Научная статья на тему 'Особенности структуры питания дошкольников в выходные дни (краткое сообщение)'

Особенности структуры питания дошкольников в выходные дни (краткое сообщение) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FEEDING BEHAVIOR / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / FOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна

Для изучения организации питания 190 детей в возрасте 3-7 лет, посещающих 4 детских дошкольных образовательных учреждения г. Междуреченска Кемеровской области, в домашних условиях в выходные дни проведено анкетирование родителей. Исследования показали, что кратность приемов пищи у 57% детей составила 5 раз в день, у 43% детей 4 раза в день, включая перекусы; у 97% детей завтрак включал основное горячее блюдо, напитки и бутерброды, и только у 3% детей завтрак по структуре не соответствовал нормам, являясь недостаточным для восполнения суточных затрат энергии, так как состоял только из бутерброда и какого-либо напитка. Лишь у 7% дошкольников обед по структуре отвечал рекомендациям и включал первое, второе блюдо, салат и напиток, у 93% детей обед включал только одно горячее (первое либо второе) блюдо. Ужин по своему объему по сравнению с рекомендуемыми нормами был избыточен в среднем у 57% дошкольников, так как состоял из бутербродов, салата, гарнира, мясного блюда и напитка. В состав перекусов у детей в течение дня входил следующий набор продуктов: бутерброды (с колбасой, сыром, маслом), чай со сладостями (конфеты, шоколадные изделия), кисломолочный напиток, фрукты. При изучении повторяемости блюд в течение дня в выходные дни прослеживается тенденция к употреблению детьми одних и тех же блюд (то, что они ели на обед, они едят на ужин того же дня, а затем на завтрак в воскресенье). Изучение структуры питания дошкольников дома в течение рабочих дней недели (вечерний прием пищи) показало, что в большинстве (67,8%) случаев их ужин нерационален, по своей структуре идентичен структуре ужина взрослых членов семьи (блюда во фритюре жареные пирожки, жареный картофель, газированные напитки). Нерационально организованное питание детей в выходные дни свидетельствует о недостаточном уровне знаний родителей об организации здорового питания ребенка дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the nourishment of preschoolers during the weekend (short report)

To study the feeding of 190 children aged 3-7 years attending 4 preschool educational institutions in the city Mezhdurechensk, Kemerovo region, at home on weekends questionnaires were conducted by the parents. Studies have shown that multiple meals in 57% of children was 5 times a day, 43% of children -4 times a day, including snacks; 97% of children have at breakfast main dish, drinks and sandwiches and only 3% of children have breakfast that did not meet standards for structure and was insufficient and inadequate to cover subsistence expenses of energy, because consisted of a sandwich and a drink. Only 7% of preschooler’s lunch met recommendations on its structure and included the first, main dish, salad and drink, lunch of 93% of children included only one hot dish (first course, or the second). Dinner in volume, compared with the recommended standards, was redundant on average 57% of preschoolers since consisted of sandwiches, salad, meat dish and side, drink. Children’s snacking during the day included the following suite of products: sandwiches (with sausage, cheese, butter), tea with sweets (candies, chocolate), fermented milk drink, fruits. When examining the frequency of meals during the day on weekends, there is a tendency to use the same dishes (what children ate for lunch, they eat at dinner on the same day, and then for breakfast on Sunday). The study of the structure of meals in pre-school children at home during the days of the week (evening meal) found that in most cases (67,8%) their dinner was irrational, the structure was identical to the structure of the adults of the family (fried dishes: fried pies, fried potatoes, sodas). Irrationally organized meals for children at the weekend showed inadequate knowledge of parents on the healthy diet for their child at home.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры питания дошкольников в выходные дни (краткое сообщение)»

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Для корреспонденции

Тапешкина Наталья Васильевна - кандидат медицинских наук,

доцент кафедры общей гигиены и эпидемиологии

ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт

усовершенствования врачей» Минздрава России

Адрес: 654005, Кемеровская область, г. Новокузнецк,

пр. Строителей, д.5

Телефон: (3843) 45-13-44

E-mail: natasha72.03.24@mail.ru

Н.В. Тапешкина

Особенности структуры питания дошкольников в выходные дни (краткое сообщение)

#

The structure of the nourishment of preschoolers during the weekend (short report)

N.V. Tapeshkina

ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России Novokuznetsk State Institute of Postgraduate Medicine of Minzdrava Russia

Для изучения организации питания 190 детей в возрасте 3-7 лет, посещающих 4 детских дошкольных образовательных учреждения г. Междуреченска Кемеровской области, в домашних условиях в выходные дни проведено анкетирование родителей. Исследования показали, что кратность приемов пищи у 57% детей составила 5 раз в день, у 43% детей - 4 раза в день, включая перекусы; у 97% детей завтрак включал основное горячее блюдо, напитки и бутерброды, и только у 3% детей завтрак по структуре не соответствовал нормам, являясь недостаточным для восполнения суточных затрат энергии, так как состоял только из бутерброда и какого-либо напитка. Лишь у 7% дошкольников обед по структуре отвечал рекомендациям и включал первое, второе блюдо, салат и напиток, у 93% детей обед включал только одно горячее (первое либо второе) блюдо. Ужин по своему объему по сравнению с рекомендуемыми нормами был избыточен в среднем у 57% дошкольников, так как состоял из бутербродов, салата, гарнира, мясного блюда и напитка. В состав перекусов у детей в течение дня входил следующий набор продуктов: бутерброды (с колбасой, сыром, маслом), чай со сладостями (конфеты, шоколадные изделия), кисломолочный напиток, фрукты. При изучении повторяемости блюд в течение дня в выходные дни прослеживается тенденция к употреблению детьми одних и тех же блюд (то, что они ели на обед, они едят на ужин того же дня, а затем на завтрак в воскресенье). Изучение структуры питания дошкольников дома в течение рабочих дней недели (вечерний прием пищи) показало, что в большинстве (67,8%) случаев их ужин нерационален, по своей структуре идентичен структуре ужина взрослых членов семьи (блюда во фритюре - жареные пирожки, жареный картофель, газированные напитки). Нерационально организованное питание детей в выходные дни свидетельствует о недостаточном уровне знаний родителей об организации здорового питания ребенка дома.

Ключевые слова: дети, пищевое поведение, режим питания

64

#

Н.В. Тапешкина

To study the feeding of 190 children aged 3-7 years attending 4 preschool educational institutions in the city Mezhdurechensk, Kemerovo region, at home on weekends questionnaires were conducted by the parents. Studies have shown that multiple meals in 57% of children was 5 times a day, 43% of children -4 times a day, including snacks; 97% of children have at breakfast main dish, drinks and sandwiches and only 3% of children have breakfast that did not meet standards for structure and was insufficient and inadequate to cover subsistence expenses of energy, because consisted of a sandwich and a drink. Only 7% of preschooler's lunch met recommendations on its structure and included the first, main dish, salad and drink, lunch of 93% of children included only one hot dish (first course, or the second). Dinner in volume, compared with the recommended standards, was redundant on average 57% of preschoolers since consisted of sandwiches, salad, meat dish and side, drink. Children's snacking during the day included the following suite of products: sandwiches (with sausage, cheese, butter), tea with sweets (candies, chocolate), fermented milk drink, fruits. When examining the frequency of meals during the day on weekends, there is a tendency to use the same dishes (what children ate for lunch, they eat at dinner on the same day, and then for breakfast on Sunday). The study of the structure of meals in pre-school children at home during the days of the week (evening meal) found that in most cases (67,8%) their dinner was irrational, the structure was identical to the structure of the adults of the family (fried dishes: fried pies, fried potatoes, sodas). Irrationally organized meals for children at the weekend showed inadequate knowledge of parents on the healthy diet for their child at home.

Key words: children, food, feeding behavior

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, в 2007-2011 гг. в области отмечено недостаточное потребление основных видов пищевых продуктов населением по сравнению с «Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания». Так, молока и молочных продуктов население области потребляет в размере 82,1% от рекомендуемых норм потребления, овощей и фруктов -соответственно 61,5 и 67,3%, картофеля - 73,8%, рыбы - 95% [3].

Структура питания населения Кемеровской области характеризуется неравномерностью и зависит как от места проживания (городская или сельская местность), так и от численности и состава семьи. Существенно различается питание в семьях, имеющих одного ребенка, и питание в многодетных семьях. В семьях, имеющих более одного ребенка, потребление основных групп продуктов питания меньше, чем в среднем по области, и меньше рекомендованных норм потребления. Так, семьи, имеющие 3 детей, из расчета на одного члена семьи в год потребляют мяса и мясных продуктов, а также фруктов в 1,7 раза меньше, чем семьи с одним ребенком [3].

Между тем пищевые привычки у ребенка формируются с раннего детства и складываются под влиянием питания в семье, национальных особенностей, места проживания, а также экономичес-

кой ситуации [2, 5, 6, 7, 9]. Важным является не только характер питания сам по себе, но и пищевые стереотипы, которые формируются в детстве и определяются вкусами и пищевыми стереотипами окружающих людей [1]. Критическими в плане развития пищевых предпочтений являются преддошкольный и дошкольный возрасты [8]. Правильная организация питания детей дома с учетом соблюдения принципов рационального питания (режим питания, разнообразие, адекватность и безопасность пищи) будет способствовать сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения и профилактике алиментарно-зависимых заболеваний [4, 12].

Цель нашей работы - изучение питания и особенностей пищевых предпочтений дошкольников вне образовательного учреждения.

Материал и методы

Для анализа домашнего питания (в вечернее время дома в будни и в течение выходных дней) было проведено анкетирование родителей 190 детей в возрасте 3-7 лет, посещающих 4 детских дошкольных образовательных учреждения (ДОУ) г. Междуреченска Кемеровской области. Оценку фактического питания детей проводили методом суточного воспроизведения питания. Опросник включал следующие разделы: время приема пищи (режим и кратность потребления пищи); сведения

65

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

#

о месте приема пищи (дома или в гостях, предприятие общепита); название продукта, блюда или напитка, их состав. Статистическую обработку полученных результатов проводили с помощью пакета прикладных программ Statistics 6.0 и Excel.

Результаты и обсуждение

Как показало исследование, во всех ДОУ для обеспечения преемственности организации питания дома администрация этих учреждений информирует об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню для родителей.

Дома родители дошкольников в основном стараются придерживаться того режима дня, к которому привык ребенок в ДОУ. Однако позднее пробуждение ребенка в выходные дни и смещение времени приемов пищи может влиять на формирование пищевого рефлекса у детей, что, в свою очередь, приведет к нарушению пищеварения и пищевого поведения.

Анализ кратности приемов пищи в целом показал, что 57% детей питается 5 раз в день, 43% из числа опрошенных принимают пищу 4 раза в день, включая перекусы. В течение дня у всех детей были выделены основные приемы пищи (завтрак, обед и ужин). Преимущественное распределение отдельных приемов во времени при 5-кратном питании следующее: завтрак в 9-10 ч, перекус в 12 ч, обед в 14-15 ч, перекус в 17 ч, ужин в 19-20 ч. При 4-кратном питании в суточном рационе отсутствуют перекусы либо в первой половине дня, либо во второй, т.е. второй завтрак или полдник. При этом у 37% детей в выходные дни перекус был в более поздние часы - перед сном.

Согласно требованиям, предъявляемым к организации питания дошкольников [11], в состав завтрака должно входить горячее блюдо, горячий напиток и бутерброды. Как показал опрос родителей, только у 38% дошкольников домашние завтраки включали горячий напиток (чай, чай с молоком, какао), различные каши (рисовая, манная, овсяная, геркулесовая), бутерброды (с маслом или сыром) или печенье. В состав завтрака 18% детей входили супы (молочный, борщ, суп-лапша на курином бульоне), 21% - макаронные изделия с сосиской. Блюда из яиц (яичницу, гренки с яйцом, омлет) предпочитали 11% респондентов, хлопья или мюсли с молоком и сок - 9% опрошенных детей. Употребляют на завтрак в выходные дни только бутерброды и какой-либо напиток 3% детей. Таким образом, у 97% детей завтрак включал основное горячее блюдо, напитки и бутерброды и только у 3% детей завтрак по структуре не соответствовал нормам, являясь недостаточным

для восполнения суточных затрат энергии, так как состоял только из бутерброда и какого-либо напитка.

Во время первого перекуса (второго завтрака) дети предпочитали употреблять соки и фрукты (57,4%), йогурт (9,1%), печенье, сушки и слайсы (11%), конфеты и шоколадные изделия (22,5%).

Обеды у 31% дошкольников состояли только из первого блюда (супы) и горячего напитка. У 38% детей на обед родители предлагали второе (гарнир и мясное блюдо) и горячий напиток или салат, второе блюдо и напиток; 24% детей употребляли на обед такие блюда, как пицца, пельмени, сосиски, сырники, блины, курица-гриль, а также молочные каши. Только у 7% дошкольников обед включал первое, второе блюдо (гарнир и мясное блюдо), салат и напиток, то есть отвечал рекомендуемым нормам организации питания. Во время второго перекуса (полдника) дети предпочитали употреблять бутерброды с сыром и колбасой (25,7%), жареные пирожки (17,8%), фрукты (9,3%), печенье, конфеты и шоколадные изделия (37,2%), молоко и кисломолочные напитки (10%).

Ужин по своему объему, в сравнении с рекомендуемыми нормами, был избыточен в среднем у 57% дошкольников, так как включал бутерброды, салат, гарнир и мясное блюдо, напиток. В качестве гарнира детям в основном предлагалось картофельное пюре, макаронные изделия, гречка отварная, рис. Из мясных блюд - мясная котлета, курица. Употребляли на ужин пельмени, отварные сосиски, молочные каши, макаронные изделия 33% из числа опрошенных детей. У 7% дошкольников ужин включал только первое блюдо (супы на мясном бульоне) и напиток. У 3% детей ужин состоял из бутербродов, пирожков, кисломолочных напитков или салата, горячего напитка с печеньем, пряниками.

У 37% детей был организован перекус перед сном. Как показали результаты исследования, в этот прием пищи более 1/3 детей (47,9%) пьют кисломолочные напитки, почти 1/4 детей (24,1%) едят фрукты. Незначительная часть детей получает перед сном чай со сладостями (13,2%) и различные бутерброды (14,8%).

Оценка частоты потребления отдельных блюд и продуктов в выходные дни показала, что питание дошкольников не всегда разнообразно. В домашних условиях практически не готовятся блюда из рыбы, творога: рыбу готовят только 5,7%, а блюда из творога - 8,5% семей. Молоко и молочные продукты включены в рацион питания у 40,7% детей (молоко у 35%, кисломолочные продукты у 5,7% дошкольников). Частота потребления фруктов и овощных салатов составляет 85,7% случаев. Включают в рацион питания в выходные дни макаронные изделия и блюда из картофеля (картофельное пюре) соответственно 31,4 и 22,8% семей.

66

#

Н.В. Тапешкина

Из напитков 56% дошкольников предпочитают чай (чай с молоком), 35% - соки и компоты, 9% - газированную воду.

При изучении структуры рациона питания дошкольников (повторяемости блюд в течение дня в выходные дни) прослеживается тенденция употребления детьми одних и тех же блюд. Например, то, что они ели на обед, они едят на ужин того же дня (в частности супы, гарниры и мясные блюда), а затем на завтрак в воскресенье.

Изучение структуры питания дошкольников дома в течение рабочих дней недели (вечерний прием пищи) показало, что в большинстве случаев (67,8%) их ужин нерационален. По своей структуре вечерний прием пищи у детей был идентичен по структуре ужину взрослых членов семьи. В вечерних приемах преобладали мясные блюда (котлеты и т.п.) с макаронными и крупяными изделиями, блюда из жареного картофеля, колбасные изделия, пельмени. Практически ежедневно дети дошкольного возраста употребляют пищевые продукты, которые не относятся к категории детского и диетического питания (блюда во фритюре -жареные пирожки, жареный картофель, а также газированные напитки).

Таким образом, по данным проведенного исследования установлено, что режим питания дошкольников в выходные дни не соответствует физио-

логическим нормам вследствие сдвига первого приема пищи из-за более позднего пробуждения детей. При этом количественное распределение пищи по отдельным приемам не отвечает физиологически оптимальному рациону. Перечень продуктов, использующихся в питании дошкольников в первую половину дня, меньше, чем во вторую половину. Набор потребляемых блюд дома в вечернее время однообразен, включает мясное блюдо с картофелем и макаронными изделиями на гарнир. Питание детей в семье в вечернее время в рабочие дни недели по своей структуре идентично питанию взрослых членов семьи. Несмотря на то что родителей дошкольников информируют об ассортименте блюд и кулинарных изделий в ДОУ, однообразные стереотипные блюда (мясо, картофель, макароны) в вечерний прием пищи в будние дни, нерационально составленное меню в течение выходных дней свидетельствуют о недостаточном уровне знаний родителей об организации правильного и здорового питания ребенка дома. Это, в свою очередь, требует более активной пропаганды знаний среди родителей, особенно молодого возраста, разработки обучающих программ, направленных на повышение уровня знаний и информированности родителей в вопросах организации здорового питания детей в домашних условиях [10].

Литература

1. Артемов В.Г., Кондрахина O.K., Ломовцев А.Э. Наклонности детей дошкольного возраста к преимущественному употреблению отдельных продуктов и состояние их здоровья // Вопр. питания. - 1991. - № 5. - С. 69-70.

2. Батурин А.К. Питание населения России в 1989-1993 гг. // Вопр. питания. - 1994. - № 3. - С. 4-8.

3. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Кемеровской области в 2012 году». - Кемерово, 2012. -С. 78-79.

4. Еркулева Ю.В. Современные представления о возможности развития нутритивной недостаточности у детей // Вопр. дет. диетологии. - 2003. - Т. 1, № 5. - С. 12-16.

5. Истомин A.B. и др. Особенности фактического питания и алиментарный статус детей Ямало-ненецкого автономного округа // Вопр. питания. - 2000. - № 1/2. - С. 32-34.

6. КудряЛ.И., Шрага М.Х., Теддер Ю.Р. Защитная роль питания детей в условиях экологического риска // Развитие и здоровье детей Европейского Севера: проблемы и решения. - Архангельск, 1997. - С. 46-47.

7. Кулакова И.Б. Оценка фактического питания детей-бурят, его влияние на физическое развитие и заболеваемость: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Иркутск, 1999. - 28 с.

8. Кучма В.Р., СухареваЛ.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков // Гиг. и сан. - 2005. - № 6. - С. 42-45.

9. Нетребенко O.K., Ладодо К.С. Социально-экономический статус семьи: влияние на питание и здоровье ребенка // Вопр. питания. - 1997. - № 1. - С. 42-45.

10. Полесский В.А., Красильщиков М.И. Гигиеническое обучение и воспитание - инструмент реализации государственной политики в области здорового питания // Вопр. питания. - 2008. - Т. 77, № 5. - С. 49-53.

11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях: СанПиН 2.4.1.3049-13. - М., 2013. - С. 23-24.

12. Тармаева И.Ю. Анализ информированности родителей в вопросах рационального питания // Питание и здоровье: Тез. докл. XI Всеросс. конгр. диет. и нутриц. 30 нояб. -2 дек. 2009 г. - М., 2009. - С. 160.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.