Научная статья на тему 'Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей'

Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1285
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМОПОЗНАНИЯ / СТУДЕНТЫБУДУЩИЕ ВРАЧИ / PERSONAL SELF-KNOWLEDGE / PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE / EMPIRICAL STUDY OF PERSONAL SELF-KNOWLEDGE / STUDENTS FUTURE MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Инесса Леонидовна

Рассматриваются некоторые аспекты личностного и профессионального самопознания, проводится анализ развития самопознания у студентов-медиков. Приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования личностного и профессионального самопознания студентовбудущих врачей младших и старших курсов медицинского института ТулГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE OF FUTURE MEDICAL WORKERS

This article reveals some aspects of personal and professional self-knowledge and analyzes the evolution of self-knowledge among medical students. The author reports the comparative results of the empirical study of personal and professional self-knowledge among future medical workers, junior and senior undergraduate students of the Medical School of Tula State University.

Текст научной работы на тему «Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей»

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE BIOGRAPHICAL REFLECTION IN NORMAL AND PATHOLOGICAL CONDITIONS (BASED ON THE COMPARISON WITH THE RESULTS OF SCHIZOPHRENIA PATIENTS)

M.V. Klementyeva, S.I. Kuznezova

The authors examined the psychological circumstances of biographical reflection with schizophrenia patients. The correlations structure modeling indicated that the subscales of the "Biographical Reflection Test" were modeled with different solutions for mentally healthy and schizophrenia patients. The biographical reflection has an impact on the meaningfulness of life mainly via psychic health of people - the schizophrenics do not use the reflection in meaningfulness of life.

Key words: biographical reflection, meaningfulness of life, schizophrenia

Klementyeva Marina Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, do-madres@ Jisl.ru, Russia, Tula, Tula State University.

Kuznezova Sofia Igorevna, specialist, domadres@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

И.Л.Фельдман

Рассматриваются некоторые аспекты личностного и профессионального самопознания, проводится анализ развития самопознания у студентов-медиков. Приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования личностного и профессионального самопознания студентов- будущих врачей младших и старших курсов медицинского института ТулГУ.

Ключевые слова: личностное самопознание; профессиональное самопознание;

эмпирическое исследование личностного самопознания, студенты- будущие врачи.

Одной из существенных проблем образования, на наш взгляд, является формирование необходимого уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, где ведущее место должно занимать профессиональное самопознание. Как и для формирования любой другой структуры личности, для профессионального самопознания существуют свои сензитивные периоды. Одним из первых крупных периодов является время обучения в вузе. Именно в это время будущий специалист усваивает категориально-понятийный аппарат своей науки и приобретает необходимые знания и умения, позволяющие студенту осознавать свою некоторую принадлежность к профессиональному сообществу.

Мы полагаем, что на сегодняшний момент недостаточно изучена роль профессионального самопознания студентов в процессе формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, их психо-лого-акмеологические резервы и потенциальные возможности. Недостаточно учитываются личностные качества, способность к выделению и учёту своего «Я» (как профессионала в том числе), наличие адекватного образа будущей профессиональной деятельности, способности к самоанализу, самоактуализации, саморазвитию, самопроектированию на этапе обучения в вузе. В этой связи представляет исследовательский интерес структура и содержание профессионального самопознания будущих специалистов как фактора формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.

Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире [10, с. 351].

В психологической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость изучения наряду с общими принципами и закономерностями развития самопознания личности профессионального самопознания, т.е. осознания себя личностью в профессиональной деятельности (А.В.Захаров), в том числе в профессиональной деятельности специалиста ( В.С. Агапов, Е.М. Боброва, С.В. Васьковская, В.Н. Козиев, Л.М. Митина, В.П. Саврасов) [1; 2; 3;4].

Специальные исследования регулятивной роли самопознания в сфере профессионального труда проводились такими отечественным психологами, как Ю.Н.Кулюткин (1983), Г.С.Сухобская (1984), В.Д.Шадриков (1996) и др., но сам термин «профессиональное самопознание» появился относительно недавно [6, с.23].

Профессиональное самопознание аккумулирует не только понимание и принятие условий и требований конкретной деятельности, определенного образца профессионального поведения и отношений, но и познание и осмысление своей роли, задач и возможностей в избранной сфере социальных взаимоотношений. Оно основано на процессе познания личностью себя как субъекта деятельности, результативную сторону которого составляют профессиональные аспекты «образа Я» [7; 8; 9; 10].

В отечественной психологии вопросы профессионального самопознания затрагивались также в исследованиях перцептивно-коммуникативных способностей личности. В работах этого направления конкретизируется идея о том, что знания о себе и других носят печать профессиональной сферы, в которой человек занят (А.А. Бодалев, О.Г. Кукосян, И.А. Вишняков, Л.Н. Суетова). Предполагается также, что уровень самопознания оказывает и обратное действие на профессиональную сферу, т.е. влияет на ре-

гуляцию и успешность профессиональных действий. Однако этот аспект проблемы исследован недостаточно [1; 6].

В своей работе мы используем определение, данное Н.Г. Рукавишниковой (1999): профессиональное самопознание - процесс постепенного осознания человеком особенностей собственной личности как субъекта профессиональной деятельности, результатом которого является формирование профессиональных аспектов «образа Я» [5, с.6].

Профессиональное самопознание - это сложный процесс, развернутый во времени, многоступенчатый и связанный с самыми разнообразными переживаниями. Его условно можно разделить на два уровня. На первом уровне самопознание осуществляется через различные формы соотнесения себя с другими людьми. На втором уровне субъект анализирует свои профессиональные успехи, соотнося их со своими собственными достижениями в прошлом. Оценивая себя и свои поступки с точки зрения других и самого себя, будущий специалист получает представление о своей сущности, своем «профессиональном Я». Через это социальное «зеркало» он усваивает свою профессию, совершенствует свое мастерство и познает себя как специалиста.

Экспериментальной базой исследования послужили студенты медицинского института ТулГУ. Выборку составили 60 учащихся обоего пола в возрасте 17 - 27 лет, из которых были сформированы две группы. Первая группа - это студенты, обучающиеся на младших курсах (I, II курсы), в количестве 30 человек. Вторую группу составили студенты старших курсов (IV - VI курсы) в количестве 30 человек.

Программа эмпирического исследования представлена следующими методиками:

1. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности (Карпов А.В.).

2. Методика диагностики профессионального самопознания врача (адаптированная нами).

3. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

4. «Шкала субъективного благополучия».

5. «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов - Бульман).

6. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

7. «Тест-опросник уровня субъективного контроля» (В. В. Бажен, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд).

8. «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин).

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе тестирования

по «Методике диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности» показал следующее.

Средний балл по методике диагностики рефлексивности в группе студентов, обучающихся на старших курсах (134,8) значительно превышают баллы, полученные студентами младших курсов (109,3).

Выделяют три вида рефлексии:

1) Ситуативная рефлексия - обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, способность субъекта соотносить свои действия с ситуацией и координировать их (полученные результаты практически одинаковы по всем курсах ).

2) Ретроспективная рефлексия - склонность к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий

3) Перспективная рефлексия - анализ предстоящей деятельности, поведения, планирование и прогнозирование своего поведения

У студентов старших курсов рефлексивность развита на среднем уровне. Это говорит о том, что учащимся хорошо удаётся воспринимать собственной психическое состояние и анализировать его, а также понимать состояние других людей, «вставать на место другого человека». Испытуемые этой группы способны контролировать свое поведение в актуальной ситуации, осмысливать, анализировать происходящее, соотносить свои действия с ситуацией и координировать их в соответствии с изменяющимися условиями и своим собственным состоянием. Также эти испытуемые склонны как к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и анализу свершившихся событий, так и к анализу предстоящей деятельности, поведения; планированию и прогнозированию вероятных исходов.

У студентов младших курсов рефлексивность развита на более низком уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что свойство рефлексивности возрастает к более старшим курсам и способствует процессу профессионального развития студента-медика. Это связано с тем, что студенты старших курсов благодаря полученным знаниям и накопленному за годы обучения практическому опыту в большей мере обнаруживают способность к содержательному анализу, рефлексии и планированию, более ответственно подходят к постановке диагноза и назначению лечения. Врач с высоким уровнем рефлексии умеет предвидеть, планировать на много ходов вперед, приводить к единому основанию самые противоречивые, внешне несходные, но внутренне родственные обстоятельства, соотносить построенную по предварительному замыслу программу действий с получаемыми результатами, анализировать свои личные, субъективные впечатления, находить в них общезначимое, объективное, давать адекватное клиническое истолкование своим представлениям. Совокупность этих умений делает из врача настоящего профессионала, мастера своего дела. Исходя из этого можно говорить о том, что в процессе профессионального обучения у студентов возрастает уровень выраженности такого свойства, как рефлексивность, которое, в свою очередь, способствует профессиональному развитию студента-медика.

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе тестирования по адаптированной нами «Методике диагностики профессионального самопознания Н.Г. Рукавишниковой» показал следующее.

У студентов старших курсов результаты значительно выше, чем у студентов младших курсов по следующим шкалам:

«Осознание цели медицинской деятельности» (Процент положительных ответов 90,7 %- старшие, 78,1 % -младшие),

«Осознание мотивов выбора медицинской профессии» (ст.81,9 % -мл.71,1 %),

«Осознание мотивационного потенциала профессии» (ст.76 % -мл.65,4 %),

«Удовлетворенность успехами в овладении медицинской профессией» (ст.92,3 %- мл. 73,9 %).

Это означает, что студенты старших курсов значительно лучше, чем студенты младших курсов, понимают, каких результатов должен достигнуть врач в процессе лечения, а также они лучше осознают обязанности врача и те цели, к которым он должен двигаться. Можно сказать, что эти студенты четче осознают свои причины поступления в медицинский институт. Для студентов-старшекурсников имеет особое значение возможность помогать людям в решении проблем, а также удовлетворение таких высших человеческих потребностей, как потребность в росте, развитии и совершенствовании собственной личности. Важно подчеркнуть, что студенты-старшекурсники в большей мере удовлетворены своим профессиональным выбором и после окончания института планируют построить успешную карьеру по своей специальности, а также считают, что обладают качествами, необходимыми для успешной работы врача. У студентов младших курсов показатели по этой шкале значительно ниже. Это можно объяснить тем, что к более старшим курсам уровень профессиональной идентичности возрастает, студенты осознают себя в неразрывной связи со своей будущей профессией.

Также более высокий балл получен студентами старших курсов по шкале «Осознание динамики мотивов медицинской деятельности» (82,6 %

- старшие курсы, 76,5 % - младшие курсы ), однако разница не так значительна, как по вышеперечисленным шкалам. Это говорит о том, что отношение студентов-старшекурсников к себе как к будущему врачу улучшается, так как они понимают, что эта профессия им подходит, они убеждаются в правильности своего выбора, а так же в том, что профессия врача сможет удовлетворить практически все их потребности. У студентов младших курсов показатели по данной шкале ниже, что также может быть обусловлено тем, что они еще не успели постичь всей тонкости медицинской профессии и определить подходит ли она им в полной мере. Это свидетельствует о том, что студенты старших курсов в большей степени идентифицируют себя с будущей профессией, чем студенты младших курсов.

Студентами младших курсов были получены баллы, значительно превышающие баллы студентов старших курсов по шкалам:

-«Осознание социальной значимости медицинской профессии» (76,4 % - младшие, 59,8 % - старшие),

- «Осознание профессионального эталона» (77,6 % - младшие, 73,5 % -старшие).

Такие различия между группами можно объяснить тем, что взгляды студентов, обучающихся на младших курсах, отличаются некой романти-зированностью. Для них большое значение имеет престиж профессии, её значимость для социума в целом. При этом негативные моменты либо отходят на второй план, либо не являются столь значимыми в свете того, сколько пользы приносит данная профессия. Студенты, находящиеся на данном этапе профессионального развития, характеризуются высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных мотивов, управляющими учебной деятельностью. Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного смысла, а не личностного. Студенты старших курсов, напротив, больше осознают специфику выбранной ими профессии, что связано в первую очередь с накопленными за годы обучения знаниями. Эти студенты обращают внимание в большей степени на саму суть профессии, в частности, на цели осуществляемой деятельности. Для них важную роль играет мотивационный потенциал профессии, который отражает меру наличных ресурсов человека в отношении к своей работе. Это также связано с тем, что на старших курсах студенты всё больше постигают техническую сторону выбранной профессии. Важно отметить, что студенты-старшекурсники больше идентифицируют себя с выбранной профессией и хотят построить успешную карьеру на данном поприще.

Студенты младших курсов считают свою будущую профессию одной из самых ответственных и важных в обществе, а личность самого врача значимой для пациента. Эти студенты считают настоящим такого врача, который может оказать грамотную, квалифицированную помощь, а также такого врача, который постоянно занимается самообразованием, совершенствованием своих знаний, опыта, собственной личности и деятельности. У студентов старших курсов показатели по этим шкалам значительно ниже. Это можно объяснить тем, что студенты, обучающиеся на младших курсах, еще не до конца осознают специфику профессии и в значительной мере идеализируют её, тогда как студенты-старшекурсники, уже успевшие столкнуться с суровой реальностью, оценивают свою будущую профессию несколько иначе.

Приблизительно одинаковые баллы получены студентами младших и старших курсов по шкале «Стремление к профессиональному самопознанию и саморазвитию» (71,92 % и 71,47 %). Эта шкала указывает на то, что студенты стремятся к познанию себя как врача, а также к развитию в себе

знаний, умений и качеств личности, которых им не хватает как будущим врачам. Отсутствие различий можно объяснить тем, что эта характеристика является, скорее индивидуальной и зависит, вероятно, от самого человека. Если для студента имеет значение собственное самопознания и личностный рост, то у него показатели по данной шкале будут находиться на высоком уровне, если же нет - показатели будут низкими.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении обучения в вузе взгляды студентов претерпевают существенные изменения, и что профессиональная идентификация возрастает к более старшим курсам и играет ведущую роль в профессионально-личностном развитии будущего специалиста.

По методике интерперсональной диагностики Т. Лири получены следующие результаты.

«Я- реальное»

Студенты младших курсов считают себя в большей степени, чем студенты старших курсов, дружелюбными и любезными со всеми, ориентированными на принятие и социальное одобрение, стремящимися удовлетворить требования всех, "быть хорошими" для всех без учета ситуации, ориентированными на цели микрогрупп, имеющими развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильными (истероидный тип характера), так же гиперответственными и способными принести в жертву свои интересы. У них преобладает стремление помочь и сострадать всем, порой даже навязчивость в своей помощи и большая активность по отношению к окружающим, принятие на себя ответственности за других. Студенты старших курсов в большей степени обладают такими качествами, как критичность, меньшая общительность, подозрительность и боязнь плохого отношения, замкнутость, скептичность, разочарованность в людях, скрытность.

«Я идеальное»

В идеальном образе «Я» студентов младших курсов более высокие баллы получены по шкалам «Дружелюбие» и «Альтруизм», а у студентов старших курсов по шкалам «Авторитарность», «Агрессивность» и «Подозрительность».

Студенты старших курсов в большей степени, чем студенты младших курсов, считают, что идеальный человек должен обладать такими качествами, как доминантность, энергичность, быть компетентным, авторитетным лидером, успешным в делах, любящим давать советы, требующим к себе уважения, при этом критичным, подозрительным и более скептичным и скрытным.

Идеальный образ врача

Студенты-медики младших курсов считают, что идеальный врач должен быть дружелюбным и любезным со всеми, ориентированным на принятие и социальное одобрение, стремящимся удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, ориентированным на цели микрогрупп, имеющим развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильным, также гиперответственным и способным принести в жертву свои интересы, у него должны преобладать стремление помочь и сострадать всем, порой даже навязчивость в своей помощи и большая активность по отношению к окружающим, принятие на себя ответственности за других.

Студенты-медики старших курсов в большей степени, чем студенты младших курсов, считают, что идеальный врач должен обладать такими качествами, как критичность, авторитарность и агрессивность.

Наиболее существенные различия между шкалами «Я-реальное» и «Я-образ врача» у младшекурсников наблюдаются по октантам: эгоистичность, подчиняемость, дружелюбие и альтруизм. Студенты младших курсов считают, что такие свойства, как эгоизм и подчиняемость, у врача должны быть выражены меньше, чем у них, хороший врач должен быть ориентирован не только на себя, но и на пациентов, не должен быть расчетливым и себялюбивым, трудности он не должен перекладывать на окружающих, а так же быть хвастливым и заносчивым. Врач должен иметь собственное мнение, а не подчиняться воле других.

А дружелюбие и альтруизм, по мнению студентов младших курсов, должны быть выражены больше. Соответственно идеальный врач должен быть дружелюбным и любезным со всеми, ориентированным на принятие и социальное одобрение, стремящимся удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, ориентированным на цели микрогрупп, имеющим развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильным (истероидный тип характера). К числу необходимых качеств относится гиперответственность, а также способность принести в жертву свои интересы, стремление помочь и сострадать всем, порой даже навязчивость в своей помощи и большая активность по отношению к окружающим, принятие на себя ответственности за других.

Существенных различий между шкалами «Я-реальное» и «Идеальный образ врача» у старшекурсников не обнаружено. Это говорит о том, что студенты старших курсов считают свой образ соответствующим образу врача, полностью идентифицируя себя с будущей профессией.

По методике «Шкала субъективного благополучия» мы получили, что студенты, обучающие на младших курсах, в целом удовлетворены жизнью, ощущают благополучие, вероятно, в их повседневной жизни положительные эмоциональные переживания преобладают над отрицательными. У студентов же старших курсов дело обстоит несколько иначе. Их

средний балл находится в диапазоне низких значений, соответственно можно сказать, что они, напротив, не удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией и не ощущают благополучия, в повседневной жизни чаще преобладают отрицательные эмоции.

При оценке базовых убеждений мы видим, что студенты младших курсов, в отличие от студентов-старшекурсников, считают окружающих людей дружелюбными и отзывчивыми, готовыми прийти на помощь и выручить в трудной ситуации, а окружающий мир полным добра и гармонии. Мнение студентов, обучающихся на старших курсах, состоит в том, что мир не так уж хорош, и в нем больше зла, чем добра.

Студенты старших курсов более высокого мнения о себе, чем студенты младших курсов, они не имеют причин стыдиться своего характера. Студенты, обучающиеся на старших курсах, предпринимают более активные действия, дабы предотвратить какие-либо неприятные события и приблизить хорошие, чем студенты младших курсов. Они считают себя хорошими людьми, которые могут контролировать своё поведение.

Для студентов старших курсов наибольшее значение имеют следующие терминальные ценности: общественное признание, продуктивная жизнь, здоровье, развитие, хорошие и верные друзья, а также инструментальные ценности: независимость, ответственность, рационализм, эффективность в делах. А для студентов младших курсов преобладающие терминальные ценности - это активная деятельная жизнь, интересная работа, познание, уверенность в себе, хорошие и верные друзья, а инструментальные ценности - это жизнерадостность, образованность, широта взглядов, исполнительность, чуткость. Такие различия могут быть связаны с тем, что к старшим курсам система ценностей у студентов меняется, им необходимо проявлять всё больше и больше самостоятельности и ответственности, поэтому эти качества выходят на первый план.

Студенты старших курсов имеют значительно более высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, чем студенты младших курсов. Это связано с тем, что студенты вынуждены проявлять больше самостоятельности от курса к курсу.

Студентам-старшекурсникам значительно в большей мере, чем студентам младших курсов, присущи вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценка своих возможностей, умение контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимать самого себя.

У студентов младших курсов показатели по шкале самообвинения существенно превышают показатели студентов старших курсов. Это говорит о том, что студенты, обучающиеся на младших курсах в большей мере склонны винить себя в происходящих поступках, они знают все свои минусы и отрицательные черты собственной личности.

Взгляды студентов младших курсов и взгляды студентов старших курсов на собственную личность и на будущую профессию неодинаковы.

Это служит доказательством правомерности гипотезы о том, что в процессе обучения в вузе изменяется система ценностей и убеждений студентов-медиков - от ориентации на романтизм к ориентации на реализм и ответственность и что представления о будущей профессии также изменяются.

Список литературы

1. Агапов В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: монография. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. 488 с.

2. Буянова С.М. Представление о себе в самоописаниях: введение в проблему // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. С.180-187.

3. Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 2. С.326-336.

4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

5. Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 202 с.

6. Фельдман И.Л., Агапов В.С., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им.

Л.Н.Толстого, 2010. 152 с.

7. Фельдман И. Л. Функции самопознания персонала в структуре

социального капитала // Вестник МГ АДА. М.: МГАДА, 2012.

№ 3(15). С.54-58.

8. Фельдман И.Л. Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции педагога // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. Вып. 1. С. 281-289.

9. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента-медика // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Вып. 1. С.404-412.

10. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов-психологов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. Вып. 4. С.351-363.

Фельдман Инесса Леонидовна, канд. психол. наук, доц., доцент кафедры психологии, inessa-feldman@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-KNOWLEDGE OF FUTURE MEDICAL

WORKERS

I.L. Feldman

This article reveals some aspects of personal and professional self-knowledge and analyzes the evolution of self-knowledge among medical students. The author reports the comparative results of the empirical study of personal and professional self-knowledge among future medical workers, junior and senior undergraduate students of the Medical School of Tula State University.

Key words: personal self-knowledge, professional self-knowledge, empirical study of personal self-knowledge, students - future medical workers

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Feldman Inessa Leonidovna, PhD (Psychology), Associate Professor, inessa-feldman@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.