ПЕДАГОГИКА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Е.И. Мещерякова,
доктор педагогических наук, профессор
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
FEATURES OF APPLICATION OF METHODS AND EDUCATIONAL TOOLS IN THE COURSE OF INDIVIDUAL WORK WITH MINORS
В статье рассматриваются особенности проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними с использованием различных методов и средств воспитания.
In article features of carrying out individual scheduled maintenance with minors with use of various methods and educational tools are considered.
Аналитические обзоры деятельности ПДН красноречиво свидетельствуют о том, что в среде несовершеннолетних все чаще проявляются различные виды девиантного и делинквентного поведения. При этом большинство несовершеннолетних, чье поведение отличается негативными отклонениями, не имеют возможности строить свою жизнедеятельность в рамках правовых норм без помощи социальных институтов, нуждаются в социально-педагогическом сопровождении. Одним из направлений профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должно стать совершенствование сложившейся системы профессиональной подготовки специалистов ПДН, в частности — повышение уровня их психолого-педагогической подготовки для осуществления индивидуальной работы с несовершеннолетними.
В российской педагогической науке ведутся активные исследования по выявлению факторов и причин, которые обусловливают девиантное поведение несовершеннолетних (А.С. Белкин, М.А. Галагузова, Б.П. Дьяконов, Р.В. Овчарова, Е.Я. Тищенко, М.Н. Цыганкова, Г.Н. Штинова и др.), а также обоснованию возможностей предупреждения и преодоления девиаций (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, В.Н. Кудрявцев, С.И. Плаксий, В.А. Попов и др.). Однако до настоящего времени обостренными остаются противоречия между растущими требованиями, предъявляемыми обществом к профилактической деятельности сотрудников ПДН, и возможностями существующих моделей их профессиональной подготовки к осуществлению эффективной профилактической деятельности по предупреждению и преодолению девиаций в пове-
дении несовершеннолетних. В связи с этим актуальными являются исследования, направленные на поиск и обоснование возможностей сглаживания таких противоречий, на повышение качества практико-ориентированной подготовки специалистов, способных к эффективной деятельности по воспитанию несовершеннолетних с использованием современных методов и средств, соответствующих требованиям времени и отражающих достижения педагогической науки и практики.
Исходя из содержания нормативных документов, регламентирующих индивидуальную профилактическую и воспитательную работу ПДН [1, 2], можно определить следующие ее особенности применительно к отдельным категориям несовершеннолетних:
1) при работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические (психотропные или одурманивающие) вещества без назначения врача, сотрудники ПДН совместно с другими подразделениями ОВД устанавливают и обстоятельства, связанные с приобретением несовершеннолетними указанных веществ. Такие обстоятельства выясняются посредством получения от несовершеннолетнего необходимой информации в процессе проведения бесед и иных мероприятий. Аналогичные действия осуществляются и в процессе проведения индивидуальной работы с несовершеннолетними, употребляющими алкогольные напитки. Если несовершеннолетние, употребляющие алкогольные напитки, наркотические (психотропные или одурманивающие) вещества, нуждаются в медицинском обследовании, то информация об этом незамедлительно передается в органы здравоохранения;
2) при работе с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, сотрудники ПДН проводят с каждым из них индивидуальную беседу, в процессе которой разъясняют последствия систематического неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия. По результатам разъяснительной беседы составляется и приобщается к учетно-профилактической карточке или учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего соответствующая справка. До несовершеннолетних доводится и информация о том, что в случае систематического неисполнения ими принудительной меры воспитательного воздействия в суд будет направлено представление для принятия к ним мер, предусмотренных законодательством РФ;
3) при работе с условно осужденными несовершеннолетними сотрудники ПДН проводят с каждым из них профилактическую беседу, в ходе
которой разъясняют обязанности, возложенные на несовершеннолетнего в связи с условным осуждением, а также последствия неисполнения данных обязанностей и совершения нового преступления. О результатах профилактической беседы составляется справка, приобщаемая к учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего. Важно добиться понимания несовершеннолетним того, что если им нарушаются установленные правила и ограничения, то информация о каждом выявленном факте в течение 3 суток после получения соответствующих сведений направляется сотрудниками ПДН в уголовно-исполнительную инспекцию. В уголовно-исполнительную инспекцию направляется ходатайство об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока в случаях, если условно осужденным совершается два административных правонарушения или при злостном неисполнении возложенных судом обязанностей, а также (при наличии целесообразности) — ходатайство о возложении на несовершеннолетнего дополнительных обязанностей. В то же время осужденный несовершеннолетний должен знать, что если он оказался в социально опасном положении и нуждается в социальной помощи, то информация об этом направляется сотрудниками ПДН в комиссию по делам несовершеннолетних по месту его жительства;
4) при работе с несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, сотрудники ПДН проводят с каждым из них профилактическую беседу, в процессе которой разъясняют последствия неисполнения обязанностей, возложенных судом, а также нарушения общественного порядка и совершения нового преступления. Условно-досрочно освобожденный несовершеннолетний должен очень хорошо понять, что если им совершается административное правонарушение либо он уклоняется от исполнения возложенных на него судом обязанностей, то сотрудниками ПДН в суд по месту жительства несовершеннолетнего вносится ходатайство об отмене условно-досрочного освобождения. При этом он должен знать, что если оказывается в социально опасном положении и нуждается в социальной помощи, то информация об этом направляется сотрудниками ПДН в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего;
5) при работе с несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, сотрудники ПДН запрашивают информацию об обязанностях и запретах, установленных для осужденного, из уголовно-исполнительной инспекции. С каждым несовершеннолетним прово-
дится профилактическая беседа, в процессе которой несовершеннолетнему разъясняются возложенные на него обязанности и запреты, а также последствия их невыполнения или несоблюдения. О результатах беседы составляется и приобщается к учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего соответствующая справка. Необходимо, чтобы осужденный несовершеннолетний усвоил, что если им не выполняются установленные требования и запреты, не соблюдаются возложенные обязанности, то при получении информации об этом сотрудники ПДН в течение 3 суток направляют ее в уголовно-исполнительную инспекцию;
6) индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, обвиняемыми в совершении преступления, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, осуществляется сотрудниками ПДН совместно со следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело по обвинению конкретного несовершеннолетнего в совершении преступления;
7) в ходе индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними всех установленных категорий сотрудники ПДН проводят также индивидуальную воспитательную работу с их родителями (иными законными представителями), не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними. При выявлении фактов жестокого обращения с детьми, вовлечения их в противоправную деятельность, совершения иных действий, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством, сотрудники ПДН в установленном порядке вносят предложения о применении к указанным лицам предусмотренных законодательством мер воздействия.
Особенно сложной и требующей не только профессиональных, но и личностных психолого-педагогических качеств является индивидуальная воспитательная работа с доставленными в ОВД несовершеннолетними, содержание которых здесь не может превышать 3 часов. Это несовершеннолетние, совершившие правонарушение или антиобщественные действия, безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства для последующего их направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних или в учреждения органов здравоохранения, а также самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и направляемые в центры временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей. За очень короткое время сотрудники ПДН должны установить данные, характеризующие личность несовершеннолетнего, получить сведения о его родителях (иных законных представителях), условиях проживания, обстоятельствах совершения правонарушения (преступления) и получить иную важную информацию. Важно расположить к себе несовершеннолетнего, заставить его поверить в то, что сотрудник полиции — это не враг, а тот, кто сможет помочь разобраться в сложной жизненной ситуации и примет правильное решение. Ведь по истечении 3 часов несовершеннолетний должен быть передан родителям (иным законным представителям), работникам специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или представителям учреждения органа здравоохранения.
В рамках проведения индивидуальной профилактической работы осуществляется выбор методов воспитательного воздействия, среди которых ведущее значение приобретают методы убеждения, поощрения и наказания.
Метод убеждения является основным методом воспитания, т.к. с его помощью можно воздействовать на формирование сознания несовершеннолетнего, решать воспитательные задачи, которые нельзя решить с использованием других методов. Однако важно помнить, что только в сочетании с различными приемами метода убеждения методы поощрения и наказания дают максимальный результат. Приемами метода убеждения в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними становятся разъяснение, доказательство и опровержение. Эти приемы используются, главным образом, при проведении бесед с несовершеннолетними. Эффективность использования приемов метода убеждения зависит не только от содержания того материала, который использует сотрудник ПДН, но и от его объективности, правдивости и злободневности. В связи с этим для убеждения несовершеннолетнего нельзя использовать сомнительный и непроверенный материал, уходить от правдивых и ясных ответов на поставленные вопросы. При этом приемы словесного убеждения не должны превратиться в морализирование или назидание, уговаривание, т.к. тогда они способствуют лишь усилению внутреннего сопротивления несовершеннолетнего воспитательному воздействию, но не достижению его цели и решению задач, поставленных сотрудником ПДН.
Беседа, построенная на основе использования приемов метода убеждения, имеет определенную структуру. Структура индивидуальной
воспитательной беседы может включать следующие составляющие:
1) приведение примера, в котором заключена проблема;
2) постановка перед несовершеннолетним вопроса в связи с приведенным примером;
3) поиски ответов на поставленный вопрос, рассуждение, разрешение отдельных сторон или проблемы в целом;
4) приведение новых примеров, которыми подтверждаются те или иные положения, утверждения. Примеры, приводимые в беседе, могут быть не только положительными, но и отрицательными. Однако важно, чтобы в отрицательных примерах не было притягательной силы, которая вызывает у несовершеннолетних желание подражать тем, кто совершает общественно неодобряемые поступки;
5) выводы, которые принимают форму советов несовершеннолетним.
Важнейшее значение для решения воспитательных задач в процессе проведения индивидуальной беседы с несовершеннолетним имеет опора на реальные жизненные примеры. Практика показывает, что одной из самых распространенных ошибок в использовании примеров при проведении беседы является неумение сотрудников ПДН предвидеть то воздействие, которое они оказывают на чувства и сознание несовершеннолетнего. Выбирая примеры в качестве основы воспитательного воздействия с применением приемов метода убеждения, необходимо выделять содержательную и эмоциональную составляющие. Содержательная составляющая находит отражение в том, кто или что является примером, каковы жизненные установки и личностные качества тех, кто определяется в качестве примера, образца для подражания, или, наоборот, тех, кому ни в коем случае подражать не следует. Эмоциональная составляющая определяется личностным отношением к тому, кто или что приводится в качестве примера, мотивами такого отношения, влиянием примера на поведение, эмоции, чувства и т.п.
Определяющим условием действенности и результативности использования метода убеждения является личная убежденность сотрудника ПДН, проводящего индивидуальную воспитательную работу с несовершеннолетним, его умение учитывать личностные и возрастные особенности конкретного несовершеннолетнего, его настроение, восприятие той информации, которая используется в процессе убеждения. Следует знать, что некоторые несовершеннолетние специально стремятся добиться того, чтобы сотрудник ПДН начал спорить с ними, потерял кон-
троль над своими словами и действиями, спровоцировать раздражение и грубость. В связи с этим использование метода убеждения требует огромного терпения, умения выслушивать доводы и возражения несовершеннолетнего, правильно в них разбираться, соглашаться с ними или опровергать их.
Методическими приемами метода поощрения могут стать: одобрение, похвала, позитивная оценка, благодарность и др. Причем поощрять нужно только те действия и поступки несовершеннолетнего, которые потребовали от него определенных усилий, воли и трудолюбия, а не те, которые совершены без особых затрат сил и времени. Метод наказания не должен ограничиваться приемами словесного осуждения и морального порицания, он должен помочь сформировать определенные взгляды несовершеннолетнего, а также мотивировать его поведение и поступки. Тем самым с использованием приемов метода наказания одновременно осуществляется и осуждение того, что сделано несовершеннолетним в нарушение общественных требований к его поведению, и предотвращение в будущем возможного повторения общественно порицаемых поступков, т.е. своеобразное торможение, которое в реальной жизни необходимо несовершеннолетнему практически постоянно. С использованием приемов метода наказания можно помочь несовершеннолетнему осознать недостатки своего поведения, понять их нетерпимость и общественную порицаемость, устранить эти недостатки посредством саморегулирования своего поведения.
Что касается средств воспитания, то их применение должно быть направлено на достижение максимально возможного положительно эффекта от использования методов воспитания. Как известно, средствами воспитания могут быть не только предметы и вещи, экспонаты и произведения искусства, иллюстрации, слайды, фильмы и т.п., но и события и действия, личный пример сотрудника ПДН и образцы поведения, поступки других, в том числе и описываемые как положительные и высоконравственные в педагогической, художественной, публицистической литературе. Подбор и целенаправленное использование средств воспитательного воздействия позволяют не только установить и поддерживать необходимый контакт, взаимопонимание с несовершеннолетним, но и обеспечить достижение цели и решение задач индивидуальной профилактической работы с ним. Зачастую показ фотографий, видеороликов, записей беседы с учителями, родителями, другими взрослыми или сверстниками обеспечивает гораздо более глубо-
кое и всестороннее воздействие на несовершеннолетнего, чем многочасовая беседа. Кроме того, использование различных средств воспитания помогает сотруднику ПДН иллюстрировать явления реальной жизни и инициировать на этой основе активность несовершеннолетнего, улучшить психологическую атмосферу при проведении индивидуальной профилактической работы.
Если несовершеннолетний любит читать, знаком с героями литературных произведений, то примеры из книг могут стать надежными помощниками сотрудника ПДН в воспитательной работе, а если несовершеннолетний не склонен к чтению, то использовать эти средства бесполезно до того, как удастся сформировать и развить его любовь к чтению.
При этом нужно очень хорошо понимать, каким будет воспитательное воздействие использования различных средств. Например, несовершеннолетнему, который угнал у соседа мопед, чтобы прокатить подружку, можно показать не один десяток фотографий, на которых запечатлены трагические последствия подобных «катаний», а можно показать видеозапись беседы с его матерью, которая со слезами на глазах рассказывала сотруднику полиции о своей любви к сыну, о тревоге за его будущее и т.п. О том, какое из этих и подобных им средств обладает большим воспитательным эффектом, сотрудник ПДН должен составить свое собственное представление в процессе проведения уже первой беседы с несовершеннолетним. В самом начале индивидуальной профилактической работы важно понять не только то, какие методы оказываются наиболее эффективными (убеждения, поощрения, наказания), но и какими средствами можно усилить их воспитательное воздействие — преимущественно когнитивными, эмоциональными или поведенческими, а также каким должно быть оптимальное сочетание воспитательных средств. Например, с помощью наглядных средств (ссылки на кинофильмы и телепередачи, выдержки из публикаций и мнения авторитетных людей) можно убеждать несовершеннолетнего в том, что драка — это недопустимый способ воздействия на неугодного сверстника, разрешения конфликтов, возникающих в школе, во дворе, и т.п. Однако эти когнитивные средства могут не иметь такого эффекта, как средства, способные вызвать сильные эмоции (как положительные, так и отрицательные). Сочетание когнитивных и эмоциональных средств воспитания чаще всего используется для каждого из методов в процессе проведения индивидуальной профилактической работы сотрудника ПДН с несовершеннолетним и способно обеспечить высокую эффективность
работы. Однако часто сотрудник ПДН сталкивается с ситуациями, когда используемые им когнитивные и эмоциональные средства окажут максимальное воспитательное воздействие лишь в том случае, если будут подкреплены использованием средств, направленных на поведение несовершеннолетнего и обеспечивающих многократное повторение действий и поступков, закрепляющих устойчивые навыки и привычки правильного (социально одобряемого) поведения. Так бывает, например, когда с помощью компьютера несовершеннолетнему открывается новый для него информационный мир, таящий в себе безграничные возможности занять и разнообразить свободное время.
Составляя программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, а также оценивая ее промежуточные результаты, сотрудник ПДН должен учитывать, что воспитательное воздействие на личность несовершеннолетнего оказывается одновременно на нескольких уровнях. В наиболее общем представлении уровней воспитательно-профилактического воздействия три (однако в конкретных ситуациях осуществления индивидуальной профилактической работы их может быть и больше).
Первый уровень — это воздействие с использованием возможностей всей системы обучения и воспитания в самых разных направлениях: нравственно-воспитательная и культурно-просветительская работа педагогов общеобразовательных школ, социальных педагогов, психологов, содействие в трудоустройстве и получении несовершеннолетними доходов легальными способами, устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на успешную социализацию несовершеннолетних, позитивное влияние на условия их жизни, отношения в семье и т.п. Если индивидуальная профилактическая работа осуществляется с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, аморальные проступки, то на первом уровне воспитательно-профилактического воздействия оказываются также выявление и устранение криминогенных факторов и влияний, обусловивших противоправное поведение. Причем различным типам криминогенных факторов и влияний, вызвавших определенные проявления противоправного поведения, должны соответствовать адекватные им профилактические меры воспитательного характера и эффективные механизмы их реализации. В целях усиления позитивного воспитательного влияния на несовершеннолетнего на этом уровне сотруднику ПДН полезно встретиться с руководителями и педагогами школы, руководителями, кураторами, мастерами производственного обу-
чения того образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетний; посетить несовершеннолетнего по месту его жительства; привлечь к воспитательной работе в качестве общественных воспитателей сослуживцев, положительно себя зарекомендовавших; обсудить поведение несовершеннолетнего в формальной или неформальной обстановке в кругу его сверстников и т.п. Если необходимо обеспечить сильное формальное влияние на несовершеннолетнего, то можно использовать: обсуждение поведения несовершеннолетнего в ПДН с привлечением его сотрудников; обсуждение его поведения на комиссии по делам несовершеннолетних; объявление несовершеннолетнему официального предупреждения (предостережения); наложение в установленном порядке штрафа на родителей; доставление в органы полиции тех лиц, которые оказывают отрицательное влияние на несовершеннолетнего; решение вопроса о привлечении к ответственности взрослых, вовлекающих несовершеннолетнего в антиобщественную деятельность, склоняющих его к совершению противоправных деяний (при наличии законных оснований).
Второй уровень — это воздействие с использованием возможностей коллективного (группового) влияния. Чаще всего такое воздействие оказывается в формальных и неформальных объединениях несовершеннолетних — школьных классах, учебных группах, кружках по интересам, спортивных секциях, творческих объединениях и т.п. Наибольший эффект достигается в процессе реализации в коллективах (группах) несовершеннолетних программ формирования их правовой культуры и стандарта законопослушного поведения. Участие сотрудников ПДН в разработке и реализации таких программ способно повысить эффективность индивидуальной профилактической работы еще и потому, что в процессе неформального общения у несовершеннолетних формируется позитивное отношение к сотрудникам полиции, сокращается дистанция между сотрудником ПДН и несовершеннолетними и повышается вероятность установления доверительных отношений с теми, кто попадает в сложные жизненные ситуации и группы риска. Кроме того, и сами несовершеннолетние, объединенные в группы, способны оказывать сильное воспитательное влияние на товарища, с которым сотрудником ПДН проводится индивидуальная профилактическая работа. Главное, чтобы влияние коллектива (группы) было позитивным. Если же наблюдается обрат-
ное, т.е. негативное влияние со стороны сверстников, то сотрудник ПДН должен как можно быстрее устранить его доступными способами: выяснить причины, а затем либо провести разъяснительную работу в коллективе несовершеннолетних и оставить несовершеннолетнего в коллективе, либо прекратить нахождение несовершеннолетнего в этом коллективе и попытаться найти для него новый, более соответствующий целям профилактической работы с ним.
И только третий уровень — это воспитательное воздействие, осуществляемое сотрудником ПДН в процессе непосредственного общения с несовершеннолетним, которое и представляет индивидуальную профилактическую работу с ним. Воспитательное воздействие, которое оказывается на несовершеннолетнего на первом и втором уровнях, сотруднику ПДН необходимо максимально использовать для усиления позитивного эффекта своей воспитательно-профилактической работы. Для этого важно обладать всей значимой информацией о той среде, которая окружает несовершеннолетнего, своевременно устранить неблагоприятное и усилить позитивное влияние выявленных факторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.01.2013) // URL: http://www.bestpravo.ru/fede-ralnoj e/iw-pravo/l5n. htm
2. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД России от 26.05.2000 г. № 569 // URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/iw-pravo/ 15n.htm
REFERENCES
1. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih: Feder-alnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ (s izm. i dop., vstupivshimi v silu s 15.01.2013) // URL: http ://www.bestpravo.ru/federalnoj e/iw-pravo/ l5n.htm
2. Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii rabotyi podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del: Prikaz MVD Rossii ot 26.05.2000 g. № 569 // URL: http://www. bestpra-vo.ru/federalnoje/iw-pravo/l5n.htm
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мещерякова Елена Ивановна. Профессор кафедры гражданского, трудового и финансового права. Доктор педагогических наук, профессор.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, проспект Патриотов, 53. Тел. (473)200-53-01.
Meshcheryakova Elena Ivanovna. Professor of the chair of Civil, Labor and Financial Law. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)200-53-01.
Ключевые слова: индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними групп риска; методы и средства воспитания несовершеннолетних.
Keywords: individual scheduled maintenance with minors of groups of risk; methods and educational tools of minors.
УДК 378.14
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Малышев А.Н.
Конфискационные нормы в российском законодательстве: монография / А.Н. Малышев; под науч. ред. Ю.В. Трунцевского. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2013. — 88 с.
Монография посвящена исследованию норм о конфискации имущества, определению её сущности и места в системе мер правового воздействия. В работе проведен подробный анализ конфиска-ционных норм не только как меры уголовно-правового характера, но и как самостоятельного межотраслевого правового института. Конфискационные нормы, реализуемые в зарубежном законодательстве и нашедшие отражение в монографии, являются дополнительной иллюстрацией необходимости этих норм в отечественном праве. Предназначена для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов, адъюнктов, аспирантов, а также научных сотрудников и работников правоохранительных органов.