УДК 316.354.2 Рыбаков Виктор Артемьевич
доцент кафедры правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Российского нового университета
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Rybakov Victor Artemyevich
Assistant Professor, Legal Regulation of Foreign Economic Activity and Customs Department, Russian New University
THE FEATURES OF THE SOCIAL COMMUNICATIONS STRUCTURE OF CUSTOMS AUTHORITIES
Аннотация:
В статье рассмотрена работа таможенных органов как социального института, представляющего собой иерархически упорядоченную систему организаций, созданную в целях защиты общественных и государственных интересов.
Ключевые слова:
социальный механизм, социология управления, государственный органы, таможенные процедуры, таможенные органы, социальный контроль, информационно-коммуникативные функции.
Summary:
The article describes the work of customs authorities as a social institution, which is a hierarchically ordered system of institutions created to protect the public and national interests.
Keywords:
social mechanism, sociology of management, state authorities, customs procedures, customs, social control, information and communication functions.
Объективные предпосылки изучения социальных механизмов управления таможенными органами обусловлены, в первую очередь, низкой эффективностью деятельности органов государственной власти, в том числе органов таможни; во-вторых, несоответствиями государства запросам граждан и общественных институтов при взаимодействии; в-третьих, недостаточным уровнем общественно-профессионального контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества, результатом чего стала коррупция и злоупотребления в системе государственной службы; в-четвертых, отсутствием необходимого правового обеспечения деятельности (в том числе регламентации функций) структур органов государственной власти, их формализацией и отчуждением от институтов гражданского общества.
Действующая правоохранительная концепция характеризует органы таможни совокупностью ряда признаков: это - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции таможенного регулирования, составляющие силы обеспечения безопасности и правопорядка на территории Российской Федерации (ст. 12 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»). Органы таможни являются военизированными органами, правоохранительными в узком (законодательном) смысле. Такие органы названы правоохранительными в действующем законодательстве и подзаконных актах, и их деятельность направлена в том числе на предупреждение и борьбу с преступлениями и другими правонарушениями.
Таможня как социальный институт представляет собой иерархически упорядоченную систему организаций, созданную в целях защиты общественных и государственных интересов. Основу рассматриваемой системы составляют таможенные отношения, включающие в себя совокупность устойчивых формальных и неформальных норм и правил, регулирующих форму и характер взаимодействия государства с другими субъектами международного права. В большой части нормативных правовых актов под таможенным органом подразумевается «государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров» [1].
С точки зрения социологической науки, таможня - это исторически сложившаяся форма социальной практики защиты внутренней жизни страны и внешнеэкономической деятельности, регулирующая с ее помощью определенные социальные нормы, роли, предписания, образцы поведения посредством деятельности специальных учреждений, осуществляющих контрольные функции. Все государства реализуют обязательную систему государственных функций по защите таможенного суверенитета государства. Перечисленные функции описаны с помощью следующих понятий, закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах: «таможенная охрана», «таможенная защита», «таможенный контроль».
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные органы:
1) осуществляют мероприятия по таможенному контролю, совершенствуют способы совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе и вывозе товаров в Россию;
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза, а также осуществляют иные функции в соответствии с действующим законодательством.
Из перечисленного нормативно-правового материала следует, что таможенные органы как государственный, следовательно, и социальный институт несут основополагающую нагрузку по регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) средствами таможенного регулирования.
В рамках компетенций, определенных действующим законодательством в соответствующих нормативных правовых актах, таможенные органы осуществляют правоохранительную, экономическую, оперативно-технологическую деятельность, в соответствии с государственной политикой в соответствующей сфере, которая формирует деятельностное пространство для органов таможни, в котором определена действующим законодательством структура правил всех видов ее деятельности. Эти правила определяются таможенной политикой государства, которая формулируется в соответствии с действующим законодательством компетентными органами государственной власти - Федеральной таможенной службой Российской Федерации, правительством Российской Федерации и президентом Российской Федерации.
Проведенное автором исследование показывает, что место, основные приоритеты и содержание таможенной политики определяются рядом составляющих, которые привносят в формулируемые положения таможенной политики другие положения государственной политики соответствующей сферы. Таможенная политика является связанной с ними и находится в отношении различного уровня подчинения им, а также находится под постоянным процессом взаимовлияния и взаимозависимости. Обозначенная подчиненность обусловлена фактом влияния целого спектра сил, основанием для которых становятся не только различные программные документы, но и структуры государства, общественные, профессиональные, деловые круги как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами - на международной арене, являющиеся субъектами и объектами таможенной политики.
Реализация таможенной политики - это процесс достижения государственных целей, посредством направленной и скоординированной деятельности таможни, органов законодательной и исполнительной власти, а также заинтересованных организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, объединений работодателей и общественных организаций [2]. Реализация таможенной политики требует наличия необходимых ресурсов, органов управления и систематизированных структурных подразделений и механизмов реализации; установленных правил, юридически определенных правил их реализации, нормативных документов, регламентирующих деятельность и взаимоотношения институтов коммуникации; координации взаимодействия и деятельности структур таможенных органов. Сложившиеся структуры в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности предполагают управление реализацией политики на федеральном, региональных и местных уровнях. В ходе исследования отмечено, что действенность самих механизмов в таможне из-за жесткой централизации и преобладания административного подхода к управлению в настоящее время чрезвычайно низка.
Анализ показывает, что в подавляющем большинстве научных источников деятельность института таможни сводится к осуществлению исключительно государственных контрольных функций. По мнению автора, это ошибочное представление, поскольку перечень функций таможенных органов достаточно обширен и не сводится исключительно к таможенному контролю. Тем не менее, в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании», таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В более широком контексте таможенный контроль можно определить как особые меры, применяемые таможенными органами в целях обеспечения выполнения действующих законов и установленных законом правил и процедур, за соблюдение которых несут ответственность именно таможенные органы. Подобная формулировка позволяет отграничить таможенный контроль от иных видов государственного контроля и одновременно устанавливать их тесную взаимосвязь, исключительно в случае, если нам известны
все функции и полномочия таможни. Одновременно с этим понятие таможенных органов и института таможни может позиционироваться настолько обобщенно, что сфера таможенного контроля приобретает весьма условные и расплывчатые очертания.
Кроме того, в ряде научных источников таможней названа «администрация, призванная осуществлять контроль за перемещением через границу имущества и капиталов». В этом случае употребляется особое понятие «служба контроля таможенных учреждений», определяемое как «любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках» [3].
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что таможня как социальный институт выполняет следующие основные функции: правоохранительную, фискальную, протекционистскую, регулирующую, балансировочную и информационную. Реализация последней осуществляется посредством коммуникационного процесса между субъектом и объектом коммуникации. Прежде всего управленческой коммуникацией, т. е. самостоятельным видом коммуникативных связей, осуществляющих познание и использование закономерностей обмена информацией для повышения эффективности управленческой деятельности [4]. Исследуется такая система социального управления, которая посредством интегрированной коммуникации с целевыми аудиториями способствует достижению максимальной эффективности по всем направлениям развития организации, социума или общества в целом в условиях изменяющейся внешней среды. Данная среда представляет собой профессиональную деятельность производителя, посредника и потребителя информации по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждого.
В современных условиях Российской Федерации в таможенных органах сложилась своя особенная структура коммуникации, в которой можно выделить три уровня, отраженных на рисунке 1. Высший уровень в лице руководства Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации формирует концепцию социальных коммуникаций таможенных органов в целом. Реализация концепции осуществляется на двух последующих уровнях: среднем и низшем. Средний уровень представлен не только соответствующим менеджментом, но и специально организованной службой по связям с общественностью, которая разрабатывает основные направления реализации концепции социальных коммуникаций. Низший уровень представлен работниками, в коммуникационное функции которых входит выполнение основных положений коммуникационной стратегии и тактики.
Рисунок 1 - Уровни управления коммуникациями Федеральной таможенной службы
В нынешних условиях повышается значение информационной составляющей коммуникации таможенных органов. Прогрессивные изменения в области информационных и коммуникативных технологий оказывают важное изменяющее влияние не только на экономическое, научно-техническое и культурное развитие общества, но и на мировоззрение людей, ценностно-ориен-
тационные и поведенческие аспекты их жизнедеятельности, государственное устройство и функционирование государственного механизма. В связи с этим на первый план выступает информационная функция таможни.
В первую очередь существенно возрастает роль информационной сферы в общественной жизни, и она, с точки зрения государственного управления и государственной политики, переходит из вспомогательной в разряд важнейших составляющих общественной жизни. С информационной революцией связано структурное изменение соотношения системы власти в обществе, и вполне обоснованно можно говорить о выходе на первый план в социальном и экономическом регулировании информационной власти, ее тесном переплетении с другими типами власти - административной, политической, экономической.
Таким образом, работа органов таможни в информационной среде стала неотъемлемой составляющей абсолютно всех общественных, политических, социальных и экономических процессов. В целях сохранения устойчивого экономического развития и обеспечения политической стабильности, органы исполнительной власти должны вести активную работу по постоянному взаимодействию с различными общественными институтами. Основой этой работы должно стать максимально эффективное использование в рамках проводимой информационной политики PR-механизмов и предоставления ряда государственных информационных услуг населению. Представленная на рисунке 2 схема раскрывает составляющие подсистем информационно-коммуникативной структуры взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и населением.
Информационно-коммуникативная структура
Таможенные органы Участники ВЭД Население
Иерархически упорядоченная система организаций Клиентские группы Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства
Защита общественных и государственных интересов Реализация экономических интересов Реализация личных, социальных интересов(приобретение товаров для личного пользования, посещение
Таможенные отношения Таможенные отношения
Совокупность устойчивых формальных и неформальных норм и Взаимодействие с таможенными органами, таможенными представителями в процессе реализации интересов Таможенный отношения
Взаимодействие с таможенными инспекторами в процессе реализации интересов
Взаимодействие государства с другими субъектами права
Рисунок 2 - Информационно-коммуникативная структура взаимодействия таможенных органов
При повышении эффективности коммуникационной структуры таможенных органов, важной составной частью должен выступать мониторинг. По мнению отдельных авторов, мониторинг работы таможенных органов выступает в качестве особой функции управления [5].
Таким образом, институт таможни является важнейшим социальным институтом, выполняет ряд функций, одной из важнейших является информационно-коммуникативная функция, обеспечивая тем самым адекватное функционирование общества как социальной системы. Эффективность функционирования коммуникаций таможенных органов зависит от того, насколько взаимосвязанно выполняют поставленные задачи все элементы данной системы, насколько налажен и сбалансирован процесс передачи информации по всем направлениям как внутри органов, так и с внешней средой.
Ссылки:
1. Борисов К.Г. Международное таможенное право : учеб. пособие. М., 2001. С. 23.
2. Проектирование таможенной политики / Н.М. Блинов [и др.]. М., 2001. 20 с.
3. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. В 2 т. М., 1997.
4. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / под ред. М. Делягина. М., 2000. 342 с.
5. Рычихина Э.Н. Мониторинг как общая функция управления. Ухта, 2008. 168 с.