Научная статья на тему 'Формирование культуры межнационального общения школьников в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия»'

Формирование культуры межнационального общения школьников в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрова Ирина Александровна, Филжченко Светлана Николаевна

Статья посвящена проблеме формирования у школьников культуры межнационального общения. Раскрыта сущность и содержание понятия культуры межнационального общения, предложена модель эффективного формирования культуры межнационального общения в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махрова Ирина Александровна, Филжченко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнационального общения школьников в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия»»

УДК 378

И.А. Махрова, С.Н. Филипченко*

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОУ «НАЦИОНАЛЬНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ГИМНАЗИЯ»

Статья посвящена проблеме формирования у школьников культуры межнационального общения. Раскрыта сущность и содержание понятия культуры межнационального общения, предложена модель эффективного формирования культуры межнационального общения в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия».

Ключевые слова: общение, межнациональное общение, культура межнационального общения.

Конец XX — начало XXI вв. характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития: резко расширились возможности взаимосвязи как людей, так и государств, что выражается процессом формирования планетарного информационного пространства, проявлением межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Таким образом, актуализируется задача реализации гуманистического подхода к этническим проблемам.

Одной из серьезных опасностей, которые возникают на пути личностного развития ребенка в современном обществе, чреватом межличностными конфликтами, является агрессивность. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания, поэтому национальной доктриной становится воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого, стремящегося к взаимопониманию с другими народами, способного осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Образовательные учреждения направляют усилия на формирование у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем, умений предотвращать конфликты; кроме того, необходимо стимулировать у учащихся желание познать разные культуры. В связи с этим требуется рассмотрение средств формирования у школьников культуры межнационального общения.

Исследователи обращаются к проблеме общения в этнической сфере, пытаясь определить критерии культуры межнационального общения, а также типологию межнационального общения в условиях различных социально-политических систем.

Межнациональное общение для отдельных регионов страны является сложной жизненной проблемой. Отсутствие подлинной культуры межнационального общения провоцирует межнациональные конфликты, напряженность в межнациональном общении обнаруживает ограниченность прежних утверждений о нерушимой

* © Махрова И.А., Филипченко С.Н., 2011

Махрова Ирина Александровна, Филипченко Светлана Николаевна ([email protected]), кафедра педагогики Саратовского государственного университета, 410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.

Формирование культуры межнационального общения школьников в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия»

дружбе народов. В 70—80-е годы XX века в центре внимания находились поиски модели «советского человека» и проблема воспитания культуры межнационального общения (Р.Г. Абдулатипов, Т.Ю. Бурмистрова, O.A. Дмитриев, И.И. Серова и др.) Утверждалось, что культура межнационального общения — часть духовной жизни общества, его культуры; это совокупность... идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения представителей различных национальностей [1].

Культура межнационального общения рассматривается как часть политической культуры личности (И.И. Серова), как система характерных для личности, наций, классов, социальных групп или общества в целом идей и убеждений, которая проявляется во всех сферах человеческой жизни, цементирует и укрепляет общество [2]. Отмечается, что культура межнационального общения является частью интернационалистского сознания и поведения, способом установления нормальных отношений между людьми различных национальностей. Однако это и особый способ организации личностных взаимоотношений общественных субъектов, представляющий процесс овладения совокупностью норм, способов, форм поведения, способствующих выработке своеобразного эталона взаимоотношений [3], и итог развития, и одновременно средство дальнейшего совершенствования национальных отношений. Межнациональное общение требует специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [4]. Культура межнационального общения строится на уважительном отношении человека к людям различных наций и рас, к их культуре, истории, национальному достоинству; она предполагает выполнение правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде. Таким образом, культура межнационального общения представляет собой интегральное качество личности, которое проявляется воспитанностью человека в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Сущность культуры межнационального общения состоит в том, что, обеспечивая сохранение и развитие накопленных отдельной нацией и передаваемых от поколения к поколению ценностей и традиций, она содействует реализации полноценного общения между представителями различных национальностей на основе взаимообогащения культур, создавая условия для творческого, духовного развития личности.

Основы культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы, решающей задачи формирования позитивного межнационального общения, культивирования у школьников уважения к истории и культуре своего и других народов. На учителя возлагается особая ответственность за организацию процесса формирования культуры межнационального общения в школьной среде.

Базой нашего исследования является МОУ «Национальная (татарская) гимназия», многонациональная по своему составу (татары, русские, дагестанцы, азербайджанцы, чеченцы, грузины). В качестве средства формирования культуры межнационального общения выступает, прежде всего, язык: учителя русского языка знакомят школьников с нормами литературного языка, его лексико-грамматичес-кими, семантическими и стилистическими ресурсами, учат пользоваться выразительными средствами языка, разными риторическими приемами. В процессе коммуникативно-познавательной деятельности у учащихся на уроках русского языка

272

Вестник СамГУ. 2011. № 1/1 (82)

вырабатываются представления о связях между объективным материальным миром и лексикой языка, углубляется понимание роли языка как вместилища национальной культуры, средства взаимодействия и взаимопроникновения культур.

На уроках литературы учащиеся знакомятся с богатым литературным наследием народов мира, осознают вклад своей страны, республики в мировую художественную литературу, получают знания из области литературоведения (особенности литературных текстов, специфика их жанров, средства картинирования онтологии многокультурного мира). В итоге учащиеся овладевают общепринятыми нормами языкового общения и речевого поведения в русскоязычной культурной среде. Однако эти знания и умения в основном применяются в условиях общения с соотечественниками и оказываются недостаточными при социально-ролевом речевом взаимодействии с представителями иноязычных культур, что восполняется дисциплиной «Мировая художественная культура», которая знакомит учащихся гимназии с богатым культурным наследием народов мира, формируя у них уважение и интерес к другим культурам, способствуя становлению планетарного сознания, осознанию единства и многообразия культур народов мира, а также вклада России в мировую культуру.

Знание истории, традиций и культуры народов, с которыми в процессе учебной или иной деятельности взаимодействуют учащиеся, является значимым средством формирования культуры межнационального общения. История России для учеников гимназии — часть истории татарского народа: на уроках истории подчеркивается объективная историческая и культурная связь между двумя народами и странами. На уроках обществознания акцентируется внимание на культурной близости двух народов, которая подтверждается примерами.

Особое значение придается изучению татарского языка и литературы, что позволяет учащимся гимназии ознакомиться с историей, культурными традициями, национальными ценностями, признать реалии современного поликультурного мира, а также оценить культурное достояние народов.

Во внеклассной работе проводятся литературные праздники, посвященные творчеству Мусы Джалиля, Рустяма Кутуя, Хади Такташа, что способствует обучению литературному татарскому языку и культуре межнационального общения. В воспитательной работе опора делается на народную педагогику, которая, с точки зрения ученых-этнопедагогов, способна влиять на воспитание у подрастающего поколения таких качеств, как гуманизм и интернационализм.

Песенное и танцевальное народное творчество является важным источником формирования культуры межнационального общения, так как содержит в себе культурные реалии, отражающие специфические черты народного менталитета. Фестиваль художественной самодеятельности «Идель йолдызлары» («Волжские звездочки») становится традицией, которая способствует сохранению национальной культуры, поддерживая связь поколений. Школьники участвуют в возрождении национальных традиций: Карга боткасы (Прилет грачей), Каз омэсе (Ощипывание гусей), Сабантуй, Бабушкин сундук, Аулак ой (Посиделки) и др.

Представления о национальных обычаях и ритуалах школьники получают в ходе физического воспитания: на уроках они включаются в национальные игры и виды спорта. Пропаганда здорового образа жизни, особенностей национального режима питания способствует приобщению школьников к неповторимому колориту народной жизни. Таким образом, на формирование культуры межнационального общения школьников направляется весь воспитательный потенциал гимназии.

Формирование культуры межнационального общения школьников в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия»

Библиографический список

1. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. № 4. С. 24-30.

2. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск: Изд-во «Университетское», 1986. 159 с.

3. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. 1991. № 12. С. 18-20.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 688 с.

I.A. Mahrova, S.N. Philipchenko*

THE FORMING OF CULTURE OF INTER-ETHNIC COMMUNICATION OF SCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF «NATIONAL (TATAR) GYMNASIUM»

The article deals with the problem of forming of culture of inter-ethnic communication of school children. The author gives the essence and matter of the conception «culture of inter-ethnic communication» and offers a model of effective inter-ethnic communication in the educational institution «National (Tatar) Gymnasium».

Key words: communication, inter-ethnic communication, culture of inter-ethnic communication.

* Mahrova Irina Alexandrovna, Philipchenko Svetlana Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of Pedagogy, Saratov State University, Saratov, 410012, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.