Научная статья на тему 'Особенности преподавания химии на первом курсе у индийских студентов и их важность для формирования практических умений и навыков будущих специалистов'

Особенности преподавания химии на первом курсе у индийских студентов и их важность для формирования практических умений и навыков будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ХИМИЯ / ПРОБЛЕМЫ / АДАПТАЦИЯ / ИНДИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / EDUCATION / CHEMISTRY / PROBLEMS / ADAPTATION / INDIAN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Ю.П., Фаращук Н.Ф., Дьяков М.Ю.

Статья посвящена исследованию проблем, возникающих при изучении дисциплины «Химия» на первом курсе индийскими студентами Смоленского государственного медицинского университета. В результате опроса установлено, что школьная подготовка у индийских студентов выше, чем у российских по некоторым разделам химии. Однако при обучении у них возникают адаптационные проблемы социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности) и в общении с преподавателем. В связи с этим успеваемость индийских и российских студентов отличается незначительно, хотя средний балл у иностранных студентов несколько выше. Для успешной подготовки индийских студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо оценивать исходный уровень знаний, выявлять проблемы, возникающие при обучении и, в соответствии с этим, корректировать план и содержание практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Ю.П., Фаращук Н.Ф., Дьяков М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING CHEMISTRY AT THE FIRST YEAR OF STUDIES TO INDIAN STUDENTS AND THEIR IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS OF FUTURE SPECIALISTS

The article investigates the problems of studying chemistry at the first year of Indian students, who are trained at Smolensk State Medical University. According to the results of the survey, it was found that school training of Indian students is higher in certain branches of chemistry in comparison to Russian students. However, at in the course of study they have adaptive problems of social and psychological nature (adaptation to conditions of life, norms of behavior and the requirements of educational activity) and in communicating with the teacher. In this regard, the progress of Indian and Russian students differs slightly, while the average score among foreign students is slightly higher. For the successful training of Indian students for future careers it is necessary to assess basic knowledge, identify the problems, arising in teaching, and correct the plan and contents of the practical classes.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания химии на первом курсе у индийских студентов и их важность для формирования практических умений и навыков будущих специалистов»

УДК 54:378.147

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ НА ПЕРВОМ КУРСЕ У ИНДИЙСКИХ СТУДЕНТОВ И ИХ ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Корякина Ю.П., ФаращукН.Ф., Дьяков М.Ю.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Статья посвящена исследованию проблем, возникающих при изучении дисциплины «Химия» на первом курсе индийскими студентами Смоленского государственного медицинского университета. В результате опроса установлено, что школьная подготовка у индийских студентов выше, чем у российских по некоторым разделам химии. Однако при обучении у них возникают адаптационные проблемы социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности) и в общении с преподавателем. В связи с этим успеваемость индийских и российских студентов отличается незначительно, хотя средний балл у иностранных студентов несколько выше. Для успешной подготовки индийских студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо оценивать исходный уровень знаний, выявлять проблемы, возникающие при обучении и, в соответствии с этим, корректировать план и содержание практических занятий.

Ключевые слова: образование, химия, проблемы, адаптация, индийские студенты

FEATURES OF TEACHING CHEMISTRY AT THE FIRST YEAR OF STUDIES TO INDIAN STUDENTS AND THEIR IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS OF FUTURE SPECIALISTS Koryakina Yu.P., Farashchuk N.F., Dyakov M.Yu.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The article investigates the problems of studying chemistry at the first year of Indian students, who are trained at Smolensk State Medical University. According to the results of the survey, it was found that school training of Indian students is higher in certain branches of chemistry in comparison to Russian students. However, at in the course of study they have adaptive problems of social and psychological nature (adaptation to conditions of life, norms of behavior and the requirements of educational activity) and in communicating with the teacher. In this regard, the progress of Indian and Russian students differs slightly, while the average score among foreign students is slightly higher. For the successful training of Indian students for future careers it is necessary to assess basic knowledge, identify the problems, arising in teaching, and correct the plan and contents of the practical classes.

Key words: education, chemistry, problems, adaptation, Indian students

Введение

Мы живем в эпоху глобальных перемен, происходящих как в рамках отдельного государства, так и в мире в целом. Международные миграционные процессы сделали Россию центром соединения многих культур и конфессий. Первостепенной ориентацией для многих университетов сегодня стала интернационализация. Одним из показателей успешности вуза является количество иностранных студентов. Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», доля иностранных студентов, обучающихся в России, должна вырасти с 2,3% в 2011 г. до 10% к 2020 г. [4]. Профессия врача - одна из наиболее востребованных за ру-

бежом. Квалифицированные медики получают высокую заработную плату и все условия для качественной работы и исследований, поэтому конкурс в медицинском вузе остается высоким. Медицинские учебные программы традиционно относятся к самым дорогим и длятся дольше других на несколько лет. В Смоленском государственном медицинском университете основную массу иностранных студентов составляют обучающиеся из Индии - более тысячи человек. При этом наш университет занимает лидирующее место среди вузов, выпускники которых успешно сдают экзамен MCI в Индии для подтверждения полученного диплома. Индийские студенты на первых этапах обучения в России испытывают трудности в адаптации к новым

условиям жизни. Эти проблемы вызваны в том числе и разницей в системах образования разных стран [6]. Вопреки бытующему мнению, что Индия относится к числу развивающихся стран, а потому и образование там в зачаточном состоянии, уровень знаний, который можно получить в индийских вузах, не уступает образовательному уровню европейских университетов. Сейчас Индия, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому поддержка и развитие образовательной сферы и обучения - важнейшая задача социальной политики страны [3].

Основное среднее образование в Индии сегодня обязан получить каждый гражданин вне зависимости от пола и социального статуса. Эта ступень является бесплатной. Минимальный образовательный уровень - 10 классов. Здесь дети учатся с 4 до 14 лет. Вторая ступень: 11-12 классы, этап является подготовительным для тех учащихся, кто решил продолжить свое образование в университете и получить специальность. Оценок в школе не ставят, а оценивают только во время экзаменов. Занятие длится не два академических часа, а всего один, причем начинаются они не раньше 10 часов утра. В стране также существует система частных школ, где может вестись углубленное изучение отдельных предметов, уделяется повышенное внимание иностранным языкам. Во всех учебных заведениях используются инновационные методы обучения, однако качество образования в частных школах значительно выше, чем во многих государственных общеобразовательных учреждениях [3]. Если в первой ступени школьного образования Индии программа одинакова для всех, то достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идет углубленное изучение предметов выбранного курса. Ученики, которые выбрали профессиональное обучение, переходят в колледжи и получают среднее специальное образование. Для сравнения, школы в России дают обучающимся общее образование.

Если говорить о целях школьного образования, в Росси и Индии они разнятся. Одной из основных особенностей образования в современной Индии является воспитательная функция, культивирование положительных качеств человека и сохранение культурных ценностей страны

[2]. В России же обучение воспринимается как подготовка профессиональных кадров, которые получают базовое системное образование, постепенно углубляясь в специализацию. Различия в индийской и российской образовательных системах могут вызывать у иностранного учащегося растерянность и дискомфорт. Поэтому и учебный процесс, и вся коммуникация между преподавателем и студентом должны быть в своем роде «адаптированными» друг к другу, по крайней мере, на начальном этапе.

Цель исследования

Сравнить базовые знания по химии и рассмотреть особенности преподавания дисциплины «Химия» на первом курсе у российских и индийских студентов, их важность для формирования практических умений и навыков будущих специалистов.

Материал и методы исследования

Журналы успеваемости 18 групп студентов 1 курса (9 групп российских студентов лечебного факультета и 9 групп индийских студентов факультета иностранных учащихся по специальности «Лечебное дело»), их сравнительный анализ, опрос преподавателей и студентов 1 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся Смоленского государственного медицинского университета по проблемам, возникающим при обучении.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты опроса представлены на рисунке 1. Выяснилось, что среди российских студентов трудности в освоении дисциплины испытывают 20% студентов, 30% студентов заявляют о недостаточности базовых знаний и умений, у 5% студентов наблюдается отсутствие мотивации к будущей профессиональной деятельности. Трудности в освоении дисциплины «Химия» на 1 курсе у российских студентов следующие. В связи с переходом на вступительный экзамен в виде ЕГЭ, у обучающихся преобладает «клиповое» мышление [1, 5], которое ориентировано на то, чтобы перерабатывать информацию короткими порциями, т.е. объем информации должен умещаться на экране компьютера, только в этом случае ее поймут и запомнят. Часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости. Студенты первого курса плохо понимают фундаментализм предлагаемых лекторами знаний, не любят долгих монологов и пространных рассуждений, быстро утомляются и теряют интерес к предмету [7].

40 30 20 10 0

Российские студенты

Индийские студенты

Рис. 1. Результаты опроса студентов (а - трудности в освоении дисциплины; б - недостаточность базовых знаний и умений; в - отсутствие мотивации к будущей профессиональной деятельности).

Среди индийских студентов трудности в освоении дисциплины испытывают около 30% студентов, 15% студентов заявляют о недостаточности базовых знаний и умений, отсутствие мотивации к будущей профессиональной деятельности практически не наблюдается (меньше 1%). Главная причина сложностей в освоении дисциплины «Химия» на 1 курсе у индийских студентов - в межличностной коммуникации, невозможности понять друг друга и преподавателя. Это может происходить в силу того, что иностранец, вступающий в коммуникацию с представителями других культур - носителями другого менталитета, сталкивается с другой «системой координат», с иной картиной мира и нормами поведения. Попадая в русскоязычную культурную среду, иностранцы испытывают трудности как при общении, так и в понимании отдельных вещей, событий и обычаев. Однако для успешного овладения университетским курсом химии нужно знать еще один язык - химический. Именно с его помощью индийский студент может проявить свои знания.

Как показывает наш опыт преподавания, теоретическая база у иностранных студентов лучше. О хорошей подготовке свидетельствуют также достаточно основательные знания индийских студентов, например, в области химической термодинамики (понятия о внутренней энергии, энтальпии, энтропии, энергии Гиббса), кинетики (гомогенный и гетерогенный катализ), коллигативных свойств растворов (понятие об осмотическом давлении, понижении температуры кипения и понижении температуры замерзания растворов по сравнению с чистым растворителем) и т.д. Для сравнения, в России содержание примерной школьной программы по химии структурировано по пяти блокам: ме-

тоды познания в химии; теоретические основы химии; неорганическая химия; органическая химия; химия и жизнь. Согласно ей, российские учащиеся изучают основные понятия, например, такие как: скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов, растворы и растворение как физико-химический процесс, тепловые эффекты химических реакций, экзо- и эндотермические реакции - только то, что включено в вопросы подготовки к ЕГЭ. Таким образом, степень погружения в химическую науку у индийских студентов гораздо выше, чем у российских, что способствует более успешному освоению предмета на первом курсе. Это наглядно демонстрирует и средний балл: у индийских студентов по дисциплине «Химия» он составляет в среднем из 9 групп обучающихся 3,54, а у российских студентов (также в среднем из 9 групп) - 2,84 (Рис. 2.). Кроме того, у индийских студентов ярко выражена практическая направленность приобретаемых ими знаний. Так, например, при изучении тем «Способы выражения концентрации растворов», «Буферные системы», «Высокомолекулярные соединения» российский студент, прежде всего, стремится запомнить теоретическую часть, а индийский студент - где и как применить полученные знания в практике будущего врача или научного исследователя.

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

Группы российских студентов

Группы индийских студентов

Рис. 2. Средний балл по дисциплине «Химия».

Заключение

В целом успеваемость российских и индийских студентов по дисциплине «Химия» не сильно отличается, но, учитывая различие в исходной школьной подготовке, при обучении индийских студентов в российском вузе можно рекомендовать:

1. выявлять исходный уровень знаний студентов и, в соответствии с этим корректировать план и содержание практических занятий;

2. ориентироваться на практическую составляющую каждого занятия и делать акцент на последующем применении данных знаний;

ЛИТЕРАТУРА:

3. формировать расписание занятий с учетом времени суток - рано утром студенты менее активны и хуже воспринимают новую информацию.

1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире: Мат. Всерос. юбилейной науч. конф. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / Под ред. А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН. - 2009. - С. 110-112.

2. Арифулина Р.У, Фролова С.В., Ядав Х.С. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и Индии // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ - 2015. - № 4. http://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/102.

3. Булгаков В. Образование в Индии - третье место после Китая и США. http://evroportal.ru/obuchenie-za-rubezhom/ obrazovanie-v-indii-trete-mesto-posle/.

4. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - 8 с. http://www.stience-education.ru/ru/artide/view?id=24651#w0-tab1.

5. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после // Социальная психология в действии. http://www.felicidad. ru/2011/07/z.html.

6. Супрунова Л.Л. Система образования Индии в мировом образовательном пространстве // Педагогика. - М.: ООО «Педагогика». - 2015. - С. 109-118.

7. Фаращук Н.Ф., Цюман Ю.П. Проблема коммуникации преподавателей и студентов в рамках предмета химии // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Формирование профессионально значимых качеств личности студента в системе высшего медицинского образования / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2014. - С. 115-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.