Научная статья на тему 'Об отдельных вопросах материально-правового содержания института служебной дисциплины в органах внутренних дел'

Об отдельных вопросах материально-правового содержания института служебной дисциплины в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / СЛУЖЕБНО-ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрельцов Владимир Викторович

Статья посвящена исследованию материально-правового содержания административно-правового института служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации на современном этапе их развития и функционирования. Рассмотрены материально-правовые признаки данного института, предпосылки, характерные черты и признаки служебно-дисциплинарных правоотношений, являющихся разновидностью общественных отношений и возникающих в ходе осуществления сотрудниками органов внутренних дел своей служебной деятельности. По результатам проведенного исследования сделаны выводы по определению в органах внутренних дел служебных правоотношений, служебно-дисциплинарных правоотношений и административно-правового института служебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрельцов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об отдельных вопросах материально-правового содержания института служебной дисциплины в органах внутренних дел»

Об отдельных вопросах материально-правового содержания института служебной дисциплины в органах внутренних дел

Стрельцов Владимир Викторович,

соискатель, подполковник полиции, Центр специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ЦСН ВО Рос-гвардии), varayg@inbox.ru

Статья посвящена исследованию материально-правового содержания административно-правового института служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации на современном этапе их развития и функционирования. Рассмотрены материально-правовые признаки данного института, предпосылки, характерные черты и признаки служебно-дисциплинарных правоотношений, являющихся разновидностью общественных отношений и возникающих в ходе осуществления сотрудниками органов внутренних дел своей служебной деятельности. По результатам проведенного исследования сделаны выводы по определению в органах внутренних дел служебных правоотношений, служебно-дисциплинарных правоотношений и административно-правового института служебной дисциплины.

Ключевые слова: органы внутренних дел, служебная деятельность служебная дисциплина, административно-правовой институт служебной дисциплины, служебно-дисциплинарные правоотношения.

Исторические особенности эволюции органов внутренних дел Российской Федерации (далее -ОВД) позволяют определить место и роль института служебной дисциплины на современном этапе их развития. В российском государстве на всем протяжении существования и функционирования ОВД институт служебной дисциплины формировался под влиянием совокупности административно-правовых норм, регулирующих конкретный вид общественных отношений в государственной службе, начиная с гражданской статской службы, которую ранее проходили служащие полиции, и заканчивая службой иного вида, которую сейчас проходят сотрудники в ОВД.

Поскольку общественные отношения в сфере государственной службы иного вида носят в основном однородный административно-правовой характер, проведенный анализ правовых норм, регулирующих отношения служебной дисциплины личного состава ОВД, показал, что основу института служебной дисциплины в ОВД составляют специальные служебные правоотношения, которые являются разновидностью административных правоотношений и складываются в процессе осуществления сотрудниками ОВД служебной деятельности. Учитывая, что в основе любых правоотношений в ОВД лежит регулирование их с помощью норм права, в науке принято говорить о совокупности элементов, отражающих особенности правового регулирования государственной службы как публичного института, обусловленного спецификой служебной деятельности и направленного на обеспечение максимальной ее эффективности [1, с. 9-10].

Как известно, по своей структуре все правовые институты разделяются на простые и сложные, а сложные, в свою очередь, состоят из субинститутов. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что определенные части некоторых правовых институтов образовывают самостоятельные подразделения. Поэтому субинституты представляют собой четко выраженную совокупность правовых норм внутри крупного правового института, регулирующих определенные особенности, специфику видовых общественных отношений. Для того чтобы отличать правовые институты друг от друга по их внутренней форме, необходимо знать их юридическую конструкцию, под которой закон связи его составных частей [2, с. 20-21]. Применительно к административно-правовому институту служебной дисци-

X 2

СО

0

сч

01

плины в ОВД весьма очевидно, что он является сложным правовым институтом, состоящим из нескольких основных и относительно обособленных частей (субинститутов), связанных между собой возникновением, развитием и прекращением для сотрудников ОВД служебно-дисциплинарных правоотношений при поступлении на службу в ОВД, прохождении службы в ОВД и увольнении со службы в ОВД: испытательный срок, назначение на должность, выполнение служебных обязанностей, ведомственная оценка результатов служебной деятельности, морально-психологическое обеспечение такой деятельности и правовые режимы поощрения и дисциплинарной ответственности (отличие (заслуга), (нарушение (проступок), санкция, процедура (производство)).

Исключая из приведенного содержания процессуально-правовые признаки, не вошедшие в предмет нашего исследования в настоящей статье, к материально-правовым признакам института служебной дисциплины в ОВД относятся цель, задачи, функции и принципы правового регулирования, которые были более подробно рассмотрены в работе, специально посвященной их анализу [3, с. 628-629]. Сущность данных принципов заключается в том, что служебная дисциплина в ОВД достигается в первую очередь посредством самосознания сотрудников и методов внешнего воздействия на их сознание и поведение (это применяемые прямыми, в том числе непосредственными, начальниками методы убеждения, дисциплинарного поощрения и дисциплинарного наказания), а обеспечивается личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей, соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка ОВД (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в ОВД, правил ношения форменной одежды, неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений соответствующего руководителя (начальника) ОВД, отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам, соблюдением требований к служебному поведению сотрудников, поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей, воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей, ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных, осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) ОВД за выполнением подчиненными служебных обязанностей, обоснованным применением соответствующими руководителями (начальниками) ОВД в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий; уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.

Теперь рассмотрим правовую характеристику служебно-дисциплинарных правоотношений в ОВД. В соответствии со ст. 3 Закона о службе в

ОВД [4] правовое регулирование правоотношений, связанных со службой в ОВД, не считая его самого, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом о полиции [5], Законом о социальных гарантиях сотрудникам ОВД [6], иными Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а в случаях, когда перечисленные акты не могут урегулировать служебные правоотношения, применяются нормы трудового законодательства. Служебно-дисциплинарные правоотношения в ОВД, являясь разновидностью общих правоотношений, обладают характерными чертами. Прежде всего, эти черты обусловлены тем, что такие правоотношения возникают в ходе осуществления сотрудниками ОВД своей служебной деятельности. Эта деятельность является профессиональной. Каждый сотрудник ОВД должен владеть комплексом специальных знаний и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы в период прохождения службы в ОВД. В свою очередь, это объясняет применение Закона о службе в ОВД к правоотношениям, связанным с поступлением на службу в ОВД, определением положения (статуса) сотрудника ОВД, прохождением службы и ее прекращением в ОВД (ч. 1 ст. 2). Типичными правоотношениями в ОВД являются вертикальные отношения, то есть отношения, основанные на принципе власти и подчинения. Они появляются и становятся особенно актуальными в ходе охраны общественного порядка и обеспечения безопасности личности, общества, государства; развиваются между органами, службами и подразделениями различных уровней. Как разновидность общественных отношений служеб-но-дисциплинарные правоотношения обладают следующими признаками:

1. Им присущ волевой характер, поскольку данные правоотношения в ОВД являются формой выражения общественных отношений, складывающихся в сфере организации и функционирования ОВД. Некоторые ученые считают, что волевое содержание правового отношения заключается в государственной воле, воплощенной в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, и в волевых актах его участников [7, с. 490]. Другие придерживаются мнения, что волевое содержание правоотношения есть не что иное, как элемент его юридического содержания, поскольку только облекаемая в правовую форму воля государства обуславливает возникновение субъективных прав и обязанностей участников правоотношений [8, с. 1392].

2. Служебными являются отношения, связанные с организацией и фактическим осуществлением своей деятельности сотрудниками ОВД. Применительно к ним, под служебными правоотношениями, участниками которых они могут являться, понимается совокупность корреспондирующих субъективных прав и обязанностей государственного служащего и нанимателя в лице государства [9, с. 77]. То есть, какую бы деятельность не осу-

ществлял сотрудник ОВД в рамках своего положения (статуса), она всегда будет направлена на реализацию воли государства, а он - действовать от имени государства и (или) по его поручению.

3. Они складываются под регулирующим воздействием административно-правовых норм. Подчиняясь закону, сотрудники ОВД вступают в такие взаимоотношения между собой, которые соответствуют нормам права. Если же они отступают от предписанных норм, то к ним применяются государственное принуждение и юридическая ответственность, а в рамках содержания административно-правового института служебной дисциплины в ОВД принципиальное значение имеют только такие их виды, как дисциплинарное принуждение и дисциплинарная ответственность.

4. Субъектом или стороной правоотношения в ОВД всегда является персонально определенное лицо: конкретные сотрудники или ОВД в лице его соответствующего руководителя (начальника). Только этим сторонам принадлежат субъективные права и юридические обязанности в данном конкретном правоотношении. Не менее индивидуален при этом и объект каждого служебно-дисциплинарного правоотношения в ОВД.

5. Они охраняются государством от правонарушений, что означает точное определение на основе правовых норм юридической ответственности сотрудников ОВД, которые не выполняют свои обязанности или препятствуют осуществлению субъективных прав. Рассматриваемые правоотношения имеют государственно-властный характер и известны в теории административного права как государственно-служебные правоотношения [10, с. 93]. Их сущность состоит в том, что они тесно связаны с исполнительно-распорядительной деятельностью ОВД, как государственного органа, осуществляемой через государственных служащих в лице сотрудников ОВД.

Служебно-дисциплинарные правоотношения можно классифицировать по следующим основаниям: служебно-трудовые и служебно-функциональ-ные (по юридическому наполнению или содержанию); внутриорганизационные или внутрисистемные - внутри ОВД и внешние - за пределами ОВД (по направлениям правоотношений); имеющие служебный иерархический характер - между начальником и подчиненным и горизонтальный характер - между сотрудниками ОВД, не подчиненными друг другу. В этой связи, предпосылками формирования служеб-но-дисциплинарного правоотношения являются факторы, связанные с поступлением на службу в ОВД:

1. Отбор граждан для поступления на службу в ОВД, целью которого является пополнение рядов ОВД гражданами, владеющими государственным языком РФ, способными добросовестно и на высоком профессиональном уровне выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД, соответствующими установленным квалификационным требованиям к стажу службы в ОВД или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, предъявляемых к сотрудникам ОВД, а также всегда готовыми по своим личным и

деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья подтвердить и доказать перечисленное в практической деятельности.

2. Профессиональный психологический отбор граждан на службу в ОВД, назначением которого является решение следующих основных задач: определение способности каждого кандидата на службу в ОВД, по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД; выявление факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения, в том числе факторов риска, связанных со злоупотреблением алкоголя или токсических веществ, потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, и склонностью к совершению суицидальных действий. По результатам пройденного гражданином отбора его поступление на службу в ОВД полностью исключается в случае обнаружения (выявления) у него потенциальных черт и угрожающей склонности к совершению различных правонарушений, что подтверждает сделанный в заключении о профпригодности кандидата вывод «не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД».

3. Оформление на граждан личного поручительства сотрудниками ОВД, имеющими стаж службы не менее 3 лет, не имеющими дисциплинарных взысканий, наложенных в письменной форме, не состоящими в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с рекомендуемыми ими лицами, замещающими равнозначные или вышестоящие должности по отношению к должностям, на которые планируется назначение рекомендуемых лиц. Целями поручительства являются: соблюдение гражданином ограничений и запретов, установленных ст. 14 Закона о службе в ОВД, укрепление дисциплины и законности среди сотрудников ОВД, предупреждение правонарушений и происшествий с их участием; формирование высококвалифицированного управленческого звена кадров ОВД, снижение текучести кадров; повышение ответственности руководителей и иных должностных лиц ОВД за принимаемые кадровые решения; устранение коррупционных рисков и предотвращение возможности формирования коррупционных связей; улучшение качества отбора кандидатов на службу в ОВД. Поручительство оформляется при назначении граждан на определенные должности и должно быть представлено в ходе изучения кандидата или в период его испытания, если оно было установлено.

4. Индивидуальное обучение гражданина, назначенного стажером, изучение его личных и деловых качеств, оценка результатов такого обучения [11, р. III], в основные задачи которого входит: освоение стажером основных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок прохождения службы в ОВД, организацию деятельности подразделения, в котором

X 2

8

^

0

СЧ

01

он проходит указанное обучение; развитие у стажера профессионального интереса и формирование у него мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Прохождение стажером индивидуального обучения имеет следующие особенности: осуществляется дальнейшее изучение личных и деловых качеств стажера сотрудниками кадровых подразделений; обучение проводиться под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника, назначаемого из числа опытных сотрудников приказом соответствующего руководителя (начальника) ОВД, в котором проходит обучение стажер; наставником может быть назначен поручитель в случае, если он проходит службу в одном подразделении с рекомендованным им лицом; по окончании срока обучения наставник составляет персональный отчет, в котором он делает вывод о выполнении или невыполнении стажером плана индивидуального обучения; результаты оценки обучения учитываются непосредственным руководителем (начальником) при подготовке письменного заключения о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания. Отсюда следует, что в настоящее время институт наставничества в ОВД фактически заменен указанным обучением (не существует квалификационного звания «наставник», не устанавливается поощрение и дисциплинарная ответственность наставника, понятие воспитания кадров не входит в задачи наставничества) [12, с. 141].

Таким образом, главными критериями профпригодности кандидатов на службу в ОВД является их уровень развития личных и деловых качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД. Для первоначального формирования служебно-дисциплинарных правоотношений в ОВД такими качествами для граждан являются внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали, которые, безусловно, составляют содержание института служебной дисциплины в ОВД. Полагаем, что данные выводы являются достаточно аргументированными и состоятельными, поскольку находят объективное подтверждение среди ученых в области административного права, исследующих порядок и условия прохождения службы в ОВД [13, с. 21].

5. Заключение с гражданином, поступающим на службу в ОВД, трудового договора с условием об испытании (установление испытательного срока) и его допуск к участию в конкурсе на замещение должности в ОВД (без учета тех случаев, когда гражданин направляется для поступления в образовательную организацию системы МВД России для обучения по очной форме, и когда ему было отказано и в этом, и в приеме на службу в ОВД). Трудовой договор для будущего сотрудника ОВД является служебным и юридическим документом смешанного типа, в котором закрепляются для него как нормы трудовой дисциплины, так и служебной дисциплины, в нем факти-

чески прописываются основания дисциплинарной ответственности, рассматриваемой как обязанность работника претерпеть неблагоприятные последствия за совершенный дисциплинарный проступок -виновное неисполнение работником своих трудовых обязанностей и мера предупреждения нарушений дисциплины в последующем [14, с. 120-121].

Тем более что согласно ч.ч. 2-4 и 9 ст. 24 Закона о службе в ОВД во время прохождения испытательного срока на гражданина (кандидата), назначенного стажёром по должности без присвоения специального звания, не только распространяется действие норм ТК РФ в этот период, но он также выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника ОВД по замещаемой им должности и условиям заключенного с ним договора. Причем испытательный срок исчисляется со дня вступления контракта в законную силу и засчитывается в стаж службы в ОВД, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии. В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о службе в ОВД по завершении испытания непосредственный начальник стажера подготавливает письменное заключение о выполнении им служебных обязанностей в период испытания, которое после ознакомления с ним стажера утверждается уполномоченным руководителем. Указанное заключение должно содержать одно из двух возможных решений, принимаемых в качестве рекомендации: «признать стажера выдержавшим испытание» или «признать его не выдержавшим испытание» (ч. 6 ст. 24). Испытание для гражданина в качестве стажера заканчивается принятием решения уполномоченным руководителем ОВД о заключении со стажером контракта о прохождении службы в ОВД либо о расторжении с ним трудового договора (ч. 7 ст. 24).

Что касается допуска к участию в конкурсе на замещение должности в ОВД, то следует сказать, что в соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о службе в ОВД конкурс нужен для оценки профессионального уровня претендентов на замещение должности в ОВД и их соответствия квалификационным требованиям к соответствующей должности согласно Перечню должностей в ОВД, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса только в учебных и научных подразделениях образовательных организаций системы МВД России. Учитывая, что данный вопрос прямо не затрагивает служебно-дисциплинарные правоотношения в ОВД, здесь можно дополнить лишь то, что результаты конкурса, как и в случае с окончанием испытания для гражданина, непосредственным образом влияют на возможность заключения с ним контракта.

Следовательно, объективно будет отметить, что служебно-трудовые отношения, выступающие в качестве начальной стадии развития служебно-дисциплинарных правоотношений в ОВД, прекращаются с момента заключения с гражданином контракта о службе в ОВД, после чего юридически он перестает быть стажером и кандидатом на службу в ОВД. Данный контракт является своеобразным «фиксатором» служебно-трудовых правоотношений и, по сути, наравне с приказом о назначении на должность, порождает служебно-

функциональные правоотношения [10, с. 102], признаваемые в свою очередь предпосылкой слу-жебно-дисциплинарных правоотношений в ОВД. Важно также подчеркнуть, что среди прочего по условиям контракта гражданин обязуется соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в ОВД и указанные в ст. 14 Закона о службе в ОВД, соблюдать внутренний служебный распорядок и т.д. В свою очередь, вторая сторона в лице начальника ОВД обязуется обеспечить условия, необходимые для выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.

Материально-правовой характеристикой института служебной дисциплины в ОВД является такая правовая категория, как должность. Сотрудник ОВД выполняет обязанности и реализует права в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). Должность сотрудника ОВД обладает следующими особенностями: посредством системы должностей реализуются конкретные задачи ОВД; для каждой должности определена своя компетенция; должность предполагает делегирование сотруднику ОВД определенных прав и обязанностей для осуществления им государственных полномочий и установление ответственности за их нарушение, неисполнение или ненадлежащее их исполнение; лица, замещающие определенные должности в ОВД, приобретают статус должностного лица.

К материально-правовым признакам института служебной дисциплины в ОВД относится и регламентация статуса субъектов профильных отношений. Служебные права сотрудника ОВД представляют собой фактические условия, которые призваны способствовать успешному выполнению сотрудником ОВД своих обязанностей. Мы считаем, что основополагающим правом является осуществление государственной власти в установленных для этого пределах. Здесь выделяется две разновидности прав: профессионально-служебные права, которыми сотрудники ОВД пользуются непосредственно при выполнении своих служебных обязанностей по должности, и субъективные права, которые выступают в качестве обеспечивающих и вспомогательных (право на получение стабильного денежного довольствия, льгот, право на судебную защиту и т.д.). Не менее значимым для сотрудника ОВД является наделение его определенными властными полномочиями, практическая реализация которых выражается при исполнении им своих служебно-функциональных обязанностей. Правовой статус сотрудников ОВД в большей степени определяется именно их служебными обязанностями. Ключевым критерием их исполнения является оценка служебной деятельности, что в целом связано с возможностью продвижения сотрудника по службе в ОВД. Показатель отношения сотрудников ОВД к своим служебным обязанностям обусловливает применение к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий.

С точки зрения правового регулирования, права и обязанности нашли отражение в нормативных правовых актах, касающихся ОВД в целом и поли-

ции в частности. Для сотрудников полиции в соответствии с Законом о полиции предусмотрены обязанности, возлагаемые на них для выполнения поставленных задач (ч. 1 ст. 12), основные обязанности, включающие общие (ч. 1 ст. 27) и специальные обязанности, которые должны выполняться независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток, то есть обязательные (ч. 2 ст. 27). Характерно, что в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о полиции иные обязанности могут быть возложены на сотрудника полиции только путем внесения изменений в этот закон, а в его ч. 3 ст. 12 установлено, что порядок выполнения возложенных на сотрудников полиции обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента или Правительства РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Аналогичное разделение продемонстрировано в Законе о полиции относительно полицейских прав. Сначала прописываются общие права, которые предоставляются для выполнения возложенных на полицию обязанностей (ч. 1 ст. 13), затем -специальные права, включающие в себя права, которые согласно ч. 2 ст. 28 могут не реализоваться без разрешения руководителя ОВД (например, параллельное выполнение сотрудником полиции служебных обязанностей по своей основной должности, замещаемой им, и какой-либо другой должности), и права, которые должны реализовываться независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток, то есть обязательные (ч. 3 ст. 28). Причем, предоставление права осуществлять определенные действия возможно только специально уполномоченными на это сотрудниками полиции (ч. 2 ст. 13).

Неотъемлемой составляющей правового статуса сотрудников ОВД являются требования к служебному поведению и правовые ограничения и запреты, установление которых обусловлено характером службы в ОВД. Сами требования в общем виде закреплены в ст. 13 Закона о службе в ОВД, так как они распространяются на сотрудников непосредственно при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время. Содержание требований направлено на: недопущение совершения сотрудниками ОВД неправомерных действий по отношению к гражданам; охрану имиджа, авторитета, чести, достоинства и деловой репутации сотрудников персонально и ОВД (МВД России) в целом; противодействие коррупции; профессиональное, добросовестное и эффективное исполнение служебных обязанностей.

Сравнение требований к служебному поведению сотрудников ОВД и ограничений (запретов), установленных для них в ОВД, позволяет сделать два вывода. Во-первых, в ОВД действуют несколько разновидностей ограничений и запретов для сотрудников: связанные со службой в ОВД (когда для них установлены определенные условия нахождения на службе в ОВД согласно ст. 14 Закона о службе в ОВД); связанные со служебной дея-

X

2

8

^

0

СЧ

01

тельностью сотрудников ОВД (например, при применении ими специальных средств согласно ст. 22 Закона о полиции); имеющие временный (постоянный) либо рекомендательный (нормативный) характер (например, при выезде сотрудников ОВД за пределы РФ или освобождении их от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью согласно ст. 65 Закона о службе в ОВД). Во-вторых, их несоблюдение или нарушение приводит к различным видам правонарушений со стороны сотрудников ОВД, причем их совершение может происходить на службе, в связи со службой и вне службы.

Не вдаваясь в более подробное изложение ограничений и запретов в ОВД и требований к служебному поведению сотрудников ОВД, считаем необходимым подчеркнуть, что в Законах о полиции и о службе в ОВД предусмотрены нормы, карающие в дисциплинарном порядке за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (ст. 30.1 и ст. 50.1 соответственно). Другими словами, на сотрудников ОВД могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные ч. 1 ст. 50 Закона о службе в ОВД, которые юридически нельзя расценить иначе, как применение к ним дисциплинарной ответственности. Ее общая характеристика приводится в ст. 33 Закона о полиции и ст. 15 Закона о службе в ОВД. Привлечение сотрудника ОВД (полиции) к такому виду юридической ответственности возможно в следующих обстоятельствах: когда он совершил противоправное действие (бездействие) или отдал приказ и распоряжение, независимо от его замещаемой должности, которые не повлекли за собой другой (дополнительный) вид юридической ответственности; когда он совершил административное правонарушение, подпадающее под состав дисциплинарного правонарушения, за исключением административного правонарушения, за совершение которого он подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с ч. 2 ст. 2.5 КРФоАП [15, гл. 2]; когда он совершил нарушение служебной дисциплины, за которое в соответствии со ст. 50 Закона о службе в ОВД и ст. 33 Дисциплинарного устава ОВД [16, гл. 6] он подлежит наказанию в виде объявления ему или наложения на него дисциплинарного взыскания.

С учетом изложенного, проведенное исследование в настоящей статье позволяет сделать следующие выводы:

1. Служебные правоотношения в ОВД - это разновидность административных правоотношений, закономерно возникающих, развивающихся и прекращающихся в процессе осуществления сотрудниками ОВД служебной деятельности, которые формируются под регулирующим воздействием административно правовых норм и строятся исходя из юридических фактов поступления сотрудников ОВД на государственную службу иного

вида, дальнейшего ее прохождения и последующего увольнения со службы в ОВД.

2. Предпосылками формирования служебно-дисциплинарных отношений в ОВД является последовательное возникновение и развитие слу-жебно-трудовых правоотношений, складывающихся на начальной стадии организации службы в ОВД (поступление на службу в ОВД) между кандидатами (стажерами) и ОВД в лице их соответствующего руководителя (начальника), и служебно-функциональных правоотношений, складывающихся между сотрудниками ОВД при прохождении и прекращении ими службы в ОВД.

3. Административно-правовой институт служебной дисциплины в ОВД - это сложный правовой институт, состоящий из семи основных и относительно обособленных (самостоятельных) частей (субинститутов), связанных между собой возникновением, развитием и прекращением для сотрудников ОВД служебно-дисциплинарных правоотношений при поступлении их на службу в ОВД, прохождении ими службы в ОВД и увольнением их со службы в ОВД: испытательный срок, назначение на должность, выполнение служебных обязанностей, ведомственная оценка результатов служебной деятельности, морально-психологическое обеспечение служебной деятельности и правовые режимы поощрения и дисциплинарной ответственности.

4. Административно-правовой институт служебной дисциплины в ОВД представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие и развивающиеся при реализации принципов власти, подчинения и субординации между сотрудниками ОВД, сопровождающей назначение их на должность, получение ими специального правового статуса, возложение на них отдельных служебных прав и обязанностей, соблюдение ими ограничений и запретов, морально-психологическое обеспечение их служебной деятельности, применение к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности.

Литература

1. Чаннов С.Е. Административно-правовая модель регулирования служебных отношений в Российской Федерации: понятие и основные черты: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Саратов: Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина, 2010. - 47 с.

2. Киримова Е.А. Правовой институт: теоретико-правовое исследование: автореф. ... канд. юрид. наук. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 1998. - 23 с.

3. Стрельцов В.В. Материально-правовые признаки института служебной дисциплины в органах внутренних дел // Актуальные вопросы норм административного права («Кореневские чтения»): сборник научных трудов II международной научно-практической конференции (15 ноября 2018 г.): научно-электронное издание (4,51 МБ). - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кико-тя, 2018. - С. 627-633.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (по сост. на 03.08.2018) // СЗ РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (по сост. на 03.08.2018) // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

6. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (по сост. на 23.04.2018) // СЗ РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

8. Добробаба М.Б. Содержательная характеристика служебно-деликтных правоотношений // Актуальные проблемы российского права. - 2013. -№ 11 (36). - С. 1391-1403.

9. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / Под ред. В.В. Володина. - М.: Ось-89, 2009. - 220 с.

10. Гайдов В.Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы: дисс. ... канд. юрид. наук. - Омск: Омская академия МВД России, 2001. - 210 с.

11. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 (по сост. на 03.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Василенко Г.Н., Денисенко Е.С. Индивидуальное обучение и перспективы развития института наставничества в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. -2018. - № 2. - С. 139-144.

13. Бочаров С.Н. и др. Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних: учебное пособие / Под ред. С.Н. Бочарова. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. - 118 с.

14. Стрельцов В.В. Правовой аспект дисциплинарной ответственности работников по трудовому законодательству Российской Федерации // Молодые ученые: Сборник научных статей. - Вып. 3. - 2013. - С. 117-121.

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (по сост. на 12.11.2018) // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

16. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 (по сост. на 07.04.2017) // СЗ РФ. 22.12.2012. № 43. Ст. 5808.

About the separate questions of materially-legal maintenance

of institute of official discipline in the organs of internal

affairs Streltsov V.V.

Spécial Purpose Center extra-departmental protection of the

Fédéral Service troops of the National Guard of the Russian

Federation (CSN VO Rosgvardia)

Article is devoted to a research of substantive maintenance of administrative and legal institute of office discipline in law-enforcement bodies of the Russian Federation at the present stage of their development and functioning. Substantive signs of this institute, a prerequisite, characteristic features and signs of the office and disciplinary legal relationship which are a kind of the public relations and arising during implementation by staff of bodies of internal affairs of the office activity are considered. By results of the conducted research conclusions by definition in law-enforcement bodies of office legal relationship, office and disciplinary legal relationship are drawn and administrative and legal institute of office discipline.

Keywords: law-enforcement bodies, office activity, office discipline, administrative and legal institute of office discipline, office and disciplinary legal relationship.

References

1. Channov Si. Аdministrative-legal regulation model of official relations in the Russian Federation: concepts and main features: katege. DICs. ... Dott. legal Sciences. - Saratov: Volga region Academy for civil service named after p.a. Stolypin, 2010. - 47 р.

2. Kirimova E.A. Law Institute: theoretical and legal research: katege. ... Cand. legal. Sciences. - Saratov: Saratov State Academy of law, 1998. - 23 p.

3. Streltsov V.V. Substantive signs the Institute discipline in internal affairs bodies//topical questions of administrative law («the Korenev»): proceedings of the II international scientific-practical Conference (November 15, 2018): Electronic Edition (4.51 MB). - M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named Kikotya V.J., 2018. - P. 627-633.

4. About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation: The federal law of 30.11.2011 No 342-FZ (year to 03.08.2018) // SZ RF. - 05.12.2011. - No 49 (p. 1). - Art. 7020.

5. About police: The federal law of 07.02.2011 No 3-FZ (year to 3.08.2018) // SZ RF. - 14.02.2011. - No 7. - Art. 900.

6. About social guarantees to staff of bodies of internal affairs of the Russian Federation and introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation: The federal law of

19.07.2011 No 247-FZ (year to 23.04.2018) // SZ RF. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.07.2011. - No 30 (p. 1). - Art. 4595.

7. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of the state and right: Textbook. - M.: WpwcTt, 2004. - 512 p.

8. Dobrobaba M.B. Substantial characteristic of office and delictual legal relationship // Current problems of Russian law. -2013. - No 11 (36). - p. 1391-1403.

9. Channov S.E. Office legal relationship: a concept, structure, providing / Under the editorship of V.V. Volodin. - M.: Axis-89, 2009. - 220 p.

10. Gaydov V.B. Service in law-enforcement bodies as a kind of federal public service: yew. ... edging legal sciences. - Omsk: Omsk Russian Interior Ministry Academy, 2001. - 210 p.

11. About the statement of the Order of the organization of service in law-enforcement bodies of the Russian Federation: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 01.02.2018 No 50 (year to 03.04.2018) // Union of Right Forces ConsultantPlus.

12. Vasilenko G.N., Denisenko E.S. Individual training and the prospects of development of institute of mentoring in law-enforcement bodies//the Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. -2018. - No 2. - P. 139-144.

13. Bocharov S.N., etc. An order and conditions of service in internals: the manual / Under the editorship of S.N. Bocharov. -M.: The Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of V.Ya. Kikotya, 2017. - 118 pages.

14. Streltsov V.V. Legal aspect of disciplinary responsibility of workers by the labor law of the Russian Federation // Young scientists: Collection of scientific articles. - Iss. 3. - 2013. - p. 117-121.

15. Code of the Russian Federation on administrative offences: Federal Law from 30.12.2001 No 195-FZ (year to 12.11.2018) // 5 SZ RF. - 07.01.2002. - No 1 (p. 1). - Art. 1. g

16. About the Disciplinary charter of law-enforcement bodies of the g Russian Federation: The decree of the Russian President of £

14.10.2012 No. 1377 (year to 07.04.2017) // SZ RF. - S

22.12.2012. - No 43. - Art. 5808. S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.