ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Азарова Л.Н.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В статье представлены результаты исследования особенностей телесного опыта детей 6-7 лет. При этом, телесный опыт рассматривается через опыт ребенка по овладению своими телесными функциями в процессе взаимодействия с ближайшим окружением и отношение ребенка к своему телу, основанное на представлении о своем теле.
Ключевые слова телесность, телесный опыт, отношение к телу.
Телесный опыт ребенка имеет большое значение в познании окружающей действительности. Механизмы познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка во внешнем пространстве. Они включают в себя анализ различных признаков телесного ощущения, связей, отношений между объектами. Телесные феномены характеризуются как производные от психологических новообразований, включающие в себя телесные действия, смысловые и когнитивные регуляторы и рассматриваются по аналогии с высшими психическими функциями, включенными в общую структуру психического, социально и культурно детерминированными [1]. От уровня сформированности телесного опыта во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Актуальность данной темы определяется также и тем, что в детском возрасте закладываются основы психической регуляции телесности человека. Телесность предполагает различие трех пространств, в которых пребывает человеческое тело - природного, социального и культурного. Телесность имеет характер высшей психической функции и является феноменом не только восприятия, но и самосознания, который формируется в совместной деятельности с другими людьми [2].
В данной статье телесный опыт представляется, прежде всего, как аспект формирования телесного (физического) компонента образа «Я» Ребенок младшего школьного возраста учится описывать и различать свое телесное Я. При поступлении в школу телосложение - это первое, на что обращают внимание учителя и сверстники и от чего зависит определенное отношение к ребенку и его статус в группе. Поскольку взаимоотношения с учителем и сверстниками для младшего школьника являются очень важны-
* Доцент кафедры Психологии образования Института педагогики и психологии образования, к.п.н., доцент.
58
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
ми, отношение к его телу значимых других существенно влияет на формирование телесности. Такое же важное влияние имеют родители. Часто взрослые, не замечая, подают вербальные и невербальные сигналы и установки по отношению к телу ребенка.
Этап социализации телесности, являющийся для ребёнка новым, связан с зарождением рефлексивного плана сознания, который способен порождать более новые смысловые системы и трансформировать уже устоявшиеся системы. Разделение духовного и телесного Я делает тело, а также его феномены своего рода участником внутреннего диалога, которое порождает новые жизненные смыслы.
Телесный опыт как проявление телесности, включает в себя собственный (непосредственный) опыт ребенка по овладению своими телесными функциями в процессе взаимодействия с ближайшим окружением, и отношение ребенка к своему телу, основанное на представлении ребенка о своем теле.
Для исследования сформированное™ телесного опыта младших школьников были выделены следующие показатели:
- дифференцирование частей тела;
- отношение к телу;
- владение телом;
- двигательная активность.
В соответствии с выделенными показателями был подобран комплекс методов и методик, который представлен в табл. 1.
Таблица 1
Комплекс методов и методик для диагностики телесного опыта младших школьников
Название методик Автор Направленность
Тестирование
Методика Гомункулус А.В. Семенович Представление ребенка о своем теле (дифференцирование тела)
Цветовой тест отношений (ЦТО) М. Эткинда А.М. Эткинд Представление ребенка о своем теле (отношение к своему телу)
Шкала оценки моторики Озерецкого Н.И. Озерецкий Овладение телесными функциями
Метод экспертной оценки
Экспертная оценка На основе таблицы наблюдения, разработанной Н.Е. Ве-ракса Овладением телесными функциями (двигательная активность)
Экспериментальную выборку составили учащиеся начальной школы в возрасте 6-7 лет в количестве 78 человек. Результаты показали: - 62 % обследуемых младших школьников имеют высокий и средний уровни дифференцированости телесности, 38 % - ниже среднего и низкий уровни;
Педагогическая и коррекционная психология
59
- особенности дифференцированности тела у обследуемых младших школьников заключаются в том, что лучше всего дети осознают свои конечности;
- 70 % младших школьников имеют средний и высокий уровень овладения своим телом, а 30 % - ниже среднего и низкий;
- 56 % школьников с высокими показателями двигательной активности, 36 % - со средними и 8 % - с низкими.
На основе анализа данных, полученных по всем методикам, был построен усредненный профиль телесного опыта младших школьников (рис. 1).
2,5 2
1,5 1
148
0,5
0
дифференциация отношение к владение телом двигательная тела телу активность
Рис. 1
На диаграмме видно, что представленный профиль характеризуется достаточной однородностью, серьезных различий в выраженности выделенных показателей телесного опыта по их средним значениям не наблюдается. Немного выделяется показатель «отношение к своему телу». Можно также сказать, что дети младшего школьного возраста имеют следующие характеристики телесного опыта:
- невысокая дифференцированность частей тела;
- недостаточность развития общей моторики;
- повышенная двигательная активность.
В целом, можно отметить, что телесный опыт к младшему школьному возрасту не является законченным и имеет невысокие уровни развития.
Формирование телесного опыт в младшем школьном возрасте определяют такие факторы, как двигательный стиль, окончательная дифференциация значимых действий, телесная конституция, традиционная культура и др. Можно говорить о том, что телесный опыт лежит в основе интеллекта и здоровья младшего школьника. Образ тела детей младшего школьного возраста формируется на основе индивидуального телесного опыта и переживаний, связанных с ним, а также под влиянием оценок окружающих. Чтобы формирование образа тела у детей было связано с положительными переживаниями, необходима целенаправленная работа по формированию образа тела у детей через реализацию телесного потенциала и коррекцию оценок, которые предоставляет детям ближайшее окружение.
60
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
Список литературы:
1. Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности между душой и телом. - М.: АСТ, 2007.
2. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура / Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. - М.: 2004.
АУТСАЙДЕРСТВО КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
© Васильченко М.В.*
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
В статье рассматривается неблагополучие подростка в отношениях со сверстниками (аутсайдерство), как фактор риска возникновения и развития кризисных состояний и суицидального поведения. Так как ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение, то нарушения в сфере общения и, формирующееся на его фоне, субъективное состояние духовной и душевной изоляции детерминирует риск суицидального поведения.
Ключевые слова: кризис развития, кризисное состояние, самоубийство, суицидальное поведение, ведущий вид деятельности, интимно-личностное общение, самосознание, самооценка.
На современном этапе общественного развития все большую актуальность приобретает проблема превенции суицидов среди школьников. К сожалению, в нашей стране число детей склонных к развитию кризисных состояний и суицидальному поведению растет год от года. Школьная психологическая служба регулярно проводит профилактическую работу с детьми входящими в «группу риска». При этом особое внимание педагоги-психологи уделяют подросткам.
Анализ работ отечественных (А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, И. С. Кон, А.Е. Личко, А.Н. Моховиков, В.А. Розанов, Л.Н. Юрьева и др.) и зарубежных (А. Бек, Д. Бьюи, Б. Колодзин, Т. Крон, Р. Литмен, Дж. Молтсбергер, Г. От-то, Э. Рингель, Р. Стилих, Н. Фарбероу, Г. Хендин, Э. Шнейдман и др.) ученых, позволил свести детерминанты суицидального поведения подростков к воздействию четырех комплексов основных суицидогенных факторов: биологических, социально-средовых, психиатрических и индивидуально-психологических.
* Доцент кафедры «Философии», кандидат психологических наук.