагивается проблема сохранения и передачи другим поколениям наследия прошлого, воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды.

Подводя итоги, на основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:

1) культура межнациональных отношений иностранных студентов - интегративное личностное образование, регулирующее взаимодействия и отношения между представителями различных национальностей в процессе обучения в университете и включающая когнитивно-интеллектуальный, цен-ностно-мотивационный и рефлексивно-деятельностный компоненты; когнитивно-интеллектуальный компонент подразумевает знания национальной специфики своего и других народов, ценностно-мотивационный компонент - ориентацию на общечеловеческие нравственные ценности, рефлексив-но-деятельностный компонент - этническую толерантность, умения продуктивно и позитивно вступать в контакт со студентами других национальностей;

2) построение курса русского языка как иностранного в сочетании аудиторной и внеаудиторной деятельности дает возможность иностранным студентам не только получить академические знания русского языка, но и достичь высокого уровня воспитанности культуры межнациональных отношений;

3) в процессе аудиторных занятий изучаются лексико-грамматические темы русского языка и модели речевой коммуникации; основой внеаудиторных занятий выступает русская культура (посещение театров, музеев, праздничных мероприятий и др.), а также идет ориентация иностранных студентов на культуру стран участников образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 297 с.

2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.

3. Дзагоев М.А. Проблема межнационального общения студентов российских вузов // Вестник ГУУ. 2013. № 2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/problema-mezhnatsionalnogo-obscheniya-studentov-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 10.05.2017).

4. Жолудова А.Н. Формирование культуры межнациональных отношений младших подростков в образовательном процессе школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 24 с.

5. Каган М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию: Курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. C. 6-14.

6. Комадорова И.В. Этнокультурная динамика в современном мире: основные проблемы и подходы к решению. М.: Академия, 2004. 255 с.

7. Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 20 с.

8. Маркова Н.Г. Культура межнационального общения - базовый индикатор межнациональных отношений // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 12 (81): Общественные и гуманитарные науки. С. 94-103.

9. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Казань, 2010. 40 с.

10. Матвеева О.В. Формирование культуры межнациональных отношений подростков в процессе педагогической практики студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 18 с.

11. Столярова Г.Ф. Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. Казань: КГУ, 2004. 315 с.

12. Филимонова Н.Ю., Годенко А.Е. Проблемы воспитания иностранных студентов как проблема саморазвития личности // Науч. вестник МГТУ ГА. 2005. № 94. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vospitaniya-inostrannyh-studentov-kak-problemy-samorazvitiya-lichnosti (дата обращения: 20.05.2017).

13. Шакирова А.Ф. Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 18 с.

Поступила в редакцию 08.07.17

S.N. Filipchenko, A.A. Matveeva

SOME FEATURES OF UPBRINGING A CULTURE OF INTER-ETHNIC RELATIONS OF FOREIGN STUDENTS

Involving foreign students to study at Russian universities is one of the priorities of a university development as far as a strategic direction of Russian External State policy. Foreign nationals also find the benefits of getting an education in Russia due to the economic, political and socio-cultural reasons.

Under these circumstances the increase in the number of foreign students highlights the importance of the upbringing a Culture of inter-ethnic relations in multi- ethnic environment in Russian universities.

The article deals with the essence and the structure of a Culture of inter-ethnic relations. The authors give the definition of a Culture of inter-ethnic relations and its components.

The authors conclude that upbringing a Culture of inter-ethnic relations is harmoniously integrated into the course "Russian as a Foreign Language" at preparatory university department. While studying the Russian language a high level of a Culture of inter-ethnic relations is reached by classroom and extracurricular activity. It has a positive impact not only at the separate representatives of the various nationalities but also at multi- ethnic environment of the university as a whole.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: culture of inter-ethnic relations, inter-ethnic relations, foreign students, Russian as a foreign language, educational process, upbringing.

Филипченко Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» 410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 E-mail: svetlana-prof@yandex.ru

Матвеева Анна Анатольевна, магистрант кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», 410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

преподаватель междисциплинарной кафедры Института международных образовательных программ

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова», 410012, Россия, г. Саратов, Театральная пл., 1 E-mail: annasaratov@mail.ru

Filipchenko S.N.,

Doctor of Pedagogical Sciences,

Professor at Department of Pedagogy

Saratov National Research State University Astrakhanskaya st., 83, Saratov, Russia, 410012 E-mail: svetlana-prof@yandex.ru

Matveeva A.A.,

Master degree student at Department of Pedagogy

Saratov National Research State University Astrakhanskaya st., 83, Saratov, Russia, 410012

Lecturer at Interdisciplinary Department Institute of International Educational Programs

Saratov State Agrarian University Teatralnaya pl., 1, Saratov, Russia, 410012 E-mail: annasaratov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.