Научная статья на тему 'Особенности реализации проекта открытое правительство в России'

Особенности реализации проекта открытое правительство в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1041
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ELECTRONIC GOVERNMENT / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF THE PUBLIC ADMINISTRATION / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РЕГИОНЕ / THE OPEN GOVERNMENT IN THE REGION / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / AN INVOLVEMENT OF CIVIL SOCIETY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / TECHNOLOGICAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клочко Елена Николаевна

Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу и активным внедрением в рамках данного процесса такого инструмента как электронное правительство, направленного на решение насущных проблем развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клочко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT THE OPEN GOVERNMENT IN RUSSIA

Relevance of the real research is caused by transition of Russia to information society and active introduction within this process of such tool as the electronic government, directed on the solution of pressing problems of development of regions.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации проекта открытое правительство в России»

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

УДК 342 ББК 65.291 К 50

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РОССИИ

(Рецензирована)

Клочко Елена Николаевна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента. Тел.: (929) 828 58 96, е-mail: magadan.79@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу и активным внедрением в рамках данного процесса такого инструмента как электронное правительство, направленного на решение насущных проблем развития регионов.

Ключевые слова: электронное правительство, система государственного управления, Открытое правительство в регионе, вовлеченность гражданского общества, технологическая платформа.

features of implementation of the project the open government in Russia

Klochko Elena Nikolaevna,

doctor of Economic Sciences, associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (929) 828 58 96, е-mail: magadan.79@mail.ru

Summary. Relevance of the real research is caused by transition of Russia to information society and active introduction within this process of such tool as the electronic government, directed on the solution of pressing problems of development of regions.

Keywords: the electronic government, system of the public administration, the Open government in the region, an involvement of civil society, a technological platform.

Открытое правительство - это не новая властная структура, а система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Результатом такого взаимодействия должно стать повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, и как следствие, рост качества жизни граждан и формирование новой для России культуры взаимодействия [1, 2, 3].

Основной тенденцией развития всех субъектов РФ в XXI веке стало снижение уровня доверия граждан к органам власти, удовлетворенности их работой. Естественно. Это не может не привести к низкой эффективности существующей модели государственного управления и необходимости участия в выработке политических решений наиболее активных представителей гражданского общества. С учётом последнего, прозрачность деятельности органов власти и её открытость обретает всё боль-

шую значимость для обеспечения интересов граждан Краснодарского края.

Интересы Краснодарского края необходимо рассматривать как согласованные интересы личности, общества, коммерческого сектора и государства в социальной, экономической, политической, экологической и других сферах. Проект «Открытое правительство» должен обеспечить прозрачность деятельности органов власти.

В основу проекта «Открытое правительство» заложен принцип «краудсорсинга», позволяющий использовать интеллект граждан для совершенствования правовых актов. Такой способ позволяет вовлекать граждан в процесс разработки проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом правового акта.

Открытое правительство представляет собой комплекс средств осуществления гражданами властных полномочий и является элементом системы государственного управления, обеспечивающим:

15

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

- высокий уровень прозрачности деятельности органов власти, свободный обмен информацией между органами власти и гражданским обществом;

- активное участие гражданского общества в подготовке и реализации решений органов власти;

- качество и доступность государственных услуг за счёт гражданского контроля над органами власти;

- формирование общей ответственности за принятые решения органами власти и гражданским обществом.

Ключевые цели Открытого правительства Краснодарского края отражены на рисунке 1.

Основными принципами открытого правительства являются:

- открытость информации;

- диалог и вовлеченность;

- взаимодействие и формирование общей ответственности;

- непрерывное совершенствование.

Реализация принципов открытого правительства в Краснодарском крае направлена на использование механизмов и средств, обеспечивающих широкий доступ наиболее активных представителей гражданского общества к участию в принятии управленческих решений совместно с органами власти, равно как и осуществлению контроля и оценки их исполнения.

Прозрачная система Открытого правительства, реализуемая с помощью Интернет, позволит развивать кадровый потенциал органов госвласти,

а также создавать условия обеспечения эффективности ее работы за счёт гражданского контроля.

В Краснодарском крае органы власти являются проводником информационной политики Российской Федерации, одновременно источником и получателем информации, они определяют цели, направление и способы коммуникации.

В данной концепции под информационной открытостью понимается обращение органов власти к следующим принципам отправления властных полномочий [6, 7]:

1) гласность;

2) устность (принцип сочетания устного и письменного начала);

3) использование государственного языка;

4) формирование институтов непосредственного участия граждан;

5) всеобщее информирование о принимаемых решениях;

6) обоснованность принимаемых решений;

7) всеобщее информирование об обязанностях органов власти;

8) всеобщее информирование о правах граждан.

Информационная открытость достигается правовыми и иными средствами, к которым относятся:

- политические средства;

- научные средства;

- организационные средства;

- образовательные средства.

Участие грснкм 1 принятии

красывдтрском

крое

ГТовьыешв качества управления в ортами власти

Пйвыиемие

качества

ЖИЗНИ

Кадровое

обеспечение

rceydopciHtMft

службы

УЕЛИ

ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Запуск и обеспечение

Ёйрьба с кСррутПдТвИ

Ргавитие нокуренши и содоме г^>иалека11№Мго i^pe№pM»*iMcrafcCB5fO нлесодпомога климата

Рисунок 1. Цели Открытого правительства Краснодарского края [9]

16

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

Возможности, которые предоставляет гражданам система «Открытое правительство»:

1. Получать актуальную и полную информацию о деятельности органов государственной власти и ее итогах.

2. Организовать общественный контроль за выполнением государственными и местными органами своих задач.

3. Участвовать в управлении делами государства.

4. Ознакомиться с источниками и объемами доходов бюджета, а также с направлениями и объемами расходования бюджетных средств в интерактивном режиме.

5. Получить информацию о разрабатываемых органами исполнительной власти законопроектах, результатах их антикоррупционной экспертизы и направить свои предложения.

В современном обществе стремительно развивается тенденция использования гражданами государственных услуг в электронной форме, предоставление которых производится с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и универсальных электронных карт [5, 8].

В рамках реализации принципов открытого правительства механизм предоставления государственных услуг в электронной форме в Краснодарском крае используется единая система идентификации и аутентификации, а процедуры получения услуг призваны быть понятными, простыми и открытыми.

Гражданин, обратившийся за предоставлением государственной услуги в электронной форме, должен иметь возможность получить в электронной форме и результат предоставления данной услуги. Создание благоприятных условий для получения государственных услуг в электронной форме будет способствовать их популяризации среди граждан.

Роль региона и муниципалитетов заключается не только в создании и поддержке ключевых общественно значимых сервисов в области открытости, но и обмене лучшими практиками, использовании общественных стандартов, создаваемых в России и мире.

В настоящий момент количество государственных услуг, получаемых населением в электронной форме, достигло 70%. Перспектива развития госуслуг в электронной форме в России показана в таблице 1. Как видно, задача повышения количества услуг в электронном виде переросла в задачу повышения качества услуг в электронном виде.

Теперь, чтобы получить государственные и муниципальные услуги удобным и быстрым необходимо иметь [4]:

- единый вход на интернет-ресурсы;

- единый личный кабинет;

- единую онлайн оплату;

- вневедомственную электронную очередь;

- единую обратную связь по качеству услуг и обжалованию;

- интеграцию через СМЭВ.

Таблица 1

Перспективы развития госуслуг в электронной форме [1]

Подход концепции 2009 г. Состояние в 2013г.

Массовый перевод в электронную форму В основном электронные госуслуги носят информационный характер

Требования очень общие По востребованным услугам можно подать заявление в электронном виде

Без учета пользовательского опыта Активная часть граждан использует электронные госуслуги

При предоставлении государственных и муниципальных услуг особое место отводится организации межведомственного информационного взаимодействия между органами власти.

Межведомственное взаимодействие законодательно установлено в качестве одного из требований к организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Согласно с пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с положениями Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» переход на межведомственное информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов осуществляется с 1 октября 2011 года, для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дата перехода на межведом-

17

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственное взаимодействие при предоставлении услуг - 1 июля 2012 года.

Переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе межведомственного взаимодействия включает в себя следующие направления работы:

1. Организация проекта по переходу к предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе межведомственного информационного взаимодействия.

2. Проектирование межведомственного взаимодействия (в том числе, на основе разработки технологических карт межведомственного взаимодействия - ТКМВ).

3. Внесение изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях реализации проекта по предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе межведомственного взаимодействия.

4. Создание технологических условий для межведомственного взаимодействия.

5. Обеспечение юридической значимости межведомственного электронного взаимодействия.

6. Информационное и методическое сопровождение проекта по переходу к предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе межведомственного взаимодействия.

Для организации информационного обмена, независимо от того, каким образом он будет осуществляться, необходимы мероприятия по проектированию межведомственного взаимодействия, анализу текущей ситуации и нахождению возможных вариантов организации системы межведомственного взаимодействия органов власти.

Основным инструментом проектирования межведомственного взаимодействия является разработка технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ) по государственным и муниципальным услугам, в которых определяются оптимальные механизмы и возможные способы информационного взаимодействия между органами власти различного уровня.

Рекомендации по заполнению форм ТКМВ содержатся в Методике проектирования, утвержденной протоколом заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 21 октября 2011 г. № 21. Проектирование межведомственного взаимодействия выполняется в два этапа.

Целью первого этапа (определение сферы

межведомственного взаимодействия) является формирование по каждой государственной (муниципальной) услуге полных перечней документов, предоставляемых заявителями, и последующее разбиение полных перечней документов на две категории:

- документы, предоставляемые заявителями (лично предоставляемые документы), документы, являющиеся результатами предоставления необходимых и обязательных услуг, а также документы, которые не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

- документы, информация из которых в силу требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ должна предоставляться в рамках межведомственного взаимодействия. Перечень «лично предоставляемых документов» установлен в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.

Согласно указанной норме, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения межведомственное взаимодействие не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:

1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

2) документы воинского учета;

3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;

5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;

6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;

7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;

8) документы о трудовой деятельности, тру-

18

Научный вестник ЮИМ №1' 2014

Горизонты новой экономики

довом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;

9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

10) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;

12) решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

13) учредительные документы юридического лица;

14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;

18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;

19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Перечень документов результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления региональными органами исполнительной власти государственных услуг устанавливается субъектом Российской Федерации.

Перечень документов результатов оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного само-

управления муниципальных услуг, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Целью второго этапа работ по проектированию межведомственного взаимодействия является определение состава и структуры данных, передаваемых между органами власти в рамках межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, определение и согласование порядка направления запроса на предоставление документов (сведений) и ответа на запрос.

Результаты второго этапа являются основой для реализации последующих этапов по организации межведомственного информационного взаимодействия:

1. Внесение изменений в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях реализации проекта по предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе межведомственного взаимодействия.

2. Создание технологических условий для межведомственного взаимодействия.

3. Обеспечение юридической значимости межведомственного электронного взаимодействия.

ИСТОЧНИКИ:

1. Госуслуги в электронном виде. URL: http://gosuslugi. kck.ru/ru/web/guest/view_theory//asset_publisher/ 6ABk

2. МФЦ будущего - лучшие практики. URL: http://www. mfc66.ru/docs/ 153.doc

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // «Российская газета» от 30 июля 2010 г. № 168, Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г.

4. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 // «Собрание законодательства РФ», 20.09.2010, № 38, ст. 4823.

5. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций): Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 28.10.2013 // «Собрание законодательства РФ», 31.10.2011, № 44, ст. 6274, «Российская газета», № 246, 02.11.2011.

6. Портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края. URL: http://pgu.krasnodar.ru/web/ guest/main

7. Проблемы развития электронного правительства в регионах России. URL: http://www.ini21.ru/?id=1071

8. Регламент МФЦ. URL: http://mfc.krd.ru/SitePages/ reglament_mfc.aspx

9. Открытое правительство Краснодарского края [Электронный ресурс] - URL: http://open.krasnodar.ru

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.