Научная статья на тему 'Особенности формирования церквей городов-заводов Южного Урала в XVIII первой половине XIX вв'

Особенности формирования церквей городов-заводов Южного Урала в XVIII первой половине XIX вв Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
464
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пономаренко Е. В.

В статье рассматривается процесс эволюции церковных зданий на Южном Урале. На основе воспоминаний очевидцев XIX в., архивных изысканий в Российском государственном историческом архиве и анализа чертежей зданий выявляются архитектурные особенности церквей. В свете практики архитектурного проектирования анализируется наследие Южного Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of formation of the South-Ural factory churches in the XVIII -XlX-th centuries

The article considers the evolutionary process of church's buildings in the South Ural. On the basis of the XlXth century eyewitnesses' recollections, archive investigations in the Russian State Historical Archive and analysis of designs for buildings, the researcher discovers the architectural features of the churches. The research analyses the heritage of the South Ural in the light of practice of architectural design.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования церквей городов-заводов Южного Урала в XVIII первой половине XIX вв»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕРКВЕЙ ГО РОДОВ-ЗАВОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-96004)

Города-заводы составляют значительную часть архитектурно-градостроительного наследия Южного Урала XVIII в. Это специфический тип поселения. Центром его являлась территория самого завода и предзаводская площадь с конторой, усадьбой владельца или управляющего и церковью.

Как правило, они были достаточно большими поселениями. «На основании инструкции, данной еще Татищеву 23 марта 1734 г., полагалось при каждом железоделательном заводе 160 дворов, а при медных заводах по 50 дворов на каждые 1000 пудов выплавки чистой меди, считая по четыре души мужского пола во всяком дворе»1.

По свидетельству очевидцев уже в XVIII веке: «Заводы были те же небольшие города. Там была нередко церковь и, пожалуй, школа. Грамотные люди были необходимы для контор. Существовала полиция, устраивался пожарный сарай, открывались лавки... Заводчики на случай приезда строили себе хоромы, называя их дворцами. При этих дворцах проживала толпа слуг, псарей, ловчих. Некоторые из хозяев просили Берг-Коллегию укрепить их заводы валами, рвами, частоколами, снабдить их пушками и мортирами, ввести войска. Разрешение укреплять заводы последовало в начале пугачевского бунта»2.

Наиболее значительными высотно-пространственными ориентирами в городах-заводах Южного Урала оставались промышленные объекты и культовые здания. В архитектуре православных церквей региона преобладал стиль классицизм. Распространение барокко на Южном Урале имело весьма ограниченный характер. Это характерно для многих регионов, которые активно осваивались русскоязычным населением в XVIII—XIX вв. Для региона характерно некоторое смешение этих стилей, изначальная эклектичность архитектуры. Это объяснялось тем, что в удаленной провинции имперские стили архитектуры прививались постепенно. Очень часто храмы возводились не профессиональными зодчими, а самодеятельными мастерами, например, из Далматовского монастыря. Эти мастера зачастую интерпретировали по-своему даже официальные, присланные из центра проекты.

Строительство церквей в регионе было обусловлено стремлением государства противостоять расколу. Например, район Кыштымско-Каслинских заводов — это старейший центр раскольничьих скитов на Южном Урале. В Каслинском районе на озере Сунгуль и в настоящее время сохранилось старо-

верческое кладбище на месте скита. Территория лесов между Саткой, Юрюзанью и Златоустом — это второй, после Каслей, крупный район расселения раскольников. В путеводителе XIX в. говорится: «Окружающие завод горы с давних пор служат главным убежищем раскольнических скитов и потаенных молелен. В скитах на Урале скрываются лучшие силы раскола. Проживая среди гор и лесов, скитиники-раскольники поддерживают тесную связь с расколом в миру»3.

Со временем власти попытались объединить раскольников с православием путем строительства единоверческих церквей и монастырей. В окрестностях Сатки и Златоуста был основан Воскресенский мужской монастырь. «Верстах в 16 от завода лежит Воскресенский единоверческий монастырь, расположенный при реке Устюме. Монастырь назывался прежде Юрюзанским скитом, а в 1849 году, в виде противодействия расколу, столь сильному в горных заводах, переименован в Златоустовский Воскресенский общежительный монастырь. В монастыре — церковь, кельи, службы и ограда. Основатель монастыря игумен Иоанн обратился из раскола в православие. Служба здесь отправляется по древнему уставу, бывшему до реформы патриарха Никона. Монастырь построен на холме, окружен водою, горами и сосновым лесом, так что местоположение его следует назвать одним из красивых уголков. Вокруг нет никакого жилья, исключая деревни Старой Саткинской пристани4

В.А. Весновский особенно подчеркивает удаленность и живописность монастыря: «В 16 верстах от Саткинского завода расположен Воскресенской монастырь. Сначала здесь был раскольничий скит, обращенный в 1850 году в Златоустовский общежительный монастырь. Он стоит при реке Устюме, на холме, окружен горами и лесом. Тихое озеро отражает в своих водах лесистые девственные горы, в которых водятся дикие козы. Тишина здесь удивительная, человеческая обычная жизнь почти не чувствуется кругом этой тихой обители»5.

Основной композиционный тип церквей в горо-дах-заводах «кораблем», т. е. с последовательно расположенными по одной оси колокольней, трапезной, основным объемом и апсидой алтаря. В большинстве южноуральских городов-заводов такие церкви были построены взамен деревянных в начале XIX в. Например, сохранился проект Рождественской церкви Юрюзань-Ивановского завода6. Входной придел с колокольней, трапезная и основная часть внешне

составляли единый объем под общей крышей. К нему была пристроена пятигранная алтарная апсида. Здание имело три входа: с запада, севера и юга. Трапезная была отделена стеной с тремя проемами, а входной придел — стеной с одним проемом. Основной объем имел на крыше завершение в виде невысокого фигурного шатра на граненом барабане. Колокольня находилась на крыше. Она состояла из четверика с куполообразным завершением и звона, увенчанного шатром. Стены были прорезаны прямоугольными окнами с полуциркульным завершением. Общие пропорции церкви были несколько приземисты. Колокольня значительно возвышалась над основным объемом церкви.

Характерным памятником раннего классицизма на Южном Урале является церковь Иоанна Предтечи в Кыштыме, построенная в 1770 г. Церковь очень живописно поставлена на острове заводского пруда, недалеко от усадьбы Демидова — Расторгуева. Композиционное решение здания соответствует схеме «кораблем». По одной оси последовательно расположены: колокольня, трапезная, основной четверик и алтарь. Прямоугольная алтарная апсида имеет маленькую пристроенную полукруглую апсиду, перекрытую конхой, составляющую половину высоты основного алтаря. Основной четверик церкви увенчан двухъярусным барабаном с полусферическим куполом. Такое завершение средокрестья церкви не встречается больше нигде на Южном Урале. Ярусы барабана представляют собой восьмерики с мощными карнизами. Верхний восьмерик значительно меньше по площади, чем нижний. Под профилированными карнизами проходят ленты орнаментов из ступенчатых сосулек. Углы обоих ярусов акцентированы пилястрами, а в гранях находятся высокие прямоугольные окна с дугообразным завершением. Окна имеют плоские наличники. Основной четверик церкви двухсветный. Ярусы его разделены лентой орнамента из ступенчатых сосулек, который располагается в уровне высоты трапезной и алтаря. Под венчающим карнизом четверика находится двойная лента орнамента из треугольников и ступенчатых сосулек, разделенная горизонтальными тягами. Углы четверика, как и углы всех остальных частей здания кроме колокольни акцентированы пилястрами. Окна основного объема церкви — прямоугольные с дугообразным завершением. На южном фасаде они расположены по разным осям в разных ярусах. Из-за перепада рельефа на северном фасаде находится три ряда окон. С юга часть фасада закрыта низким пристроем. Окна и декор трапезной и алтаря аналогичны основному четверику, но под карнизом расположена одна лента орнамента из ступенчатых сосулек. Алтарь перекрыт двухскатной кровлей с треугольным фронтоном, в настоящее время зашитым деревом. Самой нарядной частью церкви является массивная колокольня. Общие пропорции объема колокольни этой церкви нео-

бычны для региона. Высота ее не намного превышает купол средокрестья, а по площади колокольня больше трапезной и сравнима с основным четвериком церкви. Колокольня имеет три яруса, которые увенчаны полусферическим куполом с фонарем. Все ярусы представляют собой четверики. Нижний четверик очень высокий, возвышается над объемом трапезной. Он завершен мощным аттиком, отделенным двумя изящными карнизами от нижней части яруса. Выше второго карниза в аттик с четырех сторон вписаны треугольные фронтоны. Нижний ярус венчается третьим карнизом с большим выносом. Аттик украшен небольшими нишами и филенками разной формы. Нижняя часть первого яруса завершается лентой орнамента из ступенчатых сосулек под карнизом. Грани четверика членятся плоскими пилястрами. В центральном простенке расположены входной проем или окна, в. боковых — декоративные ниши. Второй и третий ярусы колокольни декорированы одинаково. Углы акцентированы спаренными колоннами, приставленными к стене. Грани членятся плоскими пилястрами, на которые опирается подобие антаблемента. В центе каждой грани четвериков расположены большие прямоугольные проемы с дугообразным завершением. Во втором ярусе над проемами расположено еще по небольшому круглому окну.

Важными сточки зрения становления классического стиля культовыми памятниками классицизма в городах-заводах являются ротондальные церкви, состоящие их ротонды, трапезной и пристроенной колокольни. Они тоже имеют некоторые барочные элементы.

Наиболее интересная из них — Введенская церковь в Миньяре, которая была построена в 1819 г. и сохранилась до настоящего времени. Проект церкви был прислан из Петербурга и в целом был претворен в жизнь7.

Расположенная в центре города-завода, церковь является главным высотным ориентиром колоритного поселения. В месте расположения завода речка Миньяр впадает в более полноводный, разделяющийся на два рукава Сим. По свидетельству XIX в. поселок был «расположен на гористом месте при слиянии реки Миньяра с рекой Симом. Все селение окружено лесом и высокими горами. Заводским прудом и канавою оно разделено на две неравных части»8.

Церковь кирпичная, оштукатуренная. Композиционно она включает ротондальную часть, прямоугольную часть (трапезную и приделы) и колокольню, расположенные последовательно. Колокольня имеет в основании квадрат со слегка скошенными северным и южным углами. Она пристроена к одноярусному основному объему (трапезной), который в плане является прямоугольником со скругленными углами. Внутри этого объема находятся две пары столбов, разделяющие его на нефы. К восточной

История

части рассматриваемого объема в южном и северном углах выделено стенами два придела с отдельными престолами. Проход между этими приделами ведет в ротондальную часть, в восточном конце которой находятся алтарь и амвон. С севера и юга в стенах ротонды проектом было предусмотрено два входа с широкими крыльцами, которые не были построены. Основные входы находились в северной и южной стенах колокольни. В западной стене колокольни располагается лестница. Ротонда Минь-ярской церкви перекрыта полусферическим куполом, который увенчан сложной конструкцией, состоящей из ступенчатого постамента и шара. На самом верху находится крест. Низ купола имеет переходной элемент к карнизу ротонды, состоящий из нескольких разных классических профилей. Стена ротонды имеет два яруса и —соответственно — два равнозначных карниза над каждым. Оба яруса декорированы спаренными трехчетвертными колоннами. В нижнем ярусе они несут антаблемент,, в верхнем — завершены арками, внутри которых расположены ниши с окнами. Окна в каждой нише — прямоугольное и полукруглое, находятся друг над другом. В уровне низа окон проходит горизонтальная тяга. Между прямоугольным и полукруглым окном находится небольшая овальная декоративная ниша: Над каждой парой трехчетвертных колонн расположена еще одна небольшая декоративная ниша круглой формы. В нижнем ярусе трехчетвертные колонны стоят на высоких пьедесталах. В этом ярусе — два ряда окон. Нижние — прямоугольные, а верхние — квадратной формы. Над нижним ярусом окон или дверей находятся полуциркульные ниши. Между ярусами окон проходят мощные горизонтальные тяги. В уровне нижних окон стена рустована. Рустом выделен замковый камень над окнами. Низкий объем трапезной имеет четырехскатную крышу, увенчанную в центре небольшим полусферическим куполом на цилиндрическом барабане с круглыми окнами. По проекту окна барабана были разделены барочными декоративными волютами. Реально эти волюты не были применены. С севера и с юга объем имеет по треугольному фронтону, в каждый из которых вписана полуциркульная ниша с квадратным окошком. Стены членятся пилястрами несущими упрощенный антаблемент. Между пилястрами прямоугольные окна в нишах, которые аналогичны нижнему ярусу ротонды. Углы объема и простенки покрыты рустом. Центральное окно объема было по проекту тройным. В настоящее время его боковые части заложены и превращены в ниши. Над этим окном находится дополнительный треугольный фронтончик и декоративные ниши. Колокольня Миньярской церкви имеет три яруса. Нижний — глухой рустованный четверик. Он имеет двери и, расположенные над ними полукруглые окна. Между ними проходит горизонтальная тяга, разорванная декоративными нишами. Второй ярус имеет вы-

сокие проемы с полуциркульным завершением. Углы декорированы спаренными полуколоннами, несущими антаблемент и треугольные фронтоны со всех четырех сторон. Верхний ярус — круглый в плане, завершен полусферическим куполом с луковкой и крестом. Ярус имеет круглые окна, которые разделяются немного упрощенными барочными волютами.

Сретенская церковь в селе Илек в плане почти полностью повторяет церковь в Миньяре. Ее проект тоже был выполнен в Петербурге9. Церкви-ротонды — яркий пример культовых сооружений периода расцвета классицизма в регионе. Илекская церковь построена в 1820 г. Есть предположение А.М. Раскина10, что авторство этих храмов принадлежит М. Казакову или его ближайшим ученикам. Для Казакова и мастеров его круга характерно использование схем ротонд в строительстве церквей. Например, Вознесенская церковь на Гороховом поле и ряд других.

Формы колокольни и ротонды здесь несколько упрощены по сравнению с миньярской церковью. Декор стен и завершение трапезной практически идентичен описанному в Миньяре. В Илеке не сохранился купол главки трапезной. Колокольня илек-ской церкви не имеет третьего яруса, но повторяет формы первого и второго ярусов миньярской церкви. Первый двухсветный ярус ротонды в Илеке отличается от аналогичного в Миньяре только тем, что в нем использованы не трехчетвертные колонны, а пилястры. Второй ярус — невысокий, имеет квадратные окна в полуциркульных нишах. Между ними расположены круглые декоративные ниши. Купол ротонды повторяет миньярский, но завершение его хуже сохранилось. Высота ротонды в Илеке меньше, чем в Миньяре, несколько иной силуэт имеет колокольня. Декор первого и второго ярусов илеке -кой колокольни повторяет миньярскую. Как и ми-ньярская, эта церковь построена из кирпича и оштукатурена, а цоколь — из камня-плитняка.

Живописно поставленная на высоком берегу реки, церковь является единственной высотной доминантой села. Местность, в которой расположено село Илек находится как раз в той полосе, где относительно равнинный рельеф переходит в горы. И.И. Лепехин писал, что «от сего места равнины начали мало помалу превращаться в горы, и при чувашской деревне по реке Илек Илеком прозываемой, за рекою Юрюзанем горы нарочито возросли. В сей деревне построен изрядный кожевенный завод, на котором всякие возделываются кожи, и шьется обувь»11.

Металлургического завода при посещении деревни И.И. Лепехиным еще не было. Он появился позднее. Путеводитель XIX в. отмечает: «Есть в округе Симских заводов еще и Николаевский завод, находящийся при селе Илек. Завод основан в 1866 году графом Строгановым. Устройство завода было

вызвано тем обстоятельством, что здесь находился еще не тронутый в то время лес»12.

Необычным для Южного Урала памятником является Церковь Иоанна Предтечи в Катав-Ивановс-ке, построенная в 20-х годах XIX века. В целом здание относится к зрелому классицизму с элементами барокко в декоре. До разрушения и перестройки в 1929 году это была трехнефная базилика с ртондаль-ным завершением. Западный фасад имел две колокольни, фланкировавшие классический дорический четырехколонный портик с фронтоном. Колокольни включали три яруса, разделенные карнизами. Верхние два яруса отделялись мощным карнизом в уровне низа фронтона портика. Первые два яруса были декорированы пилястрами, полуколоннами, нишами. Окна в первом ярусе — прямоугольные, во втором — круглой формы. Третий ярус с колоколами был украшен с четырех сторон двухколонными портиками с фронтонами с арочным проемом в глубине. В настоящее время облик церкви сильно искажен перестройкой, но анализ фотографий начала XX века позволяет сделать вывод, что храм был очень необычен для региона и являлся одним из самых интересных памятников классицизма.

Колокольни церкви утрачены, западный фасад перестроен. Боковые фасады базилики сохранили оформление фасадов. Они членятся пилястрами, которые несут антаблемент и треугольные фронтоны в середине северного и южного фасадов. Восточные углы фасадов имеют скругления, обработанные штукатуркой «под руст». Фасады двухсветные, ярусы окон разделены двумя горизонтальными тягами. Нижняя часть фасадов имеет декоративную штукатурку «под руст». В нижнем ярусе окна прямоугольные, в верхнем — прямоугольные с полуциркульным завершением. С севера и юга имеются входы в церковь. Алтарная ротонда украшена спаренными дорическими полуколоннами с мощным антаблементом и карнизом, между которыми расположены вертикальные окна в два ряда и несколько профилированных горизонтальных тяг. Колонны в верхней части имеют каннелюры.

В середине XIX в. стиль классицизм в культовом зодчестве Южного Урала становится еще более декоративен. В настоящее время большинство памятников сохранилось в сильно перестроенном в советское время виде, без куполов и с большим количеством пристроек. Редким исключением является Вознесенская церковь в Каслях. Ее ордер решен скорее в стиле барокко. Однако колокольня церкви — мощная и тектонически-ясная — ближе к классицизму.

После смерти Л.И. Расторгуева Кыштымско-Кас-линские заводы унаследовали его дочери Е.Л. Зотова и М.Л. Харитонова, и фактическим хозяином заводов стал зять Расторгуева Н. Зотов. В этот период поселения достигли таких размеров, что заводчик был обязан построить госпиталь, школу и церкви.

Вознесенская церковь строилась с 1843 по 1855 гг. Это крестово-купольный пятиглавый храм с пристроенной колокольней и выступающей полукруглой апсидой. Имеет позакомарное покрытие. Фасады трехчастные, разделены лопатками. Закомары отрезаны мощным профилированным карнизом, под которым расположена лента орнамента, имитирующая двухчастный антаблемент. Утолщение лопаток в области орнамента и горизонтальных цокольных тяг превращает их в своеобразную имитацию пилястры. Закомары полуциркульной формы с килевидным завершением. Центральные — более широкие (соответствуют широкому пряслу), декорированы орнаментом из солнечных лучей, заключенным в полукруглую филенку. Малые закомары декорированы круглой филенкой, заключенной в полукруглую. В пряслах находятся окна удлиненной формы, имеющие архивольт с килевидным завершением. Апсида перекрыта плоской конхой, над которой выступает центральная закомара, аналогичная другим фасадам. Купола луковичной формы на очень высоких барабанах. Центральный купол выше и больше. Верх барабанов декорирован лентой орнамента аналогичного фасадам (розетки в глубоких квадратных нишах). Центральный барабан имеет высокие близко расположенные окна с наличниками, состоящими из лопаток и архивольтов с килевидным завершением. В барабанах малых куполов окна чередуются с плоскими нишами тех же размеров и формы. В области импостов архивольтов проходит сильно выступающая профилированная опоясывающая барабан тяга. На больших и малых барабанах две подобные тяги расположены еще и под окнами.

Колокольня имеет четыре яруса — два четверика и два восьмерика. Нижний четверик украшен лопатками и орнаментом аналогичными фасадам, а также окнами и нишами с таким же обрамлением. Второй четверик декорирован накладным подобием закомары, состоящей из перспективно углубляющихся плоских арочек. Карниз этого яруса сильно вынесен и имеет сухарики. Восьмерики колокольни служат звонницей. Нижний расположен на пьедестале с нишами и декорирован по углам плоскими лопатками с выступами вверху, упирающимися в имитацию полного антаблемента. Имеет четыре проема и четыре плоские узкие высокие ниши. Верхний — на двойном пьедестале декорирован пилястрами с антаблементом. Имеет четыре проема и четыре таких же по размерам и оформлению плоских ниши. Завершена колокольня небольшим куполом в виде луковки с крестом.

Нязепетровский завод был более известен под названием Ураима. Слово «ураим» башкирское и в переводе на русский язык означает котел, горшок. Это название вполне характеризует ту местность, где находится завод. Он занимает довольно обширную котловину, образуемую отрогами южноураль-

История

ских гор. Заводской пруд очень значительный: более 6 верст в длину и около 150 саженей в ширину. Берега пруда в некоторых местах очень красивы, так как некоторые горные кряжи спускаются в пруд крутыми скалами.

Нязепетровский завод издавна представлял собой крупный центр раскола и, даже в XIX в. глухие ураимские леса наполнены были всевозможного рода скитами и молельнями. В путеводителе конца XIX в. об этом заводе было напечатано: «Старожилы говорят, что до 1809 года, то есть до покупки Кыштымских заводов Расторгуевым, в Нязепетров-ске раскола не было. А в вышеупомянутом году Расторгуев, купив завод и, будучи сам раскольником, стал стягивать сюда людей, исповедовавших древнее благочестие. Расторгуевым же построена была в заводе раскольничья часовня, перестроенная в 1848 году в единоверческую церковь. Жители завода разделяются по месту своего жительства в частях завода. Так, большая часть на левом берегу Ня-зепетровска называются заводскими, на правом берегу — тверскими, на юге от заводских на горе Могильной (название произошло от кладбища) — га-маюнами»13.

В настоящее время в Нязепетровске существует каменная Петропавловская церковь, построенная в середине XIX в. в классическом стиле. В советский период она утратила большую часть перекрытий, купола и колокольню, как и большинство церквей городов-заводов Южного Урала. Церковь была построена по композиционному типу «кораблем» и включала: колокольню, обширную трапезную, основной четверик и большую полукруглую апсиду алтаря. Все эти объемы объединены общим карнизом. Алтарь двухсветный с прямоугольными окнами с полуциркульным завершением, которые сгруппированы по вертикали расположением в нише. Фасадные плоскости всех остальных объемов церкви также декорированы высокими перспективными нишами, большинство из которых с полуциркульным завершением. Углы — акцентированы пилястрами. Высокий входной придел име-

ет пилястры на фасаде, которые фланкируют нишу с входным проемом. Входом предваряет большое крыльцо с широкой лестницей и классической балюстрадой. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Карниз, часть ниш и пилястры выделены цветом.

Таким образом, в стилевой культовой архитектуре Южного Урала наблюдается особенная живописная эклектичность, основанная на использовании местных традиций, которые сохранялись непрофессиональными зодчими того времени. Характерно некоторое запаздывание стиля по сравнению со столицами на 20—40 лет. Начало периода барокко относится ко второй трети XVIII в., а с 70-х годов — появился классицизм, в произведениях которого долго сохранялись элементы барокко.

Примечания

1 Витевский, В.А. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года. / В.А. Витевский. Т. 1—3. — Казань • Типо-литография В,М. Ключникова, 1897, —С. 1232.

2 Алекторов, А.Е. История Оренбургской губернии / А.Е. Алекторов. — Оренбург Издат. губерн. стат. комитета, 1883, —С. 128.

3 Путеводитель по Уралу (издание газеты «Урал»), — Екатеринбург, Издание газеты «Урал», 1899. — С. 386.

4 Там же.

5 Весновский, В.А. Спутник туриста по Уралу / В.А. Весновский. — Екатеринбург ■ Изд-во автора, 1902. — С. 896.

6 РГИА, ф. 37, оп. 63, д. 54. Л. 26.

7 РГИА, ф. 37, оп. 63, д, 53. Л. 10.

8 Путеводитель по Уралу (издание газеты «Урал»), — Екатеринбург Издание газеты «Урал», 1899. — С. 386.

’РГИА, ф. 37, оп. 63, д. 53. Л. 15.

10 Раскин, А.М. Архитектура классицизма на Урале / А.М. Раскин. — Свердловск : Изд-во Уральск, ун-та, 1989.— С. 243.

11 Лепехин, И.И, Записки путешествия академика Ивана Лепехина / И.И. Лепехин. — Спб. ■ Императ. Акад. наук, 1821, —С. 423.

12 Путеводитель по Уралу (издание газеты «Урал»), — Екатеринбург : Издание газеты «Урал», 1899. — С. 386.

13 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.