Научная статья на тему 'Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи'

Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2459
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПЕРВИЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блягоз Ася Нурбиевна

Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике коррекционно-развивающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блягоз Ася Нурбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи»

УДК 37.013 ББК 74.3 Б 71

А.Н. Блягоз

Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи

Аннотация:

Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике - кор-рекционно-р^вивающего образования.

:

, - , ,

, .

Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. Это приводит, в частности, к тому, что при поступлении в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педаго-, -витии значимых для обучения психофизиологических и высших психических функций. Являясь умственно со, -

,

учении и овладении речью. В связи с этой ситуацией в педагогику вошло новое понятие - едети риска школьной дезадаптации».

Все возрастающая общественная тревога за судьбы

,

школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике - коррекционно.

В школьной практике в рамках инновационной дея, -, -работы, нацеленные на то, чтобы каждый «проблемный» ребенок в процессе обучения получил тот вид и объем , .

Среди решаемых в настоящее время коррекционных проблем особое и важное место занимают логопедические пункты при общеобразовательных школах. Логопедические пункты при СОШ организуются для оказания помощи учащимся начальных классов, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

Основными задачами логопедических пунктов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей, родителей и населения.

На логопедические пункты зачисляются учащиеся , -нения в развитии устной и письменной речи, выявленные учителем-логопедом или врачом поликлиники.

В первую очередь в логопедический пункт зачисля-, -ной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ учащиеся с общим недоразвитием речи (ОНР) и фонетикофонематическим недоразвитием (ФФН) речи). Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 01 по 15 сентября и с 15 по 30 мая учебного года.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотруд--

(Л.С. Волкова, НА. Никашина, ГА. Каше, Л.Ф. Спирова, ТБ. Филичева, НА. Чевелева и других) в 50-60-х годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических . -прос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Правильное понимание структуры общего недораз-, , , -отношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном .

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: , , , -, -ность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополуч-

, , . Речь этих детей малоподвижна Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специ, . критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохран-, -

, .

Они забывают сложные инструкции, элементы и после.

У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслитель, , в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синте-, .

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей, имеющих сходные состояния - временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в ,

сроки развивается понимание обиходно-ршговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоциональное избирательное отношение к окружающему .

Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим разви-

тием. Это проявляется в том, что психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи. Первичная патология речи тормозит формирование потенциальных сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллек-. -ранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

Основная задача логопедического воздействия детей с общим недоразвития речи - научить их связно и после, -лагать свои мысли, рассказывать о событиях из окру.

, ,

. -нии с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

Все это подготавливает необходимую основу для их успешного обучения в школе, а также предупреждает возможность возникновения специфических ошибок при письме и чтении.

Примечания:

1. Блягоз АН. Профилактика речевых нарушений / АН. Блягоз // Вестник АГУ. - Майкоп, 1 (5) / 2001. - С. 219 - 220.

2. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. - М., 1989. - 320 с.

3. Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / ТА. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973. - 222 с.

4. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, ЕМ. Мастюкова, ТБ. Филичева. - М., 1973. - 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.