Научная статья на тему 'Проблемы реализации органами внутренних дел индивидуально-профилактических мер в отношении несовершеннолетних соучастников преступления'

Проблемы реализации органами внутренних дел индивидуально-профилактических мер в отношении несовершеннолетних соучастников преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1182
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОУЧАСТИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКИ / PARTNERSHIP / MINORS / DIVISIONS FOR MINORS / INDIVIDUAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аносов А. В.

В статье рассматриваются особенности индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в соучастии, и задачи органов внутренних дел по ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аносов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION BY LAW-ENFORCEMENT BODIES INDIVIDUAL AND PREVENTIVE MEASURES IN THE RELATION MINOR ACCOMPLICES OF A CRIME

The article features of individual prevention of the crimes committed by minors in partnership, and tasks of law-enforcement bodies of its realization are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации органами внутренних дел индивидуально-профилактических мер в отношении несовершеннолетних соучастников преступления»

УДК 343.102

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А.В. Аносов

В статье рассматриваются особенности индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в соучастии, и задачи органов внутренних дел по ее реализации.

Ключевые слова: соучастие, несовершеннолетние, подразделения по делам

несовершеннолетних, индивидуальная профилактики.

Традиционно характерной криминологической особенностью преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. При общем снижении количества несовершеннолетних участников преступных групп в последние годы наблюдается тенденция увеличения числа групп несовершеннолетних с признаками организованности. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в роли организаторов, подстрекателей выступают сами несовершеннолетние, причем такие группы имеют все признаки организованности: четкая иерархия, сплоченность, предварительное планирование действий с распределением ролей.

Данные обстоятельства имеют значение и при организации индивидуально-профилактической работы сотрудников подразделений по дела несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел (далее - ПДН) с участниками таких групп: для успешного достижения целей индивидуальной профилактики должно быть обеспечено наиболее интенсивное воспитательное воздействие в отношении данной категории профилактируемых на основе квалифицированного, научно обоснованного и, прежде всего, педагогически грамотного применения отдельных средств, приемов и методов, в том числе таких, которые не применяются в индивидуально-профилактической работе с подростками, совершавшими преступления вне группы.

Основной целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями является формирование положительной направленности личности, которая служит основой для осознанной мотивации поведения подростка в различных жизненных ситуациях, в том числе в условиях выбора между правомерным поведением и правонарушением. Основанием для проведения мероприятий индивидуальной профилактики в отношении участников группы несовершеннолетних антиобщественной или криминальной направленности является ее постановка на учет в ПДН и заведение наблюдательного дела.

В целях изучения особенностей индивидуально-профилактической работы с участниками антиобщественных групп несовершеннолетних автором было изучено 240 таких дел в 7 различных регионах России. В результате

проведенной работы был выявлен как положительный опыт работы с несовершеннолетними, так и обозначен ряд проблем, снижающих эффективность принимаемых сотрудниками органов внутренних дел профилактических мер.

Так, во всех изученных делах один из подростков был выделен в качестве лидера, т.е. потенциального или реального организатора преступления. Конечно, это не является поводом усматривать в составе каждой группы подростков признаки организованности, это скорее особенности групповой психологии: если есть подростковый коллектив с общими интересами и целями, то один из его участников обязательно выдвигается на роль лидера. Проблема заключается в том, что осуществляемый в дальнейшем комплекс индивидуально-предупредительных мер практически идентичен как в отношении организатора, так и остальных членов группы. В то же время профилактическая работа с организатором должна быть направлена, прежде всего, на устранение его негативного влияния на остальных членов группы. Поэтому к традиционным методам индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями добавляются и свои, специфические, например, его переориентирование на социально-полезные цели или, при наличии устойчиво-криминального поведения - его дискредитация. Организаторы групп из числа подростковой среды, как правило, отличаются высоким уровнем инициативы, именно они определяют правила поведения членов группы и стремятся вовлечь в группу лиц, отличающихся слабыми морально-волевыми качествами. Здесь очень важным является организация взаимодействия между сотрудниками ПДН и криминальной полиции, поскольку такие лица должны быть взяты не только на профилактический учет в ПДН, но и на оперативный учет в подразделениях криминальной полиции для сбора информации об их деятельности. Инициаторами постановки данных лиц на оперативно-профилактический учет должны выступать сами сотрудники криминальной полиции, так как именно они владеют оперативной информацией или способны добыть ее при помощи гласных и негласных методов. Основой для осуществления мер индивидуальной профилактики в отношении организатора является подготовка прогноза его поведения, который содержит вывод о вероятном склонении членов группы к совершению преступлений. Сбор и анализ необходимых сведений о деятельности группы и настроениях ее участников помогает сотрудникам, во-первых, постоянно контролировать их, быстро устранять причины, способствующие совершению преступлений, во-вторых, искать различные способы и приемы воздействия на них на основе индивидуального подхода к личности правонарушителя, в-третьих, планировать всевозможные мероприятия по предотвращению преступлений.

Свои особенности имеет проведение индивидуально -профилактической работы и с рядовыми членами группы - исполнителями. Здесь основные усилия должны быть сосредоточены на устранение причин и условий, способствовавших их вовлечению в состав группы. Как отмечал Д.Ф. Флоря,

вовлекатели активно используют психологические возрастные особенности несовершеннолетних: неспособность к глубокому, дифференцированному

отражению действительности, повышенную подверженность к внушению, склонность к подражанию в сочетании с отрицательным влиянием социальной среды [10, С.51].

Определяющей целью индивидуального подхода к таким подросткам является формирование положительной направленности личности, в самом содержании которой заключены условия внутреннего иммунитета к отклоняющемуся поведению. Поэтому и меры индивидуально -профилактического характера должны быть сосредоточены на нормализации всей психической жизни подростка, формировании нравственной и социальной устойчивости, морально-волевых качеств. Здесь можно обратиться к классике отечественной педагогики: А.С. Макаренко как основу методики

индивидуального воздействия определял проектирование личности каждого воспитанника. Процесс проектирования может быть успешным лишь тогда, когда к нему привлечены не только взрослые, но и сам подросток и его товарищи. При этом нужно верить в возможности воспитанника, уметь найти в нем положительные черты и, опираясь на них, формировать его личность.

Следует отметить, что сама постановка на учет в ПДН группы несовершеннолетних антиобщественной направленности, в отличие от постановки на учет несовершеннолетнего с заведением учетно -профилактической карточки или учетно-профилактического дела, позволяет осуществлять индивидуально-профилактическую работу с

несовершеннолетними, которые еще не совершали общественно-опасных деяний, а лишь своим антиобщественным поведением создают предпосылки для своей дальнейшей криминализации. М.Н. Садовникова в своей статье высказала сомнения в возможность проведения индивидуальной профилактики с лицами, еще не совершившими уголовно наказуемого деяния, а только либо демонстрирующими антиобщественные позиции; либо от которых можно ожидать совершения преступлений с точки зрения соблюдения прав человека [7, С.83]. Однако на сегодняшний день возможность постановки на учет группы несовершеннолетних по признаку антиобщественной направленности полностью соответствует положениям пп.5 п.2 статьи 21 Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: Должностные лица подразделений по делам

несовершеннолетних органов внутренних дел <...> имеют право в установленном порядке вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших [1].

В целом говоря о методике осуществления индивидуальной работы в отношении подростков - участников групп с антиобщественной направленностью, следует отметить, что число конкретных индивидуально -профилактических методов, используемых сотрудниками ОВД в своей повседневной практике, весьма ограничено. В науке их принято разделять на методы убеждения и принуждения. Остановимся подробнее на первом из них,

поскольку второй метод в виде установления ограничений или привлечение подучетного к различным видам ответственности менее проблематичен и хорошо работает на практике.

Метод убеждения в системе предупреждения преступлений осуществляется путем разъяснения целей и смысла общепрофилактических мероприятий, воспитания уважения к нормам права, недопустимости противоправного поведения. При этом, как указывает Д.Б. Магомедов, чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать возрастные особенности молодежи, их уровень воспитанности и интересы. Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления молодого человека о правилах и нормах поведения, принятых в обществе [4, С.538].

В практической деятельности ПДН метод убеждения обычно приравнивается к проведению беседы с несовершеннолетним о недопустимости противоправного поведения, о чем делается соответствующая отметка в наблюдательном или учетно-профилактическом деле. В результате получается, что целью проведения беседы является само проведение беседы, а не ее результативность. Следует отметить, что проблема результативности беседы как воспитательного фактора не нова, достаточно вспомнить слова замечательного советского педагога В.А. Сухомлинского: «Большая беда в том, что воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу. Случайные слова отскакивают от сознания воспитанников как горох от стенки. Ученик не слышит слов воспитателя, его душа остается глухой к словам» [9, С.156]. И это не столько вина сотрудников ПДН, сколько беда всей системы организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних: в течение службы сотрудники ПДН проходят различные курсы в виде первоначальной подготовки, повышения квалификации по профессионально-юридической, огневой, физической подготовке с принятием различных зачетов и экзаменов, однако ни одним документом не предусмотрено повышение квалификации или образовательного уровня по психологопедагогическому мастерству. Несомненно, среди сотрудников ПДН немало получивших в свое время высшее педагогическое образование, но не растеряют ли они свои навыки вследствие профессионального выгорания или деформации без целенаправленной системы совершенствования воспитательского мастерства? Кстати, по этой же причине не достигает должного эффекта и другой активно внедряемый в настоящее время метод индивидуа льно -профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете - установление над ними шефства сотрудниками полиции. Дело в том, что на практике закрепление шефства проводится без учета педагогических способностей «шефов» и, как правило, в принудительном порядке. В результате этого офицеры полиции, являющиеся профессионалами в своей деятельности, просто не знают, каким путем возможно воздействовать на

правосознание подростка. Речь не идет о том, чтобы исключить данную форму работы с несовершеннолетними, само по себе установление шефства уже оказывает профилактическое воздействие на подростка, и периодический контроль со стороны наставника-полицейского за поведением подшефного также препятствует его дальнейшей криминализации, однако при соответствующем подходе, т.е. при наличии хотя бы возможности, а еще лучше

- системы повышения своего воспитательского мастерства эффект от данной методики был бы значительно выше.

Таким образом, дальнейшее развитие системы индивидуально -профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе соучастниками преступлений, видится в изменении самой системы профессионального подхода к квалификации сотрудников полиции, работающих с несовершеннолетними. Так, по мнению М.В. Пряхиной и А.С. Душкина, наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса — введение должности психолога в подразделения ПДН подразделения для оказания помощи сотрудникам при работе с несовершеннолетними. Этим обеспечива -лась бы психологическая диагностика личности несовершеннолетних, склон -ных к совершению преступлений, особенностей их социального взаимодействия, а инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних получили бы конкретные рекомендации по индивидуально-профилактической работе с ними [6, С.157].

Однако данное решение представляется лишь полумерой, поскольку один психолог не в состоянии обеспечить потребности каждого инспектора ПДН в работе с несовершеннолетними, да и решение многих вопросов в работе с несовершеннолетними правонарушителями требует высокой оперативности действий сотрудника ПДН, так что на консультацию с психологом просто не остается времени. Более эффективное и радикальное решение данной проблемы видится в передаче функций профилактики правонарушений среди несовершеннолетних из полиции в подразделения муниципальной милиции (вопросы создания муниципальной милиции активно прорабатываются в настоящее время в ряде регионов). Это позволит совершенствовать системы приема на службу сотрудников, отвечающих за работу с несовершеннолетними (например, только с педагогическим или психологическим образованием и практическим стажем работы), использовать систему повышения квалификации в педагогическом ВУЗе, освободить его как от крайне забюрократизированной системы ведомственной отчетности, так и от выполнения несвойственных функций - это, к сожалению, одна из проблем нынешней системы полиции, оставшаяся в наследство от советской милиции (еще в 1990 году Т.П. Кудлай по результатам изучения деятельность инспекторов ПДН отметила большой объем их деятельности, не позволяющий качественно осуществлять индивидуально-профилактическую работу, результатом чего явилось увеличение числа рецидивов <...> инспекторы ПДН стали уделять больше внимания раскрытию преступлений, возрос объем времени, затрачиваемого на

заполнение различных документов, составление отчетов, планов, а контролирующая функция в их деятельности стала основной[3, с.14]).

В конечном итоге данная реформа позволит сосредоточить усилия сотрудника, отвечающего за работы по профилактике преступлений среди несовершеннолетних, на индивидуальном подходе к каждому подростку, нуждающемуся в коррекции девиантного поведения или уже совершившему правонарушение.

Список литературы:

1.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/2

2.Каневский Л.Л. Проблемы правового обеспечения профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних (по материалам Республики Башкортостан). // Преступность и законодательство/под ред. А.И. Долговой. М., 1996. С. 307-312.

3.Кудлай Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних (криминологический и организационно-правовой аспекты): дис. ...д-ра юрид. наук. М., 1990. 513 с.

4.Магомедов Д.Б. Теоретические аспекты эффективности применения педагогических методов в профилактике преступлений среди молодежи. // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-3. С. 537-540.

5.Павлов И.В., Павлова И.И., Фогель Е.В. Готовность сотрудников ОВД к профилактике правонарушений несовершеннолетних. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2. С. 107-112.

6.Пряхина М.В., Душкин А.С. Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 152-160.

7.Садовникова М.Н. Индивидуальная профилактическая работа с

несовершеннолетними осужденными: понятие, принципы, категории

несовершеннолетних, формы работы. // Сибирский юридический вестник. 2006. № 4. С. 78-87.

8.Сафиуллина Д.А. Индивидуальный подход в профилактике и преодолении девиантного поведения. // Казанский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 91-96.

9.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974.

- 288 с.

10.Флоря Д. Ф. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 194 с.

А.В. Аносов, преподаватель кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России, тел. 8(499)745-82-10; email: pdnrme@yandex.ru (Россия, Москва, АУ МВД РФ)

PROBLEMS OF REALIZA TION BY LAW-ENFORCEMENT BODIES INDIVIDUAL AND PREVENTIVE MEASURES IN THE RELA TION MINOR ACCOMPLICES OF A CRIME A. V. Anosov

The article features of individual prevention of the crimes committed by minors in partnership, and tasks of law-enforcement bodies of its realization are considered.

Keywords: partnership, minors, divisions for minors, individual prevention.

A. V. Anosov, lecturer in criminal policy and the organization of crime prevention Academy of the Interior Ministry of Russia, Tel. 8 (499) 745-82-10; email: pdnrme@yandex.ru (Russia, Moscow, Russian Federation Ministry of Internal Affairs A U)

УДК 343.131

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

А.А. Баев

В настоящей статье анализируется понятие квалифицированной юридической помощи, раскрывается его сущность применительно к уголовному судопроизводству, осуществляется соотношение с близким по значению понятием «юридическая помощь», а также представляется авторское определение указанного термина

Ключевые слова: уголовный процесс, уголовное судопроизводство, уголовнопроцессуальный закон, УПК РФ, законодатель, квалифицированная юридическая помощь, юридическая помощь, права и законные интересы, охрана и защита прав, адвокат, адвокатская деятельность, юрист, представитель.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ч. 1 ст. 48 провозгласила, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, специально предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. При всей значимости данного руководящего положения для построения системы гарантий защиты прав человека в отраслевом законодательстве, само по себе понятие квалифицированной юридической помощи в Основном законе РФ отсутствует. На это обращали внимание ряд исследователей [1], осознавая, что стандарты оказания квалифицированной юридической помощи, адекватные для правового государства, во многом зависят от трактовки понятия и содержания данной термина. Термином «квалифицированная юридическая помощь» пользуется Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Он также не определяет содержание данного термина, в ст. 1 раскрывая понятие адвокатской деятельности как квалифицированной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.