Научная статья на тему 'Особенности вентиляционной функции легких и биомеханических характеристик дыхания у подростков 10-11 лет'

Особенности вентиляционной функции легких и биомеханических характеристик дыхания у подростков 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1616
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЫХАНИЕ ВЕНТИЛЯЦИЮ ЛЕГКИХ / ADOLESCENCE / BREATHING / LUNGS VENTILATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколов Е. В.

С целью изучения физического развития, резервных возможностей и адаптационных способностей у детей 10-11 лет, обследованы школьники основной группы здоровья. При исследовании функции внешнего дыхания использованы методы: спирография, фазовый анализ дыхательного цикла, анализ кривой поток-объем (КПО) при помощи спироанализатора “РиД-124Д”. Использованный методический подход позволил установить, что дети с высоким весоростовым индексом Кетле имеют нормальные, соответствующие возрасту значения легочных объемов и емкостей, школьники с низким индексом несколько отстают от своих физически развитых сверстников по показателям проходимости дыхательных путей на всех уровнях. Состояние вегетативной регуляции является определяющим фактором в процессе развития адаптации организма. В условиях преобладания парасимпатического отдела ВНС у детей отмечаются относительно низкий уровень функционирования системы дыхания и большие функциональные резервы системы, обеспечивающих адаптацию к нагрузкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical development, reserve abilities and adaptation abilities were studied in 10-11 year-old school children of average health group. The following methods to study breathing were used: spirography, phase analysis of respiratory cycle, analysis of the flow-volume curve using spiro analyser «RiD-124D». This methodological approach revealed that children with high Quetelet index have normal, age-appropriate lung volume and capacity. Pupils with low index are slightly behind their peers in terms of airway patency at all levels. Autonomic regulation is the determining factor in the development of organism adaptation. Under predominance of parasympathetic nervous system, children demonstrate a relatively low level of respiratory system functioning and large functional reserves, ensuring adaptation to work load.

Текст научной работы на тему «Особенности вентиляционной функции легких и биомеханических характеристик дыхания у подростков 10-11 лет»

ОСОБЕННОСТИ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ЛЕГКИХ И БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЫХАНИЯ У ПОДРОСТКОВ 10-11 ЛЕТ

Е.В. Соколов1

ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

С целью изучения физического развития, резервных возможностей и адаптационных способностей у детей 10-11 лет, обследованы школьники основной группы здоровья. При исследовании функции внешнего дыхания использованы методы: спирография, фазовый анализ дыхательного цикла, анализ кривой поток-объем (КПО) при помощи спироанализатора "РиД-124Д". Использованный методический подход позволил установить, что дети с высоким весоростовым индексом Кетле имеют нормальные, соответствующие возрасту значения легочных объемов и емкостей, школьники с низким индексом несколько отстают от своих физически развитых сверстников по показателям проходимости дыхательных путей на всех уровнях. Состояние вегетативной регуляции является определяющим фактором в процессе развития адаптации организма. В условиях преобладания парасимпатического отдела ВНС у детей отмечаются относительно низкий уровень функционирования системы дыхания и большие функциональные резервы системы, обеспечивающих адаптацию к нагрузкам.

Ключевые слова: подростковый возраст, дыхание вентиляцию легких.

Peculiarities of lungs ventilation and biomechanics of breathing in 10-11 year-old children. Physical development, reserve abilities and adaptation abilities were studied in 10-11 year-old school children of average health group. The following methods to study breathing were used: spirography, phase analysis of respiratory cycle, analysis of the flow-volume curve using spiro analyser «RiD-124D». This methodological approach revealed that children with high Quetelet index have normal, age-appropriate lung volume and capacity. Pupils with low index are slightly behind their peers in terms of airway patency at all levels. Autonomic regulation is the determining factor in the development of organism adaptation. Under predominance of parasympathetic nervous system, children demonstrate a relatively low level of respiratory system functioning and large functional reserves, ensuring adaptation to work load.

Key words: adolescence, breathing, lungs ventilation.

Глобальные изменения природной среды (урбанизация, естественные и техногенные региональные экономические катастрофы) в течение коротких временных интервалов, рост психоэмоциональной напряженности как неизбежные последствия научно-технического прогресса и социально-экономических преобразований со всей остротой обусловливают необходимость сохранения и укрепления здоровья человека. Особую актуальность проблема сохранения и укрепления здоровья приобретает в отношении наименее защищенной части популяции - детей и подростков. Проблемы сохранения и укрепления здоровья детского населения обостряются с каждым годом, о чем свидетельствуют статистические и клинико-

Контакты:1 Е.В. Соколов - E-mail: <evgesok@mail.ru>

эпидемиологические данные, отражающие прогрессирующее ухудшение соматического и психического здоровья детей дошкольного и школьного возраста в России [2]. В период биологического созревания происходит непрерывное развитие дыхательной системы, ее морфологических структур и функциональных процессов, что обуславливает формирование не только количественных, но и качественных показателей [6; 7; 8]. Функциональная пластичность системы позволяет использовать ее показатели в качестве критериев адаптации к учебным и физическим нагрузкам в школе.

Функциональные показатели дыхательной системы исследовали у школьников младших классов общеобразовательной школы. Для определения возрастно-половых показателей все школьники были распределены на следующие группы: дети в возрасте 10 лет (32 чел.) и в возрасте 11 лет (27 чел.). Обследованные дети не имели острых и хронических заболеваний органов дыхания и были отнесены к I и II группам здоровья.

Для оценки объемных, скоростных и временных параметров использовался аппаратно-программный диагностический комплекс (РиД 124) для исследования функции внешнего дыхания. Проводились исследования: ОД - объем дыхания (л), МОД - минутный объем дыхания (л*мин), ЖЕЛ - жизненная емкость легких (л); ФЖЕЛ - объем форсированного выдоха жизненной емкости легких (л); ФЖЕЛ-ЖЕЛ - показатель, характеризующий проходимость дыхательных путей (л); ИТ -индекс Тиффно (ОФВ1 /ЖЕЛ, в %); ОФВ1 - объем форсированного выдоха за 1 с (л); МВЛ - максимальная вентиляция легких (л*мин), ПОС - пиковая объемная скорость выдоха (лс); МОС25 - максимальная объемная скорость потока на уровне выдоха 25 % ФЖЕЛ (л/с); МОС50 - максимальная объемная скорость потока на уровне выдоха 50 % ФЖЕЛ (л/с); МОС75 - максимальная объемная скорость потока на уровне выдоха 75 % ФЖЕЛ (л/с).

В условиях относительного покоя архитектоника дыхательного цикла (временные, амплитудные характеристики и расчетные коэффициенты) у большинства обследованных школьников характеризуется высокой вариативностью, что связано с наблюдаемыми индивидуальными особенностями дыхания испытуемых. У школьников 10-11 лет, не было значительных отличий от возрастных стандартов (М±0,67с) функциональных показателей системы дыхания. При исследовании возрастной динамики функции внешнего дыхания у детей отмечено некоторое превышение легочных объемов и емкостей: в 11 лет показатели вентиляции (ЧД. ОД, МОД) составляют 109,8 %, 108,1 % и 107,9 % от уровня 10-ми лет соответственно (табл. 1). Отмечены возрастные различия между группами 10 и 11 -летних в динамике показателей относительных величин минутного объема дыхания на единицу массы тела (в 10 лет МОД л/мин/кг равен 0,24±0,02, в 11 лет - 0,2±0,02, разница составляет - 16,7 %).

В результате проведенного исследования выявлено увеличение ЖЕЛ прямо пропорционально возрасту детей (табл. 2, 5): так ЖЕЛ детей 11 лет выше значений показателя у 10-и летних на 21,2 %. ЖЕЛ 10-летних девочек равна 1,18±0,11 л, 10-летних мальчиков - 1,41±0,08 л, достигая к 11 годам величин 1,68±0,12 и 1,62±0,08 л соответственно. Для этого показателя половые различия не характерны: значение ЖЕЛ у мальчиков выше по сравнению с девочками только в группе 10-и летних. ФЖЕЛ у девочек 10 лет составляет 1,62±0,08 л, достигая к 11 годам значения 2,02±0,11 л. У мальчиков ФЖЕЛ также увеличивается с возрастом - с 1,99±0,16 у

10-летних, до 2,20±0,13л у 11-летних. Половые различия сохраняются во всех возрастных группах. ФЖЕЛ у детей 11 лет превышает данный показатель 10-летних на 0,26 л (12,26 %). Показатель ФЖЕЛ-ЖЕЛ был отрицательным у 68 % детей 10 лет и у 57 % школьников 11 лет. Это свидетельствует об умеренно выраженных обструктивных изменениях дыхательных путей детей данной возрастной группы. ОФВ1 (табл. 3, 6) зависит главным образом от силы сокращения дыхательной мускулатуры и проходимости воздухоносных путей. С 10 до 11 лет этот показатель увеличивается у девочек на 0,2 л, у мальчиков уменьшается на 0,22 л, что указывает на увеличение силы дыхательных мышц и уменьшение с возрастом бронхиального сопротивления. При сравнении с должными величинами, рассчитанными по формулам Р.Ф. Клемента [5], фактические показатели оказались сниженными до 56-82 %. Согласно градации, разработанной данным автором, такие значения ОФВ1 можно характеризовать как условную норму и легкие нарушения. Фактические величины ИТ у обследованных школьников колебались в пределах 93 -86% от должных, что свидетельствует об условной норме проходимости дыхательных путей.

Таблица 1

Показатели статических и динамических объемов легких у мальчиков и девочек 10-11 лет в покое (М±т)

пол ЧД ОД МОД МОД/кг Твд Твыд Твд/Твыд

девочки 20,24 0,39 7,23 0,21 1,83 1,53 1,16

10 лет ±2,47 ±0,05 ±0,74 ±0,02 ±0,36 ±0,15 ±0,15

мальчики 26,51 0,22 5,86 0,2 1,26 1,51 0,85

10 лет ±17,19 ±0,58 ±9,97 ±0,22 ±0,08 ±0,12 ±0,04

девочки 26,24 0,36 8,95 0,25 1,13 1,31 0,88

11 лет ±1,8 ±0,04 ±0,82 ±0,03 ±0,1 ±0,11 ±0,06

мальчики 23,07 0,38 8,1 0,2 1,34 1,59 0,86

11 лет ±2,34 ±0,04 ±0,57 ±0,01 ±0,13 ±0,15 ±0,03

Таблица 2

Показатели резервных возможностей системы дыхания

у девочек и мальчиков 10-11 лет в покое М±т)_

пол ЖЕЛ ЖЕЛ/кг МВЛ МВЛ/кг РД РД/кг

девочки 1,18 0,03 33,65 0,98 26,42 0,77

10 лет ±0,11 ±0,00 ±2,65 ±0,07 ±2,60 ±0,07

мальчики 1,41 0,04 45,44 1,37 37,19 1,12

10 лет ±0,08 ±0,00 ±2,31 ±0,10 ±2,33 ±0,09

девочки 1,68 1,68 3,47 3,26 2,97 1,7

11 лет ±0,12 ±0,12 ±0,2 ±0,22 ±0,21 ±0,21

мальчики 1,17 42,04 3,96 3,64 2,85 1,4

11 лет ±0,14 ±4,63 ±0,28 ±0,28 ±0,26 ±0,14

Таблица 3

Показатели проходимости дыхательных путей у подростков 10-11 лет в покое (М±т)

пол ОФВ1 Тиффно ПОС МОС25 МОС50 МОС75

девочки 1,53 95,00 3,41 3,31 2,55 1,55

10 лет ±0,05 ±2,03 ±0,21 ±0,21 ±0,10 ±0,04

мальчики 1,85 92,68 3,58 3,38 2,89 1,63

10 лет ±0,14 ±1,28 ±0,33 ±0,34 ±0,33 ±0,16

девочки 1,73 86 3,47 3,26 2,97 1,7

11 лет ±0,08 ±4,15 ±0,2 ±0,22 ±0,21 ±0,21

мальчики 1,9 86,66 3,96 3,64 2,85 1,4

11 лет ±0,1 ±2,17 ±0,28 ±0,28 ±0,26 ±0,14

Максимальные и резервные возможности системы дыхания у 11 -и летних детей достоверно выше (р<0,05), чем у 10-и летних (МВЛ на 15,9 % и РД на 13,3 % соответственно). О проходимости центральных дыхательных путей можно судить по значениям ПОС, МОС25 (табл. 3, 6). ПОС составляет у девочек 10 лет 3,41±0,21 лс, у мальчиков 3,58±0,33 лс. К 11-летнему возрасту отмечается незначительное увеличение ПОС на 2-10,5 % (в среднем для группы на 3,3 %). Это объясняется тем, что в данный возрастной период процесс удлинения бронхиального дерева преобладает над расширением и это увеличивает сопротивление дыхательных путей и уменьшает их проходимость. МОС25 снижается с 10 до 11 лет у девочек на 0,05 л/с, у мальчиков возрастает на 0,26 л/с. Должные этого показателя превышают фактические величины на 20 %, что можно расценивать как условную норму и очень легкое снижение показателей [5]. МОС50 и МОС75, характеризующие проходимость периферических дыхательных путей, изменяются, подчиняясь тем же закономерностям, что и параметры ПОС и МОС25.

Минутный объем дыхания у мальчиков в 10 лет выше на 14,1 %, а в 11 лет ниже, чем у девочек (90,5%), а экономичность вентиляции (МОД/кг) лучше у мальчиков - показатель «ниже» по абсолютной величине: 95,2 % в 10 лет и 80 % в 11 лет от уровня девочек. Относительная максимальная вентиляция легких (МВЛ на кг) у девочек ниже чем у мальчиков (Табл. 2). Резерв дыхания у них также меньше (26,42 и 35,21 л/мин у девочек в 10 и 11 лет, и 37,19 и 40,21 л/мин у мальчиков соответственно). Ниже и резервные возможности вентиляции (%РД от МВЛ: 78,5 - 74,3 % у девочек и 81,8 - 83,2 % у мальчиков соответственно 10 - 11 лет).

Следует отметить, что для детей 9-12 лет нормой считается величина индекса Кетле 220-360 г/см (у девочек несколько выше, чем у мальчиков). При значительном превышении значений индекса, говорят о различной степени ожирения [3]. Обследованные нами дети 10-11 лет имели относительно нормальные значения весоростового индекса, что связано с особенностями роста в этот возрастной период и низким содержанием в организме жировой ткани.

При распределении обследованных детей на группы по величине весоросто-вых индексов получили, что в группу с высоким весоростовым индексом попали мальчики и девочки, у которых индекс Кетле был выше 200 г/см. В группу с низ-

ким весоростовым индексом вошли мальчики и девочки, у которых индекс Кетле был ниже 200 г/см.

В таблице 4 представлены данные по показателям биомеханической функции легких в группах детей с высоким и низким весоростовым индексом. Хорошо заметно, что именно в зависимости от степени физического развития (в данном случае, величины весоростового индекса Кетле) распределяются значения объемных скоростей дыхания.

Таблица 4

Параметры биомеханики легких у детей 10-11 лет с высоким и низким весоростовым индексом (М±т)

Группа Воз- ЖЕЛ, л ОФВ1 МВЛ, ЖП, ПОС МОС25 МОС50 МОС75

раст л/с л*мин л/кг л/с л/с л/с

лет

Высокий 10 1,3± 1,8± 41,7± 37,6± 3,6± 3,42± 2,83± 1,63±

индекс 0,07 0,11 2,4 2,6 0,2 0,2 0,2 0,1

Кетле 11 1,66± 1,85± 48,3± 39,0± 3,8± 3,52± 2,95± 1,55±

0,1 0,1 3,5 2,5 0,2 0,2 0,2 0,1

Низкий 10 1,27± 1,47± 37,8± 50,5± 3,0± 2,95± 2,35± 1,42±

индекс 0,2 0,1 3,6 8,9 0,4 0,4 0,4 0,2

Кетле 11 1,55± 1,71± 44,7± 58,6± 2,8± 2,4± 2,53± 1,67±

0,1 0,0 0,3 5,1 0,05 0,3 0,2 0,01

Так, у детей 11 лет с высоким весоростовым индексом величина ФЖЕЛ больше на 22,5 %, ПОС. - на 36,8 %, МОС50 - на 16,7 %, МОС75, ниже чем соответствующие показатели у детей с низким весоростовым индексом. Подобным образом соотносятся и величины объемных скоростей дыхания у детей 10 лет. Значения показателя МОС75 (показатель проходимости мелких бронхов) выше у детей с высоким весоростовым индексом на 14,8 %. В таблице хорошо просматривается также возрастная динамика (от 10 к 11 годам) для обеих групп обследованных детей.

Таким образом, дети физически более развитые, с высоким весоростовым индексом имеют нормальные, соответствующие возрасту значения легочных объемов и емкостей, а также показателей проходимости бронхов крупного и среднего калибра. Дети с низким весоростовым индексом несколько отстают от своих физически развитых сверстников по показателям проходимости дыхательных путей на всех уровнях.

У подавляющей части детей школьного возраста дыхание в условиях относительного покоя испытывает на себе недостаток двигательной активности. При предъявлении даже относительно небольших физических нагрузок (подвижные игры, длительная ходьба и т. п.) такие дети испытывают одышку и сердцебиение, что напрямую связано с системой дыхания. То есть отмечена достаточно тесная зависимость между показателями физического развития детей и внешним дыханием [4]. По сдвигам функциональных показателей в ответ на стандартную тестирующую нагрузку можно судить о развитии аэробной системы энергообеспечения.

Чем меньше сдвиги функциональных показателей после применения стандартной нагрузки, тем экономичней она выполнена, тем более высоко развито аэробное обеспечение.

Таблица 5

Резервные возможности системы дыхания у школьников 10-11 лет (Ы^щ)

Этап эксперимента ЖЕЛ л ЖЕЛ/кг л/кг МВЛ Л*мин МВЛ/кг Л*мин/к г РД Л*мин РД/кг Л*мин/ кг ФЖЕЛ л/с

10 лет

покой 1,32 ±0,07 0,039 ±0,003 41,15 ±2,12 1,23 ±0,08 33,27 ±2,06 0,99 ±0,07 1,86 ±0,11

нагрузка 1,42 ±0,11 0,042 ±0,003 45,10 ±2,41 1,34 ±0,09 35,67 ±2,05 1,06 ±,07 2,01 ±0,17

11 лет

покой 1,6 ±0,07 0,041 ±0,003 47,7 ±3,07 1,2 ±0,08 37,7 ±3,16 1,0 ±0,07 2,12 ±0,09

нагрузка 1,59 ±0,06 0,041 ±0,002 48,99 ±3,07 1,27 ±0,08 38,55 ±2,89 0,99 ±0,07 2,12 ±0,09

Таблица 6

Биомеханические параметры дыхания у школьников 10-11 лет до и после физической нагрузки (M±m)

ОФВ1 Тиффно ПОС МОС25 МОС50 МОС75

л/с % л/с л/с л/с л/с

Этап эксперимента 10 лет

покой 1,73 93,53 3,52 3,35 2,77 1,60

0,10 1,10 0,22 0,23 0,21 0,10

нагрузка 1,86 93,30 3,68 3,55 2,81 1,65

0,15 1,00 0,25 0,24 0,20 0,15

11 лет

покой 1,8 86,3 3,7 3,5 2,9 1,5

0,07 2,24 0,18 0,18 0,17 0,13

нагрузка 1,89 90,16 3,75 3,46 2,87 1,63

0,07 1,48 0,21 0,20 0,18 0,11

Из таблиц 5-6 видно, что показатели биомеханических характеристик и показатели, определяющие в первую очередь состояние бронхиальной проходимости, у обследованных детей после физической нагрузки практически не изменились. Объемные скорости выдоха на уровне крупных, средних и малых бронхов (МОС25-75), ПОС, ОПОС так же остались практически без изменений.

Если тестирование МВЛ в первые 60 секунд восстановительного периода выявляет, что ее величина не изменилась, или повысилась, или снизилась, но не до-

стигает нулевой величины, то выполняемая нагрузка является относительно адекватной. Подобные изменения со стороны респираторной системы мы и наблюдаем у обследуемых 10-11-летних детей Максимальная вентиляция легких у детей 10 лет после нагрузки увеличилась на 9,5 % относительно уровня покоя, у детей 11 лет - на 2,6 %. То есть реакция на данную нагрузку у них благоприятная, адаптация к ней происходит без дополнительных напряжений со стороны системы внешнего дыхания, без признаков утомления дыхательной мускулатуры.

В процессе улучшения физической подготовленности повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы и системы вентиляции, увеличивается мощность аэробных и анаэробных процессов энергообразования, происходят становление произвольной двигательной функции, оптимизация метаболизма и увеличение силы мышц. В основе возникновения как одномоментных, так и долговременных физиологических сдвигов лежит формирование нового уровня функционирования вегетативной нервной системы [1; 10]. Именно поэтому состояние вегетативной регуляции является определяющим фактором в процессе развития адаптации организма к физической нагрузке.

Состояние симпато-парасимпатического баланса АНС во многом определяет адаптационные возможности ребенка. Функции дыхательных путей находятся под нервным контролем: через блуждающий нерв и ацетилхолин оказывается парасимпатическое влияние - стимулируется бронхоспазм и повышается секреция мокроты; симпатические нервы и адреналин вызывают расслабление гладких мышц бронхов и снижение секреции мокроты. Хроническое воспаление дыхательных путей приводит к дисбалансу их симпатической и парасимпатической иннервации [9; 12]. Снижение резервных и адаптивных возможностей организма детей 8-12 лет вследствие ослабления роли симпатических влияний на функционирование различных систем организма наблюдали Е.А. Удовыдченко и О.А. Бутова [11].

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные параметры функционального состояния системы дыхания у детей 10-11 лет (М ± т)

Тип ЖЕЛ, л ФЖЕЛ ОФВ1 МВЛ, ЖП, ПОС МОС25 МОС50 МОС75

регу- л/с л/с л*мин л/кг л/с л/с л/с

ляции*

С 2,48± 2,32± 1,95± 50,27± 40,25± 4,01± 3,74± 3,07± 1,67±

0,12 0,13 0,13 5,2 6,3 0,35 0,38 0,35 0,32

Н 2,04± 2,09± 1,78± 49,05± 38,51± 3,5± 3,33± 2,83± 1,54±

0,08 0,14 0,10 5,4 1,9 0,24 0,24 0,28 0,20

В 1,85± 1,95± 1,75± 43,10± 46,47± 3,78± 3,38± 2,86± 1,44±

0,16 0,17 0,13 5,1 5,4 0,38 0,39 0,24 0,12

Примечание: * Тип регуляции - С - симпатотоники; Н - нормотоники; В - ва-готоники

В результате предварительно проведенного тестирования методом кардиоин-тервалографии были отобраны дети с преобладанием влияния симпатического отдела автономной нервной системы («симпатотоники»), со сбалансированной

автономной регуляцией («нормотоники») и с преобладанием парасимпатического отдела автономной нервной системоы («ваготоники»).

В возрасте 10-11 лет у «ваготоников» отмечаются более низкие величины резервных и биомеханических параметров дыхательной системы (табл. 7), а так же некоторое уменьшение величин дыхательного объема по сравнению с «нормото-никами» и «симпатотониками». У детей «ваготоников» снижается длительность фазы вдоха и фазы выдоха, что ведет к увеличению частоты дыхательных движений и, не смотря на уменьшение дыхательного объема, минутный объем дыхания (МОД) у этих детей выше.

Физическая нагрузка умеренной мощности дает возможность выявить разные типы реакции системы дыхания у детей 10-11 лет. Часть показателей системы дыхания уменьшается в ответ на нагрузку. Возможно это связано с тем, что большая часть детей с такой реакцией характеризовалась преобладанием симпатического отдела ВНС в регуляции дыхательной системы. Дети 10-11 лет у которых ОД на нагрузку не меняется или значимо возрастают показатели ЖЕЛ. ФЖЕЛ, МВЛ составили группу «ваготоников».

Проходимость центральных и средних дыхательных путей (ПОС, МОС25-50 ) после физической нагрузки снижается у детей «симпатотоников» и «ваготоников» примерно в равной степени: на 2-4 %. Проходимость малых бронхов после нагрузки увеличивается на 8,7 % у «симпатотоников» и снижается на 2,6 % у «ваготони-ков».

С учетом того, что некоторые рассмотренные показатели зависят от степени развития такого фактора биомеханики, как растяжимость легких и грудной клетки, а также определяются развитием дыхательной мускулатуры, то можно говорить о двигательной активности детей и об уровне их физического развития. Литературные данные и наши работы свидетельствуют о том, что за последние годы исследования по оценке физического развития, резервных возможностей и адаптационных способностей детей и подростков становятся предметом повышенного внимания физиологов, педиатров, гигиенистов и представителей других медицинских специальностей, как важнейший инструмент первичного контроля за состоянием здоровья детей.

По мере роста и взросления детей происходит становление вегетативного баланса, то есть увеличение влияния парасимпатического звена вегетативной нервной системы (ВНС). Физиологический смысл данного явления заключается в том, что в условиях преобладания парасимпатического отдела ВНС у детей отмечается относительно низкий уровень функционирования системы дыхания и, следовательно, большие функциональные резервы системы, обеспечивающих адаптацию к нагрузкам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997.

2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А, Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2000. - 584 с.

3. Доскин В.А. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник / В.А. Доскин, Х. Келлер, Н.М. Мурасенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. - М.: Медицина, 1997. - С. 65-79.

4. Зайцева В.В. Конституция, телосложение, характер / Взгляд физиолога. -2005. - № 17-18.

5. Клемент Р.Ф., Зильбер Н.А. Методологические особенности показателей кривой поток-объем у лиц моложе 18 лет // Пульмонология. - 1994. - № 2. - С. 1720.

6. Кузнецова Т. Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. -М.: Медицина, 1986. - 128 с.

7. Кузнецова Т. Д. Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребенка. - М., Педагогика, 1983. - С. 115-133.

8. Кузнецова Т. Д., Соколов Е.В. Характеристика дыхательной системы // Физиология подростка. - М.: Педагогика, 1988. - С. 94-107.

9. Макаревич А.Э. Заболевания органов дыхания. - Минск: Вышэйшая школа, 2000. - 363 с.

10. Меерсон Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. - М.: Наука, 1975. - 263 с.

11. Удовыдченко Е.А., Бутова О.А. Адаптивные возможности организма детей второго периода детства // Материалы XIV Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». - М.: РУДН, 2009. - С. 413-415.

12. Чечельницкая С.М., Желтухина Е.Л. Нарушения вегетативной регуляции у детей с бронхиальной астмой подросткового возраста // Укрепление здоровья в школе: Тез. докл. - Казань, 2000. - С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.