Научная статья на тему 'Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России'

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4237
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахматуллин Артур Фаритович

В статье рассматриваются основные изменения в правовом статусе сотрудников органов внутренних дел в связи с реформированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Особенности прав и обязанностей анализируются с учетом действующего законодательства, определяющего в настоящее время порядок прохождения службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рахматуллин Артур Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России»

Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России

TPMsvHa молодого vvtHoro

А.Ф. Рахматуллин

Рахматуллин Артур Фаритович — адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России

E-mail: [email protected]

Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России

В статье рассматриваются основные изменения в правовом статусе сотрудников органов внутренних дел в связи с реформированием системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Особенности прав и обязанностей анализируются с учетом действующего законодательства, определяющего в настоящее время порядок прохождения службы.

The article considers the main changes in a legal status of personnel of agency of internal affairs in

connection with reform of MIA’s system. Features of rights and duties are being analyzed taking into account the existing law, determining the order of service.

Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации о полиции,обусловленная проводимым в настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 года реформированием системы МВД, направлена на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере деятельности полиции, и повышением эффективности механизма правового регулирования1. В связи с чем вполне обоснованно общественные отношения, связанные с определением правового положения (статуса) сотрудников органов внутренних дел, составляют предмет правового регулирования Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закона о службе), определяющего в настоящее время основы службы в полиции2.

Традиционно содержание правового статуса субъекта раскрывается через совокупность принадлежащих ему прав и обязанностей3. Поэтому представляется необходимым проанализировать наиболее важные изменения в структуре прав и обязанностей, составляющих в настоящее время содержание правового статуса сотрудника полиции.

Новеллой действующего законодательства является закрепление правового статуса сотрудника органа внутренних дел в рамках самостоятельной главы Закона о службе, при этом уточняется, что определение указанного статуса осуществляется и иными нормативными актами. К ним, кроме указанного Закона о службе, относится Федеральный закон о полиции4 и Федеральный закон о социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ5, которые в совокупности образуют единую законодательную

основу службы в органах внутренних дел. При этом приоритет законодатель отдал именно правам сотрудника ОВД, не только значительно расширив их перечень, но и закрепив их в норме, предшествующей норме об обязанностях.

Согласившись с позицией законодателя, отметим, что в ныне действующем Законе о службе можно выделить определенную структуру указанных прав.

Так, некоторые из них остались практически в неизменном виде. Подробно не останавливаясь на их содержании, условно разделим их на те, которые обеспечивают прохождение службы (на ношение и хранение табельного оружия, на применение физической силы) и социальные права (право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья, на пенсионное обеспечение, на бесплатное медицинское обслуживание, на обеспечение жильем). Полагаем, что неизменное их содержание связано с их основополагающим, сущностным характером. Остались в некоторой части и элементы правового статуса, ранее закрепленные для сотрудника милиции, а именно само понятие сотрудника, виды специальных званий, отдельных гарантий правовой защиты.

Некоторые права сотрудников претерпели качественные изменения. Так, если ранее право сотрудников на продвижение по службе в органах внутренних дел было закреплено в качестве принципа прохождения службы, теперь это является правом сотрудника, реализация которого осуществляется с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования.

Особое внимание необходимо уделить содержанию тех прав, которые впервые закреплены за-

конодателем. Их также можно объединить на обеспечивающие исполнение служебных обязанностей и социальные права. К первым относится право на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития, на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в органах внутренних дел, право на ознакомление с должностным регламентом, право на денежное довольствие, на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений, на защиту своих персональных данных, право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке и некоторые другие.

Новшеством действующего закона является право сотрудников на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положение о службе такого права не предоставляло (за исключением права обжаловать наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел РФ, а в установленных случаях — в суд). На наш взгляд, это весьма существенное позитивное изменение в правовом статусе сотрудника, поскольку позволяет сотрудникам органов внутренних дел добиваться реализации своих прав, активно участвовать в совершенствовании деятельности органов внутренних дел, в том числе путем отстаивания своей точки зрения. Тесно связано с этим правом и право сотрудника органов внутренних дел на проведение по его заявлению служебной проверки, ранее также у сотрудников отсутствовавшее.

Наряду с правами, Закон о службе детально регламентирует содержание обязанностей сотрудников органов внутренних дел. Большинство из них остались прежними. Не является новой обязанность соблюдать внутренний служебный распорядок, не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Вполне обоснованно законодатель отдает приоритет обязанности знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел и обеспечивать их исполнение. В связи с чем обязательным становится и прохождение в установленном порядке регулярных проверок знаний указанных нормативно-правовых актов. Как ни парадоксально, но данная обязанность впервые закреплена на законода-

тельном уровне. Ранее существовало требование обеспечивать исполнение законодательства, теперь добавилась логически верная обязанность знать и проходить регулярные проверки знания законодательства в сфере внутренних дел.

Логичным представляется решение законодателя установить в качестве обязанности знание должностного регламента (должностной инструкции) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности сотрудника. При этом устанавливается и обязанность руководителя знакомить подчиненных с таким регламентом.

Более четким стал порядок взаимодействия сотрудника с руководителями. Теперь сотруднику органов внутренних дел законодательно вменена обязанность обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому руководителю, поставив при этом в известность непосредственного начальника, что свидетельствует о необходимости неукоснительного соблюдения отношений субординации.

Впервые на законодательном уровне вменяется обязанность в возможно короткие сроки сообщать непосредственному начальнику о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей. Отдельно в качестве обязанностей регламентированы вопросы, связанные с гражданством сотрудников, а именно: сообщение непосредственному руководителю о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации, о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства.

Обязанность исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей, а также руководствоваться законодательством при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного начальника, заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации, практически повторяет аналогичное требование, изложенное в Положении о прохождении службы (при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона, ч. 2 ст. 4 Положения о прохождении службы и статья 34.1 — обязательность исполнения приказа начальника).

Вменена сотрудникам ОВД обязанность соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций. Положением о прохождении службы в качестве одного из принципов службы в органах внутренних дел было установлено соблюдение прав и свобод личности и гражданина. Таким образом, Закон о службе расширяет эту обязанность, дополнительно защищая законные интересы граждан, а также права и законные интересы общественных объединений и организаций. Этим подчеркивается социальная

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 20

187

Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России

Рахматуллин А.Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России

ориентированность деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время в российском обществе большое значение придается вопросам борьбы с коррупцией. Нашло это отражение и в Законе о службе — путем регламентации обязанностей «антикоррупционной направленности». К ним можно отнести: обязанность уведомлять непосредственного руководителя, органы прокуратуры или другие государственные органы о каждом случае обращения к сотруднику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения; не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника; сообщать непосредственному руководителю о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта; представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельно можно обозначить «обязанности-требования»: сотрудник органов внутренних дел обязан соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел, а также проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование и, кроме того, по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование.

Также возложены на сотрудников органов внутренних дел обязанности рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций, пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом, знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Проанализировав нормы законодательства, устанавливающие в настоящее время правовой статус сотрудников органов внутренних дел, можно сделать следующие выводы.

1. Закрепление положений, раскрывающих правовой статус сотрудника полиции в одной главе, свидетельствует о признании важности и значения

данного института в системе статусного законодательства.

2. На законодательном дано уровне определение службы в органах внутренних дел как федеральной государственной службы.

3. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел стал «прозрачным» как для граждан, так и для самих сотрудников, поскольку детально установлены права и обязанности сотрудников органов внутренних дел. Закон о службе в органах внутренних дел, в отличие от предшествующих ему нормативно-правовых актов, содержит гораздо меньше отсылочных и бланкетных норм.

4. За счет создания единой нормативно-правовой базы реализация правового статуса становится более эффективной в части обеспечения прав, исполнения возложенных обязанностей. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел обрел «жесткий остов». Обязательным становится не только исполнение обязанностей, но и соблюдение всех требований и ограничений, которые в настоящее время также являются составляющей правового статуса.

В целом, несмотря на определенную преемственность, перемены в правовом статусе сотрудников органов внутренних дел произошли в сторону более жесткой регламентации деятельности, усиления ответственности, повышения управляемости всей структуры МВД за счет жесткого контроля и управления деятельностью отдельных сотрудников органов внутренних дел.

Примечания

1. Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 года «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. —

2010. — № 8. — Ст. 839.

2. Федеральный Закон от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2011. — 7 декабря.

3. См.: Мелехин A.B. Теория государства и права: Учебник. — М., 2007; Пиголкин A.C. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М., 2009.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» // Российская газета. —

2011. — 8 февраля.

5. Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2011. — 21 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.