Научная статья на тему 'Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе'

Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2764
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ШТРАФ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / CONTRABAND / ALCOHOLIC BEVERAGES / TOBACCO PRODUCTS / COUNTERFEIT PRODUCTS / THE PENALTY / THE ADMINISTRATIVE OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна

В статье отражены некоторые аспекты правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, проанализированы как международные, так и национальные источники, регулирующие правоотношения в указанной области, приведены изменения законодательства в области противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of counter-trafficking in counterfeit goods, the smuggling of alcohol and tobacco at the present stage

The article is devoted to some aspects of legal protection of intellectual property, analyzed both international and national sources, regulating legal relations in this area, given the legislative changes in the field of counter-trafficking in counterfeit goods, the smuggling of alcohol and tobacco products.

Текст научной работы на тему «Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе»

УДК 342.9

Кузнецова Ирина Александровна Kuznetsova Irina Aleksandrovna

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior teacher of chair of administrative activity of department of internal affairs Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: fyntyasha@yandex.ru

Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе

Features of counter-trafficking in counterfeit goods, the smuggling of alcohol

and tobacco at the present stage

В статье отражены некоторые аспекты правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, проанализированы как международные, так и национальные источники, регулирующие правоотношения в указанной области, приведены изменения законодательства в области противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий.

Ключевые слова: контрабанда, алкогольная продукция, табачные изделия, контрафактная продукция, штраф, административное правонарушение.

The article is devoted to some aspects of legal protection of intellectual property, analyzed both international and national sources, regulating legal relations in this area, given the legislative changes in the field of counter-trafficking in counterfeit goods, the smuggling of alcohol and tobacco products.

Keywords: contraband, alcoholic beverages, tobacco products, counterfeit products, the penalty, the administrative offence.

Рост мировой экономики объективно обусловливает увеличение объема контрафактного рынка, который негативно влияет как на качество предоставляемых товаров и услуг, здоровье и жизнь потребителя, так и на экономическую безопасность государств. По оценкам Международной торговой палаты (International chamber of commerce, ICC), общемировой объем контрафактной продукции в 2015 году составил 1,7 трлн долларов США или более 2% от мирового объема производимых товаров [1].

В перечне фальсификата и контрафакта, выявляемого правоохранительными и контролирующими органами, по-прежнему лидирует алкогольная и табачная продукция (около 12% всего объема), а также лекарственные препараты (20%). Последствия подделки алкогольной продукции наиболее серьезны, так как помимо экономического ущерба, контрафактный алкоголь наносит серьезный вред здоровью и

приводит к смерти десятков тысяч людей каждый год. Стоимость контрафактной алкогольной продукции на мировом рынке составляет 1 млрд долларов, при этом доля поддельной или нелегальной алкогольной продукции доходит до 12% [2]. Согласно данным официальной статистики Министерства промышленности и торговли России, 40% от общего объема рынка товаров — контрафактная продукция, в которой доля нелегального оборота алкогольной продукции по России — 50% [3]. Разумеется, по регионам данные могут существенно отличаться. Так, доля нелегального оборота алкогольной продукции в Нижегородской области в 2015 году составила около 30% [3].

Проблема нарушений законодательства в области противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий за последние несколько лет в России существенно возросла, о чем свиде-

тельствуют как стабильное увеличение числа экономических правонарушений и преступлений, связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными, так и рост объемов контрафактного рынка.

Масштабное поступление на внутренний рынок страны фальсифицированных товаров не только создает угрозу развитию экономики страны, увеличивая масштабы ее теневого сектора, но и представляет опасность для жизни и здоровья потребителей поддельной продукции. Противодействие данным явлениям обусловлено и необходимостью обеспечения национальной безопасности, стратегическими целями которой заявлены, в том числе, и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также сохранение политической и социальной стабильности в обществе [4].

Причин развития столь негативной тенденции, на наш взгляд, существует несколько, выделим наиболее значимые из них.

1. Рост акцизов, а также установление высоких минимальных цен на легальный алкоголь привели к возрастанию спроса населения на «самопальный» алкоголь подпольного производства. Кроме того, увеличилось количество правонарушителей, завозящих дешевый алкоголь в Россию через границы стран Таможенного союза.

2. Очевидное несоответствие установленных штрафов, в том числе и административных, за сбыт контрафактной продукции, размеру выручки от его реализации. Незаконный доход правонарушителей, получаемый от объемов проданной продукции, несоизмеримо выше, и в ряде случаев им выгоднее заплатить штраф, чем отказаться от реализации контрафакта и фальсификата.

3. Недостаточная правовая защита национального производителя алкогольной и табачной продукции также способствует росту объемов контрабандно ввозимого товара.

Очевидно, что вышеуказанные причины являются существенными и именно они обусловили введение законодателем дополнительных мер противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий [5].

Анализируя нормативные правовые акты, обеспечивающие правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, необходимо выделить как международные, так и национальные источники, регулирующие правоотношения в указанной области.

Среди универсальных международных правовых актов необходимо выделить следующие:

1) Всеобщую декларацию прав человека;

2) Конвенцию об охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г., в редакции 2 октября 1979 г.);

3) Конвенцию, утверждающую Всемирную Организацию Интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции 2 октября 1979 г.);

4) Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (г. Мадрид, 14 апреля 1891 г., в редакции 2 октября 1979 г., а также Протокол к нему (г. Мадрид, 28 июня 1989 г.);

5) Ниццкое Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (г. Ницца, 15 июня 1957 г., в редакции 28 сентября 1979 г.);

6) Международную классификацию (NICE) товаров и услуг, редакция 2015 года.

Основы правового регулирования интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза закреплены в следующих международных нормативных правовых актах:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 мая 2015 года).

В числе национальных источников наибольшее значение имеют:

1. Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 44).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 180 УК РФ).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 14.10).

5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

При этом для разъяснения особенностей применения вышеуказанных законодательных норм приняты иные акты официального нормативного толкования, среди которых:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ (ВС РФ) от 26 апреля 2007 года № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 г. № 60) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практи-

ке при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

3. Постановление Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 года № 11 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2011 г. № 28) «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 13 декабря 2007 года № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности».

Таким образом, единого документа, систематизирующего нормы режима охраны прав интеллектуальной собственности, пока не сформировано. Следовательно, внесение изменений на законодательном уровне осуществляется в «пакет» документов и требует согласования норм, содержащихся в разных отраслях права, которые обеспечиваются различными правовыми средствами.

Наиболее значимыми по заявленной проблематике стали нововведения Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» [5]. Учитывая специфику несистемности правового регулирования режима охраны прав интеллектуальной

собственности, нововведения можно сгруппировать:

1. В Уголовном кодексе РФ изменены нормы, устанавливающие расч ет крупного и особо крупного размера, а равно ущерба для производства, приобретения, хранения, перевозки или сбыта продовольственной продукции и алкогольной продукции, а также табачных изделий (АПТИ) без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством, незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (далее — СИ) и контрабанды АПТИ. Взамен примечания к статье 169 УК РФ соответствующие критерии приведены непосредственно в статьях 171.1, 180 и 200.2 УК РФ. Сравнительный анализ размеров ущерба (крупного и особо крупного) применительно темы статьи приведен в таблице 1.

2. Статья 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» изложена в новой редакции, в ней вместо четырех частей — шесть, образованных за счет введения дополнительных квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков состава преступления, посвященных продовольственным товарам и АПТИ (в то время как ранее по данной статье нормативному регулированию подлежала лишь алкогольная продукция). Уголовно наказуемым деянием по действующей норме признается оборот товаров и продукции не только без соответствующей маркировки, но и без нанесения обязательной информации. В качестве квалифицирующего признака указаны действия, как совершенные организованной

Таблица 1

Ст. 171.1 УК РФ. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации Ст. 200.2 УК РФ Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий Ст. 180 УК РФ Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

АПТИ Продовольственные товары Контрабанда АПТИ Незаконное использование СИ

Крупный размер (руб.) 100 000 250 000 1 500 000 (было ранее)

Особо крупный размер (руб.) 1 000 000 6 000 000 (было ранее)

ТРИБУН Я МОЛОДОГО УЧЕНОГО

группой, так и группой лиц по предварительному сговору.

3. В статье 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» существенно ужесточены санкции (таблица 2).

4. Наименование статьи 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» приведено в соответствие с содержанием е е диспозиции: термин «товарный знак» заменен на «средство индивидуализации товаров (работ, услуг)». Ужесточена санкция по части 1 данной статьи, размер штрафа увеличен до 300 000 руб. (ранее — 200 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет (ранее — до 18 месяцев), кроме того, в качестве альтернативной санкции предусмотрены принудительные работы на срок до 2 лет либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

5. Введена новая статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий», предусматривающая уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере, причем за совершение подобных деяний организованной группой максимальный срок лишения свободы составляет до 12 лет. Кроме того, нормами УК РФ предусмотрена возможность применения конфискации

имущества к лицам, совершившим контрабанду АПТИ.

6. Установлена ответственность за изготовление, сбыт, использование не только поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, но и специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий (таблица 3).

7. Увеличены размеры административного штрафа по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» (таблица 4) и за каждое из приведенных нарушений предусмотрена безальтернативная конфискация не только предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, но также материалов и оборудования, используемых для их производства, а равно иных орудий совершения административного правонарушения.

С момента вступления в законную силу изменений (с 10 января 2015 г.), за период 2015 года только сотрудниками правоохранительных органов Центрального федерального округа в рамках проведения оперативно-профилактических мероприятий было проверено 30 244 объектов (в 2014 г. — 29 155), в ходе которых выявлено 26 553 правонарушения, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции (в 2014 г. — 24 863). По результатам проведенных проверок было составлено 22 784 протоколов об административных правонарушениях в указанной области (в 2014 г. — 21 050) и возбуждено 1014 уголовных дел (в 2014 г. — 965) (таблица 5) [6].

Таблица 2

Редакция Вид наказания ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 6

прежняя основной (штраф) (руб.). 200 000 100 000— 300 000 — — — —

альтернативный (размер заработной платы или иного дохода осужденного за период) до 18 мес. от 1 года до 2 лет

новая основной (штраф) (руб). 300 000 200 000— 500 000 до 400 000 300 000— 700 000 до 500 000 400 000— 800 000

альтернативный (размер заработной платы или иного дохода осужденного за период) до 2 лет от 1 года до 3 лет до 2 лет от 1 года до 3 лет до 2 лет от 1 года до 3 лет

Таблица 3

Ст. 327.1 УК РФ «Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование»

редакция

ч. 1

ч. 2

ч. 3

ч. 4

прежняя

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (за исключением акцизных марок и федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции

Использование заведомо поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (за исключением акцизных марок и федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции

Использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок

дополнение

а также специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий),

а также специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий),

либо поддельных специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий

а равно использование для маркировки табачных изделий заведомо поддельных специальных (акцизных) марок

Таблица 4

Субъект административной ответственности Ч. 1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров Ч. 2. Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров

прежняя новая прежняя новая

граждане от 1500 до 2000 руб. от 5000 до 10 000 руб. административный штраф в размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения

однократного двукратного

но не менее

2 000 руб. 10 000 руб.

должностные лица от 10 000 до 20 000 руб. от 10 000 до 50 000 руб. административный штраф в размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения

двукратного трехкратного

но не менее

20 000 руб. 50 000 руб.

юридические лица от 30 000 до 40 000 руб. от 50 000 до 200 000 руб. административный штраф в размере стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трехкратного пятикратного

но не менее

40 000 руб. 100 000 руб.

Таблица 5

Период Число проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции Число протоколов об административных правонарушениях, составленных по результатам проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Число уголовных дел, возбужденных по результатам проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции

2014 29 155 24 863 21 050 965

2015 30 244 26 553 22 784 1014

динамика + 1089 (3,6 %) + 1690 (6,4 %) + 1734 (7,6%) + 49 (4,8 %)

Как показывает практика, часто в ходе проведения проверочных мероприятий в указанной сфере сотрудники полиции сталкиваются с рядом проблем, среди которых можно выделить:

1. Незаконно изготовленная спиртосодержащая продукция в настоящее время имеет достаточно высокое качество, и проведенные исследования часто показывают отсутствие в ней опасного для жизни и здоровья человека вещества «диэтилфтолат», однако наблюдались в наличие в ней сивушные масла изопро-панола и метанола в пропорциях, превышающих ГОСТ Р 51355-99 и ГОСТ Р 51786-2001 в сотни и тысячи раз. В связи с этим сотрудниками следственных подразделений, несмотря на заключения экспертов и специалистов, а также объяснения врачей о представляющей опасность для жизни и здоровья людей спиртосодержащей жидкости при употреблении е е внутрь, уголовные дела не возбуждаются, а выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. В ряде регионов России получила широкое распространение реализация алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками. Данная продукция активно «вытесняет» спиртосодержащую жидкость. Правонарушителям «безопаснее» и выгоднее реализовывать контрафактную алкогольную продукцию, чем спиртосодержащую продукцию, произведенную «на дому», так как для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по статьям 171, 171.1 или статье 327.1 УК РФ необходимо доказать факт незаконного оборота контрафактной алкогольной продукции, с наличием прямого умысла на использование заведомо поддельных федеральных специальных марок, то есть того, что подозреваемое

лицо заведомо знало об их незаконном происхождении.

Таким образом, очевидное ужесточение законодательных норм в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, а также противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий является обоснованным и представляет собой адекватную реакцию государства на выявляемые нарушения закона. Однако действующая система противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции в России нуждается в совершенствовании, положения законодательства не в полной мере отвечают потребностям правоприменителя, оставляя неразрешенными множество важных вопросов квалификации противоправных деяний. Требует развития и судебная практика, основная задача которой — восполнение пробелов в законодательстве и формирование подходов к его применению.

Примечания

1. Данные Международной организации по стандартизации ISO. 2015. URL: http://www.iso.org/iso/ru/ news.htm refi d=Ref1809

2. URL: http://www.savethespirits.com/ru/category/ the-scenery-ru/.

3. URL: http://minprom.government-nnov.ru/?id= 11630 (дата обращения: 08.05.2016).

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной

ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий: федеральный закон от 31 декабря 2014 г № 530-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1, ч. I, ст. 83.

б. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://cbsd.gks.ru/

Notes

1. Data from the International organization for standardization ISO, 2015. URL: http://www.iso.org/iso/ru/ news. htm refi d=Ref1809

2. URL: http://www.savethespirits.com/ru/category/ the-scenery-ru/

3. URL: http://minprom.government-nnov.ru/?id= 11630 (date of access: 08.05.2016).

4. The national strategy of the Russian Federation security, approved by the decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 № 683 // Collection of legislative acts of the RF. 2016. № 1, p. II, art. 212.

5. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation to strengthen measures against trafficking in counterfeit goods and smuggling of alcohol and tobacco: Federal law from 31.12.014 № 530-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2015. № 1, p. I, art. 83.

6. Official website of the Federal state statistics service. URL: http://cbsd.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.