Научная статья на тему 'Особенности содержания образа военнослужащего и корреляционной зависимости между мотивацией профессиональной деятельности у лиц, желающих и нежелающих продолжить службу по контракту'

Особенности содержания образа военнослужащего и корреляционной зависимости между мотивацией профессиональной деятельности у лиц, желающих и нежелающих продолжить службу по контракту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тиханова М. С.

Всё больший интерес у исследователей вызывает экспериментальное изучение образа военнослужащего. В статье рассмотрены особенности содержания образа военного, сложившегося у военнослужащих, же­лающих и нежелающих служить по контракту. Определена взаимосвязь сложившегося образа с мотивацией профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания образа военнослужащего и корреляционной зависимости между мотивацией профессиональной деятельности у лиц, желающих и нежелающих продолжить службу по контракту»

Список литературы:

1. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб., 1994. - С. 15-20.

2. Грановская Г.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1998. - 340 с.

3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Изд-во «Знание», 1988.

4. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - «Модек», 2000. - С. 153-164.

5. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992. - С. 33-35.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ,

ЖЕЛАЮЩИХ И НЕЖЕЛАЮЩИХ ПРОДОЛЖИТЬ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ1

© Тиханова М.С.*

Среднерусский университет (гуманитарно-технологический) институт,

г. Обнинск

Всё больший интерес у исследователей вызывает экспериментальное изучение образа военнослужащего. В статье рассмотрены особенности содержания образа военного, сложившегося у военнослужащих, желающих и нежелающих служить по контракту. Определена взаимосвязь сложившегося образа с мотивацией профессиональной деятельности.

На сегодня большой интерес вызывает экспериментальное изучение образа военнослужащего, существующее в социуме, и то, как он влияет на желание идентифицировать себя с ним, подражать, сделать службу в армии делом своей жизни. Этот интерес выступает не только на уровне научного анализа, но и прикладных исследований.

К личности военнослужащего предъявляется ряд самых серьезных требований, что объясняется высокой общественной и государственной ответственностью, наличием грозного и разрушительного арсенала воздействия. Рост значимости военнослужащего возрастает в зависимости от величины угрозы обществу, как с внешней стороны, так и внутри самого

1 Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного

фонда и Правительства Калужской области (проект № 10-06-59630а/Ц).

* Старший преподаватель.

общества. Данная тенденция просматривается в культурно-историческом контексте анализа любого государства и социальной общности. Так же традиционно, по мере снижения милитаристической угрозы, угрозы стихийных бедствий, несчастных случаев, в ликвидации последствий которых традиционно задействуются военнослужащие, значимость армии для населения снижается. Парадоксальность ситуации заключается в том, что для естественного пути поддержания высокого престижа личности военнослужащего необходима высокая угроза безопасности. Задачей государства является поддержание безопасности общества, воспитание уважения к воинской профессии. Актуальность предложенного исследования определяется выявлением образа военнослужащего и его уровень привлекательности у военнослужащих действительной военной службы, определение уровня этого влияния на мотивацию профессиональной деятельности в качестве кадрового военного.

Приведем результаты эмпирического исследования целью, которого стало выявление характеристик образа военнослужащего, у лиц завершающих срочную службу, и влияние его на мотивацию продолжить службу.

Задачи, выдвинутые в исследовании:

1. осуществить отбор методик, позволяющих составить портрет военнослужащего и определить его влияние на мотивацию продолжить службу; определить эквивалентную эмпирическую выборку;

2. провести эмпирическое исследование;

3. выявить психологическое содержание образа военнослужащего и характера мотивации продолжения службы;

4. проанализировать связь сложившегося образа и уровня мотивации у личного состава, желающих и нежелающих продолжить службу по контракту.

Исследовательскую группу составили 102 военнослужащих мужского пола (в т.ч. 26 желающих и 53 нежелающих продолжить службу по контракту и 23 военнослужащих в предварительном поисковом исследовании).

Ход исследования. Предварительный опрос испытуемых позволил составить пары противоположных качеств, в последствии вошедших в опросник «Семантический дифференциал» [2]. Прилагательные сгруппированы в три группы: физиологические, личностные и социальные.

Опрос обоих групп военнослужащих показал солидарность важности таких качеств, как энергичность, активность, сила, самообладание, ответственность, профессиональность, уважение в обществе, авторитетность, стремление приносить пользу обществу. Можно сделать вывод о том, что за годы прохождения действительной военной службы у респондентов закрепился образ военнослужащего ответственного, имеющего гордую гражданскую позицию и уважаемого в обществе. Отмеченные качества, как наиболее важные всеми респондентами, относятся к идеальному образу военнослужащего.

Различия в представлениях военнослужащих, желающих и нежелающих продолжить службу по контракту, становятся очевидными при описании реального образа военного (рис. 1). Так, в группе нежелающих продолжать службу по контракту, физические качества имеют невысокую оценку. Наименьшую оценку получили такие качества, как ленивый, суетливый, слабый. В группе желающих продолжить службу высокими баллами отмечены - вспыльчивость, пассивность, расслабленный, непривлекательный. Личностные качества, отмеченные первой группой - трусость, пассивность, безыдейность, безответственность. Во второй группе: пессимистичный, безыдейный, неверие в себя (табл. 1).

Рис. 1. Образ военнослужащего, сложившийся у испытуемых желающих и нежелающих продолжить службу на контрактной основе

Социальные характеристики вызвали наибольший отклик у респондентов. Первая группа отмечает наименьшими баллами: уважение в обществе, авторитетность, работа для общего блага. Во второй группе были отмечены такие качества, как умение правильно оценивать тенденции политического, социального и экономического развития общества, общежитейская смекалка.

Проверка достоверности результатов критерием (Т) Вилкоксона показала значимые различия в оценке реального и идеального образа военнослужащего в личностных характеристиках Т = 8,83 при р < 0,05 и социальных Т = 9,01 при р < 0,05 у нежелающих продолжать службу. Желающие продолжить службу обнаруживают значимые различия в социальных характеристиках Т = 9,42 при р < 0,05.

Выявленные в исследовании особенности позволяют сделать выводы: у военнослужащих имеющих опыт военной службы существует ясный

образ представителя военной профессии, такие качества как физическая сила, самообладание, ответственность, профессиональность, уважение в обществе, авторитетность, стремление приносить пользу обществу; существуют различия в оценке идеальных и реальных качества, такие как личностные и социальные; оценки характеристик образа физиологическими, личностными и социальными критериев между группами респондентов критерием (и) Манна Уитни не обнаружены.

Далее целесообразно определить статистические различия между характером мотивации между двумя группами военнослужащих с помощью критерия (и) Манна Уитни, используя результаты применения методики «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана». В результате опроса были выявлены различия в оценке мотивации: желающие продолжить службу обнаружили большую потребность в общении и = 108; р < 0,05, также ощущение социальной полезности данного рода деятельности и = 113; р < 0,05, чем их сослуживцы нежелающие продолжать службу, что и стало их мотивирующими причинами при принятии решения.

И, наконец, были определены корреляционные связи характера мотивации и имеющегося реального представления об образе современного военного, анализ был проведен с помощью (гб) критерия Спирмена.

Таблица 1

Корреляция показателей между мотивационной структурой личности и характеристиками образа военного, сложившегося у военнослужащих по призыву

Физиологические Личностные Социальные

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1 группа 2 группа

Физиологические - - - - - -

Личностные 0,768** 0,766** - - - -

Социальные 0,498* 0,691** 0,539* 0,822 - -

Жизнеобеспечение 0,144 0,287 -0,175 0,250 -0,144 0,064

Комформность 0,144 0,146 0,089 0,257 0,438 0,359*

Социальный статус 0,389 0,117 0,251 0,379* 0,416 0,361*

Общение 0,028 0,016 0,070 0,083 0,166 0,201

Общая активность -0,226 0,376* -0,101 0,475** -0,419 0,312

Творческая активность -0,133 0,237 -0,068 0,241 0,179 0,093

Социальная активность -0,104 0,158 -0,337 0,343* 0,179 0,207

Рабочая мотивация -0,306 0,321* -0,302 0,425* -0,092 0,238

Общежитейская мотивация 0,217 0,171 0,009 0,334* 0,346 0,361*

Примечание: 1 группа - нежелающие продолжить службу; 2 группа - желающие продолжить службу по контракту.

Мотивационная структура личности - это совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, вну-

тренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность [1]. У респондентов, не желающих продолжить службу, физиологические характеристики образа военнослужащего не отделены от личностных и социальных, что говорит о том, что они не выделяют важность физических данных военного, его внешнюю мужскую привлекательность, обаяние, а значит, не является мотивирующим фактором для изменения своей внешности. Для желающих продолжить службу, внешние физические характеристики связаны с общей активностью, профессия привлекает их возможностью видимого результата, четкий иерархический порядок служебных отношений, так же огромный спектр возможностей реализовать себя в понятном размеренном распорядке (наряды, занятия и др.). Личностные характеристики у лиц, нежелающих продолжить службу тоже не дифференцированы от социальных, можно с большой уверенностью сказать, что оценка их происходит на сама по себе, а только через эталоны принятые в социуме, т.е. подвержены настроению, доминирующему в обществе. Для их сверстников желающих служить личность военного более дифференцирована. Военный человек - это статусная фигура (форма выделяет его на фоне других), он активен, способен пойти наперекор обстоятельствам, он значим за пределами обыденной жизни, часть большой военной силы государства, способен на самопожертвование и проявление смекалки.

Обращает на себя внимание отсутствие корреляционных связей социальных характеристик военного, имеющейся у нежелающих служить их мотивационной структурой. Они очень низко оценивают роль военнослужащего в обществе. На их фоне, желающие служить сверстники высоко оценивают социальный статус и значимость профессии, общежитейскую предприимчивость представителей, можно сказать надежность и житейскую мудрость сохранения общности и бытийного порядка.

На основании полученных экспериментальных данных можно прийти к выводу о том, что у молодых людей, желающих продолжить службу, сложился собственный дифференцированный образ военного самостоятельного, социально значимого и ответственного человека, который может гордиться своей профессией. Суждения же их сверстников отличаются высокой степенью зависимости от отношения к этой профессии в обществе, порой поверхностно знающей о ней.

Список литературы:

1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990. - С. 23-43.

2. Серкин В.П. Методы психосемантики. - М.: Аспект Пресс, 2004. -С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.