Научная статья на тему 'Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и проживающих в Республике Хакасия'

Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и проживающих в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
532
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / СЛАБОСЛЫШАЩИЙ РЕБЁНОК / ДЕФЕКТЫ РАЗВИТИЯ / MENTAL STATUS / AGGRESSION / RIGIDITY / ANXIETY / MOOD / ACTIVITY / DEPRESSION / FRUSTRATION / HEARING DISORDER / CHILD / DEFECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марченко О.Е., Федорова А.А

В статье изучаются особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха. Для решения задач исследования были использованы методы изучения психических состояний. В результате исследования получены новые данные, характеризующие особенности проявления психических состояний у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марченко О.Е., Федорова А.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MENTAL STATES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH HEARING DISORDER (CASE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)

The article studies features of mental states of children of primary school age with hearing disabilities. For solving problems of this research methods of studying mental states were used. The study obtained new data characterizing the peculiarities of manifestations of mental conditions of the hearing-impaired children of primary school age.

Текст научной работы на тему «Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и проживающих в Республике Хакасия»

Психологические науки

УДК 159.9:376.33

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ ДЕФЕКТЫ СЛУХА, И ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ15

О.Е. Марченко, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

(Абакан, Россия).

А.А Федорова, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

(Абакан, Россия).

Аннотация. В статье изучаются особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха. Для решения задач исследования были использованы методы изучения психических состояний. В результате исследования получены новые данные, характеризующие особенности проявления психических состояний у слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: психические состояния, агрессивность, ригидность, тревожность, настроение, активность, депрессия, фрустрация, слабослышащий ребёнок, дефекты развития.

15 Материал рекомендовала доцент, к. псх. н. О.Ю. Гребешкова, выпускающий соредактор номера (Абакан, Россия). Рецензент: кандидат психологических наук Л.Ф. Чупров (Черногорск, Россия).

FEATURES OF MENTAL STATES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH HEARING DISORDER (CASE OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA)

O.E. Marchenko, Khakass State University named N.F. Katanov (Abakan,

Russia).

A.A. Fedorova, Khakass State University named N.F. Katanov (Abakan, Russia).

Abstract. The article studies features of mental states of children of primary school age with hearing disabilities. For solving problems of this research methods of studying mental states were used. The study obtained new data characterizing the peculiarities of manifestations of mental conditions of the hearing-impaired children of primary school age.

Keywords: mental status, aggression, rigidity, anxiety, mood, activity, depression, frustration, hearing disorder, child, defects of development.

В настоящее время интерес исследователей к феноменологии психических состояний явно усиливается, расширяется круг исследований, затрагивающий самые различные аспекты этой феноменологии. В особенности, интерес направлен на исследования психических состояний детей с нарушениями слуха, зрения, имеющих особенности развития.

Проблематика психических состояний развивалась главным образом в рамках отечественной психологии (В.А. Ганзен, Л.Я. Дорфман, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.).

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста рассматриваются в работах А.Л. Венгер, Л.С. Выготского, В.Д. Давыдова, Г.К. Зайцева, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, В.И. Панова, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейна и др.

В настоящее время особенности психических состояний детей с дефектами слуха остаются мало изученными. Многое из проблематики психических состояний еще нуждается в изучении и систематизации. Объект исследования: психические состояния личности. Предмет исследования: особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха.

Цель исследования: изучить особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха.

Задачи исследования:

1. Провести содержательный анализ имеющихся в психологической литературе подходов к изучению психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха.

2. Исследовать особенности психических состояний детей младшего школьного возраста с дефектом слуха.

3. Исследовать особенности психических состояний детей младшего школьного возраста с нормой развития.

4. Сравнить особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и с нормой развития.

Мы предположили, что психические состояния детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, будут отличаться от психических состояний детей младшего школьного возраста с нормой развития, а именно: дети, младшего школьного возраста, имеющие дефекты слуха, будут более тревожны, депрессивны, ригидны, фрустрированны и агрессивны по сравнению с детьми с нормой развития; показатели самочувствия, настроения и активности детей с нарушениями слуха будут ниже, чем у детей с нормой развития.

Методологическую основу исследования составила концепция о психических состояниях человека Н.Д. Левитова (1964), и концепция Т.В. Розановой об особенностях развития глухих детей (1986).

Для исследования использовались методы: самооценка психических состояний Г. Айзенка; опросник САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения); шкала самооценки депрессии Зунга; Шкала реактивной тревожности Спилберга; Т-критерий Стьюдента.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие: 40 детей младшего школьного возраста: 20 детей младшего школьного возраста (8-9лет), имеющих дефекты слуха (слабослышащие). Дети обучаются в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I, II видов для глухих и слабослышащих детей (г. Абакан). В исследовании, также, приняли участие20 детей младшего школьного возраста (8-9 лет) с нормой развития. Все они - учащиеся МБОУ "Гимназия" (г. Черногорск). Выборка была выровнена по полу с экспериментальной выборкой.

Психические состояния - это особая психологическая категория, которая отличается от психических процессов и психических особенностей личности и одновременно влияет на них, ими и детерминируется. В классическом разделении психических явлений они выделены по степени уменьшения динамичности, лабильности и скорости их изменения -процессы, состояния и свойства.

Психические состояния - это психологическая характеристика личности, показывает относительно статические и перманентные моменты ее душевных переживаний. (Левитов, 1960). Учитывая этот постулат, Н.Д. Левитов определял психическое состояние как особую психологическую категорию: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, выявляет своеобразие психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности».

Существует целый ряд видов классификации психических состояний Классическую и более широкую классификацию состояний дал Н Д Левитов: 1) личностные и ситуативные состояния; 2) поверхности и глубокие состояния; 3) станет положительной или отрицательной действия; 4) коротких и долговременные состояния; 5) Осознанные и неосознанные состояния.

Безусловно, дефекты развития ребенка будут оказывать влияние на проявление им психических свойств. Ребенок, имеющий дефекты развития, не имеет возможности организовать полноценное социальное общение, обзавестись полноценными дружескими отношениями. Постоянная, вынужденная социальная изоляция порождает чувства тревоги, невротизирует, снижает настроение, понижает активность. При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребенка, делая его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее - взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии.

Результаты исследования выявили следующие особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты развития слабослышащих. Самооценка психических состояний таких детей показала, что значимые различия в психических состояниях по отношению к детям с нормой развития проявляются только по шкале «фрустрация» (р = 0,05) с преобладанием данного показателя у детей с нормой развития.

По шкалам «тревожность», «агрессивность», «ригидность» значимых различий обнаружено не было. Таким образом, можно отметить, что слабослышащие дети менее фрустрированы, чем дети с нормой развития, они легче справляются с поставленными задачами и продуктивнее решают сложные проблемы.

На втором этапе исследования были изучены такие показатели, как «самочувствие», «активность», «настроение» у детей с нормой развития и слабослышащих. При рассмотрении шкалы «самочувствие», мы определили, что у испытуемых детей с нормой развития, субъективные ощущения, свидетельствующие о той или иной степени физиологической и психологической комфортности выше (р = 0,000), чем у слабослышащих детей. Показатели по шкалам «активность» и «настроение» не имеют значимых различий у детей младшего школьного возраста слабослышащих и с нормой развития. И у тех, и у других выявлены низкие уровни «активности» и высокие показатели «настроения».

На третьем этапе экспериментального исследования был изучен уровень депрессии у детей младшего школьного возраста с нормой развития и слабослышащих. Анализ данных по шкале «уровень депрессии», говорит о том, что у детей с нормой развития показатели выше (р = 0,021), чем у слабослышащих детей. Слабослышащие дети менее депрессивны, они более позитивно воспринимают жизнь и меняющиеся жизненные ситуации.

На четвёртом этапе экспериментального исследования была проведена диагностика оценки уровня реактивной и личностной тревожности. Анализ данных по шкале «реактивная тревожность» значимых результатов не дал. У испытуемых обеих групп определяется низкий уровень тревожности. Анализ данных по шкале «личностная тревожность», показал различия на уровне тенденции в группе слабослышащих детей

младшего школьного возраста выше, чем у детей с нормой развития. Личностная тревожность у детей проявляется как черта характера и влияет на их поведение и реакции.

В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

1. Самооценка психических состояний детей младшего школьного возраста с дефектами слуха и нормой развития показала, что значимые различия в психических состояниях проявляются только по шкале «фрустрация» (р < 0,05) с преобладанием данного показателя у детей с нормой развития. Слабослышащие дети более продуктивно решают сложные ситуации, более спокойно реагируют на, казалось бы, безвыходные ситуации

2. У детей с нормой развития, субъективные ощущения по шкале «самочувствие» выше (р= 0,000), чем у слабослышащих детей.

3. У детей с нормой развития уровень депрессии, выше (р=0,021), чем у слабослышащих детей. Слабослышащие дети более позитивно воспринимают меняющиеся жизненные ситуации, спокойнее относятся к переменам.

4. уровень личностной тревожности у слабослышащих детей младшего школьного возраста выше, чем у детей с нормой развития на уровне тенденции.

Литература:

1. Вступительная статья В.Н. Дружинина к хрестоматии «Психические состояния» / под. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2005.

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека: учеб. для вузов. - М.: «Просвещение», 1964.

3. Марченко О.Е., Федорова А.А. Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха и проживающих в Республике Хакасия //В сборнике: Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума. 2016. С. 271274.

4. Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы,

перспективы Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума / 2016.

5. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2007. -167 с.

6. Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом. - М., 2004.

7. Тымкив А. С. Особенности агрессивного поведения подростков с нарушенным слухом // Два века российской сурдопедагогики: Материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: «Наука-Питер», 2006.

References:

1. Vstupitel'naja stat'ja V.N. Druzhinina k hrestomatii «Psihicheskie sostojanija» / pod. red. L.V. Kulikova. - SPb.: Piter, 2005.

2. Levitov N.D. O psihicheskih sostojanijah cheloveka: ucheb. dlja vuzov. - M.: «Prosveshhenie», 1964.

3. Marchenko O.E., Fedorova A.A. Osobennosti psihicheskih sostojanij detej mladshego shkol'nogo vozrasta, imejushhih defekty sluha i prozhivajushhih v Respublike Hakasija //V sbornike: Obrazovanie v jetnopolikul'turnoj srede: sostojanie, problemy, perspektivy Materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-kul'turnogo foruma. 2016. S. 271-274.

4. Obrazovanie v jetnopolikul'turnoj srede: sostojanie, problemy, perspektivy Materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-kul'turnogo foruma / 2016.

5. Psihicheskoe razvitie mladshih shkol'nikov / Pod red. V.V. Davydova. - M., 2007. -167 s.

6. Rozanova T.V. Kliniko-psihologicheskoe izuchenie gluhih detej so slozhnym defektom. - M., 2004.

7. Tymkiv A. S. Osobennosti agressivnogo povedenija podrostkov s narushennym sluhom // Dva veka rossijskoj surdopedagogiki: Materialy Vserossijskogo kongressa surdopedagogov. - SPb.: «Nauka-Piter», 2006.

— • — Сведения об авторах

Р

^ Олег Евгеньевич Марченко, магистрант Медико-психолого-социального института, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

Анжелика Алексеевна Фёдорова, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по воспитательной работе Медико-психолого-социального института, Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.