Научная статья на тему 'Социологические исследования студентов-первокурсников составная часть внеучебной работы в вузе'

Социологические исследования студентов-первокурсников составная часть внеучебной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2120
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / OPINION POLL / SURVEY / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тархов Николай Сергеевич

Рассмотрены результаты социологических исследований студентов первого курса факультета систем автоматического управления ТулГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH STUDENTS FIRST COURSE PART OF EXTRACURRICULAR WORK IN HIGH SCHOOL

Considered results of sociological research first-year students of the Faculty of Automatic Control Systems TSU.

Текст научной работы на тему «Социологические исследования студентов-первокурсников составная часть внеучебной работы в вузе»

УДК 316 (075.8)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Н.С. Тархов

Рассмотрены результаты социологических исследований студентов первого курса факультета систем автоматического управления ТулГУ.

Ключевые слова: социологический опрос, анкетирование, внеучебная воспитательная работа.

Социологические опросы находят в настоящее время широкое применение. В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный), наблюдение (невключенное и включенное), эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Анкетный опрос -самый массовый и продуктивный вид деятельности в социологии. С его помощью собирается до 80% социологической информации [1].

Согласно Концепции воспитательной работы в Тульском государственном университете (Новая редакция), принятой на заседании Совета университета по ВВР и утвержденной Ученым советом 24.06.2010г., «внеучебная деятельность в университете предполагает создание объективных условий для творческого становления молодого специалиста, формирование благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в свободное от учебы время, развитие установки на престижность участия студента во внеучебной жизни вуза». Поэтому работа по содействию раскрытия научного и творческого потенциала студентов начинается с первого курса и предполагает содействие студентам в усвоении норм и требований вузовской жизни, адаптации к новым условиям; формирование активной академической и общественной позиции, показ возможностей для удовлетворения разных интересов и самореализации [2].

В соответствии с этим для оказания помощи кураторам учебных групп в университете ежегодно в сентябре проводится анкетирование первокурсников по анкетам, разработанным студенческим клубом. На факультете систем автоматического управления в рамках работы со студентами-первокурсниками систематически проводятся социологические исследования, которые можно отнести к повторным по «совокупности нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени, призванные по-

лучить результаты, характеризующие динамику измерения объекта и представляют собой средство сравнительного анализа». Предлагаемые вопросов и варианты ответов для первокурсников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вопросы и варианты ответов анкеты для первокурсников

Вопрос Варианты ответов

1.Как Вы обычно проводите свое свободное время? (не более 3 вариантов) 1.1. гуляю, встречаюсь с друзьями 1.2. хожу в гости 1.3. сижу в Интернете 1.4. смотрю телевизор 1.5. читаю книги, журналы, газеты 1.6. посещаю спортивные секции, творческие кружки и т. д. 1.7. занимаюсь спортом 1.8. подрабатываю

2.Каковы Ваши основные интересы, увлечения? (не более 3 вариантов) 2.1. музыка 2.2. танцы 2.3. спорт 2.4. фотография 2.5. театральное искусство 2.6. пение 2.7. наука 2.8. историческая реконструкция

3.Состоите ли Вы в каких-либо секциях, кружках, творческих коллективах?

4.В каких секциях, кружках состоите? 4.1. музыкальных 4.2. танцевальных 4.3. спортивных 4.4. театральных 4.5. научных 4.6. интеллектуальных 4.7. творческих 4.8 играю (играл) в КВН

5.Есть ли у Вас музыкальное образование?

6.Имеется ли у Вас опыт публичного выступления на сцене?

7. Каков Ваш опыт публичных выступлений? 7.1. вокальные выступления (соло) 7.2. вокальные выступления (группа) 7.3. выступление с хором 7.4. выступление с музыкальной группой 7.5. танцевальные выступления (соло) 7.6. выступление с танцевальным коллективом 7.7.театральные постановки 7.8.КВН 7.9. художественное чтение

Окончание табл. 1

Вопрос Варианты ответов

8.Как Вы планируете использовать свое свободное время в процессе обучения в ТулГУ? 8.1. только учиться 8.2. учиться и работать 8.3. получать вторую профессию 8.4. общаться с друзьями 8.5. заниматься научной работой 8.6. заниматься спортом 8.7. участвовать в общественной жизни 8.8. заниматься в творческих коллективах, клубах по интересам

9. Есть ли у Вас желание заниматься в творческих коллективах, секциях?

10. Какие направления деятельности студ. клуба Вас интересуют? 10.1. клуб «Что? Где? Когда?» 10.2 КВН 10.3. вокальные коллективы 10.4. танцевальные коллективы 10.5. музыкальные коллективы 10.6. театральные студии 10.7. клубы военно-исторической реконструкции 10.8. клубы культуры и искусства 10.9. рукопашный бой

Результаты обработки 535 анкет студентов-первокурсников 2004, 2011, 2012 и 2013 годов поступления представлены в табл. 2. В 2004 году анкета отличалась от современного варианта, поэтому в таблице содержится только часть ответов, однако они дополняют общие сведения об интересах, увлечениях бывших абитуриентов и планируемые направления их деятельности в рамках внеучебной работы университета.

Таблица 2

Статистические данные по результатам обработки анкет студентов

факультета САУ

Вопрос Варианты ответов Кол-во ответов % от кол-ва анкетируемых в

Год Год

2013 2012 2011 2004* 2013 2012 2011 2004

1 1.1 176 62 172 85,02 81,58 86,43

1.2 4 2 10 1,93 2,63 5,03

1.3 124 44 118 59,90 57,89 59,30

1.4 10 5 21 4,83 6,58 10,55

1.5 58 20 43 28,02 26,32 21,61

Продолжение табл. 2

Вопрос Варианты ответов Кол-во ответов % от кол-ва анкетируемых в

Год Год

2013 2012 2011 2004* 2013 2012 2011 2004

1 1.6 37 23 46 17,87 30,26 23,12

1.7 84 39 107 40,58 51,32 53,77

1.8 25 6 19 12,08 7,89 9,55

2 2.1 121 37 126 58,45 48,68 63,32

2.2 23 5 24 11,11 6,58 12,06

2.3 99 47 123 47,83 61,84 61,81

2.4 24 5 31 11,59 6,58 15,58

2.5 11 3 7 5,31 3,95 3,52

2.6 9 2 11 4,35 2,63 5,53

2.7 45 12 30 21,74 15,79 15,08

2.8 5 2 5 2,42 2,63 2,51

3 3.1 39 17 50 18,84 22,37 25,13

4 4.1 9 2 13 4,35 2,63 6,53

4.2 2 0 7 0,97 0,00 3,52

4.3 31 14 34 14,98 18,42 17,09

4.4 1 0 2 0,48 0,00 1,01

4.5 1 1 1 0,48 1,32 0,50

4.6 1 2 0 0,48 2,63 0,00

4.7 3 0 1 1,45 0,00 0,50

4.8 4 1 8 1,93 1,32 4,02

5 5.1 25 5 25 8 12,08 6,58 12,56 15,09

6 6.1 94 24 86 6 45,41 31,58 43,22 11,32

7 7.1 8 2 8 3,86 2,63 4,02

7.2 11 6 11 5,31 7,89 5,53

7.3 6 3 10 2,90 3,95 5,03

7.4 14 4 15 6,76 5,26 7,54

7.5 2 1 5 0,97 1,32 2,51

7.6 21 7 22 10,14 9,21 11,06

Окончание табл. 2

Вопрос Варианты Кол-во ответов % от кол-ва анкетируемых в

ответов Год Год

2013 2012 2011 2004* 2013 2012 2011 2004

7.7 28 10 30 13,53 13,16 15,08

7 7.8 21 8 23 10,14 10,53 11,56

7.9 20 6 13 9,66 7,89 6,53

8.1 45 15 36 5 21,74 19,74 18,09 9,43

8.2 58 16 55 12 28,02 21,05 27,64 22,64

8.3 4 0 5 1,93 0,00 2,51

8 8.4 79 30 70 37 38,16 39,47 35,18 69,81

8.5 10 8 14 4,83 10,53 7,04

8.6 61 29 73 24 29,47 38,16 36,68 45,28

8.7 34 12 54 0 16,43 15,79 27,14

8.8 28 9 44 13,53 11,84 22,11

9 9.1 109 52 140 20 52,66 68,42 70,35 37,74

10.1 19 11 15 9,18 14,47 7,54

10.2 62 14 59 29,95 18,42 29,65

10.3 1 1 12 0,48 1,32 6,03

10.4 15 9 19 7,25 11,84 9,55

10 10.5 56 10 47 27,05 13,16 23,62

10.6 11 0 11 5,31 0,00 5,53

10.7 33 8 18 15,94 10,53 9,05

10.8 9 0 4 4,35 0,00 2,01

10.9 1 0 72 0,48 0,00 36,18

10.10 0 0 9 0,00 0,00 4,52

Итого 207 76 199 53

*- анкета другого образца (на часть вопросов ответов нет).

На рис. 1-5 представлено графическое отображение некоторых ответов (в процентном отношении от количества анкетируемых) в зависимости от года поступления. Подавляющее большинство поступивших на факультет гуляют и встречаются с друзьями, более половины - проводят сво-

бодное время в Интернете. Читающих книги и периодические издания порядка 20-30 процентов. Лидирующее положение среди увлечений и интересов принадлежит спорту, 50-60 процентов - состоят в спортивных секциях.

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Как Вы обычно проводите свое

свободное время?»

Рис.2. Ответы на вопрос: «Ваши основные интересы, увлечения?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Про це нт от о б йде го числа процент от о б ще го числа

* ^ N V

\

# Л У : -ч {\ /

У ’ г * ✓ ’ / / к*

У У У ✓

У X к*. .11

а

1 Iе’**

• имеется музыкальное образование

имеется оыт публичного выступления на сцене

■ состоят в спортивной секции

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

год поступления

Рис.3. Ответы на вопрос: «Каков Ваш опыт публичных

выступлений ?»

год поступления

Рис.4. Ответы на вопрос: «Как Вы планируете использовать

свое свободное время?»

Рис.5. Ответы на вопрос: «Какие направления деятельности студенческого клуба Вас интересуют?»

Осенью текущего года сборная команда первокурсников ИВТС им. В.П. Грязева (состоит из студентов факультетов МС и САУ) заняла 2 место в университете среди команд студентов-первокурсников, в 2012 году - 1 место. Желающих заниматься наукой в начале обучения в высшей школе традиционно мало, однако в перспективе желающих общаться с друзьями по сравнению с 2004 годом сокращается вдвое, а желающих только учиться, хотя и медленно, но неуклонно растет. Это приводит на старших курсах к увеличению студентов, занимающихся научно-исследовательской работой. Вместе с тем, из года в год увеличивается количество абитуриентов, имеющих опыт публичных выступлений на сцене (порядка 10 процентов имеют музыкальное образование), что и показывает ежегодно проводимый в ноябре смотр творчества первокурсников.

Из всего многообразия направлений деятельности студенческого клуба университета лидирует желание студентов заниматься в КВН. Из 62 первокурсников, желающих участвовать в играх КВН, было отобрано порядка десяти человек, имеющих опыт выступлений в школах, которые сначала сформировали свою команду и выступили в играх студентов-первокурсников, а затем, в составе команды ИВТС им. В.П. Грязева «С точностью до наоборот», приняли участие в финале игр КВН политехов-ской лиги, и команда заняла 1 место. Далее следуют танцевальные и музыкальные коллективы, клубы «Что?Где?Когда?» и военной реконструкции.

В ноябре на XI Кубке ректора по интеллектуальным играм команда первокурсников одной из кафедр факультета заняла 4 место. В 2012 году онлайн-игра «Что?Г де?Когда?» проводилась совместно с Ижевским государственным техническим университетом, где также принимала участие одна из команд первокурсников [3]. В анкетах прослеживается стабильное желание заниматься в творческих коллективах и секциях, участвовать в общественной жизни университета, совмещая учебную деятельность и работу.

В заключение следует отметить, что результаты социологических исследований помогают в работе кураторов учебных групп, заместителей деканов факультетов по раскрытию научного и творческого потенциала студентов, позволяют осуществлять мониторинг студенческого контингента с целью наблюдения, оценивания и прогноза. Близость результатов многолетних опросов по определенным показателям дает принципиальную возможность считать такие результаты достоверными.

Список литературы

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2004. 768 с.

2. Управление факультетом / под ред. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2008. 696 с.

3. Бочаров С.М., Тархов Н.С., Тер-Данилов Р.А. Информационнокоммуникационные технологии как неотъемлемая часть при подготовке специалистов для оборонных отраслей промышленности // Известия ТулГУ. Технические науки. Серия «Проблемы специального машиностроения». Вып.11: в 2-х ч. Ч.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 246-250.

Тархов Николай Сергеевич, канд. техн. наук, доц., pbs. tula@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIOLOGICAL RESEARCH STUDENTS FIRST COURSE - PART OF EXTRACURRICULAR WORK IN HIGH SCHOOL

N.S. Tarhov

Сonsidered results of sociological research first-year students of the Faculty of Automatic Control Systems TSU.

Key words: opinion poll, survey, extracurricular educational work.

Tarhov Nikolay Sergeevich, candidate of technical science, docent, pbs.tula@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.