РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Шишкина О.В., соискатель ИЭСО
В статье анализируются функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, а также выделяется роль таможенного декларирования товаров в системе таможенного регулирования, и, таким образом, в обеспечении экономической безопасности России.
Ключевые слова: таможенные органы, таможенное декларирование товаров, таможенное регулирование, экономическая безопасность.
THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN ENSURING THE RUSSIA ECONOMIC SECURITY
Shishkina O., IESO, the competitor
The article deals with the analysis of the customs responsibility to ensure economic security of the Russian Federation. It also emphasises the importance of goods declaration for customs formalities and, therefore, for providing economic safety of Russia.
Keywords: customs, customs declaration of goods, customs regulation, economic security.
Обеспечение национальной безопасности в сфере экономики - важнейшая задача государства, так как развитие и направление экономических начал обусловливает собой развитие и направление политических и социальных отношений, влияет на интеллектуальный прогресс общества и его мораль.
Экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности, являясь в то же время ее фундаментом и материальной основой.
В настоящее время государство, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, оказывается участником широкой сотруднической сети в областях: внешней торговли; производства; инвестиций; валютных и финансово-кредитных операций. При этом важнейшей областью внешнеэкономической деятельности государства остается внешняя торговля - «предпринимательство в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности»1. Приоритетность внешней торговли связана с тем, что именно внешнеторговые операции опосредуют любую внешнеэкономическую деятельность, а потому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе внешнеэкономической деятельности.
Важной составляющей экономической безопасности государства является таможенная безопасность. Таможенную безопасность можно определить как состояние защищенности национальных интересов государства, соблюдение которых возложено на таможенные администрации, дающее возможность в разных внешних и внутренних условиях, независимо от любых угроз, осуществить таможенное дело.2
Национальные интересы государства, защита которых возложена на таможенные администрации, можно назвать государственными таможенными интересами. Реализуются они путем проведения таможенной политики. Существует достаточно большое количество трактовок данного понятия.
Таможенная политика РФ - составная часть внутренней и внешней политики государства, включающая разработку и применение на правовых основах системы тарифных и нетарифных мер таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в национально - государственных интересах.3 Таможенная политика - комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.4 Таможенная политика представляет собой осуществляемую государством систему экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику, наполнения доходов государственного бюджета.5
Регулирование государственной таможенной политики заключается в отслеживании ее влияния на экономику страны, разработке проектов изменений и дополнений и представлении их в законодательные органы для рассмотрения и утверждения.
Развитие таможенной политики в деле обеспечения экономической безопасности страны предполагает реализацию следующих важнейших направлений деятельности:
- совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с национальными интересами России;
- разработка и реализация государственных целевых комплексных программ, укрепляющих экономическую безопасность страны;
- прогнозирование развития обстановки, выработка и реализация мер по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти в таможенном пространстве.
Для выполнения своих функций в рамках таможенной политики государством создаются средства влияния на соответствующие группы общественных отношений (меры тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли) и специфический институт, который определяется понятием «таможенное дело». Согласно п. 2 ст. 1 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Установление таможенно-тарифных и нетарифных мер является составляющей действий, которые обеспечивают внешнеэкономическую безопасность, а реализация таможенного дела относится к процедурам, обеспечивающим таможенную безопасность государства.
Понятие «обеспечение таможенной безопасности» следует рассматривать в рамках созданной системы защиты национальных и таможенных интересов государства как способность управленческих решений противодействовать возможным опасностям в таможенной от-расли.6
В последнее десятилетие роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства значительно возросла.
Приоритетным направлением развития и оптимизации структуры таможенных органов и совершенствования таможенного контроля является реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации.7 Выполнение мероприятий по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, позволит повысить экономическую безопасность за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города России.
Одной из основных задач Концепции является вывод таможенного оформления товаров и транспортных средств из крупных городов
страны. На первом этапе это касается таможенного оформления товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. В настоящее время данный процесс завершен в Москве, Санкт-Петербурге, г. Новосибирске. Проводятся подготовительные мероприятия по выводу таможенных постов из г. Оренбурга, г. Тольятти, г. Калуги, ликвидации таможенных постов в г. Воронеже, г. Брянске, г. Перми, г. Саратове.
С марта 2009 года вместо четырех таможен в Москве функционирует одна, в подчинении которой находятся 5 таможенных постов с определенной специализацией деятельности (таможенное оформление товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, товаров для выставочных мероприятий, международных почтовых отправлений и печатной продукции, дипломатических грузов, автомобильных комплектующих для производства автомобилей на заводе «Автофрамос»).
В Московской области функционирует четыре таможни, имеющие в своем составе 57 таможенных постов и 7 отделов таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Произошло смещение объемов таможенного оформления в таможни, расположенные в Московской области.
Так, с 2007 года ликвидированы таможни с низкими показателями деятельности, не отвечающими статусу таможни. Реорганизованы Ингушская, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская таможни в форме присоединения к Минераловодской таможне, Калмыцкая таможня присоединена к Волгоградской таможне, Адыгейская таможня к Краснодарской таможне, Тольяттинская таможня к Самарской таможне.
Кроме того, с 2007 года проведены мероприятия по укрупнению таможен в субъектах Российской Федерации, в которых действуют более одной таможни. Так, Туапсинская таможня была присоединена к Краснодарской таможне, Одинцовская таможня к Зеленоградской таможне, Орская таможня к Оренбургской таможне. В 2008 году созданы Калининградская областная таможня путем слияния Багратионовской, Калининградской и Неманской таможен и Карельская таможня путем реорганизации Костомукшской, Петрозаводской и Сортавальской таможен.
Более быстрый темп сокращения таможен, чем таможенных постов, обусловлен необходимостью устранения излишней управленческой составляющей при сохранении подразделений, непосредственно занимающихся таможенным оформлением и таможенным контролем.
В статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации определены основные функции таможенных органов. Все они прямо или косвенно направлены на обеспечение экономической безопасности.
1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота
1 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». / / Собрание законодательства РФ. - 2003. - Ст. 4850.
2 П.В. Пашко, П.Я. Писной, С.С. Демченко, Ю.С. Наумич. Таможенная безопасность государства Вестник Российской таможенной академии 1 (2) 2008.
3 П.В. Дзюбенко, Ю.Г. Кисловский. Таможенная политика России: Курс лекций. - М.: РИО РТА, 2000. 17 с.
4 Молчанова О.В., Коган М.В.. Таможенное дело: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 20 с.
5 А.Я. Черныш. Основные направления развития методологии таможенного дела в интересах обеспечения экономической безопасности государства (Тезисы доклада). Информационный бюллетень РТА №2, декабрь 2007 г.
6 П.В. Пашко, П.Я. Писной, С.С. Демченко, Ю.С. Наумич Таможенная безопасность государства Вестник Российской таможенной академии 1(2) 2008.
7 Приказ ФТС России от 1 октября 2008 г. № 1221 «О решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года «О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
через таможенную границу;
2) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
3) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5) обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;
6) борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечение незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
7) осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
8) ведение таможенной статистики внешней торговли;
9) обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
10) осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам;
11) проведение научно-исследовательской работы в области таможенного дела.
С учетом вышеперечисленного функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности можно представить следующим образом:
Функции таможенных -----------------------------------
органов
Контрольная .____
Фискальная функция - наполнение доходной части федерального бюджета осуществляется в том числе за счет взимания таможенных сборов, таможенных пошлин, налогов.
Роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета постоянно растет. «В 2008 г Федеральная таможенная служба обеспечила поступление в федеральный бюджет 4 трлн 694,5 млрд руб, что на 1 трлн 440 млрд руб или на 44,3 проц больше, чем в 2007 г. Впервые по сбору платежей в бюджет мы обогнали Федеральную налоговую службу. Сумма платежей, перечисленных ФТС России, составила 50,6 проц от общей суммы доходов федерального бюджета в 2008 г. Это наш рекордный показатель. Если сравнивать данные 2008 г с 2005 г, то сборы платежей выросли в 2,2 раза «2 трлн 102 млрд руб в 2005 г»».8 За одиннадцать месяцев 2009 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 2971,0 млрд. рублей.9
Защитная функция - таможенные органы предотвращают и восполняют экономический ущерб отечественным предприятиям, нанесённый демпинговыми продажами импортных товаров или товаров, при производстве которых зарубежному экспортёру предоставлялись государственные субсидии. В качестве инструмента защиты выступают компенсационные, специальные и антидемпинговые пошлины. Так, специальная пошлина в размере 8 процентов таможенной стоимости взимается на трубы большого диаметра (наружным диаметром более 508 мм), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления;10 установлена антидемпинговая пошлина на коррозионностойкий плоский прокат, содержащий 2,5 мас. % или более никеля, происходящий и ввозимый из государств-членов Европейского союза,11 установлены сроком на 5 лет антидемпинговую пошлину в отношении машиностроительного крепежа (болты и гайки), изготавливаемого определенными методами.12
Стимулирующая функция - таможенные органы стимулируют приток импортных товаров путем применения заниженных ставок пошлин. В отдельных случаях таможенные пошлины на ввоз товаров могут вообще не устанавливаться. Так, в настоящее время ставки импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, включая комплектующие и запасные части, равны нулю по многим позици-ям.13
Протекционистская функция - таможенные органы защищают отечественного производителя от иностранной конкуренции при помощи взимания высоких ставок импортных пошлин, примером является защита российского автопрома.14
Контрольная функция - таможенные органы обеспечивают соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности установленных запретов и ограничений; осуществляют валютный контроль, таможенный контроль, контроль защиты прав интеллектуальной собственности. ФТС России в 2007 году откорректирована таможенная стоимость 560,68 товаров, в 2006 году - 645, 69 товаров, при этом таможенная стоимость откорректированных товаров увеличилась в 2007 году на 63863,80 млн. рублей, в 2006 году - 74141,83 млн. рублей, сумма фактически довзысканных в результате корректировок таможенной стоимости таможенных платежей в 2007 году составила 12844,0 млн. рублей, в 2006 году - 13853,94 млн. рублей.15 Улучшилась ситуация с незаконным вывозом капитала. ФТС России последовательно предпринимает шаги для снятия избыточных административных барьеров при контроле разрешительных документов, для сокращения их перечня и дублирования сведений. Вместе с тем наблюдается постоянный рост результативности проводимых ФТС России мероприятий по проверке соблюдения валютного законодательства и торговых ограничений.
Так, в 2006 году выявлены нарушения валютного законодательства на сумму 19,5 млрд. рублей, 2007 году на сумму 36,6 млрд. рублей, а в 2008 году - на 81 млрд. рублей.
27 июня 2008 года в Брюсселе на очередной ежегодной сессии Совета Всемирной таможенной организации по итогам конкурса
национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией таможенная служба Российской Федерации названа лучшей среди таможенных служб 174 государств - членов ВТО.
Информационная: таможенные органы предоставляют данные таможенной статистики руководству страны, уполномоченным государственным органам, в частности Совету безопасности. На основе этой информации осуществляется анализ внешнеэкономической деятельности, выявляются негативные факторы, тенденции, которые могут трансформироваться в угрозы экономической безопасности. Совершенствование таможенных процедур и технологий проводится с акцентом на автоматизированный электронный обмен предварительной таможенной информацией.
Утверждена Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации. В рамках ее реализации выполнены работы по модернизации используемых таможенными органами программных средств.
С 1 января 2009 года оперативный обмен предварительной информацией организован между таможенными службами государств-членов ЕС и Федеральной таможенной службой по товарам, перемещаемым автомобильным транспортом.
Правоохранительная функция - таможенные органы ведут борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенных правил. Среди преступлений в сфере таможенного дела наиболее опасным выступает контрабанда. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Большой урон экономике страны наносится незаконным вывозом леса, биоресурсов, причем масштабы незаконной деятельности постоянно увеличиваются. Так, в 2006 году таможенными органами возбуждено 4423 уголовных дела, в 2007 году - 4504, за 11 месяцев 2008 года - 4738 уголовных дела.
При этом отмечается рост количества дел, самостоятельно расследованных таможенными органами в форме дознания и направленных с обвинительным заключением в судебные органы. В 2006 году таких дел было 244, в 2007 году - 417, а за 11 месяцев 2008 года - 609 уголовных дел.
Результаты работы правоохранительных подразделений таможенных органов в 2006 - 2008 годы
сз
1=5
П
<и
3
к
со
о
п
о
U
>>
2006 г. 2007 г. 11 месяцев 2008 г.
□ Количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами
□ Количество уголовныхдел, возбужденных таможенным и органами по результатам оперативно-разыскной деятельности
□ Количество уголовныхдел, расследованных таможенными органами и направленных в судебные органы
В механизме таможенного регулирования центральное место занимает институт таможенных режимов. Это обусловлено тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом (ст. 156 ТК РФ). Согласно пункту 22 статьи 11 ТК РФ под таможенным режимом понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. В ТК РФ содержится 4 вида таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные.
8 Интервью Начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы Бориса Шкуркина агентству «ПРАЙМ-ТАСС».
8 07.04.2009, Официальный сайт ФТС России: www.customs.ru.
9 Официальный сайт ФТС России: www.customs.ru 01.12.2009.
10 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 685 «О мерах по защите российских производителей труб большого диаметра».
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 95 «О мерах по защите российских производителей никельсодержащего проката».
12 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 217 «О мерах по защите российских производителей машиностроительного крепежа».
13 Например Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2008 г. № 739 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов металлообрабатывающего оборудования», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 299 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных видов оборудования для медицинской промышленности».
14 Постановление Правительства РФ № 715 от 27.11.2003 г «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2008 г. № 745 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств».
15 Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России 17.02.2008.
Таможенный режим заявляется таможенному органу при декларировании посредством проставления в графе 1 и графе 37 грузовой таможенной декларации16 специального цифрового кода, соответствующего выбранному таможенному режиму . В качестве таможенной декларации могут также использоваться другие документы17 .
При заявлении таможенного режима происходит исчисление и уплата таможенных платежей. По данным ФТС России за 2007 год таможенные платежи составили около 42 процентов Федерального бюджета РФ, а в 2008 -уже более 50%.
С точки зрения полноты взимания таможенных платежей главной проблемой в процедуре декларирования в процессе таможенного оформления товаров является недостоверное декларирование, приводящее к занижению размера уплаченных таможенных платежей.18
Основной документ, используемый в качестве таможенной декларации - грузовая таможенная декларация (ГТД). Ее роль и значение очень велики. Формализованный вид документа позволяет автоматизировать его обработку с применением вычислительной техники. Данные, содержащиеся в ней, являются основой для специальной таможенной статистики и для статистики внешнеэкономической деятельности в целом19 . С введением с 1 января 1994 года таможенной статистики внешней торговли и поэтапным переводом государственной статистики на данные таможенного учета Управлением таможенной статистики и анализа ГТК России были разработаны выходные формы официальных публикаций таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, по которым представляется информация в федеральные органы государственной власти и управления страны.
Данные, предусмотренные в этих выходных формах, обеспечивают сопоставление национальных и международных показателей развития внешней торговли, служат базой для анализа основных тенденций ее динамики, а также обоснованного прогнозирования. Можно сказать, что именно данные, содержащиеся в ГТД являются основой для выработки политики государства в сфере внешнеэкономической деятельности. Широкое распространение получили квартальные бюллетени «Таможенной статистики внешней торговли Российской Фе-дерации»,20 которые используются также участниками ВЭД для осуществления маркетинговых исследований.
Именно в ГТД производится исчисление таможенных платежей, подлежащих уплате при помещении товаров под определенный таможенный режим. Таким образом, она является барьером для уклонения от уплаты таможенных платежей.
Центральной системообразующей функцией таможенных органов является также контроль за соблюдением установленных мер регулирования внешней торговли, норм и правил осуществления внешнеторговых операций. В ГТД содержатся сведения о лицензиях, сертификатах, разрешительных документах различных министерств и ведомств в отношении перемещаемых товаров.
Таким образом, данные, содержащиеся в ГТД, позволяют проконтролировать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности запретов и ограничений при перемещении товаров через Государственную границу Российской Федерации.
ГТД выступает также инструментом в защите интеллектуальной собственности. Это документ контроля не только для таможенных органов, но и для ФНС России, Банка России, уполномоченных банков, Минэкономразвития России, Минпромторга России, МВД, прокуратуры и т.д.
Таким образом, проведенный анализ позволяет отметить, что декларирование товаров занимает важное место в системе таможенного регулирования, и, таким образом, в обеспечении экономической безопасности РФ.
16 Приказ ФТС России от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» (ред. от 25.12.2008).
17 Приказ ГТК РФ от 03.03.2003 № 203 (с изм. от 30.12.2003) «О декларировании товаров» (Зарегистрирован Минюстом России от 31.03.2003 № 4347); Приказ ФТС России от 05.09.2006 № 842 «Об утверждении формы Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений» (Зарегистрирован Минюстом России от 15.09.2006 № 8282) и др.
18 Отчет НИР (промежуточный) на тему: «Разработка методических основ определения рисков при таможенном контроле и оформлении и элементов системы управления рисками в таможенной службе». Шифр «Риски». «Разработка методических основ оценки рисков, возникающих при документальном контроле основного таможенного оформления товаров и транспортных средств» РИО РТА, 2001 г., С. 35-56 .
19 Приказ ФТС России от 03.08.2006 № 724 «О формах комплектов бланков ГТД/ТД».
20 Приказ ГТК РФ от 22 февраля 1994 г. № 74 «Об опубликовании данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации».
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Васильев А.И., преподаватель кафедры Маркетинга и Логистики Московской финансово-промышленной академии
В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности предприятия с позиции различных ученых, а также приводится авторское понятие определение конкурентоспособности предприятия ОПК.
Ключевые слова: конкурентоспособность, стадии развития экономики, оборонно-промышленный комплекс.
COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX: THE SOCIO-ECONOMIC NATURE AND CONTENT OF THE CONCEPT
Vasilev A., chair of Marketing and Logistics, the teacher Moscow financial and industrial academy
The article addresses the competitiveness of the enterprise from the perspective of various scientists, but also provides the author’s definition of the concept of the competitiveness of the enterprise OPK.
Keywords: competitiveness, stages of development of economy, an oboronno-industrial complex.
Обоснование сущности и содержания понятия конкурентоспособности предполагает необходимость рассмотрения различных мнений по этим вопросам, аргументации позиций соискателя. При этом при изложении материала мы руководствовались в качестве исходного принципом приоритета исследования над приоритетом изложения. Поэтому вначале изложим сущность содержания кон-
курентоспособности, а затем проанализируем его различные определения.
Теоретические исследования о конкурентной борьбе появляются к середине XVIII века с оформлением частнокапиталистической формы собственности на средства производства и возникновением так называемой классической школы в экономической тео-