Научная статья на тему 'Особенности примирительных процедур в сфере образования'

Особенности примирительных процедур в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД / MEDIATION / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / SCHOOL SERVICE OF RECONCILIATION / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / RESTORATIVE JUSTICE / КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE COMMISSION FOR THE SETTLEMENT OF DISPUTES BETWEEN PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS / МЕДИАТОР / MEDIATOR / MEDIATORY APPROACH / CONCILIATION PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсентьева Надежда Анатольевна, Хайруллина Гузель Хасановна

В последние годы значительно повысилось внимание государства и гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации несовершеннолетних. Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров: от семейных до коммерческих. Создание в образовательных организациях службы школьной медиации имеет своей целью обеспечить защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Это обусловлено и тем, что Российская Федерация переходит на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. Российская модель организации восстановительной медиации в образовательной организации представлена в форме Школьных служб примирения, в которую входят представители педагогических работников, администрации образовательной организации, родители, обучающиеся. В своей работе службы школьной медиации взаимодействуют с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. В школьных службах примирения используется восстановительная медиация, основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта, что не находит отражения в принятии обязательных для исполнения решений. Деятельность этих служб будет способствовать разрешению разных видов конфликтов в общеобразовательной организации, личностному росту учащихся, а также служат формой профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONCILIATION PROCEDURES IN THE FIELD OF EDUCATION

In recent years, the attention of the state and civil society has increased significantly towards the problems of creating an enabling, humane and secure environment for development and socialization of children. Mediation is widely and successfully used in the modern world, especially in countries with a high legal culture and a developed civil society, to virtually all types of disputes, from family to commercial. In educational organizations, the establishment of the school mediation aims to protect the rights of children and create conditions for the formation of a safe space, equal opportunities and protection of their interests. This is due to the fact that the Russian Federation introduces international norms and standards, methods and technologies of working with children. The Russian model of the organization of restorative mediation in the educational organization is presented in the form of School services of reconciliation. They include representatives of teachers, of administration of educational organizations, parents, students themselves. In their work, the services of school mediation interact with the organs and organizations of system of prevention of neglect and delinquency, custody and guardianship, additional education. In the school services of reconciliation restorative mediation is used, the main concept is to develop solutions by the conflicting parties that is not reflected in the adoption of binding decisions. These services will contribute to resolving different types of conflicts in schools and personal growth of students and also serve as a form of prevention of offenses and crimes of minors.

Текст научной работы на тему «Особенности примирительных процедур в сфере образования»

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО. ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 340.132.8

ОСОБЕННОСТИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АРСЕНТЬЕВА Надежда Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры трудового и экологического права БАГСУ при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия E-mail: N-Ars@yandex.ru

ХАЙРУЛЛИНА Гузель Хасановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры права и обществознания Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, г. Уфа, Россия. E-mail: hairullina.guzel2011@yandex.ru

В последние годы значительно повысилось внимание государства и гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации несовершеннолетних. Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров: от семейных до коммерческих. Создание в образовательных организациях службы школьной медиации имеет своей целью обеспечить защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Это обусловлено и тем, что Российская Федерация переходит на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми. Российская модель организации восстановительной медиации в образовательной организации представлена в форме Школьных служб примирения, в которую входят представители педагогических работников, администрации образовательной организации, родители, обучающиеся. В своей работе службы школьной медиации взаимодействуют с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования. В школьных службах примирения используется восстановительная медиация, основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта, что не находит отражения в принятии обязательных для исполнения решений. Деятельность этих служб будет способствовать разрешению разных видов конфликтов в общеобразовательной организации, личностному росту учащихся, а также служат формой профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Ключевые слова: медиация, примирительные процедуры, школьная служба примирения, восстановительное правосудие, комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, медиатор, медиативный подход.

FEATURES OF CONCILIATION PROCEDURES IN THE FIELD OF EDUCATION

ARSENTYEVA Nadezhda Anatolyevna

Candidate of Sciences (History), Assistant Professor of the Chair of Labor and Environmental Law of the Bashkir Academy of State Service and Administration under the President of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia. E-mail: N-Ars@yandex.ru

KHAIRULLINA Guzel Khasanovna

Candidate of Sciences (History), Assistant Professor of the Chair of Law and Social Science of the Institute of Historical and Legal Education of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia. E-mail: hairullina.guzel2011@yandex.ru

In recent years, the attention of the state and civil society has increased significantly towards the problems of creating an enabling, humane and secure environment for development and socialization of children. Mediation is widely and successfully used in the modern world, especially in countries with a high legal culture and a developed civil society, to virtually all types of disputes, from family to commercial. In educational organizations, the establishment of the school mediation aims to protect the rights of children and create conditions for the formation of a safe space, equal opportunities and protection of their interests. This is due to the fact that the Russian Federation introduces international norms and standards, methods and technologies of working with children. The Russian model of the organization of restorative mediation in the educational organization is presented in the form of School services of reconciliation. They include representatives of teachers, of administration of educational organizations, parents, students themselves. In their work, the services of school mediation interact with the organs and organizations of system of prevention of neglect and delinquency, custody and guardianship, additional education. In the school services of reconciliation restorative mediation is used, the main concept is to develop solutions by the conflicting parties that is not reflected in the adoption of binding decisions. These services will contribute to resolving different types of conflicts in schools and personal growth of students and also serve as a form of prevention of offenses and crimes of minors.

Key words: mediation, conciliation procedures, school service of reconciliation, restorative justice, the Commission for the settlement of disputes between participants of educational relations, mediator, mediatory approach.

Современное российское законодательство движется в сторону развития демократических свобод и ответственности каждого гражданина за уважение прав и свобод другого человека независимо от политических, религиозных и других различий. В системе образования реализация демократических свобод связывается с развитием форм самоуправления и государственно- общественного управления образовательными организациями. В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин. В современном обществе наблюдается миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы, в этой связи возникает необходимость формирования навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог. Также в последнее время наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института, семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга, а эти функции начинают возлагаться на образовательные организации. В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения несовершеннолетних. В последние годы значительно повысилось внимание государства и гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей.

Развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в РФ механизмов разрешения споров и защиты нарушенных субъективных прав. Согласно ФЗ от 27 июня 2010 г. № 193-Ф3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Посредничество рассматривается как процедура, направленная на мирное разрешение конфликта, устранение его причин и последствий, которая может быть завершена достижением соглашения [1]. В настоящее время медиация применяется для разрешения конфликтов в различных сферах человеческой жизни. Так, в частности, выделяют коммерческую, медиацию в сфере общего образования (школьная медиация), медиацию, направленную на решение трудовых споров, семейную медиацию и другие виды. В последнее время с вступлением в силу 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ФЗ «Об образовании в РФ») больше внимания отводится различным формам урегулирования конфликтов и защите прав участников образовательных отношений [2].

Российская модель организации восстановительной медиации в образовательной организации развивается более 12 лет в форме Школьных служб примирения. Первая медиация школьниками-медиаторами была проведена 16 декабря 2002 г. в школе № 464 г. Москвы. По данным ежегодного мониторинга, проводимого Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на начало 2013 г. в 15 субъектах РФ уже действовали 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 г. ими в ходе проведения различных восстановительных программ было разрешено около 5 тыс. конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали более 17 тыс. человек, находящихся в конфликте. Так, передовым субъектом по развитию школьной медиации является Волгоградская область, затем Пермский край и Кировская область [3].

В Республике Башкортостан некоммерческим партнерством «Гильдия медиаторов РБ» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в РБ Скоробогатовой М.М., а также при поддержке Совета ГО г. Уфа РБ, в рамках пилотного общественного проекта создаются Школьные службы примирения, действующие на безвозмездной основе. Они внедряются в регионе поэтапно в соответствии со «Стратегией действий в интересах детей в РБ на 2013 - 2017 годы», утвержденной Указом Президента РБ № уп-551 от 26 декабря 2012 года. ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. Службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими. В соответствии с п. 19 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится

содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством РФ. П. 2 статьи 27 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся и иные, предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации, структурные подразделения. Таким образом, служба примирения может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации, при принятии которых должно быть учтено мнение совета обучающихся, совета родителей, представительных органов обучающихся.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит: сократить общее количество и остроту конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных, а также повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации. Медиаторами в разных видах школьных конфликтов являются учителя, члены родительских комитетов и обучающиеся.

В РБ целями школьных служб примирения являются: минимизация количества межличностных конфликтов в школьной среде, оздоровление внутреннего психологического климата, демократизация процессов управления общеобразовательной организацией, вовлечение родительского сообщества в управление общеобразовательной организацией, способствование построению взаимоуважительных отношений и повышению имиджа общеобразовательных организаций РБ. В МОБУ ООШ д. Кургаше-во МР Кигинский район РБ с марта 2014 года функционирует школьная служба примирения, созданная с целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуации среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Нормативные акты, предусматривающие деятельность школьной службы медиации, разработаны и представлены на официальном сайте школы. В ее составе представлены как педагогические работники, так и учащиеся 7-9 классов. В подавляющем большинстве общеобразовательные организации РБ до настоящего времени не начали создание школьных служб примирения, хотя обязательность создания предусмотрена «Стратегией действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013 - 2017 годы».

Здесь наблюдается неопределенность в законодательной базе, т.к. прямое требование создания школьных служб примирения отсутствуют в ФЗ «Об образовании в РФ», но предусмотрено в соответствии с указанной Стратегией. Установлена обязанность образовательной организации создать в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» только Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Авторы обращают внимание на то, что это разные службы, полномочия которых разграничены, и, соответственно, должны быть разными структурными подразделениями образовательной организации. По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, и это должно регулироваться локальными актами образовательной организации. Различия этих органов состоит в том, что цель Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений - урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Школьная служба примирения рассматривает другие виды конфликтов: споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, а также работа с правонарушителем и жертвой по криминальным ситуациям (кражи, драки, порча имущества и т.п., в том числе по делам, передаваемым на рассмотрение в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав). Кроме того, она может работать с ситуациями травли, буллинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т.д. В соответствии с ч. 4 статьи 45 ФЗ "Об образовании в РФ" решение комиссии по уре-

гулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в установленные сроки. В школьных службах примирения используется восстановительная медиация (и другие восстановительные практики), основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта, что не находит отражения в принятии обязательных для исполнения решений.

Также необходимость создания и функционирования школьной службы примирения можно рассматривать как элемент образовательного процесса, т.к. служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности». Таким образом, школьная служба примирения и реализуемые ей формы работы могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных во ФГОС личностных результатов.

Необходимость создания школьной службы примирения обуславливается также обязанностью школ работать по направлению профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Так, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) и суд могут принимать во внимание примирение сторон в школьной службе примирения и заглаживание обидчиком причиненного жертве вреда, что будет учтено при вынесении решения. Это регулируется статьей 76 УК РФ, в соответствии с которой лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи). Также статья 61 УК РФ рассматривает добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Также проведение медиации до рассмотрения дела на заседании КДНиЗП может дать сторонам возможность достигнуть договоренностей, а результаты медиации могут учитываться при принятии постановления КДНиЗП по данному делу. Еще отметим, что на основании Федерального Закона № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с подростками, совершившими общественно-опасные деяния, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа. В эту работу может входить участие несовершеннолетнего в школьной медиации.

Таким образом, в РФ в образовательной практике накоплен определенный опыт применения примирительных процедур медиации. Однако говорить о том, что она применяется во всех субъектах РФ, еще рано, так в РБ школьные службы примирения находятся только на стадии становления. Существующее нормативное правовое регулирование школьной медиации, является недостаточным. Учитывая особую значимость школьной службы примирения для образовательного процесса (профилактика правонарушений обучающихся, разрешение конфликтных ситуаций, достижения указанных во ФГОС личностных результатов) и различия в полномочиях с Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также обязательность общеобразовательных организаций осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в соответствии с п. 2 статьи 14 ФЗ №120-ФЗ авторы статьи считают обоснованным и необходимым создание школьных служб примирения (медиации) в общеобразовательных организациях РБ. Авторы предлагают совершенствование законодательства в

сфере образования - внести изменения в ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ» и установить обязанность общеобразовательной организации создать школьную службу примирения, что позволит снизить количество конфликтных ситуаций, правонарушений и преступность несовершеннолетних, создать более благоприятную атмосферу в образовательной организации, поможет сформировать нравственное поведение, ответственное отношение к собственным поступкам, повысить коммуникативность в общении со сверстниками.

Библиографические ссылки

1. Кирилловых А.А. Правовой конфликт в образовании: практика регулирования и альтернативные механизмы разрешения //Адвокат. 2012. № 10.

2. Михайлов М.В., Арсентьева Н.А., Даянова Э.М. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3) // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 3-4.

3. Коновалов А.Ю. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран //Психологическая наука и образование. 2014. № 3; Арганова А.Н., Бубнова И.С. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2.

References

1. Kirillovykh A.A. Legal Conflict in Education: Regulatory Practice and Alternative Resolution Mechanisms, the Lawyer, 2012, No. 10, pp. 43-57.

2. Mikhailov M.V., Arsentyeva N.A., Dayanova E.M. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" (from 29 December 2012 No. 273-FL), Journal of Teacher Education, 2013, No. 3-4.

3. Konovalov, A.Y. Mediation in Education: a Review of the Experience of Different Countries, Psychological Science and Education Psyedu, EN, 2014, No. 3, pp. 90-91; Argunova, A.N., Bubnov, I.S. School Mediation as a Technology of Conflict Resolution in Adolescents, A.N. Argunova, Bubnova I.S.0, Psychology in Economy and Management, 2013, No. 2, pp. 90-93.

Дата поступления: 08.09.2015 Received: 08.09.2015

УДК 340

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ШАБУРОВ Анатолий Степанович

доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета,

г. Екатеринбург, Россия. E-mail: shaburov.41@mail.ru УМАТОВА Елена Сергеевна

аспирант кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: vzhc@mail.ru

В статье раскрывается определение современных угроз снижения продовольственной безопасности в стране и их влияние на национальную безопасность государства в условиях ВТО. Показываются важнейшие свойства землевладения, права собственности и продовольственная безопасность, важность безопасности прав собственности.

Ключевые слова: собственность, продовольственная безопасность, безопасность землепользования, землевладение, субъекты отношений собственности, собственность на землю, угрозы безопасности, ВТО.

PROPERTY AND LAND OWNERSHIP RELATIONS AS A FACTOR OF FOOD SECURITY

SHABUROV Anatoly Stepanovich

Doctor of Law, Professor of the department of Theory of State and Law of the Ural State Law University,

Ekaterinburg, Russia E-mail: shaburov.41@mail.ru

UMAROVA Elena Sergeevna

postgraduate student of the department of Management and Law of the Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: vzhc@mail.ru

The article reveals the definition of modern threats of food security decrease in the country and their influence on national security of the state in the conditions of the WTO. The most important properties of land tenure, property right and food security, importance of safety of property rights are shown.

Key words: property, food security, safety of land use, land tenure, subjects of the relations of property, ownership of land, threats to security, WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.