Научная статья на тему 'Электронное правительство как институт информационной экономики'

Электронное правительство как институт информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ELECTRONIC GOVERNMENT / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF THE PUBLIC ADMINISTRATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / TECHNOLOGICAL PLATFORM / THE OPEN GOVERNMENT IN THE REGION / AN INVOLVEMENT OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгова Татьяна Валентиновна

Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу и активным внедрением в рамках данного процесса такого инструмента как электронное правительство, направленного на решение насущных проблем развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GOVERNMENT AS INSTITUTE OF INFORMATION ECONOMY

Relevance of the real research is caused by transition of Russia to information society and active introduction within this process of such tool as the electronic government, directed on the solution of pressing problems of development of regions.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство как институт информационной экономики»

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

УДК 342 ББК 65.291 Д 64

электронное правительство как институт информационной экономики

(Рецензирована)

Долгова Татьяна Валентиновна,

доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 699 76 43, е-mail: magadan.79@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу и активным внедрением в рамках данного процесса такого инструмента как электронное правительство, направленного на решение насущных проблем развития регионов.

Ключевые слова: электронное правительство, система государственного управления, технологическая платформа.

electronic government as institute of information economy

Dolgova Tatyana Valentinovna,

associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 699 76 43, е-mail: magadan.79@mail.ru

Summary. Relevance of the real research is caused by transition of Russia to information society and active introduction within this process of such tool as the electronic government, directed on the solution of pressing problems of development of regions.

Keywords: the electronic government, system of the public administration, the Open government in the region, an involvement of civil society, a technological platform.

Внедрение концепции электронного правительства дает гражданам доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг [1, 2, 4, 5]. В процессе создания, сопровождения, унификации государственных автоматизированных систем происходит решение ряда проблем:

- обеспечение обслуживания граждан вне зависимости от того, как они вступают в контакт с органами госвласти (телефон, личное присутствие или другой способ);

- увеличивается скорость взаимодействие бизнеса и правительства при одновременном сокращении трансакций на налаживание контактов;

- маломобильные члены общества получают доступ к государственным учреждениям;

- действия правительства становятся более прозрачными и контролируемыеми со стороны населения.

Понятие «электронное правительство» включает в себя быстрое обслуживание граждан через

Интернет, в результате чего происходит рост эффективности государственного управления и снижение количества бюрократических процедур в коммерческой деятельности. Но «электронное правительство» - это больше, чем работа с населением. Прозрачность и интерактивность государственного управления стимулируют участие в демократическом процессе. С одной стороны - граждане более информированы, а с другой - они становятся социально более активны.

Регламентация функций государства по регулированию взаимодействий экономических субъектов, гармонизации их интересов в электронной среде осуществляется по следующим основным направлениям [3]:

- повышение транспарентности деятельности органов власти и управления;

- получение информации от субъектов бизнеса и граждан посредством электронных технологий;

- развитие института электронного участия граждан в обсуждении государственных инициатив;

8

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Горизонты новой экономики

- перевод технологии предоставления государственных услуг в электронный формат.

Институциональная среда Интернет-коммуникаций включает в себя порталы федеральных и региональных органов власти, электронную почту, социальные сети и блоги, личное взаимодействие. Ее развитие осуществляется в соответствии с этапами формирования электронного правительства -от предоставления информации на сайтах органов госвласти до организации предоставления государственных услуг.

Усложнение электронной инфраструктуры и аккумулирование информации в рамках единого веб-ресурса вызывает преобразования в организации внутренней деятельности государственных служб, которые будут направлены на сокращение числа процессов управления, их унификацию и упрощение.

Начальные этапы формирования электронного правительства предполагают осуществление коммуникаций получателей госуслуг с органами госвласти по принципу одного окна. Разные общественные группы обладают разными уровнями доступа к элементам электронной институциональной среды, которые могут быть в виде:

- мобильного обслуживания;

- многофункциональныхъ центров обслуживания населения;

- электронных киосков самообсулживания;

- центров телефонного обслуживания населения и компанийц в области предоставления муниципальных и государственныъх услуг.

Со временем, усложнение модели интернеткоммуникаций органов госвласти приводит к тому, что получатель государственных услуг действует согласно собственным целям и задачам, а направленный на пользователя веб-интерфейс автоматически адресует пользователя к необходимому структурному подразделению. Таким образом, можно говорит об индивидуализации предоставления электронных услуг, что приводит к максимизации удовлетворенности обслуживанием в рамках электронного правительства.

В зависимости от выбранной формы электронного правительства в разных странах могут быть использованы следующие виды интернет-коммуникаций органов госвласти:

- Интернет-канал интегрированного предоставления услуг - в странах с высоким уровнем распространения Интернета (Сингапур, Корея);

- офлайновая инфраструктура предоставления услуг - страны с обширной сельской территорией и «цифровым обменом» (Канада, Австралия, Индия, Бразилия);

- сбалансированный комплекс каналов раз-

личной степени развития (страны-лидеры в обла-стии использования электронного правительства).

В процессе формирования институциональной среды Интернет-коммуникаций в сфере предоставления государственных услуг в электронном формате могут возникать различные виды эффектов [3]:

социальный:

- повышение транспарентности органов власти через рост степени информированности граждан о доступных государственных услугах;

- повышение качества получаемых услуг за счет внедрение электронного документооборота;

- снижение бюрократических барьеров и коррупции.

экономический:

- экономия временных затрат и своевременное получение льгот населением;

- сокращение временных и финансовых затрат на взаимодействие с государством, повышение эффективности организации бизнес-процессов;

- сокращение затрат на бумажные носители и межведомственного взаимодействия, снижение численности госслужащих за счет автоматизации их функций.

управленческий:

- обеспечение прозрачности оказания государственных услуг;

- повышение эффективности управленческого труда за счет автоматизации операций;

- повышение качества и оперативности принимаемых государственных решений.

Анализируя эффекты, получаемые от к информатизации процесса взаимодействия органов госвласти с обществом, отметим, что наиболее существенным из них является экономия временных затрат заявителя. Естественно, при оказании услуг в электронном формате, необходимо учитывать риски, связанные с ошибками в информационном обмене, утечкой персональных данных, возможными сбоями в работе системы, нарушением сроков оказания услуг. Необходимо понимать, что в среднесрочной перспективе затраты региональной госвласти не сократятся в связи с внедрение института электронного правительства, а даже возрастут, т.к. появятся новые статьи затрат: на обучение государственных служащих, на приобретение специальной техники, набор сотрудников для ее обслуживания.

Наряду с федеральными и государственными, электронные муниципальные услуги выступают исходным, нижним звеном трехуровневой архитектуры электронного правительства. Однако в настоящее время муниципальные образования существенно отстают от регионального уровня по срокам его создания [6, 7, 8, 9].

9

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №4' 2014

Специфической характеристикой информационной экономики (сервисной экономики, экономики, основанной на знаниях) выступает усиление роли ИКТ во всех сферах жизни населения, которое в свою очередь приводит к расширению социального взаимодействия - электроного участия граждан и институтов гражданского общества в обсуждении государственных инициатив.

Как было отмечено выше, переход на взаимодействие государства с населением и бизнес-структурами посредством Интернет-коммуникаций вызывает издержки, обусловленные созданием и поддержанием в рабочем состоянии отдельных элементов информационных технологий.

В качестве основных инструментов снижения такого рода издержек могут выступать такие формы органов госвласти как:

- Аутсорсинг, под которым понимается передача на договорной основе непрофильных функций сторонним организациям, обладающим соответствующими человеческим капиталом, техническими средствами, знаниями и компетенциями. Данная технология активно применяется в секторе госуправления при заключении соглашений на передачу сторонней организации части функций органов исполнительной власти.

- Государственно-частное партнерство, представляющее собой комплексный механизм, ориентированный на получение результата. Госуслуга, предоставляемая на принципах такой технологии, финансируется и управляется на основе партнерства государства и одной или нескольких компаний и по своей сути может быть отнесена к категории венчурного бизнеса. Например, ОАО «Ростелеком» является одним из участников государственночастного партнерства по созданию электронного правительства.

Таким образом, институт электронного правительства, находящийся в процессе своего формирования:

- относится к базовым элементам информационной экономики;

- позволяет сократить различные виды издержек органов госвласти, снизить административные барьеры путем Интернет-коммутирования госслужащих и населения;

- уменьшает жесткую регламентацию госрегулирования и повышает прозрачность деятельности органов государственного управления различных уровней.

Считаем, что наиболее актуальными задачами, стоящими в повестке дня дальнейшего развития электронного правительства в России являются:

1. Переход к более высоким стадиям электронного правительства, взаимосвязь электронного государственного управления с характером административных реформ.

2. Улучшение электронного документооборота и обмена информацией внутри органов исполнительной власти, особенно по линии «центр - регионы - органы местного самоуправления - организации гражданского общества».

3. Повышение компьютерной грамотности населения страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Клочко Е.Н. Сектор виртуальных услуг в современной экономике сервиса: функциональное содержание, принципы управления, социальная инфраструктура. Монография. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2012. - С. 13-16.

2. Клочко Е.Н., Илющенко Т.М., Мешкова Ю.О. Концепция электронного правительства как направление повышения государственного управления // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2. - С. 72-74.

3. Безуглая Л.А. Институциональные основания становления информационной экономики. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2013.

4. Хашева З.М. Факторы внутренней среды региональных экономических систем // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №4 (33). - С. 75-77.

5. Хашева З.М., Сорокожердьев В.В. Проблемы и приоритеты развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России // Экономическая наука современной России. - 2012. - № 2. - С. 141-143.

6. МФЦ будущего - лучшие практики. URL: http://www. mfc66.ru/docs/ 153.doc

7. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций): Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 28.10.2013 // «Собрание законодательства РФ», 31.10.2011, № 44, ст. 6274, «Российская газета», № 246, 02.11.2011.

8. Портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края. URL: http://pgu.krasnodar.ru/web/

guest/main

9. Проблемы развития электронного правительства в регионах России. URL: http://www.ini21.ru/?id=1071

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.