Научная статья на тему 'Особенности развития оборонно-промышленного комплекса в целях противодействия факторам теневой экономики как существенной угрозы военно-экономической безопасности России'

Особенности развития оборонно-промышленного комплекса в целях противодействия факторам теневой экономики как существенной угрозы военно-экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
997
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / УГРОЗЫ / MILITARY COMPLEX / SAFETY / SHADOW ECONOMY / THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковбаса Н. А.

В статье выявлены основные угрозы оборонно-промышленной безопасности в условиях влияния факторов теневой экономики, предложены основные мероприятия по устранению недостатков оборонно-промышленного комплекса. Также в статье описаны методологические подходы к выявлению факторов формирования теневой экономики в оборонно-промышленном комплексе России, предложена система методов ее оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor of the Department, tax control and audit of financial-economic activity, Ph.D., associate professor, Police Colonel

In article the basic threats of military safety in the conditions of influence of factors of shadow economy are revealed, the basic actions for elimination of lacks of a military complex are offered. Also in article methodological approaches to revealing of factors of formation of shadow economy in a military complex of Russia are described, the system of methods of its estimation is offered.

Текст научной работы на тему «Особенности развития оборонно-промышленного комплекса в целях противодействия факторам теневой экономики как существенной угрозы военно-экономической безопасности России»

лю. Свое послание. Ориентирована ли гостиница на молодежь, молодежные компании, или на семейный отдых с детьми. На людей, которые мечтают о покое и комфорте, или на искателей приключений, которым нужно лишь место, где можно преклонить голову. Может быть, ваша гостиница имеет прекрасных поваров, и истинные гурманы будут чувствовать себя у вас как в раю. Хотите ли Вы видеть у себя представителей определенных социальных групп? Каких именно? Почему им стоит ехать именно к вам. Список можно продолжать.

Если гостиничное предприятие хочет быть успешным на современном рынке, оно должно обеспечить конкурентоспособный основной продукт - то есть размещение и питание, но при этом должны делать что-то такое, что будет отличать вас от других. Ваша гостиница должна иметь узнаваемое лицо.

В этом случае, клиентам будет легко ее выбирать, а турагентам будет легко ее предлагать. Она не затеряется в ряду однотипных.

Однако сформулировать свое предложение потребителю - это только половина дела. Точнее - только начало. Необходимо «всего лишь», поставить дело так, чтобы персонал гостиницы изо дня в день всеми своими действиями воплощал в жизнь то обещание, которое вы дали. Нет ничего опаснее для дальнейшего существования гостиницы, чем разочарованные клиенты. Клиенты могут по-

лениться написать благодарность, но почти наверняка они не поленятся громко сообщить всем и каждому о своем разочаровании. А в условиях наличия интернета это очень серьезная угроза.

Причем, если разработка бренда - дело топменеджмента, то реализация обещаний, заявленных в бренде - задача всего персонала гостиницы. И это задача должна решаться изо дня в день, каждым отдельным работником и всем коллективом в целом. Из этого понятно, какую огромную роль в успехе или неуспехе современного гостиничного предприятия играет его корпоративная культура. И поймем, почему, в гостиничных цепях находящихся под западным управлением, такое большое значение придают формированию корпоративной культуры: миссии, видения, стандартов, и прочего, что с ней связано.

Подводя итоги, еще раз сформулируем основную мысль: тенденции современного рынка таковы, что если вы не в состоянии предоставить клиентам конкурентоспособную основную услугу -проживание и питание - вы проиграете. Но если вы считаете, что обеспечить выполнение основной услуги «на уровне» - этого достаточно, вы тоже проиграете. Если вы хотите устойчивого успеха, вы должны выйти за рамки предоставления основной услуги и сделать что-то такое, что будет отличать вас от других, придаст вам узнаваемость.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАКТОРАМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СУЩЕСТВЕННОЙ УГРОЗЫ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ковбаса Н.А., профессор кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности, к.э.н., доцент,

полковник милиции

В статье выявлены основные угрозы оборонно-промышленной безопасности в условиях влияния факторов теневой экономики, предложены основные мероприятия по устранению недостатков оборонно-промышленного комплекса. Также в статье описаны методологические подходы к выявлению факторов формирования теневой экономики в оборонно-промышленном комплексе России, предложена система методов ее оценки.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, безопасность, теневая экономика, угрозы

FEATURES OF DEVELOPMENT OF MILITARY COMPLEX WITH A VIEW OF COUNTERACTION TO SHADOW ECONOMY FACTORS AS ESSENTIAL THREAT OF MILITARY-ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA

Kovbasa N., Professor of the Department, tax control and audit of financial-economic activity, Ph.D., associate professor, Police Colonel

In article the basic threats of military safety in the conditions of influence of factors of shadow economy are revealed, the basic actions for elimination of lacks of a military complex are offered. Also in article methodological approaches to revealing of factors of formation of shadow economy in a military complex of Russia are described, the system of methods of its estimation is offered.

Keywords: military complex, safety, shadow economy, threats

Оборонно-промышленный комплекс как важная составляющая ■ обеспечить технико-технологическую независимость пред-

национальной безопасности России в целом, так и отрасль, связан- приятия;

ная с обеспечением военно-экономической безопасности в частно- ■ достичь высокого уровня конкурентоспособности;

сти, подвергается влиянию различных угроз, которые представля- ■ достичь высокой эффективности менеджмента предпри-

ют собой такие явления и процессы, которые отрицательно влияют ятия;

на экономическое состояние страны, ограничивают экономические ■ обеспечить необходимый уровень экологической деятель-

интересы личности, общества, государства, создают опасность на- ности предприятия;

циональным ценностям и национальному образу жизни. ■ обеспечить правовую защищенность предприятия;

При этом они дифференцируются также на угрозы, непосред- ■ обеспечить защиту информационной среды предприятия;

ственно направленные на отдельные отрасли, а также предприя- ■ обеспечить безопасность работников предприятия.

тия, но при этом оказывающие влияние на безопасность всей стра- По каждому из отмеченных и другим недостаткам и пробле-

ны в виду тесной взаимосвязи функционирования ее элементов. В мам Военно-промышленная комиссия совместно с федеральными

связи с данным положением представляется целесообразным вы- органами исполнительной власти организует работу по их устра-

делить в отдельную группу угрозы, возникающие в условиях влия- нению, направленную на укрепление оборонно-промышленной бе-

ния факторов теневой экономики (рис. 1). зопасности (рис. 2).

Для предотвращения угроз экономической безопасности пред- Все данные мероприятия направлены на преодоление следую-

приятия необходимо решить следующие задачи: щих влияний, порождающих теневую экономику в оборонно-про-

• обеспечить высокий уровень квалификации работников мышленном комплексе, представляющую собой хозяйственную

предприятия; деятельность, которая развивается вне государственного учета и

• достичь высокого интеллектуального потенциала работ- контроля, а потому не отражается в официальной статистике:

ников; 1. На протяжении долгого времени в стране отсутствовала

целостная система управления оборонной промышленностью. Ре-

V

■s о ш ш

. “ «I

° S X

0 t а;

1 о

О I ю

Q.U О 0 90,

ю с о _

о ° 6 і — і * Л s

SSfi

>.S ; !

III"

а Э ю

оії

Si|

og-8

= ц

>

разрыв связей кооперации в производстве военной техники, дефицит или отсутствие необходимых сырья и материалов;

неконтролируемое проникновение иностранного капитала в военное производство;

увеличение военно-технологического отрыва ведущих государств и наращивание их возможностей по созданию образцов вооружения и военной техники (ВВТ) новых

поколений;

попытки незаконного отчуадения имущественного комплекса предприятий «оборонки»;

некаядеформированностьструктурывоенного бюджета, которая выражается в низкой доле инвестиционной составляющей, что может привести в последующем к необратимым процессам в снижении научно-технического уровня военных разработоки боевого

потенциала войск.

Рис. 1 Основные угрозы оборонно-промышленной безопасности в условиях влияния факторов теневой экономики Источник: Начало совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 26 октября 2009 года / Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/transcripts/5825

реструктуризация оборонно-промышленного комплекса с целью оптимизации его состава, структуры, внутрикорпоративных отношений, а также технического перевооружения основных производств:

реализация системы мер по своевременному выполнению принятых решении по оснащению войск современным вооружением с заданными тактико-техническими характеристиками и высоким качеством изготовления, включая комплекс мероприятий по военно-техническому у сопровождению создания приоритетных образцов ВВСТ:_____________________________________________,

повышение эффективности государственного оборонного заказа в условиях трехгодичного бюджетного планирования, концентрация бюджетных средств на главных направлениях оснащения военной организации государства современным вооружением:

отлаживание механизма государственного регулирования цен на оборонную продукцию, стимулирование оборонного сектора экономики к результативной работе, трансферт технологий из гражданского сектора

Рис. 2 Направления работы по устранению недостатков оборонно-промышленного комплекса Источник: Цициев М. От советского ОПК к ОПК новой России / Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.

формирование отрасли в 1990-х гг. было непродуманным, во многом хаотичным и, как следствие, неэффективным. На современном этапе российская оборонная промышленность не имеет системы управления, отвечающей современным требованиям. Федеральные органы исполнительной власти, которые должны регулировать все вопросы деятельности оборонной промышленности, не могут обеспечить выполнение стоящих задач и, кроме того, не несут никакой ответственности за результаты своей деятельности.

2. Финансовое положение промышленных предприятий и научных организаций ОПК остается сложным. Предприятия по-прежнему испытывают недостаток в оборотных средствах. Низкий уровень рентабельности (порядка 3%) не позволяет инвестировать собственные средства в развитие производства. Под угрозой банкротства находится около четверти стратегических предприятий и организаций. (Здесь стоит упомянуть о наличии проблемы, связанной с переделом собственности, случаями преднамеренного банкротства оборонных предприятий, а также различного рода «рей-дерскими» захватами, которые были характерны и очень распространены до недавнего времени, а угроза их остается актуальной до сих пор). Независимые эксперты оценивают долю убыточных предприятий ОПК на уровне 40%.

Одной из главных причин неудовлетворительного финансовоэкономического состояния предприятий оборонной промышленности является низкий уровень загрузки производственных мощностей: по данным Минпромэнерго, он составляет около 30% и, несмотря на расширение гособоронзаказа, вряд ли будет расти, и объемы работ в ближайшем будущем принципиально не увеличатся.

Руководители отрасли полагают1, что в этой ситуации для стабильного развития ОПК требуются глубокая диверсификация производства и наращивание объемов гражданской продукции (в настоящее время доля гражданской продукции в ОПК составляет порядка 42%). В стратегии развития ОПК на период до 2015 г. предусмотрено, что даже при повышении уровня загрузки производственных мощностей гособоронзаказом доля продукции военного назначения будет снижаться (до 30-40%) ввиду опережающего роста выпуска продукции гражданского назначения.

3. Старение производственного и научного оборудования затрудняет решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. Износ основных производственных фондов на сегодняшний день превышает 75%, более трети их изношено на 100%. Доля нового оборудования в возрасте до пяти лет составляет всего 4,6%.

На многих предприятиях и в организациях ОПК идут процессы, которые можно назвать необратимыми. Утрачена половина уникальных технологий, используемых для производства и ремонта основных образцов вооружений и военной техники. Аналитики постоянно обращают внимание на то, что выпускаемая сейчас военная продукция, в том числе идущая на экспорт, базируется главным образом на разработках 1970-1980-х гг.

По данным Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго, объем финансирования исследований в России примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах. Например, США выделяют на военные НИОКР более 70 млрд долл., что позволяет им сохранять лидерство в области военных технологий. Симпто-

1 Цициев М. От советского ОПК к ОПК новой России / Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.

мом технологического отставания является и то, что доля современной техники в российской армии, по оценкам экспертов Минобороны, не превышает 20% (для сравнения: в армиях развитых стран доля современной техники оценивается в 60-80%).

В России в настоящее время только 6% предприятий - включая и ОПК, и гражданский сектор экономики - в той или иной степени реализуют инновационные проекты.

Как следствие, позиции нашей страны на рынке наукоемкой продукции продолжают ослабевать (к примеру, общий ежегодный объем экспорта высокотехнологичной продукции России в 5 раз меньше, чем Таиланда, в 8 раз - Мексики, в 10 раз - КНР, в 14 раз -Южной Кореи).

4. Налоговое и таможенное законодательство не учитывают нужды оборонной промышленности. Земельный налог, налог на имущество, другие виды налогов, применяемые сегодня на равных основаниях и к гражданскому сектору экономики, и к стратегическим предприятиям ОПК, стали одним из главных тормозов его развития. Также велико бремя налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, которые ведутся по контрактам в рамках государственного оборонного заказа, по прибыли предприятий ОПК. Однако этот вопрос не решается. Более того, с 1 января 2006 г. отменены льготы по земельному налогу в части сохранения мобилизационных мощностей, на земли полигонов и испытательных станций.

Другим негативным фактором стали растущие тарифы на энергоносители, сырье, транспортные перевозки. Для энергетиков предприятия ОПК - главные неплательщики, в то же время энергозатраты в ОПК чрезвычайно высоки.

5. Одна из самых болезненных проблем отрасли - значительные кадровые потери (начиная с 1991 г.), старение сотрудников. Средний возраст работников ОПК, по различным оценкам, составляет более 55 лет. В оборонных НИИ средний возраст научно-инженерного состава и вовсе приближается к 60 годам.

По официальным данным Минпромторга России, в 2002-2005 гг. численность занятых в ОПК ежегодно уменьшалась на 5-7%. В результате стабилизации положения с размещением и финансированием гособоронзаказа в 2009 г. сокращение штатов в обороннопромышленном комплексе несколько приостановилось и сейчас обусловлено сравнительно невысоким уровнем оплаты труда2.

Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК в 2006 г., по предварительным данным, составила 9 650 руб. против 11 303 руб. среднемесячной начисленной зарплаты по стране в целом - при том, что к сотрудникам предъявляются высочайшие квалификационные требования. Согласно разработанным планам уже в отрасль должны набирать большое количество специалистов различного уровня.

Рассматривая методологические подходы к выявлению факторов формирования теневой экономики, необходимо исследовать методологию основных оценок теневой экономики, проанализировать измерение теневого производства в целом и оценить ту часть, которая остается неизмеренной. Также выявляются основные факторы формирования теневой экономики и всего теневого производства, не включенного в валовой внутренний продукт (ВВП) через систему национальных счетов (СНС). Однако, учитывая, что виды деятельности, преднамеренно скрываемые от государственных властей, в равной степени могут скрываться от обследований производства, вероятно, нет разницы между теневым производством (в целом) и ненаблюдаемым теневым производством, измеряемым производственным методом. Весьма полезной является систематическая оценка границ и возможного размера теневой деятельности с использованием соответствующих аналитических рамок, основанных на производственном методе, как это будет проанализировано в следующем параграфе. Эти рамки помогают определить различные виды деятельности и различные пути их измерения, которые определяются через методологические подходы к выявлению факторов формирования теневой экономики.

Для того чтобы понять природу теневой экономики, определить ненаблюдаемые виды деятельности, требуется выявления методологических принципов оценки теневой экономики, которые применяются на этапе реализации стратегии измерения теневой экономики, а именно: оценку национальных счетов с точки зрения отражения ненаблюдаемых видов деятельности. Конечной целью оценки является составление систематического и полного перечня ненаблюдаемых видов деятельности, сгруппированных по их типам в соответствии с подходящей аналитической основой, а также отражение их вероятных доходов и способов включения в оценки ВВП, сокрытие которых приводит к занижению ВВП России. Для выявления сокрытия размеров доходов необходимо сформулиро-

Рис. 3 Методологические подходы к выявлению факторов формирования теневой экономики в оборонно-промышленном комплексе России

Источник: авторская разработка

вать основные методологические принципы оценки теневой экономики.

В настоящее время в России действует постановление Госкомстата России № 7 от 31.01.98 об утверждении “Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики”, на основании которого и ведется расчет (оценка) объемов скрытой экономики. Критический анализ этого документа позволяет сделать следующие выводы.

- во-первых, Госкомстат России изучает только неполную часть теневой экономики;

- во-вторых, не оцениваются отдельные отрасли, в том числе и оборонная промышленность, по уровню их “теневизации” и не оценивается масштабность тех или иных теневых явлений;

- в-третьих, Госкомстат России досчитывает показатели с учетом неформальной экономики, но практически нигде не выделяет ее часть; а по ряду показателей не проводится даже региональный срез (только федеральный);

- в-четвертых, почти во всех методиках ключевым моментом является экспертная оценка, формируемая для федерации как сумма экспертных оценок по регионам, однако качество экспертизы в силу различных причин разнится по регионам;

- в-пятых, при определении неучтенных доходов Госкомстат применяет методику, основанную на балансовом подходе и сопоставлении с расходами на потребление и сбережением, однако разделить их на доходы от неформальной деятельности и на скрытые доходы типа заработной платы или смешанного дохода представляется крайне затруднительны;

- в-шестых, Госкомстат опирается на информацию, за достоверность которой никто не несет реальной ответственности.

В условиях неразработанности общей теории теневой экономики для оценки масштабов теневой экономической деятельности целесообразно использовать не один метод, а комплекс различных методов. Важно дать не одну, а ряд оценок уровня теневой экономической деятельности. Главной трудностью становится получение достоверной информации3.

В связи с данными положениями возможно структурировать признаки влияния факторов теневой экономики ОПК на основании разработанных методологических подходов (рис. 3).

Первый подход. Деятельность, являющаяся теневой, поскольку осуществляющие ее предприятия не сообщают о ней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия дают ответы на вопросники обследования, исполь-

зуя тот же самый набор счетов, которые они готовят для налоговых целей. Таким образом, неполные отчеты о производстве и/или выручке, сообщаемые налоговым службам с целью избежать налогов, вероятнее всего, отразятся на данных обследований, представляемых статистическим управлениям.

В некоторых странах предприятия, которые продают свою продукцию другим предприятиям, испытывают затруднения в предоставлении неполных отчетов о своих продажах, поскольку покупающие предприятия обычно требуют квитанций для ведения своих счетов.

Некоторую общую идею о величине неполной отчетности в специфических отраслях можно получить с помощью товарных балансов. Суммировав оценки всех видов теневого производства по всем компонентам ВВП, мы получим общую оценочную величину всего теневого производства, некоторая или большая часть которой будет включена в официальные расчеты национальных счетов.

Второй подход. Теневое производство, не измеряемое статистическим наблюдением.

Факторы, которые чаще всего встречаются в литературе и представляют интерес для многих экономистов - аналитиков, касаются теневого производства, не измеряемого статистическим наблюдением, т.е. той его части, которая не включается в официальные расчеты национальных счетов.

Величину не измеряемого статистическим наблюдением теневого производства можно получить путем вычитания из оценочной величины общего теневого производства, оценочные величины или величины, скорректированные на теневое производство при сборе основных данных и составлении счетов. Это требует систематического анализа процессов сбора данных и составления счетов для того, чтобы определить, где делались оценки или вносились поправки на теневую деятельность, и какова ее величина.

Третий подход. Уклонение от уплаты налогов. Фактор уклонения от уплаты налогов, т.е. не сообщаемых доходов, можно получить с помощью налогового аудита.

Однако большинство проверок правильности уплаты налогов не основываются на случайной выборке, поскольку ревизоры обычно выбирают те предприятия, которые, по их мнению, не полностью сообщают о своих доходах. Таким образом, результаты проверок не могут быть сразу взвешены с целью получения оценок по всей совокупности. Более того, процесс проверки не обязательно

Рис. 4 Система методов оценки теневой экономики оборонно-промышленного комплекса Источник: Попов В.В. Методы измерения теневой экономики и их использование в постсоветской России / Журнал «Экономическая

теория преступлений и наказаний» №4 за 2009 г.

2 Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/

3 Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998 N 7 (ред. от 27.06.2005) «Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» / Консультант Плюс http://expert.consultant.ru/doc332159.html

Рис. 5 Задачи развития оборонно-промышленного комплекса России Источник: авторская разработка по материалам Проекта о состоянии законодательства, регулирующего деятельность обороннопромышленного комплекса РФ 2010 год / http://www.council.gov.ru/files/leaders_organs/param_item/20100408143733.pdf

вскрывает в полном объеме величину не сообщенного дохода, а показывает только ту часть, которую можно определить по счетам, представляемым налоговым службам. В дополнение к этому проверки не могут проводиться на предприятиях, которые не зарегистрированы.

Учитывая, что теневое производство и не охватываемое налогом производство представляют, по сути, одно и то же, можно ожидать, что результаты теневого производства могут дать довольно хорошие оценки величины не сообщаемого дохода, получаемого от производственной деятельности. Однако производственная деятельность является лишь одним компонентом уклонения от налогов. Можно уклониться от целого ряда налогов, а не только от тех, которыми облагаются доходы.

Четвертый подход. Незаконное производство и незаконная деятельность, приобретение легального основного капитала или финансовых активов.

Поскольку все эти операции учитываются в счетах вместе с финансируемыми счетами на основе доходов от законной деятельности. То если не учитывать производство и импорт незаконных товаров и услуг, для экономики в целом неизбежно возникает расхождение между объемами ресурсов и использования.

Пятый подход. Бартерная торговля.

Бартерными операциями являются операции, при которых товары, услуги или активы кроме наличности предоставляются взамен товаров, услуг или активов.

Шестой подход. Вывоз капитала, который зачастую приобретает такую форму, как трансферт активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте такими путями, которые не являются частью нормальных операций.

Предполагается, что влияние и оценка факторов, рассмотренных в представленных подходах, должны осуществляться в соот-

ветствии с признанными методами оценки теневой экономики, но при обязательном условии их адаптации к условиям и особенностям функционирования оборонно-промышленного комплекса (рис.

4).

Таким образом, оценка рисков, существенно оказывающих влияние на деятельность предприятий ОПК выявляет необходимость оценки факторов влияния теневой экономики в рассматриваемой сфере, поскольку обеспечение экономической безопасности ОПК на современном этапе является важнейшей задачей и приоритетным направлением деятельности государства.

Анализ практики негативного влияния теневой экономики на оборонную промышленность предполагает определенные задачи развития современного оборонно-промышленного комплекса в целях эффективного противодействия угрозам и увеличения военноэкономической безопасности (рис. 5).

Литература:

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

2. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 05.05.2010 № 78-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 26.06.2008 № 103-ФЗ) / / СПС Консультант Плюс: Версия Проф

4. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от

12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета - Федеральный выпуск №4912 от 19 мая 2009 г.

5. Указ Президента Российской Федерации «О Военной доктрине РФ» от 5 февраля 2010 года № 146) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

6. Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» от 22.05.2006 № 301 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2008 № 441) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

7. Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998 N 7 (ред. от 27.06.2005) «Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» / Консультант Плюс: Версия Проф

Материалы периодической печати

8. О некоторых проблемах безопасности страны. Из доклада Комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и их семей Военно-Философский Вестник 2008. №2 (02) с. 43 - 48.

9. Попов В.В. Методы измерения теневой экономики и их использование в постсоветской России / Журнал «Экономическая теория преступлений и наказаний» №4 за 2009 г.

10. Приоритеты развития Вооруженных Сил России. Из посла-

ния Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию // Военный парад ноябрь - декабрь 2009. № 6 (96)

11. Приходченко А.А., Щавелёв А.Н. Анализ некоторых параметров военно-экономического потенциала Российской Федерации на период до 2010 гг. // Вооружение и экономика 2008. № 4 (4) с. 105 - 109

12. Цициев М. От советского ОПК к ОПК новой России / Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.

Электронно-информационные ресурсы

13. Начало совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 26 октября 2009 года / Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/transcripts/5825

14. Официальный сайт газеты «Независимое военное обозрение» http://nvo.ng.ru/concepts/2010-04-30/2_red.htmlinsidedoc

15. Официальный сайт Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/ministry/dep/ copy_of_sample

16. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/ expert.consultant.ru/doc332159.html

17. Проект о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса РФ 2010 год / http:/ /www.council.gov.ru/files/leaders_organs/param_item/ 20100408143733.pdf

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тяглов Р.С., старший преподаватель Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для

строительства и жилищно-коммунального комплекса России

В статье описаны современные подходы к оценке результативности кадрового обеспечения предприятия, рассмотрены регламентированные и творческие компоненты кадрового обеспечения предприятия, показаны основные особенности кадрового контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, кадровое обеспечение, результативность, труд

MODERN APPROACHES TO AN ESTIMATION OF PRODUCTIVITY OF PERSONNEL MAINTENANCE OF THE ENTERPRISE

Tjaglov R., Senior Lecturer, State Academy training and retraining of _personnel for the construction and housing and communal complex of Russia

In article modern approaches to an estimation of productivity of personnel maintenance of the enterprise are described, the regulated and creative components of personnel maintenance of the enterprise are considered, the basic features of personnel controlling are shown.

Keywords: controlling, personnel maintenance, productivity, work

Анализ результативности труда работников базируется на регламентированном и творческом компоненте. При этом труд, осуществляется человеком либо по принуждению экономическому (административному), либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Регламентированным трудом следует признать вид деятельности, при которой человек должен действовать в строгом соответствии с заданной инструкцией (технологией) и не имеет объективных возможностей (желания) для изменений. При этом труд может быть как умственным, так и физическим. Творческий труд представляет собой вид деятельности, при которой человек может совершенствовать как технологии, так и инструкции. Результат такого труда развивает способности персонала, требует образования, а результат регламентированного труда, в частности, рост объема производства может быть увеличен только за счет увеличения длительности функционирования наемного труда.

В современных условиях следует обратить внимание еще на одну характеристику результативности труда - инновационный труд

- это деятельность, при которой человек занят созданием нового в науке, экономике, искусстве и других сферах деятельности. В этой связи трудовой процесс персонала в инновационной среде, характерной для современных условий хозяйствования, можно рассматривать как сочетание регламентированной и инновационной составляющей. При этом сам труд - это процесс преобразования ресурсов в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Результат

инновационного труда не имеет какой-либо зависимости от длительности, темпа труда. Этот результат определяется, прежде всего, творческими способностями, в частности, к данному виду деятельности, условиям для их реализации и мотивацией.

Учет трудовых ресурсов на предприятии подразумевает как общие, так и индивидуальные характеристики работников. Общие характеристики подразумевают количественную информацию:

- об общей численности (списочной, средней, явочной) сотрудников;

- о структуре персонала по специальностям, возрастной структуре, структуре по полу;

- о соответствии состава работников требуемой специализации, текучести кадров, коэффициентах приема и т.д.

Качественные характеристики предполагают как коллективные оценки (психологический климат в коллективе, национальный состав и т.д.), так и индивидуальные характеристики: квалификации, опыта, здоровья, социальных признаков.

Рыночная экономика требует и оценки рыночной стоимости работников, а также учета изменения этой стоимости в результате роста квалификации. Другими словами, для успеха работы современные предприятия в условиях рынка должны вести учет человеческого капитала и его изменений, что давно имеет место в практике экономически развитых стран. Внедрение такого учета в отечественную практику сопряжено с рядом сложностей. В первую очередь, к ним следует отнести отсутствие навыков такого учета и не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.