Научная статья на тему 'Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов -психологов'

Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов -психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1507
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ САМОПОЗНАНИЯ / СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ САМОПОЗНАНИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМОПОЗНАНИЯ / PERSONAL SELF-KNOWLEDGE / PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE / FUNCTIONS OF SELFKNOWLEDGE / STRUCTURE AND CONSISTENT PATTERNS OF SELF-KNOWLEDGE / EMPIRICAL PERSONAL SELFKNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Инесса Леонидовна

Дается обоснование понятий « личностное самопознание» и «профессиональное самопознание», проводится анализ развития самопознания у студентов-психологов. Автором приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования личностного и профессионального самопознания студентов-психологов 2-4 курсов ТулГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELFKNOWLEDGE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

This article forms the rationale for the concepts of “personal self-knowledge ” and “professional self-knowledge ”, and gives the analysis of the development of self-knowledge of students-psychologists. The author shows the comparative results of empirical research of personal and professional self-knowledge of the students-psychologists in the 2 nd 4 th years of study in Tula State University.

Текст научной работы на тему «Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов -психологов»

EXAMINATION OF BIOGRAPHICAL REFLECTION IN LIFE CRISIS

M. V. Klementyeva

The author examined psychological circumstances of biographical reflection of adult men in the period of “midlife crisis ”. The correlation structure modeling indicated that the subscales of the “Biographical Reflection Test” were modeled with different solutions for the “midlife crisis” and “subjective well-being”, and proved the influence of a crisis life event on a type of biographical reflection.

Key words: biographical reflection, life crisis, confirmatory factor analyses

Klementyeva Marina Vladimirovna, candidate of psychological science, docent, do-madres@list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ -ПСИХОЛОГОВ

И.Л. Фельдман

Дается обоснование понятий « личностное самопознание» и «профессиональное самопознание», проводится анализ развития самопознания у студентов-психологов. Автором приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования личностного и профессионального самопознания студентов-психологов 2-4 курсов ТулГУ.

Ключевые слова: личностное самопознание; профессиональное самопознание; функции самопознания, структура и закономерности самопознания, эмпирическое исследование личностного самопознания.

Личностное самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Многие авторы выделяют следующие моменты: отражательную и социальную природу самопознания, познание человеком собственных качеств как субъекта деятельности и общения, наполнения содержанием самосознания, слияние субъекта и объекта познания. Е.М. Боброва (1989) в своей диссертационной работе дает определение самопознания, учитывающее все эти аспекты: «Самопознание— сложный, многоуровневый процесс познания себя как субъекта деятельности и общения, построение и коррекция образа Я, наполнение содержанием самосознания личности» [8, с.23].

Изучение самопознания идет в двух направлениях — изучение результативного и процессуального аспектов самопознания. Результативныйподход связан с анализом итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в построении представления о себе (образ «Я», Я- концепция). Большинство

ученых этого направления пытаются искать различные виды образов Я, классифицировать их, либо направляют свои усилия на поиск «измерений» (содержательных параметров) этого образа.

Процессуальный аспект самопознания предполагает изучение источников, механизмов, приемов и уровней развития самопознания. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнении, углублении, расширении и т.д. Этот аспект проблемы самопознания на сегодняшний день изучен меньше [11, с.282].

В психологической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость изучения, наряду с общими принципами и закономерностями развития самопознания личности, развитие профессионального самопознания, то есть осознания себя личностью в профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы берем за основу определение Н.Г. Рукавишниковой: «Профессиональное самопознание - процесс постепенного осознания человеком особенностей собственной личности как субъекта профессиональной деятельности, результатом которого является формирование профессиональных аспектов «образа Я»» [7, с. 6].

Актуальность исследуемой проблематики заключается в том, что без самопознания невозможно развитие личности. Кроме того, начало становления человека как профессионала происходит именно в студенческие годы. И если трудности, которые могут возникнуть в этом процессе, не будут своевременно решены, то в дальнейшем это может привести к серьезным проблемам в профессиональной деятельности.

Теоретической основой нашего исследования явились теории и рабо-ты:В.С.Агапова, В.Г. Маралова, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.К. Марковой, Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, У. Джемса, З. Фрейда, А. Адлера, Г. Юнга, Р. Ассаджоли, Ф. Перлза, К. Роджерса, К. Уилбера, Э. Эриксона, Дж. Мида, Г. Шихи, В.А. Бодрова, а также исследования А.И. Донцовой и Г.М. Белокрыловой, Т.А. Казанцевой и Ю.Н. Олейник, Г.Ю. Любимовой, Н.Г.Рукавишниковой и др..

В психологической литературе встречаются понятия самопознание и самопонимание.Опишем критерии, по которым можно различать самопознание и самопонимание.

1) Результатом самопознания оказываются новые знания, а самопонимания - новый смысл того, что человек уже знал о себе. В современной психологии самопознание обычно определяется как «вся сумма информации о себе, представленная в индивидуальном сознании». Существуют и более детализированные представления о сущности обсуждаемого феномена. Например, Я. Козелецкий считает, что самопознание - это «познавательная репрезентация самого себя, то есть та часть знания личности, которая содержательно относится к себе как к единому целому или к какому-нибудь аспекту этого целого» [3, с. 34]. Еще Б.Г. Ананьев отмечал, что од-

ним из главных источников самопознания является собственная деятельность субъекта.

2) Способ получения нового - основанием различения самопознания и самопонимания по данному критерию оказывается тип вопросов, которые мы задаем, познавая или понимая себя.

Познавая себя, субъект получает знания путем ответа на констатирующие вопросы типа: «Какой я?», или «Что я знаю о себе?». С точки зрения психологического анализа самопознания важна временная обращенность вопросов. Последние могут относиться к прошлому (каким я был несколько лет назад?), настоящему (что я представляю из себя сегодня?) и будущему (каким я буду, когда вырасту или вернусь из армии?)

В процессе самопонимания мы отвечаем на вопросы другого типа -причинные: «зачем я так поступил?», «Почему этот человек мне не симпатичен?». Причинное знание по своей сути есть отражение углубления в сущность предметов и явлений, и потому оно никогда не оставляет прежней психику получающего это знание субъекта. Не удивительно, что, понимая что-то во внешнем мире, мы и углубляемся в себя, и возвышаемся над собой [2, с. 180].

3) Источник информации - разные составляющие собственной личности и отношений с другими людьми. При самопознании и самопонимании, пытаясь получить новые сведения о себе, человек обращается к разным сторонам собственной личности. Обоснование этой точки зрения, в частности, можно найти в теории У. Джемса о двух составляющих личности. Согласно ему, личность разделена на две важнейшие структуры: «Я-познающее» и «Я-познаваемое». «Я-познающее» - это субъективная составляющая познания человеком мира и себя в мире. Иначе говоря, это тот аспект личности, который организует и интерпретирует наш опыт. «Я-познаваемое» представляет собой совокупность всего того, что человек называет своим: материальные проявления его сущности (тело, собственность), социальные отношения, роли, личность и духовные характеристики (сознание, мысли и пр.) В каждый отдельный момент «Я-познающее» осознает реальность, мир вокруг и внутри себя, а «Я-познаваемое» является тем объектом, на котором фокусируется внимание «Я-познающего». Человеческое существование приобретает осмысленную цель только тогда, когда порождается смысл «Я-познаваемого», когда оно становится понятным, «прозрачным» для субъекта. Как следует из изложенного, формирование и развитие самопознания в большей степени соответствует «Я-познающему», а самопонимания - «Я-познаваемому» [3].

В качестве основных функций личностного самопознания субъекта нами выделены и рассматриваются: адаптационная, аналитическая, эмоционально-оценочная, мотивирующая, регулирующая, интегрирующая. Функции личностного самопознания многообразны и взаимосвязаны, их система определяет особенности самопознания субъекта[10].

Самопознание имеет свои закономерности развития и структу-ру.Основными составляющими личностного и профессионального самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, рефлексия, самооценка, самопрогнозирование, самокритика [9].

К наиболее общим закономерностям самопознания относятся:

- степень осознанности-неосознанности;

- целенаправленность самопознания как осознанного процесса;

- разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного

пути;

- принципиальная незавершенность самопознания.

Кроме общих закономерностей самопознания выделяют и некоторые специфические особенности самопознания, которые дополняют его целостную картину.

Во- первых, самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я - другие». На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я - Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. При этом следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения. М.В.Клементьевой описан смысл понятия «ресурс развития», который идет на протяжении всей жизни [4].

Во-вторых, интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интроверсия. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии - интро-версии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.

В -третьих, разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не сводятся. Способности к самопознанию - это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. Для развития способности к самопознанию необходимо формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания, таким как навыки самонаблюдения, самоанализа, самомоделирования и др.Нами было прове-

дено исследование студентов- медиков подтверждающее данные положения [12, с. 404-412].

Результатами самопознания являются система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я - концепцию, и система само-отношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции [6].

На младших курсах обучения получает реализацию существенный для многих студентов мотив поступления на факультет психологии -стремление к самопознанию. К третьему курсу этот процесс углубляется и достигает значимых проявлений. При этом познание самого себя происходит через сопоставление своего реального и идеального «Я» в представлении студента, а не на основе сравнения собственных представлений с восприятием себя другими людьми. Со 2-го по 4-ый курс возрастает осознание цели психологической деятельности, осознание профессионального эталона, стремление к профессиональному самопознанию и саморазвитию. Происходит значительное снижение эмпатии, а также рост уровня их экстернальности. Студенты 4-го курса не видят себя вне психологии, говорят о ее значимости для самопознания и личностного роста, однако недостаточно хорошо осознают практическую сторону своего будущего профессионального труда. Психология выступает для них скорее просто как интересное занятие [5].

Выборкой для проведения исследования явились 67 студентов специальности «Психология» Тульского государственного университета со 2го по 4-ый курсы в возрасте от 18 до 21 года женского и мужского пола.

Эмпирическое исследование было проведено по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла и по методике диагностики профессионального самопознания Н.Г. Рукавишниковой, адаптированной нами для психологов [7].

В результате мы получили, что лучше всего цель психологической деятельности, состоящую в том, чтобы стремиться к профессионализму, достижению мастерства; содействовать проявлению индивидуальности клиента, достижению им инсайта и развитию его личности; оказать первичную помощь клиенту, а дальнейшие консультации назначать только в случае надобности, осознают студенты 4-го курса (78 % положительных ответов).А осознание цели психологической деятельности студентами 2-го и 3-го курсов находится на одинаковом и чуть менее значимом уровне выраженности (67 % положительных ответов).

Осознание мотивов выбора психологической профессии, а именно любовь к своему предмету, мнение о том, что из них получится хороший психолог, и мечта с детства стать психологом, представлено на одинаковом уровне у студентов 2-го и 3-го курсов (72 %, а к 4-му курсу оно немного снижается (69 % положительных ответов).Осознание мотивационного потенциала профессии, который заключается в расширении круга знаний,

предоставлении возможности познать внутренний мир другого человека, чувствовать собственную необходимость людям в плане оказания им психологической помощи, а также удовлетворении высших человеческих потребностей - в росте, развитии и совершенствовании собственной личности является равнозначным для студентов 2-го и 3-го курсов (71 % положительных ответов), а у студентов 4-го курса оно чуть менее значимо (67 % положительных ответов).

Осознание социальной значимости психологической профессии, состоящую в том, что личность психолога оказывает влияние на формирование личности клиента и, следовательно, на психолога возложена ответственность за диагностику, коррекцию и психологическую работу с людьми, наиболее свойственно студентам 4-го курса (62 % положительных ответов), а студентам 2-го и 3-го курсов оно присуще в значительно меньшей степени (59 % положительных ответов). У студентов 2 курса самый маленький процент положительных ответов наблюдается именно по 4-ому блоку «Осознание социальной значимости психологической профессии». Однако все без исключения испытуемые считают, что психолог несет ответственность за диагностику, коррекцию и психологическую работу с клиентами. Что касается студентов 3 курса, то большинство из них думают, что психолог несет ответственность за диагностику, коррекцию и психологическую работу с клиентами; личность психолога оказывает влияние на формирование личности клиента, однако психолог не несет полной ответственности за то, каким будет клиент после его консультации.

Осознание динамики мотивов психологической деятельности, проявляющуюся в том, что за годы обучения в вузе отношение большинства испытуемых к профессии психолога улучшилось в связи с пониманием ими того, что они обладают достаточным уровнем психологических умений и способностей, и сложившегося мнения, что профессиональная деятельность сможет удовлетворить практически все их потребности более всего, хотя и в равной мере, прослеживается у студентов 2-го и 3-го курсов (76 % положительных ответов), а у студентов 4-го курса оно менее выражено (73 % положительных ответов).

Профессиональный эталон (а именно: создание благоприятного психологического климата и работа с клиентом в атмосфере сотрудничества; умение применять полученные теоретические знания на практике, находить индивидуальный подход к каждому; рациональное распределение сил между профессиональной и личной жизнью; самообразование) лучше всего осознают студенты 3-го курса (82 % положительных ответов), второе место по степени его осознания занимают студенты 4-го курса (80 % положительных ответов) и на третьем месте находятся студенты 2-го курса (78 % положительных ответов). По критерию Стьюдента между 2-ым и 3им курсами по данному блоку наблюдается значимое различие (р < 0,01).

Более всего удовлетворены успехами в овладении психологической

профессией, т.е. уверены в том, что правильно сделали свой профессиональный выбор и будут получать большое удовлетворение от своего труда; не имели затруднений во время прохождения педагогической практики в организации работы и в общении с людьми; намерены после окончания вуза работать по специальности студенты 4-го курса (70 % положительных ответов), далее следуют студенты 3-го курса (69 % положительных ответов) и на последнем месте располагаются студенты 2-го курса (68 % положительных ответов). Все без исключения студенты 2-го курса в той или иной степени удовлетворены своим профессиональным выбором. Большинство испытуемых полагают, что, работая психологами, они будут получать большое удовлетворение от своего труда, смогут стать мастерами своего дела, после окончания вуза собираются работать по специальности и считают, что обладают всеми качествами, необходимыми для успешной работы психолога. Большинство испытуемых 3-го и 4 курса полностью удовлетворены своим профессиональным выбором и считают, что они обладают всеми качествами, необходимыми для успешной работы психолога; после окончания вуза собираются работать по специальности и уверены в том, что будут получать большое удовлетворение от своего труда. Практически все испытуемые во время педагогической практики не испытывали затруднений в организации работы и в общении с людьми. Кроме того, студенты 4 курса удовлетворены своим профессиональным выбором и думают, что смогут стать мастерами своего дела; после окончания вуза собираются работать психологами, однако не планируют начинать профессиональную деятельность в школе или психологическом центре в ближайшее время.

Стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному саморазвитию, что проявляется в анализировании собственной личности и деятельности с психологической точки зрения, старании развивать в себе знания, умения, качества личности, которых не достает им как будущим психологам, наличии мнения, что психологическая практика поможет лучше подготовиться к будущей профессии, наиболее характерно для студентов 4-го курса (75 % положительных ответов), студенты 3-го курса по данному блоку находятся на втором месте (73 % положительных ответов) и третье место занимают студенты 2-го курса (72 % положительных ответов).

Далее нами был проведен сравнительный анализ результатов по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла

Исходя из значений вторичных факторов следует, что по фактору Б1 «Низкая тревожность - Высокая тревожность» преобладают студенты 3-го курса, у которых наблюдается высокое значение (8,0 стен), тревога у них может быть ситуационной; возможна плохая приспособляемость, неудовлетворенность достигнутым. Далее следуют студенты 2-го (7,1 стен) и 4го курсов (6,7 стен), причем у тех и у других значения являются средними.

По критерию Стьюдента между 3-м и 4-м, а также между 2-м и 4-м курсами по данному фактору наблюдается довольно значимое различие (р <

0,01).

У студентов 2 курса между 7-м блоком «Удовлетворенность успехами в овладении психологической профессией» и фактором Б1 «Низкая тревожность - Высокая тревожность» выражены(-0,62). С возрастанием удовлетворенности успехами в овладении психологической профессией уровень тревожности падает, а с убыванием - падает. Если студента устраивают его результаты и достижения в овладении профессиональной деятельностью, то он меньше тревожится о своем будущем.

По фактору Б2 «Интраверт - Экстраверт» выделяются студенты 4-го курса, у которых отмечается высокое значение (7,9 стен), следовательно, они направлены на внешний мир, хорошо устанавливают и поддерживают социальные контакты. Затем располагаются студенты 3-го курса (5,7 стен) и 2-го курса (5,2 стен), значения которых относятся к средним. По критерию Стьюдента между 3-м и 4-м курсами по данному фактору наблюдается довольно значимое различие (р < 0,01); между 2-м и 4-м курсами - максимально значимое различие (р=0,0003).

По фактору Б3 «Сензитивность - Реактивная уравновешенность» показатели по всем курсам являются средними и среди них на первом месте находятся студенты 3-го курса (4,8 стен), то есть у них более всех прослеживается тенденция к стабильности, жизнерадостности, предприимчивости, склонности не замечать тонкостей жизни, ориентированности на очевидное, явное. Возможны трудности из-за слишком поспешных действий, без достаточного взвешивания. На втором - студенты 4-го курса (4,7 стен) и на третьем - студенты 2-го курса (4,1 балла).

У студентов 4 курса между 4-м блоком «Осознание социальной значимости психологической профессии» (по методике Н.Г.Рукавишниковой) и фактором Б3 «Сензитивность - Реактивная уравновешенность» выявлены значимые корреляции (-0,57). Чем больше уровень сензитивности, то есть чувствительности, утонченной эмоциональности, тем лучше студент осознает социальную значимость психологической профессии. С другой стороны, реактивная уравновешенность, то есть неумение замечать тонкостей жизни, возникновение трудностей из-за слишком поспешных действий, без достаточного взвешивания, снижает уровень осознания социальной значимости психологической профессии.

Также у студентов 4 курса между 5-м блоком «Осознание динамики мотивов психологической деятельности» и фактором Б3 «Сензитивность -реактивная уравновешенность» выявлены значимые корреляции (- 0,66). Чем больше уровень сензитивности (чувствительность, утонченная эмоциональность), тем более студенты осознают динамику мотивов психологической деятельности, которая заключается в том, что за годы обучения в вузе отношение большинства испытуемых к профессии психолога улуч-

шилось, они еще более убедились в правильности сделанного выбора и считают, что психологическая профессия лучше всех других, и она сможет удовлетворить практически все их потребности. И, напротив, с возрастанием реактивной уравновешенности, а именно неспособности улавливать тонкости, мельчайшие детали, отсутствия взвешенности в оценках, снижается осознание динамики мотивов психологической деятельности.

По фактору Е4 «Конформность - Независимость» показатели по всем курсам также принадлежат ксредним и среди них вначале следуют студенты 2-го курса (6,5 стен), которые более остальных стремятся к независимости, смелости, хваткости, сообразительности, а затем студенты 3-го и 4-го курсов, значения которых являются одинаковыми (5,0 и 5,0 стен). По критерию Стьюдента между 2-м и 3-м, а также между 2-м 4-м курсами по данному фактору наблюдается минимально значимое различие (р < 0,05).

По фактору C «Слабость Я - Сила Я» у студентов 2-го и 3-го курсов наблюдается впадина, хотя значение и является средним (5 стен), то есть у них может проявляться эмоциональная неустойчивость, подверженность влиянию чувств, импульсивность; переменчивость в настроениях, неустойчивость в интересах; беспокойство, утомляемость. А у студентов 4-го курса выраженных особенностей по данному фактору нет. По критерию Стьюдента между 3-м и 4-м, а также между 2-м и 4-м курсами по данному фактору наблюдается максимально значимое различие (р=0,001).

По фактору E «Конформность - Доминантность» у студентов 2-го и 3-го курсов отмечается пик, хотя значение относится ксредним (6 стен), то есть у них имеется тенденция к доминированию, самостоятельности, самоуверенности, независимости, настойчивости, упрямству, напористости, своенравию, жажде восхищения. У студентов 4-го курса по данному фактору выраженных особенностей не отмечается. По критерию Стьюдента между 3-м и 4-м, а также между 2-м и 4-м курсами по данному фактору наблюдается минимально значимое различие (р < 0,05).

По фактору Б «Сдержанность - Экспрессивность», хотя и среди средних значений, но у студентов 2-го курса и 3-го курсов прослеживается впадина, причем у студентов 2-го курса она больше (4 стена), чем у студентов 3-го курса (5 стен). Таким образом, очевидно, что студенты 2-го курса более склонны к проявлению благоразумия, осторожности, рассудительности в выборе партнера по общению; беспокойству о будущем, пессимистичности в восприятии действительности, сдержанности в проявлении эмоций, далее следуют студенты 3-го курса. А у студентов 4-го курса подобного не прослеживается. По критерию Стьюдента между 3-м и 4-м курсами по данному фактору наблюдается довольно значимое различие (р < 0,01); между 2-м и 4-м курсами наблюдается максимально значимое различие (р=0,001). У студентов 2 курса между 7-м блоком «Удовлетворенность успехами в овладении психологической профессией» (по методике

Н.Г. Рукавишниковой) и фактором Б «Сдержанность-экспрессивность» по

Кеттеллу выявлены значимые корреляции (0,61). Чем более студент склонен к эспрессивности, то есть энергичности, жизнерадостности, внешнему проявлению своих эмоций, разговорчивости, тем более он удовлетворен успехами в овладении психологической профессией. И, наоборот, сдержанность (необщительность, пессимистичность, подавление эмоций) препятствует получению радости от достигнутого.

По фактору О «Низкое супер-эго - Высокое супер-эго» у студентов всех рассматриваемых курсов наблюдаются впадины, хотя значения и являются средними, причем у студентов 2-го курса впадина больше (4 стена), а у студентов 3-го и 4-го курсов она меньше и имеет одинаковое значение (5 стен). Следовательно, у студентов всех курсов может проявляться потворство своим желаниям, непостоянство, подверженность влиянию случая и обстоятельств, неорганизованность безответственность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами и более всего такая тенденция выражена у студентов 2-го курса. По критерию Стьюдента между 2-м и 3-м курсами по данному фактору наблюдается минимально значимое различие (р < 0,05).

По фактору I «Харрия - Премсия» (или «Жесткость - Чувствительность») для студентов 2-го курса характерен ярко выраженный пик (8 стен), то есть они отличаются мягкосердечием, чувствительностью; стремлением к покровительству; богатством эмоциональных переживаний, склонностью к романтизму, художественному восприятию мира, развитыми эстетическими интересами, артистичностью, склонностью к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченной эмоциональностью. А у студентов 3-го и 4-го курсов выраженных особенностей по данному фактору нет.

По фактору р2 «Зависимость от группы - Самодостаточность» у студентов 2-го курса отмечается пик, хотя значение относится ксредним (7 стен), то есть прослеживается тенденция к независимости, ориентации на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение, а у студентов 3-го и 4-го курсов подобного не отмечается. По критерию Стьюдента между 2-м и 3-м курсами по данному фактору наблюдается минимально значимое различие (р < 0,05); между 2-м и 4-м курсами - довольно значимое различие (р < 0,01).

Исходя из значения фактора р3 «Низкое самомнение - Высокое самомнение» студенты 2-го курса являются более самолюбивыми, целенаправленными, волевыми, умеющими контролировать свои эмоции и поведение (6 стен), а для студентов 3-го и 4-го курса все перечисленные характеристики свойственны в меньшей степени (5 стен и 5 стен соответственно).

По фактору р4 «Низкая эго-напряженность - высокая эго-

напряженность», хотя и среди средних значений, у студентов 3-го и 4-го курсов наблюдается пик, причем у студентов 3-го курса он больше (7

стен), чем у студентов 4-го курса (6 стен). Значит, студенты 3-го курса более чем студенты 4-го курса стремятся к собранности, энергичности, напряженности, активности, несмотря на утомляемость, они более мотивированы. У студентов 2-го курса таких выраженных особенностей не прослеживается. По критерию Стьюдента между 3-м и 4-м курсами по данному фактору наблюдается минимально значимое различие (р < 0,05).

Таким образом, мы получили характеристики особенностей самопознания студентов психологов со 2 по 4 курс.

Все испытуемые со 2-го курса отметили, что поступили в психологический вуз, т.к. им нравилась профессия психолога. Кроме того, большинство из них считали, что смогут быть хорошими психологами. Все студенты 2-го курса полагают, что психологическая практика поможет лучше им подготовиться к будущей профессии. Большинство испытуемых постоянно стремятся к росту, совершенствованию собственной личности, развитию недостающих как психологу знаний, умений и качеств; задумываются о том, смогут ли в будущем стать хорошими психологами, стремятся к познанию себя как психолога; с достаточным интересом изучают как психологический предмет, так и другие гуманитарные дисциплины.

Большинство испытуемых с 3-го курса постоянно задумываются о том, смогут ли они в будущем стать хорошими психологами, стремятся к познанию себя как психолога и развитию в себе знаний, умений и качеств личности, которых им не достает как будущим психологам, стремятся к росту, совершенствованию собственной личности, уверены в том, что психологическая практика поможет им лучше подготовиться к их будущей профессии.

Большинство студентов 4-го курса стремятся к росту, совершенствованию собственной личности и считают, что психологическая практика поможет им лучше подготовиться к их будущей профессии. Также они стремятся к познанию себя как психолога, часто задумываются о том, смогут ли в дальнейшем стать хорошими специалистами; стараются развивать в себе знания, умения, качества личности, которых им не достает как будущим психологам; с более или менее выраженным интересом изучают как психологический предмет, так и другие гуманитарные дисциплины.

Полученные результаты могут быть положены в основу проведения спецпрактикумов, тренингов по углубленному развитию определенных качеств и свойств, спецкурсов по выбору студентов для развития у них личностного и профессионального самопознания.

Список литературы

1. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: монография. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. 488 с.

2. Буянова С.М. Представление о себе в самоописаниях: введение в проблему // Изв.ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. С.180-187.

3. Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №1. С. 31-41.

4. Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека //Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 2. С. 326-336.

5. Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 2002. № 2. С. 64-74.

6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

7. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 202 с.

8. Фельдман И.Л., Агапов В.С., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога: монография. Тула: Изд-во ТГПУ

им. Л.Н.Толстого, 2010.152 с.

9. Фельдман И.Л. Содержание, функции и механизмы профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов. Учебно-методическое пособие. М.: РУДН, МОСУ, 2004. 19 с.

10. Фельдман И.Л. Функции самопознания персонала в структуре социального капитала // Вестник МГАДА. М.: МГАДА, 2012. № 3(15). С.54-58.

11. Фельдман И.Л.Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я- концепции педагога// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 1. С.281-289

12. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента -медика // Изв. ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Вып. 1. С.404-412.

Фельдман Инесса Леонидовна, канд. психол. н., доц те$$а^еМтап(@,тш1.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELFKNOWLEDGE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

I.L. Feldman

This article forms the rationale for the concepts of “personal self-knowledge ” and “professional self-knowledge ”, and gives the analysis of the development of self-knowledge of students-psychologists. The author shows the comparative results of empirical research of personal and professional self-knowledge of the students-psychologists in the 2nd - 4th years of study in Tula State University.

Keywords: personal self-knowledge; professional self-knowledge; functions of selfknowledge, structure and consistent patterns of self-knowledge, empirical personal selfknowledge.

Feldman Inessa Leonidovna, candidate of psychology science, docent, inessa-feldman a jvail.ru,, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.