Научная статья на тему 'Культура межнационального общения студентов вуза в поликультурной среде'

Культура межнационального общения студентов вуза в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изиева Бурлият Анварбековна

В статье дается определение культуры межнационального общения, раскрывается роль дисциплины «Педагогика межнационального общения», которая призвана предотвращать межнациональные розни, конфликты и преподносить культуру разных национальностей в более доступной и привлекательной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изиева Бурлият Анварбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура межнационального общения студентов вуза в поликультурной среде»

30

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

ния иностранному языку. Студенты охотно обучались разнообразным речевым конструкциям, далее непроизвольно используя их при выполнении коммуникативных заданий.

Таким образом, применение активных форм и методов обучения английскому языку приводит к перестройке педагогической деятельности будущих педагогов начального образования, существенно изменяя процесс пе-

дагогического общения (педагог-студент, студент-студент), повышает уровень потребност-но-коммуникативного компонента студентов, перестраивает собственную деятельность студентов, что имеет важное значение в повышении уровня познавательного интереса к изучению английского языка и качественной языковой подготовки будущего учителя начального образования.

Литература

1. Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. г. Чита, декабрь 2011 г. Чита: Молодой ученый. 2011. С. 34-38.

2. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Книга 2. М. : МНПИ,2000. 233 с. 3. Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности / Терминологический словарь по философии: к семинарским занятиям для студентов всех специальностей / под ред. Н. А. Прокопишиной; Новочерк. гос. мелиор. акад., каф.философии. Новочеркасск, 2007. 135 с.

References

1. Agaeva O. V. Teaching the dialogical speech in English lessons / O. V. Agaeva // Actual problems of pedagogics: proceedings of the international scientific conf. Chita, December, 2011. Chita: Young scientist. 2011. P. 34-38.

2. Kovalevskaya E. V. Problem-based learning: approach, method, type, system (based on the teaching of foreign languages): Book 2. M. : MNPI,2000. 233 p. 3. Tamarina N. V. Psychological problems of teacher's training for collective educational activities / Terminological dictionary of philosophy: for seminars for students of all disciplines / ed. by N. A. Prokopishina; Novocherk. State Melior. Acad., the chair of Philosophy. Novocherkassk, 2007. 135 p.

Literatura

1. Agaeva O. V. Obuchenie dialogicheskoj rechi na urokah anglijskogo jazyka / O. V. Agaeva // Aktual'nye zadachi peda-gogiki: materialy mezhdunar. nauch. konf. g. Chita, dekabr' 2011 g. Chita: Molodoj uchenyj. 2011. S. 34-38.

2. Kovalevskaja E. V. Problemnoe obuchenie: podhod, metod, tip, sistema (na materiale obuchenija inostrannym jazykam): Kniga 2. M. : MNPI,2000. 233 s. 3. Tamarina N. V. Psihologicheskie problemy podgotovki uchitelja k kollek-tivnoj pedagogicheskoj dejatel'nosti / Terminologicheskij slovar' po filosofii: k seminarskim zanjatijam dlja studentov vseh special'nostej / pod red. N. A. Prokopishinoj; Novocherk. gos. melior. akad., kaf.filosofii. Novocherkassk, 2007. 135 s.

Статья поступила в редакцию 20.03.2015 г.

УДК 378

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

UNIVERSITY STUDENTS' INTERETHNIC COMMUNICATION CULTURE IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT

©2015 Изиева Б. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Izieva B. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье дается определение культуры межнационального общения, раскрывается роль дисциплины «Педагогика межнационального общения», которая призвана предотвращать межнациональные розни, конфликты и преподносить культуру разных национальностей в более доступной и привлекательной форме.

Abstract. The author of the article gives a definition of the interethnic communication culture, reveals the role of discipline "Pedagogy of interethnic communication", which is designed to prevent the inter-ethnic hatred, conflicts and present culture of different nationalities in a more accessible and attractive form.

Психолого-педагогические науки •••

31

Rezjume. V stat'e daetsja opredelenie kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija, raskryvaetsja rol' discipliny «Pedagogika mezhnacional'nogo obshhenija», kotoraja prizvana predotvrashhat' mezhnacional'nye rozni, konflikty iprepodnosit' kul'turu raznyh nacional'nostej v bolee dostupnoj iprivlekatel'noj forme.

Ключевые слова: межнациональное общение, поликультура, культура межнационального общения студентов, межнациональный диалог культур, духовная жизнь общества, общечеловеческая культура, межэтнические конфликты, междисциплинарная связь.

Keywords: interethnic communication, polyculture, students’ interethnic communication culture, interethnic dialogue of cultures, spiritual life of society, human culture, inter-ethnic conflicts, interdisciplinary communication.

Klyuchevyeslova: mezhnatsional'noe obshchenie, polikul'tura, kul'tura mezhnatsional'nogo obshcheniya stu-dentov, dukhovnaya zhizn' obshchestva, obshchechelovecheskaya kul'tura, mezhetnicheskie konflikty.

Термин «культура межнационального общения» понятие молодое, но, несмотря на это он успел набрать много разных определений ученых, суть которых сводится к одному: уважение к чужой культуре.

В документах ООН и ЮНЕСКО отмечено: задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире - одна из приоритетных. В докладе говорится о первостепенной задаче учебно-воспитательных учреждений - привить людям любовь к чужой культуре, их ценностям, научить сопереживать чужой беде» [3. С. 152-156].

Как отмечает З. Т. Гасанов в своих трудах про межнациональное общение «культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также культуры общечеловеческой» [2. С. 51].

Г. Н. Филонов отмечает, что нужно разработать перспективный план воспитательной работы с комплексом ценностно-личностных ориентаций для работы с молодежью [6. С. 31].

«Любой образовательный регион Российской Федерации, - пишет Шогенов А. А., - минимум бикультурен, так как там взаимодействуют и пересекаются как минимум две культуры - русская как часть мировой и местная» [7].

Само собой разумеется, как указано в международных правовых документах - цель воспитания молодежи с соблюдением их прав и свободы, независимо от их расы, религии, языка и национальности имеет огромное значение для многонационального федеративного государства. Учебные заведения и вся система образования в своей воспитательной работе должны учитывать специфику межнационального общения и ее неординарного влияния на молодежь.

Обобщая различные характеристики учеными вышеназванного термина, отметим, что межнациональное общение - это культура общения без пренебрежения к истории, культуре, достижениям другого народа, уважение, внимание к личности, политолерантность независимо от его национальности.

Совокупность специальных знаний и умений, а также соответствующих им поступков и действий, которые проявляются в межличностных контактах и взаимодействии представителей разных национальностей, их взаимопонимания, взаимосогласия, компромисса в общих интересах - называют культурой межнационального общения.

Задачами статьи являются характеристика условий формирования у студентов ИПИ фа-

культетов «Информатики» и «Экономики и дизайна» культуры межнационального общения и выявление проблем ее формирования.

Воспитание культуры межнационального общения предполагает формирование у молодежи установок этнотолерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия. Важными критериями этнотолерантного поведения являются согласие, уважительное отношение к инонациональному, милосердие, взаимопонимание, взаимоподдержка, доброжелательность. В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)» ставится задача создания и применения в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу.

З. Т. Гасанов под воспитанием культуры межнационального общения понимает «организованный, целенаправленный процесс, который включает в себя:

1) сообщение индивиду или группе знаний о человеческом сообществе, о народах, расах и религиях мира, основных правах и свободах человека; о Российской Федерации - Родине населяющих ее народов, общности их жизненных интересов, российском гражданстве и свободе совести;

2) организацию эмоционального переживания сообщаемых знаний, превращение их во взгляды и личные убеждени;

а) воспитание национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого чувства;

б) формирование национального, общенационального (республиканского, регионального, российского (гражданско-патриотического) и общечеловеческого чувства;

3) организация позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций и рас, представителями различных конфессий, этнических и языковых групп; воспитание умений и навыков преодоления личностнопсихологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации;

4) формирование высоконравственной мотивации поступков и поведения учащихся в процессе их общения с людьми различных национальностей, рас, конфессий» [1].

В каждом регионе, в каждом районе имеются свои разновидности для налаживания гар-

32

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

моничных межнациональных отношений и они проявляются в единстве общечеловеческого, национального, толерантности, взаимоуважения.

Педагогическая задача формирования культуры межнационального общения у студенческой молодежи превращается в задачу формирования у нее внутренней психологической готовности и формирования у них устойчивых навыков соблюдения принципа равенства наций и национальных культур в различных сферах и ситуациях межнационального взаимодействия. Исходя из результатов исследования культуры межнационального общения, сложившейся в России, в том числе и в Дагестане, ее нельзя назвать совершенной.

Педагоги в своей профессиональной деятельности являются участниками трансляции культуры в обществе, отсюда формирование культурологической и, в частности, поликультурной компетентности является их непосредственной задачей.

Исходя из вышеизложенного, для успешного протекания целенаправленного воспитания молодежи общественными организациями, школой, семьей, вузом необходимо учитывать влияние условий жизни и социальной среды на человека.

Разработанная учеными структура процесса воспитания культуры межнационального общения, содержит следующие компоненты:

1) когнитивный;

2) эмоционально-оценочный;

3) мотивационно-потребностный;

4) поведенческий.

Когнитивный компонент представляет собой межнациональные отношения, культуру межнационального общения, историю и культуру своего народа, выделяет особенности других национальных культур, таких как их история, язык, традиции, обычаи и т. д. Также охватывает проблемы их развития, общепринятые нормы и правила поведения людей разных национальностей при их сотрудничестве, трудовой деятельности в коллективах (учебных, трудовых и т. д.).

Эмоционально-оценочный компонент -это чувства, убеждения, оценочные суждения по отношению к своему и другим этносам, так называемые эмоционально-нравственные характеристики личности. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Мотивационно-потребностный компонент говорит о потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Поведенческий компонент характеризует поступки людей по отношению к другому этносу в виде тактичности, благосклонности, симпатии, сострадания к человеку, желание помочь ему, толерантности и наоборот.

Изучив структуру культуры межнационального общения, мы переходим к этапам ее формирования:

1. Изучение истории родной культуры, обычаев, нравственных ценностей.

2. Формирование у личности любви к своей нации, чувство гордости за свою культуру, а также принятие культуры других национальностей с уважением.

3. Выработка потребности в изучении и освоении родной культуры и культуры других национальностей в поликультурной среде.

4. Формирование культуры межнационального общения.

Все эти этапы должны быть пройдены студентами при помощи педагога в процессе обучения, чтобы этот багаж знаний дальше использовать при прохождении преддипломной практики.

Для этого курс «Педагогика межнационального общения» выделяет ряд задач, без решения которых невозможно осуществить процесс формирования данного феномена:

1. выявить сущность педагогики межнационального общения;

2. ознакомить студентов с теоретическим и практическим материалом культуры межнационального общения;

3. изучить специфику традиций и культуры народов Дагестана, включая русскоязычное население, а также способы предотвращения межнациональных конфликтов;

4. создать благоприятные условия для формирования культуры межнационального общения у будущих учителей с помощью педагогических технологий.

Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Дагестанским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки 051000 профессиональное обучение (по отраслям) и профилю подготовки 051000.12 декоративноприкладное искусство и дизайн имеют своей целью развитие и формирование у студентов поликультурной компетентности.

ООП регламентирует содержание, цели, условия и технологии реализации образовательного процесса, где студенты в процессе обучения должны освоить ряд профессиональных компетенций, где одной из основных является поликультурная.

Разработанный нами учебный план по дисциплине «Педагогика межнационального общения» своим объектом ставит процесс воспитания культуры межнационального общения при прохождении преддипломной практики в ОУ, а предметом - методы и приемы формирования у студентов культуры межнационального общения, создание им условий для успешного проживания и функционирования в таком многонациональном регионе, как Дагестан.

Данная дисциплина выступает носителем межнациональной культуры, направленная на формирование положительных взаимоотношений между людьми разных национальностей и умение решать возникающие конфликты мирными, а не силовыми методами.

На семинарских занятиях также проводятся деловые игры («Спорные утверждения»), дискуссии («Что такое ценности, реликвии»?); создаются проблемные ситуации по межнацио-

Психолого-педагогические науки •••

нальным конфликтам; мозговой штурм («Ассоциативная сеть»), пишем сочинения - размышления («Кто сказал, что люди разные?», «Благоприятны ли браки между разными народностями»? «Почему люди говорят на родном языке, а не на международном»? и др.)

Данные педагогические технологии и разные приемы помогают студентам более глубоко изучить данный феномен и способствуют их размышлению над глобальными вопросами взаимообогащения и взаимосближения культур народов мира и России, также создают благоприятные условия для воспитания человека культуры, креативной личности.

Дисциплина «Педагогика межнационального общения» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование»: а) обще-

культурные (ОК); б) профессиональные (ПК).

В процессе обучения культура разных народов, их преимущества и недостатки сопоставляются и выделяется в индивидуальное, единичное, что способствует формированию у студентов здорового чувства патриотизма, любви к отечественной культуре и в то же время, не забывая о чувстве уважения к чужой культуре - необходимое условие толерантных отношений в межнациональных контактах, необходимых в современном поликультурном обществе.

Необходимо, чтоб студенты осознали, что они непосредственные носители народной, мировой культуры и должны оправдать свою индивидуальность и оригинальность.

Для осуществления формирования культуры межнационального общения у студентов ИПИ необходимо разрешить проблему определения комплекса педагогических условий, способствующих формированию культуры межнационального общения в процессе обучения.

Для этого нужно систематически и последовательно включать студентов в межнациональный диалог культур, проводить междисциплинарную связь при их изучении, а также при преподавании педагогики, которая в нашем случае является непосредственным предметом изучения.

К главным педагогическим условиям относится приоритетность общей культуры в контексте гуманизации и гуманитаризациипро-цесса обучения.

Процесс формирования культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление студентов с системой научных знаний о правах и свободах человека и народа, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие по-

33

ложительного опыта культуры общения с людьми высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе общения.

Проблема состоит в том, студенты имеют дело с многообразной системой межнационального общения: студент и окружающий многонациональный мир, студенческая среда, студенты и учащиеся в ОУ, где они проходят преддипломную практику, студент и многонациональный педагогический коллектив.

Межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностнопсихологической конкретизации, что делает процесс формирования культуры общения многообразным, содержательным.

Студенты, проходящие преддипломную практику ОУ с полиэтническим составом, имеют недостаточно сформированную культуру межнационального общения, что мешает эффективному управлению детским коллективом.

В ходе прохождения практики студенты на собственном опыте усваивают то самое главное - информация о народах должна быть безоговорочно доброжелательной и ни в коем случае детям нельзя давать антинациональный и антигуманистический опыт, даже в простом, словесном выражении. Нельзя допустить, чтобы осуществлялись опрометчивые обобщения на единичных примерах, случайных поступках отдельных представителей народов.

Такое отношение к своим обязанностям позволяет воспитывать активную гражданскую позицию личности - патриота своей страны.

Также такая подготовка студентов к работе со школьниками активизирует самостоятельную научно-исследовательскую работу студентов по изучению вопросов взаимодействия «педагог - дети» в межнациональной среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажную роль в укрепления дружбы между разными нациями играет участие студентов на разного рода конкурсах, фестивалях, где все танцуют и поют на разных языках Дагестана. Используется и фольклор. Такие же мероприятия студенты проводят во время преддипломной практики и с учащимися ОУ.

Разработанные нами и внедренные в учебный процесс новые образовательные стратегии и подходы для формирования у студентов вуза поликультурной компетентности, помогут обучающимся получать достоверную информацию о других народах. Данная компетентность позволит, не ущемляя свои интересы, уважать чужие, и в случае разногласий культур подтолкнет к ее изучению, рассмотрению.

Литература

1. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. С. 226. 2. Гасанов З. Т. Педагогика межнационального общения. М.,1999. С. 51. 3. Доклад

Международной комиссии (XXI век), представленный ЮНЕСКО. Париж, 1997. 4. Программа патриотического

воспитания в Республике Дагестан за 2001-2005 годы // Сборник законодательств РД. 2001. № 11. 5. Степанов

34

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / под ред. Л. И. Новиковой. М., 2003. № 6. С. 152-156. 6. Филонов Г. Н. Свобода личности и воспитания // Педагогика. № 9.2005. С. 31. 7. Шогенов

А. А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона. Автореф. дисс. ... кан. педаг. наук: 13-00-01. М., 2007.

References

1. Gasanov Z. T. Developing a culture of the interethnic communication: methodology, theory, practice. Makhachkala, 1998. P. 226. 2. Gasanov Z. T. Pedagogy of international communication. M.,1999. P. 51. 3. The report of the

International Commission (the 21st century), submitted to UNESCO. Paris, 1997. 4. The program of Patriotic education in the Republic of Dagestan, 2001-2005 // Collection of legislation of the Republic of Dagestan. 2001. # 11.

5. Stepanov P. V. Tolerance Education in schoolchildren: theory, methods, diagnostics / ed. by L. I. Novikova. M., 2003. # 6. P. 152-156. 6. Filonov G. N. Individual liberty and education // Pedagogy. # 9. 2005. P. 31. 7. Shogenov A. A.

Integration processes as a factor in the development of multicultural educational space of the region. Author. Diss. ... Cand. Ped.: 13-00-01. M., 2007.

Literatura

1. Gasanov Z. T. Vospitanie kul'tury mezhnacional'nogo obshhenija: metodologija, teorija, praktika. Mahachkala, 1998.

S. 226. 2. Gasanov Z. T. Pedagogika mezhnacional'nogo obshhenija. M.,1999. S. 51. 3. Doklad Mezhdunarodnoj

komissii (XXI vek), predstavlennyj JUNESKO. Parizh, 1997. 4. Programma patrioticheskogo vospitanija v Respublike

Dagestan za 2001-2005 gody // Sbornik zakonodatel'stv RD. 2001. № 11. 5. Stepanov P. V. Vospitanie tolerantnosti u shkol'nikov: teorija, metodika, diagnostika / pod red. L. I. Novikovoj. M., 2003. № 6. S. 152-156. 6. Filonov G. N.

Svoboda lichnosti i vospitanija. Pedagogika. № 9. 2005. S. 31. 7. Shogenov A. A. Integracionnye processy kak faktor

razvitija obrazovatel'nogo prostranstva polikul'turnogo regiona. Avtoreferat. M., 2007.

Статья поступила в редакцию 12.03.2015 г.

УДК 37.017.42

СПЕЦИФИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

THE SPECIFICITY OF ORPHANED CHILDREN’S PSYCHOSOCIAL DEVELOPMENT, BROUGHT UP IN A BOARDING SCHOOL

©2015 Кабардиева Ф. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2015 Kabardieva F.A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье выявляется специфика психосоциального развития детей-сирот, воспитывающихся в школе-интернате, анализируются полученные результаты проведенного эксперимента с детьми младшего и среднего школьного возраста, в основном отражающие состояние социальнопедагогической запущенности.

Abstract. The author of the article reveals the specifics of orphaned children’s psychosocial development, brought up in a boarding school, analyzes the results of the experiment conducted with preteen children, mainly reflecting the state of the socio-educational neglect.

Rezjume. V stat'e vyjavljaetsja specifika psihosocial'nogo razvitija detej -sirot, vospityvajushhihsja v shkole - in-ternate, analizirujutsja poluchennye rezul'taty provedennogo jeksperimenta s det'mi mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta, v osnovnom otrazhajushhie sostojanie social'no - pedagogicheskoj zapushhennosti.

Ключевые слова: дети-сироты, школа-интернат, родители, развитие, возраст, возрастные этапы, социализация ребенка, микросоциум, экспериментальное исследование, семья, воспитание.

Keywords: orphaned children, boarding school, parents, development, age, age stages, socialization of the child, microsocium, experimental study, family, education.

Kljuchevyeslova: deti-siroty, shkola-internat, roditeli, razvitie, vozrast, vozrastnye jetapy, socializacija rebenka, mikrosocium, jeksperimental'noe issledovanie, sem'ja, vospitanie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.