Научная статья на тему 'Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале'

Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
691
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ УРАЛ / ЦЕРКВИ ГОРОДОВ-ЗАВОДОВ / ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ / КАЧЕСТВО ПРОЕКТНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ / SOUTHERN URALS / CHURCHES OF COMPANY-TOWNS / RESTORATION PROBLEMS / QUALITY OF DESIGN AND RESTORATION WORK / PRESERVATION OF CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономаренко Елена Владимировна

Статья посвящена анализу современного состояния и реставрации церквей Южного Урала. Рассматриваются характерные черты реставрации церквей в советский и современный периоды. Выявляются основные проблемы реставрации церквей на Южном Урале в настоящее время. Приведены примеры реставрации наиболее интересных в архитектурном отношении храмов, расположенных на территории Челябинска и Челябинской области. Анализ качества реставрации проведен с привлечением значительного количества неизвестного архивного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration Features of Orthodox Churches in the Southern Urals

This article is devoted to the analysis of the modern condition and restoration of churches of Southern Urals. The features of restoration of churches in the Soviet and modern periods are considered. The author of the article identifies the main problems of restoration of churches in the Southern Urals. Examples of restoration work of the most important temples located on the territory of Chelyabinsk and Chelyabinsk region are given. Analysis of the quality of the restoration is carried out with the involvement of a large number of unknown archival documents.

Текст научной работы на тему «Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале»

УДК 72.03(09)(086.6)

Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале

Е. В. Пономаренко

Статья посвящена анализу современного состояния и реставрации церквей Южного Урала. Рассматриваются характерные черты реставрации церквей в советский и современный периоды. Выявляются основные проблемы реставрации церквей на Южном Урале в настоящее время. Приведены примеры реставрации наиболее интересных в архитектурном отношении храмов, расположенных на территории Челябинска и Челябинской области. Анализ качества реставрации проведен с привлечением значительного количества неизвестного архивного материала.

Ключевые слова: Южный Урал; церкви городов-заводов; проблемы реставрации; качество проектных и реставрационных работ; сохранение культурной самобытности.

Значительную часть архитектурного наследия Южного Урала составляют культовые сооружения трех крупных конфессиональных групп (православные, в том числе старообрядческие; мусульманские и языческие). До освоения региона русскими основную часть населения этой территории составляли башкиры. На западе и северо-западе жили болгары и удмурты, на севере — потомки угров (ханты), на юге и юго-востоке различные тюркоязычные племена, в основном киргиз-кайсаки (казахи). Арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан писал в Х веке, что, переправившись через реку «Джайх» (Урал) и ряд других

рек «мы попали в страну башкир, которые относятся к тюркскому племени» [3, с. 26]. Таким образом, в регионе наиболее распространенной религией был ислам.

Распространение на завоеванные территории православной культуры было одной из важнейших задач русской колонизации региона. Ее решал основанный в 1644 году на реке Исеть Далматовский Успенский монастырь, который впоследствии сыграл значительную роль в освоении края. «На реке Исети, на землях, принадлежащих татарину Илигею, поселился инок Невьянского Богоявленского монастыря Далмат и положил начало заселению русскими этого плодороднейшего края» [5, 2 период, с. 851].

В советский и постсоветский периоды существовали различные подходы к реставрации культового наследия, проявлявшиеся в том числе на Южном Урале. Венецианская хартия 1964 года, которая до настоящего времени является основополагающим документом для большинства реставраторов, номинально признается и на Южном Урале как основной методический документ, но на практике часто во многом игнорируется. Реставрация в советский и постсоветский периоды нередко приводила к значительным искажениям исторического облика памятников. Культовые здания часто использовались как музеи и другие учреждения. Поэтому они были значительно перестроены. В 1980-х — начале 1990-х годов вследствие изменений государственной политики в отношении Русской православной церкви появилось стремление к активному восстановлению культовых зданий. Но для этого периода характерны отсутствие в регионе организаций, которые бы осуществляли полный цикл реставрационных работ, и острая нехватка финансирования.

В настоящее время заказчиками реставрации на Южном Урале часто являются сами служители церкви. Специфичность их требований, а также ограниченность средств часто приводят к недостаточно полно-

му исследованию памятника перед его реставрацией, а также к произвольным перестройкам и достройкам сооружений. Значительная часть культового наследия вообще не реставрируется.

Характерным примером являются ротондальные храмы городов-заводов. Их композиция включает последовательно расположенные по одной оси колокольню, трапезную и ротонду. Два таких храма сохранились: Введенская церковь в Миньяре и Сретенская церковь в селе Илек. Они являются памятниками архитектуры федерального значения. Преображенская церковь в Уфалее была разрушена.

Введенская церковь в Миньяре была построена в 1819 году. Трехъярусная колокольня имеет квадратный со скошенными углами в основании первый ярус, в котором находятся северный и южный входы с полукруглыми окнами над ними. Между ними проходит горизонтальная тяга, разорванная декоративными нишами. Второй ярус декорирован высокими проемами с полуциркульным завершением. Углы акцентированы со всех четырех сторон спаренными полуколоннами, несущими антаблемент и треугольные фронтоны. Верхний ярус — круглый в плане, завершен полусферическим куполом с луковкой и крестом. Ярус имеет круглые окна, которые разделяются немного упрощенными барочными волютами. В западной стене колокольни располагается лестница (рис. 1, 2, 3).

Основной объем в плане — прямоугольник со скругленными углами. Внутри этого объема находятся две пары столбов, разделяющие его на нефы. В восточной части выделено стенами два придела с отдельными престолами. Проход между ними ведет в ротондальную часть. С севера и юга в стенах ротонды проектом было предусмотрено два входа с широкими крыльцами, которые не были построены. Ротонда Миньярской церкви перекрыта полусферическим куполом, который увенчан сложной конструкцией, состоящей из ступенчатого постамента и шара. Стены ротонды двухъярусные с двумя равнозначными кар-

Рис. 1. Проект Введенской церкви в Миньяре начала XIX века, Российский государственный исторический архив, ф.37, оп.63, д.53, л.10.

низами. Ярусы декорированы спаренными трехчетвертными колоннами [5, д. 53, л. 10].

Рис. 2. Введенская церковь до реставрации. Фотография автора 2001 г.

В настоящее время проведено частичное восстановление этой церкви, но полноценного проекта реставрации памятника не существовало, поэтому наблюдается искажение деталей храма.

При городском музее создана была общественная организация, цель которой — реставрация Миньярской церкви, пропаганда ее значимости, а также сбор пожертвований для реставрации и контроль за использованием этих средств.

а б

Рис. 3. Реставрация Введенской церкви. Фотографии автора 2005 г.: а — общий вид; б — колокольня

Церковь в селе Илек была построена во имя Сретения Господня в 1820 году с приделом, имевшим два престола: во имя Святого Архистратига Божия Михаила и Святого Спаса Нерукотворенного Образа. Формы двухъярусной колокольни и ротонды этого памятника несколько упрощены по сравнению с миньярской церковью. Фасады и планы храмов в Миньяре и Илеке очень похожи, но отличаются пропорциями, трактовкой деталей, завершением колокольни и др. (рис. 1, 4). Декор стен и завершение трапезной практически идентичны описанному в Миньяре [5, д. 53, л. 15].

В настоящее время памятник не используется и фактически заброшен, никакой реставрации его не ведется и не предполагается (рис. 4, 5)

Рис. 4. Проект Сретенской церкви в селе Илек начала XIX века. Российский государственный исторический архив, ф.37, оп.63, д.53, л.15.

Рис. 5. Сретенская церковь в селе Илек. Фотография автора. 2004 г.

Оба храма были сооружены на средства заводчицы И. И. Бекетовой. А. М. Раскин впервые предположил, что авторство этих храмов принадлежит М. Ф. Казакову или его ближайшим ученикам [4, с. 243]. Сходную трактовку ротонды и планировку церквей можно обнаружить в коллекции архитектурных альбомов М. Ф. Казакова, хранящейся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры

им. А. В. Щусева. «Альбом церквей XVIII века» включает чертежи храмов подобного типа. Введенская церковь в Миньяре напоминает по планировке и трактовке объемов храмы «Л» [1, лл. 34, 74, 77] и «М» [1, лл. 40, 41, 42] из этого альбома (рис. 6).

Краеведы из города Миньяр К. Куликов и Н. Дмитриенко считают, что автором миньярского и илекского храмов является ученик М. Ф. Казакова Ефим Герасимович Малютин, но документальных подтверждений этой версии нет.

История Свято-Троицкого храма в Челябинске восходит своими корнями к началу XVIII века. Он появился на месте деревянного Свято-Никольского храма. В 1796—1829 годах рядом по типовому проекту в стиле классицизма было построено каменное здание. После 1832 года деревянная церковь была разобрана в связи с ветхостью здания [2, д. 12].

Второе здание имело небольшие размеры — длина вместе с колокольней около 22,5 м, ширина — около 13 м. Крыша и колокольня

Рис. 6. Чертежи из «Альбома церквей XVIII века». Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева, инв. — № Р1-12296.

на 6 колоколов были покрыты листовым железом и окрашены «малахитом на масле», здание церкви штукатурено и окрашено в желтый цвет. В церкви имелось 19 окон с железными решетками, дверей в ней шесть: две — входные, две — в сторожевскую, одна — на колокольню и одна — в кладовую [2, д. 12].

Небольшие размеры храма не соответствовали требованиям прихода, что потребовало строительства нового здания в 1909—1914 годах. Автором проекта являлся челябинский архитектор П. А. Сараев. Этот вариант был выполнен в неорусском стиле в красно-кирпичном варианте. Церковь имеет прямоугольный план с тремя параллельными равновеликими апсидами. Завершение центральной части представляет собой тетраконх, на который опирается четверик средокрестья. Четверик украшен лопатками по углам и дугообразными фронтонами с каждой стороны. Он увенчан традиционным пятиглавием с луковичными главками на высоких барабанах, у основания которых расположены кокошники. На четырех конхах также расположены главки на высоких барабанах. Подобные же главки венчают боковые апсиды приделов алтаря. Тетраконх в здании играет роль светового барабана. Апсиды алтаря граненой формы. Входной придел возвышается над объемом трапезной. На этом приделе находится трехъярусная колокольня, увенчанная декоративным шатром и луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. Два верхних яруса звона решены как восьмерик на четверике. Входов в церковь три. Главный располагается на центральной оси западного фасада, а два других на северном и южном фасадах, через приделы. Декор составляют наборные наличники, стилизованная аркатура фриза и барабанов глав, кокошники, обрамляющие нижний ярус звона колокольни и основания барабанов глав, четверика и пятигранных объемов. Множественные детали из лекального кирпича членят значительный по размерам объем храма и придают ему пластичность (рис. 7).

Рис. 7. Свято-Троицкая церковь в Челябинске. Фотография автора. 2010 г.

Первого октября 1929 года церковь Святой Троицы была закрыта, а здание отдано в ведение краеведческого музея. С храма были демонтированы купола. В 1958 году здание реконструировалось с целью увеличения экспозиционных площадей. Алтарь в церкви был перекрыт на высоте 12 метров, и купол бывшего алтаря приспособлен под экспозиционный зал. В процессе существования музея в 1929 — 1989 годах в здании проводились многочисленные ремонтные работы, которые изменили его внутреннюю структуру. Были сооружены различные дополнительные перегородки, особенно в подвале, где располагались музейные хранилища и запасники.

Вопрос о возвращении Свято-Троицкого храма верующим ставился еще в начале 1970-х годов, но не был решен положительно. В 1990 году здание было возвращено верующим и заново освящено. Реставрация началась в 1987 году. Купола были восстановлены в 1988 году. Была заменена кровля, приведен в порядок фасад, на куполах появи-

лись кресты. В настоящее время эта церковь является памятником архитектуры федерального значения.

Необходима была разработка полноценного проекта реставрации, который был выполнен в Челябинскгражданпроекте. Были сделаны архитектурные обмеры храма, обследовано техническое состояние несущих конструкций, выполнен эскизный проект реставрации. Окончательный вариант проекта датируется апрелем 1990 года. Главным архитектором являлся А. Г. Буров, разработчиками Н. Н. Семейкин, В. А. Токарев и другие (рис. 8, 9).

Утвержденный проект реставрации и частичной реконструкции храма включал два этапа по преобразованию облика данного памятника. К первому этапу относилось прежде всего переустройство и восстановление внутреннего убранства храма, а также разработка проек-

Рис. 8. План реставрации первого этажа Троицкой церкви

Рис. 9. План реставрации второго этажа Троицкой церкви

та инженерно-технического оборудования здания. Второй этап предполагал осуществление проекта по обустройству имеющегося и вновь выделенного пространства при церкви.

Проект реставрации первого этажа предполагал разбор некоторых поздних перегородок, стен, в числе которых и участок северной стены прямо перед входом в алтарь. В этом месте планировалось устроить третий вход с крыльцом, что отображено на чертежах. Вместе с тем воссоздавались ранее существовавшие перегородки и конструкции, устраивались лестницы, связывающие малые алтари с подвалом, перегородки алтарей, киоск в основном зале, ниша в стене в помещении регистратуры, перегородки в подсобных помещениях. На втором этаже были разработаны построенные во время музейного использования здания перекрытия, вплоть до вновь устанавливаемого ограждения хоров, а также произведен демонтаж лестницы, связывающей два этажа. В подсобных помещениях южной части установили новые перегород-

ки, разделяющие одно помещение на три. В подвальных помещениях была проведена значительная перепланировка для организации новых помещений: крестильни, кладовых, бойлерной и других.

В связи с тем, что здание храма долгое время принадлежало музею, отношение к его внешней кладке и конструкциям было достаточно бережным. Оригинальная кладка стен сохранилась хорошо, поэтому потребовались только небольшие работы без использования кирпичных блоков современного производства. Было произведено укрепление конструкций. Но все работы проводились с помощью современных материалов, качество которых в 1990-х годах не всегда отвечало принятым требованиям.

Самой сложной в техническом плане задачей являлся демонтаж второго этажа и сопутствующих конструкций. Наличие позднего перекрытия подкупольного пространства значительно искажало его первоначальный облик и было несовместимо с нормальной работой православного храма. К сожалению настоятеля храма, ни одна архитектурно-строительная организация не взялась за воплощение данного этапа ремонтно-восстановительных работ, поэтому демонтаж пришлось осуществлять своими силами. Металлические балки перекрытия второго этажа опирались на стены, были встроены в них, и разборку перекрытия пришлось производить чрезвычайно сложным, нетрадиционным методом. Балки распиливали на высоте 12 метров и с помощью тросов, закрепленных на паникадильных крюках, спускали вниз.

Изучение выявленных источников не дает исчерпывающих сведе -ний об организации и оформлении внутреннего пространства здания Свято-Троицкого храма, выполненного по проекту П. А. Сараева. В описи первого каменного здания храма содержится очень подробная информация об устройстве, оформлении и материалах алтарей, об иконостасах: «Предалтарный иконостас из соснового леса, столярной работы, окрашен кармином вишневого цвета, убран золоченою резь-

бою, с четырьмя колоннами и двумя полуколоннами, с царскими вратами» [2, д. 12].

Информации о росписях стен и сводов этого здания до настоящего времени не найдено. Известно лишь то, что они были выполнены в так называемом «васнецовском стиле», что было типично для строившихся в России в это время православных храмов. В советский период большая часть росписей, икон, предметов интерьера, утвари и других ценных элементов внутреннего убранства храма была утрачена. По сведениям настоятеля храма протоиерея отца Игоря Шестакова, до того, как храмовое здание занял музей в 1929 году, оно использовалось в других целях. Согласно некоторым версиям, там могла располагаться гостиница. Скорее всего, именно в этот период и были уничтожены оригинальные росписи стен: они были закрашены масляной краской. Церковное имущество было изъято государством в 1924 году.

В процессе реставрации были получены новые сведения об интерьере здания. В соответствии с проектом реставрации пол регистрационной и тамбура здания должен был быть выполнен из полированного мрамора, привезенного из Коелги. Полы основного зала храма предполагались мозаичные из крупных белых мраморных восьмиугольников и более мелких квадратов из черного мрамора, между ними прокладывалась латунная жилка. Плинтус из мраморного бруска с сечением. Полы большого и малого алтарей планировалось выполнить из штучного дубового паркета «елочкой» и покрыть лаком. Ступени лестниц, ведущих к алтарям, предполагались из белого плиточного полированного мрамора. Также была предусмотрена замена деревянного пола на втором этаже на паркетный. Настоятель храма обнаружил новые архивные документы, в которых утверждалось, что пол алтарей, выполненный из керамической плитки, скорее всего, является оригинальным. Поэтому его оставили в первозданном виде. Во всех остальных зонах, предусматривающих замену напольного покрытия, проект

реставрации был воплощен в жизнь, но со значительной заменой материалов. Пол центрального зала, который должны были изготовить из комбинации различных сортов мрамора, в итоге был заменен обычным линолеумом. В некоторых служебных помещениях сохранилось напольное покрытие времен музея, что объясняется нехваткой средств. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты росписей под центральным куполом, впоследствии они были восстановлены (рис. 10).

Рис. 10. Фрагменты обнаруженных росписей Троицкой церкви

Художественно-реставрационные работы в Свято-Троицком храме выполнил приглашенный московский художник Н. Ф. Костюк. Вопрос о достоверности вновь написанных росписей остается спорным, так как отсутствуют научно обоснованные источники. Недостающие росписи были восстановлены по аналогии с подобными росписями уцелевших церквей этого периода. Проведение такого рода работ вступа-

ет в противоречие с аналитическим методом реставрации памятников архитектуры.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время реставрация православных храмов на Южном Урале ведется не только на основании профессиональных проектов, базирующихся на серьёзных предпроектных исследованиях, но также без их наличия, что приводит к вольной трактовке первоначального облика культовых зданий. Следует отметить, что большое количество ценных памятников православного культового зодчества вообще не реставрируется.

К сожалению, даже при наличии качественного проекта реставрации его воплощение в жизнь часто ведется с искажениями, обусловленными применением несоответствующих строительных материалов и недостаточностью предпроектных исследований памятника. Поэтому изучение, сохранение и научно-обоснованная качественная реставрация культового православного наследия Южного Урала является в настоящее время одной из важнейших задач сохранения культурной самобытности региона.

Литература

1. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева, инв. — № Р1-12296.

2. Материалы о регистрации религиозных общин при Успенской кладбищенской и Свято-Троицкой церквях // Государственный Архив Челябинской области. — Фонд Р220. — Опись 4.

3. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль / Перевод Султана Шамси. — Москва : Наука, 1992. — 165 с.

4. Раскин А. М. Архитектура классицизма на Урале / А. М. Раскин. — Свердловск : Изд-во Уральск. ун-та, 1989. — 243 с.

5. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 37, оп. 63.

6. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263 по 1881 г., 1-5 период (7 кн.) / В. Н. Шишонко. — Пермь : Тип. Губ. земск. управы, 1881 — 1887. - 4653 с.

© Пономаренко Е. В., 2012

Restoration Features of Orthodox Churches in the Southern Urals

E. Ponomarenko

This article is devoted to the analysis of the modern condition and restoration of churches of Southern Urals. The features of restoration of churches in the Soviet and modern periods are considered. The author of the article identifies the main problems of restoration of churches in the Southern Urals. Examples of restoration work of the most important temples located on the territory of Chelyabinsk and Chelyabinsk region are given. Analysis of the quality of the restoration is carried out with the involvement of a large number of unknown archival documents.

Key words: Southern Urals; churches of company-towns; restoration problems; quality of design and restoration work; preservation of cultural identity.

Пономаренко Елена Владимировна, доктор архитектуры, доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская академия архитектуры и строительных наук, [email protected].

Ponomarenko, E., Doctor of architecture, associate Professor, leading researcher, Research Institute of theory and history of architecture and urban development, Russian Academy of architecture and construction Sciences, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.