Научная статья на тему 'Особенности пищевого поведения детей школьного возраста в г. Междуреченске Кемеровской области'

Особенности пищевого поведения детей школьного возраста в г. Междуреченске Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
150
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТРУКТУРА ПИТАНИЯ / АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / SCHOOLCHILDREN / NUTRITION / ALIMENTARY-DEPENDENT DISEASES / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тапешкина Наталья Васильевна, Лобыкина Е. Н.

Проведен анализ структуры питания школьников г. Междуреченска Кемеровской области. Определены факторы риска, ведущие к нарушениям питания у детей и подростков во время пребывания в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particular dietary behaviour of schoolchildren’s age in Mezdurechensk of Kemerovo region

The analysis of structure of a food of school students Mezhdurechensk the Kemerovo region is carried out. The risk factors conducting to violations of a food at children and teenagers during stay in school are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности пищевого поведения детей школьного возраста в г. Междуреченске Кемеровской области»

22

ЗНиСО АВГУСТ №8 (24-Е)

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г. МЕЖДУРЕЧЕНСКЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Тапешкина, Е.Н. Лобыкина

PARTICULAR DIETARY BEHAVIOUR OF SCHOOLCHILDREN'S AGE IN MEZDURECHENSK OF KEMEROVO REGION

N.V. Tapeshkina, Е^. Lobykina

ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт совершенствования врачей» МЗ и СР РФ, г. Новокузнецк

Проведен анализ структуры питания школьников г. Междуреченска Кемеровской области. Определены факторы риска, ведущие к нарушениям питания у детей и подростков во время пребывания в школе.

Ключевые слова: школьники, структура питания, алиментарно-зависимые заболевания, факторы риска.

The analysis of structure of a food of school students Mezhdurechensk the Kemerovo region is carried out. The risk factors conducting to violations of a food at children and teenagers during stay in school are defined.

Keywords: schoolchildren, nutrition, alimentary-dependent diseases, risk factors.

Характер питания, принятый в семье и в образовательном учреждении, которое посещает ребенок, во многом определяет формирование рациона и пищевого поведения подростка, а в дальнейшем взрослого человека [1; 2; 3]. В Кемеровской области в группе алиментарно-зависимых болезней за период 2005—2010 гг. отмечен выраженный рост заболеваемости детей (0—14 лет) и подростков(15—17 лет) болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением (в 4,1 и 5,9 раз соответственно), ожирением (в 1,9 и 3,1 раза соответственно), болезнями органов пищеварения (на 10,7 и 22,2 % соответственно).

В г. Междуреченске в период 2005—2010 гг. показатели первичной заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью, превышают областные как среди детей, так и подростков (в 2 и 1,5 раза соответственно). Показатель заболеваемости ожирением вырос более чем в 5 раз.

Цель работы анализ факторов риска, ведущих к нарушениям питания у школьников 5—11-х классов.

Материалы и методы. Были обследованы 640 детей и подростков в возрасте 11—17 лет из шести муниципальных общеобразовательных учреждений г. Междуреченска. Сбор данных осуществлялся специально разработанным анкетно-опросным методом. Для получения достоверных результатов анкеты заполнялись школьниками самостоятельно в присутствии интервьюеров. Гигиеническая оценка структуры питания проводилась по основным группам пищевых продуктов: мясо и мясопродукты; рыба и морепродукты; молоко и молочные продукты, яйца; овощи, фрукты; крупяные и макаронные изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия. Оценка количества потребляемой пищи проводилась на основе метода визуального сравнения с использованием «альбома порций продуктов и блюд» [5]. Оценка пищевого поведения школьников включала изучение режима питания школьников, в т. ч. организацию питания детей и подростков во время пребывания в школе. С помощью метода «распознавания образов» были изучены и ранжи-

рованы по значимости факторы отказа от приёма учащимися пищи из школьной столовой.

Результаты исследования. Оценка частоты потребления отдельных блюд и продуктов питания выявила включение только у половины обследуемой группы школьников в рацион таких необходимых для растущего организма продуктов питания, как молоко и кисло-молочные напитки (52 и 47 % соответственно). Отмечен низкий уровень потребления учащимися блюд из мяса (в среднем 70 %), рыбы (46 %) и яиц (70 %). Частота потребления фруктов и овощных салатов составила в среднем 91 %.

Следует обратить внимание на относительно высокий уровень потребления всеми школьниками макаронных изделий (133 %) и недостаточное потребление блюд из картофеля (жареный, вареный —71 и 67 % соответственно)

Из напитков школьники предпочитают чай, к девятому классу увеличивается частота потребления кофе и газированной воды. Более половины учащихся среднего и старшего звена (64 %) охотно потребляет соленые сухарики, чипсы. Среди школьников выявлено снижение с возрастом потребления кондитерских изделий (шоколадных батончиков, конфет и т. д.): 349 % от рекомендуемых норм потребления для учащихся среднего звена и 238 % от суточной нормы для старшеклассников.

Рацион школьников 11—17 лет складывался из 1-разового школьного (2-й завтрак для учащихся первой смены или полдник для учащихся второй смены) и 3-разового (1-й завтрак, обед, ужин) домашнего питания. При изучении особенностей режима питания установлено, что в течение дня у детей разных возрастных групп присутствовали дополнительные «перекусы», равномерно распределенные по времени, но чаще после восьми часов вечера или замещающие один из основных приемов пищи. Кратность приемов пищи оценивалась суммой дополнительного приема и основного.

Анализ кратности приемов пищи школьниками 11—13 лет показал, что 4 и более раз в день питаются 48 % школьников, 3 раза в день — 46 %

АВГУСТ №8 (240

23

и незначительная часть (6 %) — 1—2 раза в день. Кроме того, 64 % учащихся среднего звена предпочитали делать «перекусы» 2 раза в день, 26 %

— 3 раза в день, 6 % — 1 раз, и только 4 % учащихся 11—13 лет «не перекусывали» в течение дня. Предпочитали в качестве «перекуса» фрукты либо чай и бутерброд с колбасой 56 % школьников данного возраста; печенье, сдобу и сок или бутерброд с сыром 44 % учащихся.

Анализ кратности приемов пищи у школьников 14—17 лет показал, что 4 и более раз в день питается 46 %, 3 раза в день — 44 % школьников старших классов, 1—2 раза — 10 % опрошенных. «Перекусывали» 3 раза в день 16 % учащихся старшего звена, 48 % 2 раза в день, 26 % подростков

— 1 раз, и 10 % подростков не делали «перекусы» в течение дня. В качестве «перекусов» 60 % школьников в возрасте 14—17 лет предпочитали чай и бутерброд с колбасой и сыром, 36 % сдобу, фрукты, печенье и сок, 4 % какао.

Распределение по времени приемов пищи у школьников при четырехкратном питании было следующее: завтрак — в 7.00—8.00 ч, завтрак во время пребывания в школе — в 9.30—10.20 ч, обед - в 13.00—14.00 ч, ужин - в 19.00—20.00 ч, т. е. с возможным интервалом до 6 ч. При двух-трехкратном питании в суточном рационе отсутствуют второй завтрак или обед или второй завтрак и обед и/или ужин, время приемов не отрегулировано, а интервалы достигают 12 ч, что характерно для режима питания школьников старших классов (54 % из числа опрошенных) и препятствует формированию пищевого рефлекса, способствует нарушению пищеварения.

Фактические домашние завтраки у 86 % школьников в возрасте 11—13 лет и 68 % учащихся старших классов включали горячий напиток (чай, кофе) и бутерброд и/или печенье. Наличие только лишь выпечки или фрукта недостаточно для восполнения предстоящих затрат энергии.

Только 14 % учащихся в возрасте 11—13 лет и 32 % 14—17 лет не завтракают дома. По результатам опроса отказ от приема пищи до школы объяснялся чаще всего нехваткой времени, отсутствием аппетита и «привычкой» не завтракать.

С целью выявления вкусовых предпочтений школьников в предложенные им анкеты был включен перечень продуктов и блюд, которые

дети употребляли на завтрак. Так, было установлено, что в качестве утреннего завтрака у школьников среднего звена в возрасте 11—13 лет на первом месте был бутерброд с колбасой и чай (70 %), на втором месте творожный сырок (30 %), также предпочитали употреблять кашу и сосиску (28 % случаев), яичницу (40 %), йогурт (22 %) и мюсли (10 %). Отдавали предпочтение бутерброду с колбасой 54 % учащихся старших классов в возрасте 14—17 лет, 38 % случаев яичнице, 8 % мюсли. В зависимости от вкусовых привычек школьники заменяли вышеуказанные продукты йогуртом, кашей в 24 % случаев, в 14% — сосиской — в 14 %, творожными сырками в 10 %.

Второй завтрак (в школе) по своему объему был ниже рекомендуемых норм потребления. Организация питания в условиях школы характеризуется низкой энергетической ценностью школьных завтраков или полдников на 21,8— 36,0 % ниже нормы. Меню составлено с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах.

Обеды (дома) у 46 % учащихся среднего и старшего звена состояли из второго (гарнир и мясное блюдо) и горячего напитка или салата, второго и напитка или салата, первого и напитка. Не обедали в среднем 14 % школьников.

Ужин, в сравнении с рекомендациями, избыточен в среднем у 50 % школьников, так как включал и салат, и первое, а к гарниру — мясное либо рыбное блюдо.

В вечернее время (после 21.00 ч) делали «перекусы» практически 46 % школьников 11—13 лет и 48 % учащихся в возрасте 14—17 лет, при этом школьники предпочитали бутерброды с каким-либо напитком.

Оценка пищевого поведения школьников включала в себя изучение режима питания, в том числе во время пребывания детей и подростков в школе. Как показало исследование, присутствие в питании «нелюбимых» блюд (каш, запеканок, рыбы) в результате сформировавшихся пищевых предпочтений в семье способствует снижению охвата питанием школьников. Отмечено, что при переходе школьников в среднее звено, т. е. в 5-й класс, процент охвата детей горячим питанием уменьшался (78 %). В

Таблица. Анализ факторов, определяющих отказ от приёма пищи в школе

Факторы Возраст, лет Удельный вес школьников, % Коэффициент правдоподобия К = Р1/Р2 Весовой индекс (ВИ) фактора Кшах/Кшт

отказ от приёма пищи в школе, Р1 всегда / иногда питаются в школе (Р2)

Возраст 11 — 13 14—17 29,6 48,6 70,4 51,4 0,4 0,94 2,3

Организационно-временной (очереди в столовой и нет времени на переменах) 11 — 13 14—17 72.1 17.2 27,9 82,8 2,58 0,2 12,9

Материальные трудности в семье 11 — 13 14—17 3,5 12,1 96,5 87,9 0,04 0,13 3,25

Низкие вкусовые качества блюд 11—13 14—17 13,7 47,9 86,3 52,1 1,16 0,9 1,3

Собственная неорганизованность (привычка не питаться в школе) 11—13 14—17 11,0 22,8 89,0 77,2 0,12 0,3 2,5

24

ЗНиСО АВГУСТ №0 (24Е)

возрасте 14—17 лет только 54 % учащихся питались в школьных столовых.

В ходе анкетирования были изучены причины отказа от приема пищи в школе. Школьники 11—13 лет в 4,2 раза чаще, чем школьники 14—17 лет, отмечали организационно-временной фактор как препятствующий питанию в школьной столовой (время перемен, выделяемое для организации питания школьников, было сокращено с 20 до 5—10 мин).

Второй по частоте причиной отказа были названы низкие вкусовые качества предлагаемой пищи. Изучение «низкого качества блюд», на которые ссылались школьники 11—17 лет, выявило, что в большинстве случаев под этой фразой подразумевалась остывшая пища либо блюдо, которое ребенок в силу сформировавшихся в семье стереотипов питания не любил и не употреблял в пищу.

С помощью метода «распознавания образов» были изучены и ранжированы по значимости факторы, определяющие отказ от приёма пищи учащимися в школьных столовых (см. табл.). Как видно из таблицы, к определяющим факторам можно отнести организационно-временной фактор (ВИ = 12,9), достаточность материальных средств (ВИ = 3,25), собственную неорганизованность (ВИ = 2,5), возраст школьников (ВИ = 2,3), низкие вкусовые качества блюд (ВИ = 1,3).

Выводы. Структура и режим питания обследованных школьников не соответствуют гигиеническим требованиям. Причинами, снижающими охват учащихся питанием в школьных столовых, являются широкие возможности замены предла-

гаемых продуктов в школе на другие, приобретаемые за пределами школы, и вкусовые стереотипы школьников. К факторам риска, влияющим на отказ детей от питания в школьных столовых в порядке значимости, относится организационно-временной фактор. Для обеспечения учащихся качественным сбалансированным горячим питанием необходимо внедрять в школах новые технологии производства продукции школьного питания и методы обслуживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные гигиенические проблемы организации здорового питания детей в северных районах края / Л.Г. Кли-мацкая, А.М. Василовский, С.В. Куркатов и др. //Проблемы адаптации человека к экономическим и социальным условиям Севера: Тез. докл. II симп. с международ. участием. Сыктывкар, 2004. С. 51—52.

2. Батурин А. К. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации / А.К. Батурин, Б.С. Каганов, Х.Х. Шарафетдинов. М., 2006. С. 3—16.

3. Волкова Л.Ю. Дополнительное питание в школе: что выбирают дети / Л.Ю. Волкова, О.В. Перелыгина //Вопр. детской диетологии. М., 2006. Т. 4. № 4. С. 34—35.

4. Могильный М.П. Проблема питания детей в организованных коллективах / М.П. Могильный, В.А. Тутельян //Вопр. детской диетологии. М., 2006. Т. 4. № 4. С. 21.

5. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С. и др. Альбом порций продуктов и блюд. М.: НИИ питания РАМН, 1995. 64 с.

Контактная информация:

Тапешкина Наталья Васильевна тел.: 8 (905) 074-70-10 e-mail: natasha72.03.24@mail.ru

Contact information: Tapeshkina Natalij phone: 8 (905) 074-70-10 e-mail: natasha72.03.24@mail.ru

-V-

ПРОФИЛАКТИКА ДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

И.П. Салдан1, О.Н. Коршунова1, Н.Н. Борисюк1, С.П. Филиппова2

PREVENTION DEFICIENCY STATES CHILDREN IS PRIORITY OF ADMINISTRATION OF ALTAY REGION

I.P. Saldan, O.N. Korshunova, N.N. Borisiuk, S.P. Filippova

'Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю, г. Барнаул, 2ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава РФ

Алтайский край — одна из первых территорий Российской Федерации, которая начала применять для организации питьевого режима детей в оздоровительных учреждениях бутилированную воду, что положительно сказалось на оздоровлении детей.

Ключевые слова: питьевой режим, оздоровление детей.

Altay region is one of the first areas of the Russian Federation, which began to apply for a drinking regimen in children recreational facilities bottled water, which has a positive impact on the recovery of the children.

Keywords: drinking regime, improvement of children.

Здоровье детей — важнейший вопрос будущего нации. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды,

оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей жизни.

Недостаточное употребление микроэлементов и минеральных веществ снижает физическую и умственную работоспособность, активность иммунной системы, уменьшает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.