Научная статья на тему 'Проблемы оборонно-промышленного комплекса России в условиях рыночной экономики'

Проблемы оборонно-промышленного комплекса России в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3156
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНВЕРСИЯ / ПРОДУКЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / THE DEFENSIVE-INDUSTRIAL COMPLEX / MARKET / MARKET ECONOMY / REFORMING / NATIONAL ECONOMY / ECONOMIC CONDITIONS / MILITARY-ECONOMIC POTENTIAL / CONVERSION / CIVILIAN PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковбаса Н. А.

Статья посвящена анализу современного состояния оборонно-промышленного комплекса России в рыночной экономике, а также определению основных проблемных вопросов деятельности комплекса, приобретенных в период его реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEFENSIVE-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

The article is devoted to the analysis of a current state of the defensive-industrial complex of Russia in market economy, and also to definition of the basic problem questions of activity of the complex, got in its reforming.

Текст научной работы на тему «Проблемы оборонно-промышленного комплекса России в условиях рыночной экономики»

ПРОБЛЕМЫ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ковбаса Н.А., к.э.н., доцент - профессор кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности АЭБ МВД России

Статья посвящена анализу современного состояния оборонно-промышленного комплекса России в рыночной экономике, а также определению основных проблемных вопросов деятельности комплекса, приобретенных в период его реформирования.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, рынок, рыночная экономика, реформирование, национальная экономика, экономические условия, военно-экономический потенциал, конверсия, продукция гражданского назначения.

PROBLEMS OF THE DEFENSIVE-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

Kovbasa N., Ph.D., Senior Lecturer - Professor of tax control and audit of financial-economic activity AEB Russian Interior Ministry

The article is devoted to the analysis of a current state of the defensive-industrial complex of Russia in market economy, and also to definition of the basic problem questions of activity of the complex, got in its reforming.

Keywords: the defensive-industrial complex, market, market economy, reforming, national economy, economic conditions, military-economic potential, conversion, civilian production.

Оборонно-промышленный комплекс обладает определенной спецификой, предопределяющейся его значением для российского государства. Однако его, прежде всего, целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть экономики России, являющуюся важным элементом эффективного функционирования государства.

Такое положение ОПК занимает не только потому, что обеспечивает военную безопасность государства, но и, что не менее важно, участвует в формировании стабильного экономического развития, и, следовательно, является необходимым звеном обеспечения национальной безопасности в целом.

Переход России к рыночной экономике и последующий процесс многолетней перестройки и адаптации всех отраслей российского хозяйства повлек за собой ряд явлений, сказавшихся на оборонной сфере в большей степени отрицательно, что поставило государство перед необходимостью преодоления всевозможных преград в сфере функционирования оборонно-промышленного комплекса России.

Такими проблемно-ориентированными становятся ряд направлений, представленных на рисунке 1.:

В процессе экономической реформы были сделаны определенные шаги к насыщению рынка потребительских товаров. Предприятия оборонного комплекса встали «на рельсы» конверсии, правительство Российской Федерации стимулирует перспективные предприятия, делает «вливания» в промышленность, предпринимает шаги по ускорению структуризации рынка потребительских товаров.

По своему отраслевому составу ОПК делится на несколько основных отраслей, представленных на рисунке 2.

Но кроме военной продукции, предприятия оборонно-промышленного комплекса производят продукцию гражданского назначения. Большая часть холодильников, магнитофонов, вычислитель-

ной техники, пылесосов и стиральных машин России производилась на предприятиях военно-промышленного комплекса. А телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и швейные машины выпускались только на военных заводах.

Таким образом, военно-промышленный комплекс концентрирует производство более сложной продукции.

Такое положение в ОПК вызывает к жизни две равновозможные тенденции.

Первая - наличие акционерных обществ позволяет более эффективно использовать преимущества рыночной экономики. Однако низкий уровень капитализации большинства оборонных предприятий РФ снижает заинтересованность инвесторов во вложении своих средств в их развитие, существует опасность поглощения данных предприятий более сильными конкурентами.

Второй равновозможной тенденцией при такой структуре ОПК является возрастающий риск того, что эти предприятия просто перестанут быть стратегически значимыми для обеспечения военноэкономической безопасности страны.

Экономические условия работы оборонных предприятий практически уравнены с функционированием предприятий других отраслей. ГОЗ не выступает задающим генератором экономического развития ОПК: помимо относительно гарантированного бюджетного финансирования, он дает право только на 40% авансирования, повышенную до 25% рентабельность, освобождение от земельного налога, а при проведении НИОКР - исключение НДС.

Состояние ОПК таково, что простое увеличение объёмов финансирования не сопровождается организационно-экономическими мерами по повышению эффективности его работы.

Анализ структуры предприятий ОПК показывает, что значительная часть их относится к корпоративной форме собственности

- акционерным обществам с различной долей участия государства.

1 — стратегических Г ” — научно- — информационного

обеспечения и

исследований развития обороннопромышленного □ методического обеспечения мобилизационной * информационных технологий (Главный вычислительный

потенциала; подготовки; центр);

— маркетинга и международной коммерческой информации.

— комплексных технико-экономических исследований, структур но-инвестиционной политики и экономической безопасности ОПК;

— проблем внебюджетного нвестирования, экспер тизы конверсионных роектов, организации и нализа сотрудничества с зарубежными странами;

Рис. 1 Перечень основных кризисных направлений деятельности российского ОПК в условиях перехода к рыночной экономике

Военно-промышленный комплекс (ВПК) России - это система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК (военно-промышленный комплекс) используются также термины "военная промышленность" и "оборонная промышленность". В состав ВПК входят:

научно-исследовательские организации (их задача - теоретические разработки);

конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы (опытные образцы) оружия;

испытательные лаборатории и полигоны, где происходит, во-первых, "доводка" опытных образцов в реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;

производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск оружия.

Рис. 2 Состав оборонно-промышленного комплекса

Несмотря на некоторую стабилизацию и рост производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, в функционировании ОПК можно отметить ряд негативных тенденций:

1. В связи с практическим отсутствием за годы реформ инвестиций в основной капитал установилась негативная тенденция старения производственного оборудования и увеличения износа основных фондов в промышленности, что сдерживает решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции. В общем; объеме парка оборудования оборудование с возрастом свыше 20 лет составляет 80%, а до 10 лет - менее 20%. Износ производственной базы ОПК в разных отраслях составляет от 60% до 82%, не обновляется станочный парк и стендовая база, многие сооружения и инженерные коммуникации разрушаются и требуют капитального ремонта. По некоторым экспертным оценкам, на техперевоору-жение предприятий комплекса необходимо 25 трлн. рублей на 10 лет, то есть 2,5 трлн. рублей ежегодно, когда как сегодня выделяется не более 200 млн. рублей в год.

2. Наряду с этим до сих пор после резкого падения объемов производства в постсоветский период существует большое количество незагруженных мощностей.

3. Сохранилась тенденция к переходу на критический уровень объема производства многих видов военной продукции. Ряд предприятий ОПК полностью перепрофилированы на выпуск гражданской продукции, другие «теряют свои позиции на рынке оборонной продукции».

4. Сохраняется низкая инновационная активность предприятий ОПК: доля НИОКР в общем объеме работ предприятий ОПК составляет всего лишь 10%, что на фоне старения производственного оборудования и износа основных фондов, препятствует модернизации и повышению эффективности предприятий, решению проблемы повышения конкурентоспособности их продукции.

5. Медленно идут процессы снижения затрат всех видов ресурсов, уровни ресурсоемкости на предприятиях ОПК превышают не только соответствующие показатели развитых стран, но и других предприятий промышленности России. На процесс снижение затрат негативно влияет постоянный рост цен на комплектующие, материалы, сырье.

6. Обострилась кадровая проблема. Численность занятых в оборонной промышленности составляет 23,5% от общей численности работающих по стране. Непосредственно ВВТ производят примерно 2 млн. человек. В наше время значительное число предприятий ВПК страдают от скрытой безработицы. Комплексно ухудшился и качественный состав рабочей силы. Таким образом, средний возраст работника является 43 года (а в НИИ и КБ - 45 лет). Около 16% от общего числа персонала составляет молодежь до 30 лет. Является высоким процент работающих женщин- 52% и пенсионеров - 11,5% (в НИИ и КБ - 12,5%).

7. В современных условиях на уровне субъектов Российской Федерации крайне слабо развита нормативно-правовая база, призванная обеспечивать эффективное функционирование предприятий и организаций ОПК. Отсутствует полная ясность о стратегии решения вопроса разграничения полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в отношении управления предприятиями оборонного промышленного комплекса.

Таким образом, требуются меры, которые закрепили бы достигнутый рост и стимулировали дальнейшее развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса1.

Проведенный анализ экономической ситуации позволил выявить ряд негативных факторов, повлиявших на упадок многих предприятиях ОПК.

С одной стороны - это резкое снижение расходов на военные нужды, объема и уровня фактического финансирования государственного оборонного заказа, разрушение хозяйственных связей между предприятиями смежниками и отсутствие на первом этапе реформ нормативно-законодательной базы по реформированию предприятий оборонно-промышленного комплекса. С другой стороны - это нарастание внутренней и зарубежной конкуренции на рынке товаров народного потребления, рост цен на энергоносители, падение покупательной способности населения, кадровая проблема на предприятиях ОПК.

Следствием влияния указанных выше факторов явилась кризисная ситуация на многих предприятиях комплекса, выразившаяся в падении объемов производства до критического уровня (особенно по военной продукции). Как результат массовые банкротства многих предприятий комплекса, либо их перепрофилированные на выпуск гражданской продукции.

Главная проблема ОПК, однако, заключается в скудном финансировании. Мизерное финансирование поставило научные и конструкторские организации ОПК в очень тяжелое положение, за которым следует потеря воспроизводственного потенциала, особенно по высокотехнологичным образцам ВВТ. Его восстановление потребует впоследствии существенно больших средств, чем его поддержание на текущем уровне.

Ухудшения финансового положения оборонных предприятий привело к резкому устареванию оборудования. На самом деле, недостаточный уровень капиталовложений в перевооружение техники функционирующих и мобилизационных мощностей ведут к их быстрому моральному и физическому старению, что в ближайшее время, несомненно, скажется на способности производить современное вооружение и военную технику. Широкое распространение и использование устаревших технологий характерно для экономики России. Их доля превышает 80% используемого технологического потенциала.

Современное состояние, проблемы и тенденции развития обо-

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.07.2007 №180 «Об утверждении порядка реализации государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы»

Рис. З Целевые функции ОПК в условиях рыночной экономики

ронно-промышленного комплекса представляется целесообразным рассматривать с точки зрения выполнения им основных целевых функций (рисунок 3).

На современном этапе необходимо оценить реальные возможности оборонно-промышленного комплекса России, его технологические, экономические и организационные проблемы. В свете вышесказанного, а также исходя из авторского анализа возможностей увеличения уровня безопасности за счет максимального использования военно-экономического потенциала российского ОПК, рассматриваемую категорию необходимо подразделить на следующие составляющие группы:

1. трудовой потенциал;

2. научно-технический потенциал;

3. природно-ресурсный потенциал;

4. производственный потенциал.

Данные категории необходимо рассматривать с точки зрения двух методологических подходов:

■ оценка ресурсов, которыми располагает национальная

экономика;

■ определение вероятного экономического результата в

процессе применения всей массы ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

При сравнении полученных результатов таких оценок с данными опроса Всероссийского научно-исследовательский института межотраслевой информации (рисунок 4), получено подтверждение гипотезы, определяющей, что предпринимаемые правитель-

ством меры, хоть и воздействуют на современное состояние российского ОПК, но в полной мере не обеспечивают потребностей современной рыночной экономики в защите от угроз военно-экономической безопасности.

Данные вывод предопределил дальнейшую необходимость оценки экономических угроз и рисков безопасности хозяйствующих субъектов оборонно-промышленного комплекса в целях улучшения механизмов обеспечения военно-экономической безопасности.

Фактически же в отраслях оборонной промышленности сокращение общего объема производства продукции на конверсируемых предприятиях составило 11 проц. Удельный вес гражданской продукции в общем объеме выпуска конверсируемых предприятий составляет около трех четвертей.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы экономической безопасности в сфере оборонной промышленности в настоящее время являются недостаточно исследованными, поэтому необходимо продолжение научного поиска, результаты которого позволят выработать и реализовать военно-экономическую политику государства в условиях существующих жестких экономических ограничений. Здесь, в частности, необходимо выявить оборонные аспекты экономической безопасности, определяющие, как отражаются ее состояние и наметившиеся тенденции на экономическом обеспечении военной безопасности, прежде всего на военноэкономическом потенциале, на осуществлении экономической мобилизации. Кроме этого, необходимо определение эффективной

U Количество проголосовавших о состоянии ОПК по данным на 2010 год В Количество проголосовавших о состоянии ОПК по данным на 2009 год

Рис. 4 Сравнительная характеристика оценок современного состояния ОПК

доли ВВП, направляемого на удовлетворение потребностей воинских потребителей, при которой не только обеспечивается военная безопасность государства, но и оказывается положительное влияние на национальную экономику в целом.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

2. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 05.05.2010 № 78-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 26.06.2008 № 103-Ф3) / / СПС Консультант Плюс: Версия Проф

4. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета - Федеральный выпуск №4912 от 19 мая 2009 г.

5. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В., Мошкин А.С. Военно-экономическая составляющая безопасности страны. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2008, 211 с.

6. Ракита Е.Н. «Организационно-экономические основы военно-экономической безопасности государства»: монография / МВД России, Санкт-Петербургский университет, 2008 г.

7. Главные события // Российское военное обозрение октябрь 2009 г. № 10 (69) с. 2

8. Назаров В.Н. Активизировать взаимодействие в интересах укрепления национальной безопасности ВоенноФилософский Вестник 2008. №2 (02) с. 64 - 67

9. Наша стратегия - конкурентоспособность. Интервью генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрея Реуса // Военный парад январь - февраль 2010. № 1 (97)

10. Приоритеты развития Вооруженных Сил России. Из послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию // Военный парад ноябрь - декабрь 2009. № 6 (96)

11. Путилин В.Н. Основные направления укрепления экономической безопасности и повышения эффективности оборонной промышленности / Независимое военное обозрение 2008-01-25 http:/ /nvo.ng.ru/concepts/2008-01-25/6_zapad.html

12. Информационное агентство ТС ВПК — мониторинг текущего состояния и анализ перспектив развития оборонно-промышленного комплекса России http://www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w3.cgi/CMS/ Item/index

13. Начало совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 26 октября 2009 года / Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/transcripts/ 5825

14. Официальный сайт Департамента развития обороннопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/ministry/ dep/copy_of_sample

15. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/

16. Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/

17. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ») www.vimi.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Гобечия Т. З., научный сотрудник НИИ Развития профессионального образования при Департаменте Образования г. Москвы

В настоящее время трикотажное производство является одной из основных отраслей легкой промышленности. В статье проведен комплексный анализ современного состояния и основных тенденций развития российского рынка трикотажных изделий.

Ключевые слова: трикотажное производство, легкая промышленность, динамика, статистический анализ

THE BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF KNITTED PRODUCTS

Gobechija T., Scientific Research Institute of the Development of Vocational Education under the Department of Education of Moscow

Now knitted manufacture is one of the basic branches of light industry. In article the complex analysis of a current state and the basic tendencies of development of the Russian market of knitted products is carried out.

Keywords: knitted manufacture, light industry, dynamics, the statistical analysis

Россия входит в десятку крупнейших стран-производителей трикотажного полотна и трикотажных изделий в мире и занимает седьмое место по объему производства. Трикотажная промышленность включает в себя производство бельевого, верхнего и технического трикотажа, перчаточных изделий, головных уборов, шарфов, а также изделий промышленного и медицинского назначения. В производстве трикотажных изделий используется широкий ассортимент нитей из хлопка, шерсти и химических волокон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение объемов выпуска продукции российской трикотажной отрасли во многом зависит от платежеспособного спроса населения и конкурентоспособности отечественной продукции. В целом российская трикотажная отрасль является динамичной и перспективной. Однако динамичное развитие мирового рынка и развитие конкуренции обуславливает необходимость постоянного развития предприятий отрасли и обеспечение новых конкурентных преимуществ. В условиях современной торговли важным фактором, обеспечивающим конкурентные преимущества продукции на рынке, является логистическая составляющая.

Объем производства трикотажных изделий по РФ составил в 2010 году 136 млн. штук, что на выше показателей в 2009 году. На рис. 1 представлена динамика производства трикотажных изделий за 2005-2010 гг.

Рис. І Динамика производства трикотажных изделий за 2005-20І0 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.