ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Белоцерковец Н.И.* *, Кириллова Л.С.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Рассмотрено понятие «творческие способности» с точки зрения разных авторов в науках о человеке. Выделены особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: творчество, креативность, творческие способности, дети младшего школьного возраста.
Происходящий в современном образовании процесс глубоких перемен выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества и креативного мышления у детей младшего школьного возраста, которые будут способствовать формированию творческого потенциала личности и в будущем позволят ей отличаться свой неповторимостью и оригинальностью.
Проведенные опросы среди родителей и учителей, показывают, что около 80 % родителей и 65 % учителей отождествляют творческие способности детей с умственными, что в свою очередь говорит, прежде всего, о некомпетентности учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости изучения термина «творческие способности».
Рассмотрим данный термин с точки зрения разных авторов в науках о человеке.
В своих работах Л.А. Большакова определяют творческие способности как некое «сложное личное качество, которое отражает способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, что также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям» [1]. Таким образом, творческие способности трактуются исследователем как высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Мотков О.И. в свою очередь под творческими способностями понимает «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях» [2], то есть определяет их как нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
* Доцент кафедры Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.
* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики и современных образовательных технологий, кандидат педагогических наук.
Общая педагогика
19
В исследованиях Б.М. Теплова мы видим, что под творческими способностями понимаются «определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения» [3].
Шадриковым В.Д. же творческие способности понимаются, как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности» [4].
В педагогическом энциклопедическом словаре творческие способности определяются как «способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество» [5].
В то же время с точки зрения философской науки творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать и неординарно мыслить.
Проанализировав и обобщив различные определения, мы пришли к выводу, что под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимаются некие индивидуально-психологические особенности ребёнка, независящие от умственных способностей, которые проявляются у ребенка в форме фантазии, воображения, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Определив для себя понятие, творческие способности, обратимся теперь к исследованиям ученных относительно возраста благоприятного для развития данных способностей. Например, мнение психологов, таких как
Э. Фромм, И.П. Волков, Р. Бернс, И.О. Мотков и других по данному вопросу совпадают. Ими экспериментальным путем выявлено, что свойства психики человека таковы, что основа интеллекта и духовной сферы образуются и формируются в большей мере в дошкольном и младшем школьном возрасте, но результаты данного развития прослеживаются позже.
Никитин Б. в своих исследованиях определяет пять условий творческого развития личности и на первое место выдвигает ранее начало, то есть он считает, что младший школьный возраст является самым благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, роста его личностного достоинства и самореализации [6].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что перед учителем начальных классов встаёт задача не только по развитию ребёнка, но и его творческих способностей, по воспитанию творческой личности в целом.
20
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие творческих способностей, в настоящее время, является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс проходит сквозь все этапы развития личности ребёнка, пробуждает в нем инициативу и самостоятельность в вопросах принятия решений, формирует привычку к свободному самовыражению, развивает уверенность в себе [7].
Изучая вопрос развития творческих способностей, мы не можем не затронуть такую способность личности как креативность, то есть способность особого рода - умение предлагать необычные идеи, использовать нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешать проблемные ситуации.
Таким образом, можно сказать, что креативность охватывает некую совокупность мыслительных и личностных качеств человека, которые определяют способность к творчеству.
Для того, что бы определить уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо выделить определенные параметры. Ученные предлагают разные варианты параметров для их определения, но мы придерживаемся точки зрения Д.Б. Богоявленской и считаем их наиболее подходящими для детей младшего школьного возраста. Итак, Д.Б. Богоявленская выделяет следующие параметры развития творческих способностей: беглость мысли (количество идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи), любознательность, фантастичность [8].
Опираясь на мнение исследователей, которые определяют креативные способности как самостоятельный фактор, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников такие как: творческое воображение, творческое мышление, применение методов организации творческой деятельности.
Рассмотрим теперь особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. В данном возрасте у ребенка впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, которую он осуществляет ради удовольствия, которое он получит в процессе самой деятельности. Данное разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной познавательной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - это плод их буйной работы фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой которой является творческое воображение. Ведь когда в процессе обучения ребенок сталкивается с необходимостью осознать абстрактный материал и ему необходимы аналогии при общей нехватке жизненного опыта, то на помощь ребенку приходит именно воображение.
Общая педагогика
21
В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно воображению, так как именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если педагоги и родители в этот возрастной период не будут специально развивать воображение, то в последующем у ребенка наступает быстрое снижение активности данной функции. Ведь вместе со снижением способности человека фантазировать обедняется его личность, снижаются его возможности творческого мышления, угасает интерес к искусству, науке [9].
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста достаточно велико.
Однако стоит отметить, что фантазия, как форма психического отражения, должна иметь в прерогативе позитивное направление на развитие. Она должна способствовать наиболее лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для достижения данной задачи педагогам нужно помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников [10].
Обратим особое внимание на то, что дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно помогает ребенку в полной форме раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции позволяют ребенку сформировать новый, необычный взгляд на мир.
Необходимо отметить, что для развития ребенка младшего школьного возраста важно значение имеет формирование многих интересов, так как для него вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая интересующаяся направленность имеет объективную целесообразность [11]. Разносторонний интерес расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с различными видами деятельности, активизирует его разные способности.
Дети младшего школьного возраста, в отличие от взрослых, способны активно проявлять себя в художественной деятельности [12]. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста.
Таким образом, раскрывая особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, мы приходим к выводу, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей у детей. В данный возрастной период происходит
22
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазия которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Художественное творчество является одним из ведущих видов деятельности способствующих развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
1. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. - 2001. - № 2.
2. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. - М.: «Треугольник», 1993.
3. Теплов В.М. Избранные труды. - В 2-х т. - Т 1. - М.: Просвещение, 1985. - С. 488.
4. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2007.
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
7. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. -С. 149-153.
8. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. - 1997. - № 2. - С. 290.
9. Гончаров В.Н. Социальная концепция информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 6-2. -С. 27-30.
10. Анникова Л.В. Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя / Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 6. - С. 14-17.
11. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. -2012. - № 11-2 (27). - С. 6-12.
12. Кириллова Л.С., Лебединская В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства // Проблемы и перспективы образования в России. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. -С. 100-105.