4. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник для вузов. - М.: Издательство «Зеркало», 2000. - С. 81.
5. Мариновская И. Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: учеб. пособие. - М.: Дело, 2005. - С. 213.
6. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебное пособие. - М.: «Дашков и К»; Ростов-н/Д: Наука-Пресс, 2006. - С. 295.
7. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 338
8. Мариновская И. Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: учеб. пособие. - М.: Дело, 2005. - С. 213.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМ
© Токарева E.H.*
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Статья посвящена изучению развития общения детей раннего возраста. Определено решающее значение фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию дет-ско-родительских отношений.
В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию коммуникативного развития ребенка. Психологи и педагоги, занимающиеся особенностями развития ребенка в раннем возрасте, отмечают значимость и необходимость ранней работы с маленькими детьми. Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются психические функции, речь, а также формируется личность.
Общение рассматривается как условие полноценного личностного развития ребенка, важнейший источник «присвоения выработанного человечеством опыта». За годы длительного изучения влияния общения на психическое развитие ребенка накоплено огромное количества фактического материала, доказывающего, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками обеспечивает эмоциональную устойчивость, интеллект, речевое развитие, навыки жизненной активности.
Развитию общения были посвящены многие труды известных психологов (Л.А. Венгер, М.И. Лисина, A.A. Бодалев, Е.О. Смирнова), в которых указывается, что даже на первом месяце жизни в репертуаре малыша не так мало
* Аспирант кафедры Общей психологии.
средств для передачи желаний, настроения, самочувствия [2, 4, 6]. Общение возникает и проявляется уже в первые дни появления ребенка на свет. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Эмоционально-положительное отношение к младенцу со стороны взрослого приводит к формированию коммуникативной потребности.
В исследовании Л.Н. Галигузовой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой [4, 6] установлено, что детско-родительские отношения оказывают влияние на формирование общения детей раннего возраста. Развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения, которые характеризуются содержанием коммуникативной потребности, мотивами, средствами общения и временем появления в онтогенезе. Через общение с мамой и близкими взрослыми ребенок овладевает нормативным поведением. В этот период мотивы поведения ребенка, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир формируется под решающим влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от него ожидают.
В исследованиях психологов указывается на то, что благодаря общению мамы, папы, бабушки с ребенком в раннем возрасте решающее значение для развития речи и психики имеет изменение форм общения ребенка со взрослым, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью [1, 2, 5]. «Немые» формы руководства ребенком становятся недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребления предметов. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением.
Многое здесь зависит от общения взрослых с ребенком, от того, как они организуют это общение, какие требования к нему предъявляют. Однако недостаточный уровень психологической грамотности родителей, их занятость и перенос собственного негативного опыта детско-родительских отношений на ребенка определяют важность активного привлечения семьи в образовательное пространство, включения родителей в психолого-педагогическую работу по оптимизации детско-родительских отношений. Психологи подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка.
Исходя из данной преамбулы можно сформулировать проблему исследования: создание модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях психологиче-ского центра.
Целью исследования является изучение влияния специально созданных условий на развитие эффективного взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста и создание коррекционной тренинг - программы для оптимизации их взаимоотношений. Объект - взаимодействие родителя и ребенка раннего возраста в процессе совместного занятия. Предмет - ус-
ловия, способствующие взаимодействию родителей и ребенка в раннем возрасте. В качестве гипотезы исследования выступило предположение, что специальная организация обучения родителей, создание условий для развития их отношения к детям будет не только формировать атмосферу психологического комфорта в семье, но и способствовать развитию ребенка. Для реализации поставленной цели были выбраны следующие методики: стандартизированное наблюдение за поведением родителей А.М. Казьмина, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминовой [3]; методика «Диагностики развития общения детей раннего возраста со взрослым» Е.О. Смирновой [6].
Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось на базе детского психологического центра «Индиго» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 48 семей, имеющих ребенка раннего возраста (возраст детей от 2 до 3 лет), возраст родителей от 20 до 36 лет.
Результаты исследования, полученные по методике «Стандартизированное наблюдение за поведением родителей» (A.M. Казьмина, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминовой), обнаружили наличие некоторых противоречий в поведении родителей в процессе совместной деятельности с детьми. При высоком уровне позитивного отношения к ребенку (100 %; n = 48) родителей, уважительном отношении к ребенку (79 %; n = 38) у многих родителей наблюдается негативный аффективный фон активности (71 %; n = 34), а также жесткий стиль 31,2 % (n = 15) осуществления социального контроля за поведением ребенка. В качестве основных способов осуществления социального контроля 71 % (n = 34) родителей выбирают запрет, команду, угрозу физического наказания, лишение внимания. Установлено, что наименее представлены в данной выборке позитивные способы осуществления социального контроля за деятельностью детей (20,8 %; n = 10), а именно помощь вопросом, моделирование ситуации, просьба, позитивное подкрепление либо обещание позитивного подкрепления. Обнаружено, что наиболее типичными способами социального контроля у 79 % родителей (n = 38) являются непоследовательность социального контроля за деятельностью детей: ограничения ситуативны и непостоянны у 35,4 % (n = 17) родителей; небольшое количество непостоянных ограничений у 14,6 % (n = 7) родителей, большое количество непостоянных ограничений у 29 % (n = 14) родителей. При возникновении конфликтов 37,5 % (n = 18) родителей стараются разрешить его в свою пользу, уступают ребенку 23 % (n = 11) родителей, поиск компромисса осуществляют 20,8 % (n = 10) испытуемых.
В исследовании особенностей общения ребенка со взрослым было выявлено, что группе детей достаточно высокий уровень инициативности в общении как в ситуациях активного участия взрослого - среднее значение по группе (Хер.) составило 2,46, так и в ситуации совместного рассматривания картинок (Хер. = 2,51), а также и пассивного взрослого (Хер. = 2,55). Дети исследуемой группы проявляют выраженную активность в общении независимо от поведения взрослого. Дети демонстрируют высокий уро-
вень чувствительности к воздействию взрослого в ситуациях совместной игры (Хер. = 2,5) и в ситуациях совместного рассматривания картинок (Хер. = 2,51). При пассивной роли взрослого дети не проявляются чувствительности к его воздействиям (Хер. = 0).
Экспрессивные средства общения у детей проявляются на низком уровне в ситуациях пассивного взрослого (Хер. = 0,97), совместной игровой деятельности со взрослым (Хер. = 1,0) и совместного разглядывания картинок (Хер. = 1,0). Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей снижена потребность в общении, они редко используют экспрессивно-мимические средства, невербальный репертуар беден по составу, мимика маловыразительна. В основном дети привлекают внимания взрослых с помощью жестов и предметных действий, мало используют активную речь в ситуациях совместной игры (Хер. = 1,0) и совместного разглядывания картинок (Хер. = 1,0). В ситуации пассивного взрослого снижается уровень использования предметных действий для привлечения внимания (Хер. = 0,94).
Активная речь используется детьми во всех ситуациях как в ситуации «пассивный взрослый» (Хер. = 2,2), так и в ситуациях совместной игры (Хер. = 2,38) и совместного разглядывания картинок (Хер. = 2,35). Дети в основном используют автономную речь и отдельные слова, не используют фразы. Понимание речи у детей данной выборки развиты на среднем уровне. Наиболее выражено понимание речи в ситуации совместной игровой деятельности (Хер. = 2,6). При пассивном поведении взрослого (Хер. = 0) и совместном разглядывании картинок (Хер. = 2,5) понимание речи снижено. В ситуации совместного разглядывания картинок 71 % детей не демонстрируют признаки понимания речи взрослого. Выполнение детьми речевых инструкций наблюдается только в ситуациях совместной игры с взрослым (Хер. = 2,8), у 31,2 % детей в ситуации совместного разглядывания картинок (Хер. = 2,8).
Результаты исследования особенностей общения детей во взаимодействии со взрослым показали, что наибольшую инициативность дети проявляют в общении в ситуациях совместной деятельности со взрослым. На основании результатов, полученных в ходе констатирующего этапа исследования была составлена тренинг-программа. Концептуальной основной тренинга являлась идея сотрудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель программы - способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, формирование положительных установок на принятие ребенка, обучение способам социального контроля за поведением ребенка, развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Тренинг предоставляет возможность научиться общению взрослого с ребенком иным, ранее не использовавшимися способами. В большинстве своем игры тренинга общения являются моделями жизненных ситуаций. Задача каж-
дого родителя, участвующего в тренинге со своим ребенком, посредством педагога-психолога провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. Тренинг - занятия проводились в течение 3 месяцев. Предварительная оценка результатов свидетельствует о значительной положительной динамике, что требует целенаправленного изучения и подробного представления.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. ранний возраст является периодом наиболее интенсивного физического и психического развития. Особая роль в развитии ребенка раннего возраста традиционно отводится фактору общения родителей с детьми. Эмоционально-положительное отношение к младенцу со стороны взрослого приводит к формированию коммуникативной потребности. В процессе постоянного контакта с ребенком родители формируют социально приемлемые способы поведения, помогают регулировать взаимоотношения с окружающим миром и осваивать разнообразные приемы организации поведения;
2. опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и взглянуть на свой опыт с иной точки зрения;
3. оказание психологической помощи родителям должно быть дифференцировано в зависимости от уровня психологической грамотности и готовности родителей к восприятию рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми, с учетом характера семейной ситуации и индивидуальных особенностей родителей;
4. психологическая помощь центра «Индиго» направлена на оказание содействия в формировании у родителей готовности к эффективному взаимодействию с детьми раннего возраста, которое структурно представляет собой единство эмоционально-мотивационного и практического компонентов.
Список литературы:
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксари-на. - М.: Медицина, 2007. - 304 с.
2. Бодалев A.A. Психология общения / A.A. Бодалев. - М., 2002. - 320 с.
3. Казьмин A.M., Петрусенко Е.А., Перминова Г.А Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА».
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 320 с.
5. Марковская ИМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.