Научная статья на тему 'Педагогический потенциал народных ремёсел в формировании творческих способностей'

Педагогический потенциал народных ремёсел в формировании творческих способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / YOUNGER SCHOOL AGE / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА / CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванникова Марина Викторовна

В статье поднимаются актуальные вопросы использования идей и традиций народной культуры и педагогики в воспитании подрастающего поколения. Одним из аспектов формирования у детей младшего школьного возраста творческих способностей, является знакомство с традициями народных ремёсел. Передаваясь из поколения в поколение, они несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его морально-нравственные устои, что способствует формированию воображения, развитию мышления и творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Potential of Arts and Crafts in the Formation of Creative Abilities of Younger Schoolchildren

The article raises urgent questions of use of the ideas and traditions of popular culture and pedagogy in the upbringing of the younger generation. One aspect of the formation of children of primary school age creativity is familiar with the traditions of folk crafts. Passing from generation to generation they carry historical, spiritual, aesthetic experience of the people, its moral foundations, which contributes to the formation of the imagination, the development of thinking and creativity.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал народных ремёсел в формировании творческих способностей»

approach to landscape study as part of the environmental education have been presented. The educational principle and significance of the landscape excursion as an essential form of the environmental education has been described. Some currently important methods and techniques for shaping the environmental consciousness of young higher school students of Sevastopol have been proposed.

Key words: environmental culture, young students, Crimea, approach to landscape study.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коммонер Б. Замыкающийся круг: природа, человек, технология: пер. с англ.-М.: Гидрометеоиздат, 1974. - 232 с.

2. Лей В. А. Ландшафтная педагогика как инструмент педагогической подготовки студентов инженерно-экологического профиля // Вюн. СевНТУ: зб. наук. пр. / М-во освгти i науки Украши, Севастоп. нац. техн. ун-т. -Севастополь, 2011. - Вип. 124: Педагопка. -С. 27-33.

3. Лей В. А. Проблема сохранения биоландшафтного разнообразия Крыма в контексте педагогики: Материалы между-нар. науч. конф. Столыпинские чтения 2011 г , Севастополь 27-28 сент. 2011 г. -Севастополь: РА «Телескоп», 2012. -С. 102-103.

4. Современные ландшафты Крыма и сопредельных акваторий / под ред. Е. А. По-заченюк. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2009. - 672 с.

М. В. Иванникова

УДК 37.035.3 + 377.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1ктуальность исследования состоит в том, что изменения в окружающем мире и социуме, быстрые темпы роста объёма информации и необходимость её переработки предъявляют сегодня повышенные требования к интеллектуальным качествам личности. Общество нуждается в людях профессионально компетентных, предприимчивых, имеющих активную жизненную позицию, обладающих гибким и нестереотипным мышлением, способных к самостоятельной творческой деятельности. Творческая личность может обеспечить не только себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Данный социальный заказ усиливает внимание социальных институтов к созданию более перспективных моделей формирования творческих способностей.

Государственная политика Российской Федерации направлена на поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности в творческой деятельности. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ поставил задачу по организации и проведению мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, пропаганду научных знаний и творческих достижений. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования реализует качественно новую личностно-ориентированную модель развития творческих способностей, содействует

20/£/з

формированию у школьника способностей искать и находить новые решения, креативные подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации, необычные способы достижения требуемого результата.

Одним из действенных средств формирования творческих способностей по праву можно считать народные ремёсла. Каждое изделие народных ремесленников - это уникальное произведение искусства, аккумулирующее в себе положительный заряд добра, энергии, полёта творческой фантазии. Использование элементов народных ремёсел в учебно-воспитательном процессе современной школы будет способствовать развитию творческого потенциала каждого ребёнка.

Как показали исследования, проблема творческих способностей не нова для науки. Идеи о сущности творческих способностей были выдвинуты Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружининым, А. Н. Леонтьевым, А. М. Матюшкиным, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, Е. П. Торренсом; общетеоретические вопросы проблемы развития детского творчества рассматривали Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Шадриков; разработкой проблем развития способностей и творческого мышления занимались Б. Г. Ананьев, В. В. Дроздина, В. А. Крутецкий, О. И. Мотков, С. А. Леднева; определению творческого климата и мотивов творчества посвящены труды А. Н. Лука, А. В. Хуторского; подготовку школьников к творческому труду рассматривали О. И. Баран-цева, В. И. Ефремов, А. Матейко; развитию творческого мышления на основе культурно-исторического опыта народа посвящены работы Г. Н. Волкова, Л. В. Зымалева, А. С. Каргина, Н. М. Конышева, В. А. Сла-стёнина, Ю. В. Чернявской.

Цель статьи заключается в научном обосновании педагогического потенциала народных ремёсел, обеспечивающих формирование творческих способностей младших школьников.

В соответствии с целью статьи ставились следующие задачи:

1. Конкретизировать сущность понятия «творческие способности» с точки зрения современной психолого-педагогической науки;

2. Выявить особенности формирования творческих способностей в младшем школьном возрасте;

3. Раскрыть потенциал народных ремёсел в формировании творческих способностей в младшем школьном возрасте.

В наш век стала очень важной личностная готовность человека к инициативным и творческим действиям при любых обстоятельствах. В связи с этим понятен интерес учреждений образования к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребёнка, созданию условий для максимально свободного воплощения его природных физических, интеллектуальных, эмоциональных задатков, расширению возможностей по оказанию помощи детям в духовной и творческой самореализации.

Вначале считаем необходимым конкретизировать понятие «творческие способности» на основе интерпретации современных психологов и педагогов.

Так, Л. А. Большакова в статье «Развитие творчества младшего школьника» говорит о творческих способностях, как о сложном личном качестве, основанном на высокой степени увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности [1].

О. И. Мотков, работая над темой «Психология самопознания личности», заметил, что человек обладает способностью удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, быть нацеленным на глубокое осознание своего опыта и открытие чего-то нового - быть творческим [2].

Основным показателем творческих способностей, по мнению Д. Б. Богоявленской, является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Стимулом к проявлению и развитию творческих способно-

стей является возникновение проблемной ситуации, которую традиционными способами разрешить невозможно. Это под силу только тем людям, которые обладают гибкостью мышления, критичностью, способностью к сближению понятий, цельностью восприятия. При этом следует отметить, что определёнными задатками природа наградила каждого человека. А вот степень проявления творческих способностей может быть различной - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Нужно только суметь их раскрыть и развить [3].

Таким образом, дефиниция «творческие способности» у психологов звучит как порождение чего-то качественно нового, никогда раньше не встречавшегося и не существовавшего на основе сложных личных качеств и высокой степени увлечённости. Характерными предпосылками и основанием для проявления творческих способностей являются впечатлительность, восприимчивость, оригинальность, инициативность, интуиция, фантазия.

С позиции современного образовательного процесса под творческими способностями понимают синтез свойств и особенностей человека, характеризующих уровень соответствия их требованиям учебно-творческой деятельности и достижения результатов. Учащиеся на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут созидать новые ценности. С этой целью педагог должен уметь конструировать специальные педагогические ситуации и создавать условия для творческого решения.

Так, А. В. Хуторский в книге «Развитие одарённости школьников» отмечал, что творческие способности можно сформировать на основе расширения информационного пространства; создания правильной атмосферы для творчества, «мозгового штурма», поиска аналогий [4].

Смысл этого понятия и одноимённого метода работы с детьми, по мнению С. А. Смирнова, заключается в предоставлении учащи-

мся возможности на основе учебной деятельности развернуть другую, более интересную - творческую деятельность, в которой необходимо проделать работу, раскрывающую и развивающую их особенные креативные свойства [5].

На основе результатов исследования творческого воспитания и образования на базе решения изобретательских задач В. И. Ефремов сделал вывод, что творческий потенциал ребёнка основан на дивергентном мышлении, гибкости и скорости в мышлении и действиях, богатом воображении, восприятии неоднозначности вещей и явлений, высоких эстетических ценностях, развитой интуиции, способности рисковать, высказывать оригинальные идеи и изобретать что-то новое [6].

Таким образом, творческие способности - это комплексные индивидуально-психологические особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода деятельности и действий, направленных на созидание. Компонентами творческих способностей являются творческие мышление, воображение и деятельность.

Развитие творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности, однако, эффективным оно может быть лишь тогда, когда учитывается своеобразие природных особенностей человека, степень его одарённости и возрастные этапы, на которых возникают оптимальные условия для развития определённых способностей.

Особенно интенсивно дети фантазируют в возрасте от 5 до 15 лет, а с годами ребёнок начинает регулировать свои чувства, сдерживать их проявления. По мнению Л. С. Выготского, именно в младшем школьном возрасте очень важно утвердить и закрепить такие духовные начала в ребёнке, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни [7]. При этом учёный отмечает, что наиболее оптимальным для развития воображения будет представление деть-

20/£/з

ми конечного результата их деятельно-сти; создание программы поведения в ситуации неопределённости; создание образов описываемых объектов.

Формирование и развитие творческих способностей у младших школьников, как считают В. А. Сластёнин и В. П. Каширин, определяются соответствующими задатками, потребностно-мотивационными особенностями, желанием и стремлением заниматься определённым видом деятельности, социальными условиями [8].

Н. В. Юдина говорит о развитии творческих способностей, как об одном из условий утверждения нравственного достоинства, вершине духовной жизни человека. Именно в этом возрасте важно утвердить и закрепить в ребёнке эти особенности, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни [9].

Ряд отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготский [7], В. И. Ефремов [6], Г. В. Терехова [10]) считают наиболее адекватной формой развития творческих способностей у младших школьников - обучение творческой деятельности. Проблема состоит лишь в том, чтобы оптимизировать условия для такого обучения, гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, постепенно развивать индивидуальные задатки учащихся, их познавательную активность, способность самостоятельно решать нестандартные задачи.

В современной образовательной парадигме значительно увеличился интерес к проблемам использования идей и традиций народной культуры и педагогики в воспитании подрастающего поколения. Одним из аспектов формирования у детей творческих способностей, является знакомство с традициями народных ремёсел. Передаваясь из поколения в поколение они, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его морально-нравственные устои, что способствует формированию воображения, развитию мышления и творческой активности.

По мнению В. А. Сластёнина, педагогика народного творчества, в частности -

народных ремёсел, неотъемлемая составляющая педагогической науки, вобравшей в себя лучшие традиции воспитательного воздействия на личность средствами народного декоративно-прикладного искусства. Определяющим в создании творческой среды современной школы является «погружение» в культурное наследие народной педагогики, наработанное многовековой историей и закреплённое в специфике народных ремёсел [8].

Педагоги Л. В. Зымалева [11] и Н. М. Ко-нышева [12] считают, что деятельность, связанная с народными ремёслами, эмоционально стимулирует мозговую активность, обуславливает продуктивное решение нестандартных задач, удовлетворяет эстетические потребности человека.

К факторами, влияющим на творческое развитие детей учёные А. С. Каргин [13] и П. Торренс [14] относят ориентацию ребёнка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрение разумных творческих продуктов, возможность действовать с мыслями и предметами, воспитание у ребёнка осознания ценности творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.

На основе овладения народными ремёслами осуществляется развитие чувств и эмоций человека в неразрывной связи с конкретной творческой и духовной деятельностью. Такая взаимосвязь прослеживается не только при наблюдении детьми отдельных компонентов народного декоративного и прикладного искусства в период проведения национальных обрядов и праздников, а составляет органичную часть единого целостного культурного явления творческого характера [15].

Специфика творческой работы народных ремесленников состоит в использовании широкой палитры красок, многообразия форм и природных материалов, традиционных национальных орнаментов. Каждое изделие народных ремёсел - это уникальное произведение искусства, аккумулирующее в себе

положительный заряд добра и энергии. Поэтому обучение детей с опорой на элементы народных ремёсел и промыслов является основой для развития творчества каждого ребёнка.

Народные ремёсла в системе школьного и дополнительного образования - источник накопления у детей знаний основ народного орнамента, чувства композиции, навыков техники и разновидностей простых и сложных плетений, вышивки, ткачества. В процессе овладения народными ремёслами ребята знакомятся с основами имиджа и дизайна, расширяют кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное - учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские модели изделий. Изучение и преподавание народных ремёсел необходимо осуществлять в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Занятия творчеством, развивают у младших школьников индивидуальность и самобытное видение мира, творческие задатки и формируют способности [11]. Использование народных ремёсел даёт возможность заложить у ребёнка основы специальной грамоты и мастерства, раскрыть творческие возможности.

В ходе исследования было выявлено, что потенциал народных ремёсел в развитии творческих способностей детей заключается в следующем: возможность обучения ремеслу всех желающих; доступность занятий данным видом деятельности и для мальчиков, и для девочек; относительная простота технологии изготовления изделий; доступность приобретения инструментов и материалов, используемых в работе; сочетание декоративной и прикладной значимости изделий; перспектива реализации приобретённых умений, навыков и творческого опыта в профессиональной деятельности.

Суть педагогического потенциала народных ремёсел в контексте воспитания младших школьников состоит в развитии их творческой активности, самоопределе-

ния и самореализации. Важно, чтобы с первых дней пребывания младшего школьника в учебном заведении и на протяжении всей учёбы элементы разнообразных культурных традиций, психологическая свобода и безопасность, атмосфера любви и доверия, непринуждённость в оценке и спонтанность принятия решений были неотъемлемой частью окружающей среды. При этом народные ремёсла должны быть неразрывно связаны с познавательной и творческой деятельностью ребёнка, составлять единое целое с совокупностью материально-духовных связей младшего школьника. Только в этих условиях возможно естественное, непринуждённое, без навязывания извне воздействие на сознание ребёнка младшего школьного возраста, которое осуществляется самой его жизнью [12].

Через познание сущности гармонии прекрасного и полезного, через сочетание целесообразности и красоты внешнего облика в изделиях народных ремёсел возможно приобщение младших школьников к народному творчеству. Знакомство с образцами старинных работ, орнаментами, изображениями сюжетных сцен, зверей и птиц способствует расширению у детей художественных представлений, духовных потребностей, воображения, формированию навыков оценки произведений искусства, а также развитию их творческой активности. Изготовление даже простых ремесленных изделий требует продумывания модели, комбинирования деталей различных форм, выбор цвета или элементов декора. Всё это позволяет учащимся проявлять творческое воображение, художественный вкус, выражать свои взгляды и чувства, осознавать соотношение их личных особенностей с традициями ремесла.

В ходе исследования было выявлено, что процесс формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста будет более эффективным при условии, если: потенциал народных ремёсел рассматривать в сфере образования как средство формирования мировоззрения и творческого начала личности; содержание

20/£/з

образования расширить за счёт изучения основ народных ремесел, характерных для региона; практическую подготовку проводить в рамках аксиологической, эстетической и методической составляющей процесса освоения народных ремёсел; совокупность форм и методов реализации педагогического потенциала народных ремёсел осуществлять через личностное, профессиональное и художественное становление, вовлечение в различные виды творческой деятельности [6].

Эти условия способствуют более свободному вхождению школьника в атмосферу творческого действа, создают предпосылки для проявления его творческого «Я» на основе личных потребностей и способностей.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что народные ремёсла - это ценностный, мировоззренческий, художественно-эстетический, воспитательный ресурс для педагогики в формировании творческих способностей младших школьников, это взаимодействие чувств и эмоций человека в неразрывной связи с конкретной творческой и духовной деятельностью. В качестве факторов эмоционально-чувственного воздействия выступает не только духовная составляющая художественного творчества, но и предметно-материальная атрибутика -одежда, утварь, поделки.

Педагогический потенциал народных ремёсел не предполагает получение заранее известного результата, а помогает формировать определённые компоненты творческой самореализации, включая саморазвитие и творческие способности. А это оказывает существенное влияние на формирование положительной мотивации к активной творческой деятельности.

На данный момент нашему обществу необходима личность, которая будет способна на саморазвитие и творческое преобразование действительности. Эта потребность может быть удовлетворена тогда, когда у детей уже сформировались творческие способности.

Под понятием «творческие способности» современная наука сегодня подразумевает комплексные индивидуально-психологические особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода деятельности и действий, направленных на созидание. Компонентами творческих способностей являются творческое мышление, творческое воображение и творческая деятельность.

Развитие творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности, однако, эффективным оно может быть лишь тогда, когда учитывается своеобразие природных особенностей человека, степень его одарённости и возрастные этапы, на которых возникают оптимальные условия для развития определённых способностей.

Формирование творческих способностей имеет уровневый характер, что выявляется и оценивается следующими критериями и показателями: мотивацией, ценностными ориентациями, творческой активностью, совокупностью творческих проявлений и представлений о себе; осознанием собственной значимости в личностном и социальном аспектах, целостностью и гармоничностью, внутренним единством индивидуальных творческих особенностей; динамичностью и непрерывностью процесса саморазвития личности, становления и самореализации её как творца.

Определяющими педагогическими условиями, обеспечивающими развитие творческих способностей, являются: гуманистическое взаимодействие субъектов педагогического процесса, создание благоприятной атмосферы и уважительного отношения к результатам творческого мышления и воображения младших школьников, предоставление возможности овладения опытом творческой деятельности, обеспеченность включения в программу обучения элементов народных ремёсел, актуализация целенаправленного создания ситуаций творчества.

Система формирования творческих способностей младших школьников включает

нетрадиционное содержание уроков, занятии и внеурочных мероприятии, эвристические методы обучения, исследовательские формы работы. Каждое творчество стимулирует нестандартно мыслить, проявлять любознательность, развивать познавательную активность и воспитывать творческии подход к жизни.

Педагогический потенциал народных ремёсел в формировании способности к творческой самореализации у младших школьников в процессе обучения не предполагает получение заранее известного результата, а помогает создавать опредёленные компоненты творческой самореализации, саморазвития и композиционно-творческие способности. Это способствует формированию позитивной мотивации к творческой деятельности, когда осмысленный поиск определённого творческого решения даёт обучающимся особое эмоциональное удовлетворение. Собственно на этой основе у младших школьльников нередко и появляется потребность в поиске таких условий, которые позволяли бы им выражать свои творческие мысли и способности.

АННОТАЦИЯ

В статье поднимаются актуальные вопросы использования идей и традиций народной культуры и педагогики в воспитании подрастающего поколения. Одним из аспектов формирования у детей младшего школьного возраста творческих способностей, является знакомство с традициями народных ремёсел. Передаваясь из поколения в поколение, они несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его морально-нравственные устои, что способствует формированию воображения, развитию мышления и творческой активности.

Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, потенциал, народные ремёсла.

SUMMARY

The article raises urgent questions of use of the ideas and traditions of popular culture and pedagogy in the upbringing of the younger generation. One aspect of the formation of

children of primary school age creativity is familiar with the traditions of folk crafts. Passing from generation to generation they carry historical, spiritual, aesthetic experience of the people, its moral foundations, which contributes to the formation of the imagination, the development of thinking and creativity.

Key words: creativity, younger school age, potential, crafts.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Л. А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. - 2001. - № 2. - С. 23-26.

2. Мотков О. И. Психология самопознания личности: практическое пособие. -М.: Треугольник,1993. - 96 с.

3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

4. Хуторской А. В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2007. - 320 с.

5. Смирнов А. С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведе-ний.4-е изд., испр./ под ред. С. А. Смирнова.

- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

- 512 с.

6. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. -Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003. - 347 с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

8. Сластёнин В. А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

9. Юдина Н. В. Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения: Материалы III международной научной конференции Теория и практика образования в современном мире. Санкт-Петербург, май 2013 г. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 117-119.

20/£/з

10. Терехова Г. В.Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2002. - 110 с.

11. Зымалева Л. В. Уроки изобразительного искусства и художественного труда: проблемы и решения // Начальная школа. -2011. - № 6. - С. 44-48.

12. Конышева Н. М. Современная практика использования средств искусства в образовании // Начальная школа. - 2012. - № 1. -С. 20-26.

13. Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства. - М.: АСТ-Искусство, 2005. -206 с.

14. Туник Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика.- СПб: Иматон, 1998. - 48 с.

15. Баранцева О. И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности // Начальная школа. - 2013. - № 6. -С. 81-83.

Т. Ф. Фурсенко

УДК [378.017:17.022.1]:398(470-13)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ КРЫМА

Одной из ключевых задач федеральной целевой программы «Социально-экономического развития Республики Крым и го-

рода Севастополя до 2020 года» является создание эффективной системы межкультурного и межконфессионального взаимодействия народов Крыма. Современная политическая ситуация в Крыму требует нового осмысления традиций сосуществования и взаимоотношений представителей различных национальных культур.

В контексте национального образования, основу которого составляют гуманистические ценности поколений, эффективным средством воспитания человека XXI века выступает искусство, которое обогащает чувства индивида, формирует позитивное отношение к произведениям искусства, в дальнейшем сопровождающееся превращением их идей в осмысление человеком жизненно значимых для него парадигм бытия, преобразованием внешнего культурного содержания в нравственно-эстетический мир личности.

Принципиально важную роль в этом играет процесс профессиональной подготовки компетентного педагога-музыканта на занятиях истории искусства, истории художественных стилей, обеспечивающих инновационное развитие системы музыкального педагогического образования и социо-культур-ной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В трудах психологов (В. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Ражников, Г. Тарасов, П. Якобсон), педагогов-музыкантов (Э. Абдул-лин, Д. Кабалевский, Г. Падалка, А. Ростовский, О. Рудницкая) разрабатываются разные аспекты осмысления музыки как феномена искусства, психолого-педагогические проблемы её восприятия, круг вопросов, связанный с воспитанием у молодых людей интересов, потребностей, вкусов, оценочных суждений о музыке, художественных установок на творческую деятельность, формирование ценностных ориентаций в области музыки. Учёные подчёркивают, что ценности культуры и искусства играют важную роль как в формировании отдельной личности, так и в общем развитии общества. От того, насколько активно будет усвоена личностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.