Научная статья на тему 'Особенности работы деканатов после вступления в силу закона об образовании'

Особенности работы деканатов после вступления в силу закона об образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИИ / ПРОДЛЕНИЕ СЕССИИ / EDUCATION ACT / EDUCATIONAL PROCESS / INTERIM CERTIFICATION / EXTENSION SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тархов Николай Сергеевич

Рассмотрены основные изменения в работе со студентами деканатов после вступления в силу закона об образовании по результатам работы на факультете систем автоматического управления в течение первого учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тархов Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES WORK DEANERY AFTER THE ENACTMENT OF THE LAW ON EDUCATION

The main changes in the dean''s students after the entry into force of the Law on Education for performance at the Faculty of ACS during the first academic year are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности работы деканатов после вступления в силу закона об образовании»

Key words: electronic library system, electronic library resources.

Belyanskaya Elena Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, nes2451@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 65.0 (075.8)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕКАНАТОВ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Н.С. Тархов

Рассмотрены основные изменения в работе со студентами деканатов после вступления в силу закона об образовании по результатам работы на факультете систем автоматического управления в течение первого учебного года.

Ключевые слова: закон об образовании, учебный процесс, промежуточная и итоговая аттестации, продление сессии.

Учебный процесс является основным в деятельности любого вуза. От того, насколько технологично и экономично он построен, зависит благосостояние вуза в целом.

Организация учебного процесса имеет своей целью соединить все элементы учебного процесса, наладить их взаимодействие, определить место, время, количество и содержание работы каждого элемента: преподавателей, студентов, учебных программ, аудиторного фонда, технических средств, методического материала, технологий обучения и т.д.[1].

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[2]. Организации учебного процесса посвящена шестая глава «Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений» и, в частности, статьи 57-59. Согласно этим статьям в 2013/14 учебном году в вузе издавались приказы и распоряжения, регламентирующие учебную деятельность. Основные изменения коснулись организации промежуточной аттестации. Если раньше после зачётно-экзаменационной сессии были предусмотрены два дня пересдач для ликвидации задолженностей и после этого деканаты подготавливали приказы на отчисление студентов за академическую неуспеваемость, то по новому закону студент «вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности». В связи с этим в университете преду-

смотрены две дополнительные промежуточные сессии в марте-апреле и октябре-ноябре. Отдел сопровождения программного обеспечения менеджмента университета обеспечивает экзаменационными ведомостями кафедры, на которых есть студенты-задолжники. Раньше эту функцию брал на себя деканат и выдавал направления на пересдачи по требованию студентов, что всегда сопровождалось большим количеством студентов в деканате за 1-2 дня до даты ликвидации задолженности. Вместе с тем, из-за того, что дни пересдач следовали срезу же после сессии, студенты ещё не забыли пройденный материал, и этот процесс был более эффективным. С другой стороны, в былые времена очень много было продлений сессии по уважительной причине (в основном по болезни), что требовало много времени на подготовку данных приказов. Статистические сведения о количестве студентов факультета систем автоматического управления (САУ), имевших продление сессии (без учёта 5-го курса) за последние два учебных года приведены в таблице.

Статистические сведения о количестве студентов факультета САУ,

имевших продление сессии

2011/2012 учебный год

Зимняя сессия Летняя сессия

Курс Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

студентов продлений студентов продлений

1 201 47 181 45

2 178 55 166 40

3 196 51 175 33

4 168 13 148 10

Всего 743 166 670 128

2010/2011 учебный год

1 231 51 198 30

2 206 45 202 81

3 186 43 170 24

4 215 12 173 10

Всего 838 151 743 145

Для сравнения - количество продлений сессии после зимней сессии 2013/14 уч. года на факультете - 3, т.е. студенты знают, что для ликвидации задолженностей предусмотрены дополнительные промежуточные сессии, а на следующий курс они будут переведены условно. Наиболее сложной дисциплиной на 1 - 2-м курсах является «математика», для студентов, не сдавших её в установленные сроки предусмотрено предостав-

ление индивидуального графика повторного обучения в объёме 40 часов на платной основе в следующем за экзаменом семестре. Всего за 2013/14 учебный год деканатом факультета САУ подобный график был оформлен порядка 60 студентам факультета. Если проанализировать количество отчислений на факультете до и после начала действия закона об образовании, то за 2012/13 учебный год было отчислено 90 студентов, а по итогам зимней зачётно-экзаменационной сессии 2013/14 учебного года - 7, т.е. повысилась сохраняемость контингента обучающихся. По закону об образовании отчисление студентов производится с формулировкой «как не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана». Сотрудниками деканата в декабре-январе и мае-июне проводились беседы со студентами-задолжниками, у которых заканчивался срок ликвидации задолженностей и которые (по оценкам деканата) не могли их ликвидировать, в первую очередь, из-за большого количества, с целью их отчисления по собственному желанию и восстановления со следующего семестра с понижением курса при наличии вакантных бюджетных мест. Некоторые студенты-первокурсники воспользовались такой возможностью, чтобы перепоступить на первый курс в 2014 году по результатам ЕГЭ прошлого года.

С целью сохранения контингента студентов и сокращения количества задолжников деканатом и кафедрами факультета принимаются, как и прежде, следующие меры:

- итоги осенней и весенней аттестации анализируются и обсуждаются на заседаниях Совета факультета;

- ведётся постоянный мониторинг пропусков студентами занятий;

- сотрудниками деканата и кураторами учебных групп осуществляется информирование родителей студентов, имеющих большое количество пропусков занятий или более 80 % неаттестаций (например, в осеннем семестре 2013/14 учебного года было направлено 198 писем);

- кураторы групп лично курируют процесс ликвидации задолженностей у наиболее «проблемных» студентов;

- проводится анкетирование студентов первого курса [3] для раскрытия их научного и творческого потенциала, формирования у них активной академической и общественной позиции.

В правилах и порядке организации и проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры также произошли изменения. На базе закона об образовании и нормативных документов Минобрнауки РФ в университете отделом менеджмента качества образовательной деятельности совместно с учебно-методическим управлением разработан стандарт [4], который регламентирует этот процесс и который введён в действие в апреле 2014 года. Согласно стандарту не позднее, чем за два месяца до начала преддипломной

практики (ранее приказы об утверждении тем выпускных квалификационных работ (ВКР) готовились деканатами после практики) декан утверждает разработанный выпускающей кафедрой перечень тем ВКР, предлагаемых обучающимся и закреплённых за руководителями. В связи с этим увеличивается срок выполнения и защиты ВКР. Новым является и то, что текст ВКР в обязательном порядке проверяется на объём заимствования и размещается в электронно-библиотечной системе университета. Деканат контролирует выполнение стандарта ТулГУ и осуществляет подготовку приказов «о прекращении образовательных отношений в связи с отчислением обучающихся в связи с получением образования (завершением обучения)» сразу же после прохождения итоговой аттестации или после каникул в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В заключение следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организации учебной работы со студентами произошли изменения и после года работы в новых условиях можно сделать первые выводы о позитивном нормативно-правовом регулировании в сфере образования.

Список литературы

1. Управление факультетом / под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. 696 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2014 г. М.: Эксмо, 2014. 208 с. (Актуальное законодательство).

3. Тархов Н.С. Социологические исследования студентов-первокурсников - составная часть внеучебной работы в вузе // Известия ТулГУ. Технические науки, Вып. 11. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С.32-40.

4. СТ ТулГУ 8.2.4-01-2014. Положение о государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры [Электронный ресурс] // URL: http://www.tsu.tula.ru/docs/smk/details/standarts (дата обращения: 30.07.2014).

Тархов Николай Сергеевич, канд. техн. наук, доц., pbs.tula@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEATURES WORK DEANERY AFTER THE ENACTMENT OF THE LA W ON EDUCA TION

N.S. Tarhov

The main changes in the dean's students after the entry into force of the Law on Education for performance at the Faculty of ACS during the first academic year are considered.

Key words: Education Act, educational process, interim certification, extension

session.

Tarhov Nikolay Sergeevich, candidate of technical sciences, docent, pbs.tula@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 531.58

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Е.Н. Патрикова, Т. С. Патрикова

Представлены образовательные инновации, используемые при подготовке специалистов для оборонно-промышленного комплекса, в том числе: преемственность учебных дисциплин, использование имитационных технологий посредством виртуальной лаборатории, внедрение интерактивных приемов для активизации познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: ФГОС, виртуальная лаборатория, образовательные инновации, интерактивные методы, имитационные технологии.

Современное машиностроение, в том числе производство образцов вооружения, развивается в направлении полного перевода на компьютерные технологии всех этапов жизненного цикла изделий (ЖЦИ). Типичный для современного высокотехнологического производства комплексный подход к компьютеризации предполагает не только массовую, но и обязательно согласованную, совместную и целостную автоматизацию решения инженерно-технических и управленческих задач, выполняемых проектными, технологическими, производственными и иными подразделениями предприятия. В этом случае все основные постоянно используемые на предприятии локальные программы и компьютерные системы производственного назначения интегрированы в единую общую последовательность, и современные специалисты должны уметь не просто работать в такой системе, но и при необходимости самостоятельно ее проектировать.

Сегодня трудно себе представить конструкторскую и технологическую подготовку производства без программных средств автоматизации. Возможность моделирования будущего облика изделия, процесса изготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.