Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования военно-морского строительства в РСФСР в 1918-1922 гг'

Особенности правового регулирования военно-морского строительства в РСФСР в 1918-1922 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / СУХОПУТНЫЕ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЛОТА / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИЙ КРАСНЫЙ ФЛОТ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО МОРСКИМ ДЕЛАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оселедец Александр Георгиевич

В данной статье автор обращается к проблеме правового регулирования и разработке нормативно-правовой базы военно-морского строительства в годы гражданской войны в России. Новизна заключается в том, что исследуя проблемы формирования правовой базы флота, основанной на новых правовых принципах государственного строительства, автор в данной статье отмечает особенности и характерные черты, присуще военно-морскому строительству в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Оселедец Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования военно-морского строительства в РСФСР в 1918-1922 гг»

УДК: 93(94)34.02

Оселедец Александр Георгиевич

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса morpeh.vl @mail .ru Alexander G. Oseledets

graduate student of chair of the public and municipal administration Vladivostok state university of economy and service morpeh.vl@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РСФСР В 1918-1922 гг.

Peculiarities of legal regulation of the naval construction of the RSFSR in 1918-1922 gg.

Аннотация. В данной статье автор обращается к проблеме правового регулирования и разработке нормативно-правовой базы военно-морского строительства в годы гражданской войны в России. Новизна заключается в том, что исследуя проблемы формирования правовой базы флота, основанной на новых правовых принципах государственного строительства, автор в данной статье отмечает особенности и характерные черты, присуще военно-морскому строительству в данный период.

Ключевые слова: правовое регулирование военно-морского строительства, сухопутные вооруженных формирования флота, гражданская война, нормативно-правовая база, Рабоче-Крестьянский Красный Флот, Народный комиссариат по морским делам.

Annotation: In this article, the author addresses the issue of legal regulation and the development of normative-legal base of the naval construction during the civil war in Russia. The novelty is that exploring problems of formation of legal base of the fleet based on new legal principles of State-building, the author of this article points out the features and characteristics of the specific naval construction during this period.

Key words: the legal regulation of the naval construction, land of the armed formations of the fleet, the civic won, legal and regulatory framework, RKKF, Ministry of Maritime Affairs.

При сложившейся к весне 1918 г. в РСФСР структуре высших органов власти и управления система компетенции различных государственных органов не только не была выстроена, но и должным образом определена. Данное обстоятельство не могло ни повлиять на становление системы правового регулирования строительства Морских сил, которое обладало рядом черт и сущностных характеристик.

Одной из характерных черт формирования юридической базы РККФ, основанной на новых правовых принципах государственного строительства, можно выделить ту, что определяет соотношения правовых норм государства и формируемых структур флота. Одновременно со строительством всех руководящих органов флота шло создание нормативной базы государственного и военно-морского строительства РСФСР. Данное направление можно классифицировать по следующим направлениям[1, с. 203-212].

Первое направление. Правовое регулирование организации и деятельности центральных руководящих органов флота. Отправной точкой в реорганизации флота стал декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 г. «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Этим правовым актом была отменена выборность командного состава. Все командиры от корабельного звена до командующих должны были назначаться соответствующими ведомствами флотов и флотилий. Принцип назначения командного звена был проведен в течение апреля - июля.

Однако высшее звено в управлении флотом оставалось коллегиальным, что не могло ни сказаться на уровне и качестве военно-морского строительства в целом, на организации и, в частности, организации сухопутных вооруженных формирований флота на основных фронтах гражданской войны. Во главе морского ведомства находился Наркомат по морским делам, руководимый коллегией Наркомата. Только 15 октября 1918 г. своим приказом РВСР ввел должность командующего всеми Морскими и Речными Силами Республики (коморси), подчиненного главнокомандующему всеми Вооруженными Силами Республики. На эту должность был назначен В.М. Альтфатер, ставший одновременно членом Реввоенсовета Республики. Общей организационной работой морского ведомства до середины декабря продолжала руководить Коллегия. Однако ввиду дублирования работы коллегии Наркомата и командующего, приказом РВСР 18 декабря 1918 г. была проведена реорганизации центрального аппарата флота. Коллегия была упразднена, руководство флотом перешло к Морскому отделу РВСР в составе коморси Республики В.М. Альтфатера и политического комиссара Ф.Ф. Раскольникова, которые оба являлись еще и членами РВСР[2, с. 60].

В течение осени 1918 г. - весны 1919 г., при подготовке к весенней и летней кампании, в управлении флотами и флотилиями были проведены ряд значительных организационных мероприятий. Для решения некоторых оперативных задач, в числе которых были: организация взаимодействия сил флота с войсками РККА, сбор, обработка и представление главному командованию сведений о боевых действиях флота, контроль за формированием озерных и речных флотилий, созданием сухопутных частей и подразделений флота решением РВСР в составе оперативного управления создано морское отделение. Его начальником был назначен Г.С. Пилсудский (Приказом РВСР № 315 от 24 февраля 1920 г. морское отделение Полевого штаба РВСР была упразднена и введена должность военно-морского специалиста, на которую был назначен Е.Е. Меньшов. (РГВА, Ф. 33988. Оп. 1. Д. 91. Л. 8-9.). Кроме центрального аппарата, проведены и организационные

мероприятия на уровне фронт - армия. Для организации совместных действий сил флота и сухопутных объединений на приморских и речных (озерных) направлениях решением РВСР в составе оперативных управлений и отделов штабов некоторых фронтов и армий, действовавших в районах озерных и речных бассейнов, были организованы морские отделы и отделения (Приказом РВСР № 2183 от 18 декабря 1919 г., морские отделы и отделения были упразднены и введены должности военно-морских специалистов для связи с общевойсковым командованием. (Прим. авт.)

Кампания 1918 г. и первые итоги летней навигации 1919 г., убедительно показали, что вся существующая структура управления флотом является неэффективной, деятельность коморси и Наркомата по многим вопросам пересекалась, что приводило к значительному снижению её качества. Наряду с этим была утрачена управляемость некоторыми флотилиями, действовавшими в подчинении у сухопутного командования. Вследствие чего была не только снижена результативность и действенность по их обеспечению, но и эффективность боевой деятельности. Итогом этого стал приказ Реввоенсовета Республики от 3 июля 1919 г., по реорганизации всего центрального аппарата флота.

Морской отдел РВСР и должность уполномоченного РВСР в Петрограде и управляющего техническо-хозяйственной частью морского ведомства были упразднены. Флоты, флотилии, морские крепости и Высшая военно-морская инспекция перешли в непосредственное подчинение коморси Республики как помощнику главнокомандующего по вопросам боевого использования РККФ. Для руководства боевыми действиями флота создан Штаб всеми Морскими и Речными Вооруженными Силами Республики (Штаб коморси Республики) в составе оперативного управления, флагманских специалистов, Службы связи Наркомата по морским делам и канцелярии. Этим же приказом для руководства учреждениями, частями и учебными заведениями, не входящими в состав действующего флота, была введена должность управляющего делами Народного комиссариата по морским делам. Коморси Республики и упморкому предоставлены права Морского отдела РВСР (с 14 февраля 1920 г. обе должности совмещены).

Проведенная реорганизация центрального руководства флотом свидетельствует о значительном расширении рамок и полномочий руководящих структур флота в правовом регулировании морского строительства РККФ. Благодаря этому были значительно укреплены позиции центральной власти, что в конечном итоге не могло ни сказаться на качестве военно-морского строительства. С введением такой структуры, как Штаб коморси Республики, существенно повысилась значимость оперативно -стратегического планирования и использования сил и средств флота. Наркомат по морделам от органа, повсеместно руководимым флотом, при общем верховенстве власти перешел в разряд аппарата, осуществляющего руководство по обеспечению повседневной (не боевой) деятельностью флота. Кроме того, в специфических условиях гражданской войны законодательные функции по боевому управлению флотом перешли от Наркомата (хотя Конституция и не

предоставляла ему таких прав) к командующему всеми Морскими и Речными Силами Республики. Налицо были все признаки проводимой повсеместно большевиками политики «законной целесообразности», характерной для права Советской власти в послеоктябрьский период[1, с. 206].

В начале летней кампании 1920 г., центральный аппарат вновь был реорганизован. Приказом РВСР введен новый штат «командования всеми морскими силами и его штаба». Данное решение было направлено на повышение роли штаба в боевой и повседневной организации флота, при котором значительно вырастали его функции как органа оперативно-стратегического управления и планирования в использовании сил флота, а также на придание штабу, как самостоятельному органу управления, законодательных прав по кругу его обязанностей. В соответствие с данным приказом РВСР весь управленческий аппарат флота был разделен на два аппарата - коморси и комиссара при нем и на Штаб всех Морских Сил Республики, преобразованный из Штаба коморси Республики (по приказу РВСР от 3 июня 1919 г.). Аппарат коморси Республики состоял из флагманов, военморов для поручений, секретарей и управления делами.

Штаб всех Морских Сил Республики состоял из управлений (оперативного, по строевой части, учебных отрядов и военно-морских учебных заведений); флагманских специалистов (артиллериста, минера, инженер-механика, штурмана, летчика, интенданта); службы связи; отдела учета и статистики; общеадминистративного отдела. Кроме того, начальник штаба имел помощников по оперативным и строевым делам. Введение двух дублирующих структур таких, как флагманских специалистов, является одним из недостатков данного приказа и, впоследствии, внесло определенную путаницу в управлении флотом.

Расширение прав и функций коморси Республики и Штаба всех Морских Сил Республики закономерно вело к возникновению противоречий в управлении флотом и для их разрешения 20 ноября 1920 г. впервые в истории Красного флота приказом РВСР было введено «Положение о командовании всеми Морскими Силами и его штабе». В состав штаба были включены пять управлений (Наркомата по морским делам, оперативное, по строевой части, учебных отрядов и военно-морских учебных заведений), а также флагманских специалистов и канцелярия. Боевое руководство флотом оставалось за коморси и штабом, а повседневное руководство морским ведомством - за Наркоматом, хотя в соответствие с данным Положением в состав штаба было включено управления делами Наркомата[2, с. 62-64].

Таким образом, можно утверждать, что в ходе проведенных реорганизаций центрального аппарата флота и морского ведомства, в короткое время был совершен переход от коллективного руководства флотом к командной системе, значительно расширены законодательные функции и правовые возможности командующего всеми Морскими Силами Республики и штаба Морских Сил. Это послужило качественному росту военно-морского строительства, образованию флота как вида вооруженных сил и совершенствования его боевых возможностей.

Второе направление заключается в формировании нормативной базы и правового регулирования единоначалия, новых организационных структур, боевой и повседневной организации частей и учреждений флота.

Первые нормативно-правовые акты Советской Республики по организации вооруженной защиты революции были направлены на формирование демократических начал в армии и на флоте. Однако, в отличии от центрального руководства, где высшее звено в управлении флотом и морским ведомством оставалось коллегиальным, началом в реорганизации флота послужил декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 г.(наприме, Декрет ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии». (Прим. авт.)). Этот документ стал основой в системе принятия нормативно-правовых актов в восстановлении флота как военно-морской организации государства и установил нормы права командного звена. На его основе все командиры от корабельного звена до командующих должны были назначаться соответствующими ведомствами флотов и флотилий. Принцип назначения командного звена на флоте от командующих флотилиями до некоторых кораблей и вспомогательных судов 1 - 2-го рангов включительно в целом был проведен в конце апреля - начала июля 1918 г.

В отличие от сухопутных частей РККА, на флоте процесс назначения командного состава проходил менее болезненно, хотя и занял более длительный процесс, вплоть до начала 1919 г. (в частности на Балтфлоте, когда назначения проводились на основе выборности комитетов). Это объясняется спецификой военно-морской службы, где от командира требовались специальные знания. Тем более на часть кораблей флота в подавляющем большинстве были выбраны бывшие офицеры, что позволило быстро провести назначения. Однако этот процесс проходил тем быстрее, чем острее складывалась военная обстановка.

Например, в связи с резким обострением положения на границе с Финляндией, когда 3 мая 1918 г. был сформирован отряд моряков, численностью до 1 тыс. человек (командир Н.Н Травинский, комиссар Н.М. Разин); при сформировании 1-го Морского берегового отряда Балтийского флота (командир Б.Я. Соколов), направленного 21 мая того же года в распоряжение начальника внутренней обороны Петрограда члена РВС 7-й армии В.С. Шатова; при формировании действовавшего в середине мая 1918 г. на приморском направлении отряда из 240 курсантов Курсов командного состава флота и 60 учеников Учебного отряда подводного плавания под командованием А.А. Костина. В связи с угрозой наступления английских войск по приказу члена коллегии Наркомата по военным делам М.С. Кедрова введено военное положение в районе Архангельска и восстановлена должность командующего флотилией Северного Ледовитого океана, на которую был назначен Н.Э. Викорст, а политическим комиссаром от Целедфлота - С. Матвеев. Решение о восстановлении должности командующего флотилией коллегия Наркомата по морским делам утвердила лишь 24 июня 1918 г. Командующим же сухопутными и морскими силами временно назначен

начальник штаба Беломорского военного округа А.А. Самойло, а политическим комиссаром - Р. Куликов[3, с. 64] и так далее.

На Балтийском флоте, где еще существовали сильные революционные настроения моряков, в отличие от всех флотилий, только 18 января 1919 г., приказом РВСР были упразднены судовые комитеты кораблей и учреждений. Здесь, вслед за распущенным 4 марта 1918 г. Центробалтом, был создан Совет комиссаров Балтийского флота (Совкомбалт) совещательный орган при главном комиссаре флота Н.Ф. Измайлове, члены которого назначались СНК РСФСР. И уже 12 марта своим решением избранный Совкомбалт учредил должность начальника Морских сил на выборных началах с правами командующего Балтийским флотом. Им стал А.В. Развозов. В конце года, постановлением РВСР от 2 декабря 1918 г., впервые в Красном флоте был образован орган военно-политического руководства - Революционный военный совет Балтийского флота в составе наморси С.В. Зарубаева и политических членов Б.П. Позерна и С.П. Нацеренуса[2, с. 116].

Проводя анализ правовой регламентации службы высшего, среднего и младшего командного состава РККФ, нельзя ни отметить и то обстоятельство, что в годы гражданской войны на командные должности в большинстве случаев, назначались офицеры флота, имевшие специальную военно-морскую подготовку. Автору не удалось обнаружить в архиве ни одно свидетельство, когда бы на должности, связанные с управлением военно-морскими соединениями, кораблей (вспомогательных судов) и на должности, требующих специальных знаний, были назначены командиры, производство которых проведено из матросов или унтер-офицеров. Исключение составляет период демократической перестройки флота, когда в состав коллегиальных органов были выдвинуты представители нижних чинов флота. Впоследствии, в период гражданской войны, они занимали должности командиров и комиссаров береговых стрелковых частей, матросских отрядов и укрепрайонов (Например: унтер-офицер И.И. Вахромеев, унтер-офицер 1-й статьи И.Д. Сладков, матросы Балтийского флота Э.А. Берг, П.Е. Дыбенко, Н.Г. Маркин, Н.А. Пожаров, В.Ф. Полухин, Т.И. Отраднев (Ульянцев), Н.А. Ховрин и др. (Прим. авт.). Данную особенность отмечал в своих работах А.А. Тушков[4, с. 3].

С формированием речных флотилий практика введения Положений Военными советами фронтов и участков обороны, определявших нормативно-правовые формы взаимоотношения, функции и регламентацию боевой деятельности должностных лиц, порядок подчиненности (прямое и оперативное, на период боевых действий в операционной зоне) была закреплена повсеместно. В условиях боевых действий при оперативном формировании флотилий, практика наделения Военных советов правом определять функциональное предназначение морского соединения, была оправданной. К примеру, при формировании Онежской и Волхово-Ильменской озерно-речных и Чудской озерной флотилий. Решением Военного совета Северного участка завесы и Петроградского района обороны, 13 августа 1918 г., было введено «Временное положение об озерно-речных флотилиях Северного участка и Петроградского района обороны»[5, с. 232-233]. С

формированием 15 ноября 1918 г. Северо-Двинской военно-речной флотилии (из Отряда судов Северо-Двинской бригады) также было утверждено «Временное положение о Северо-Двинской военно-речной флотилии»[6]. По приказу РВС фронта, в соответствии с новой организационной структурой и Положением, с 19 ноября началось формирование отрядов кораблей флотилии[7].

Таким образом, становление системы правового регулирования строительства Морских сил РСФСР в годы гражданской войны обладало характерными чертами и сущностными признаками. Эти особенности были обусловлены, прежде всего, правовыми взаимоотношениями государственных законодательных структур РСФСР и органов военного управления флота. В условиях гражданской войны многие приказы, инструкции и циркуляры Наркомата по морским делам и учреждений морского ведомства, основанные на революционной целесообразности, содержали правовые нормы, равнозначные законам.

Благодаря оперативно принятым нормативным актам, правительством РСФСР была создана правовая база для формирования регулярного флота и юридического оформления статуса флота, как вида вооруженных сил Республики. При активной поддержке правительства и органов военного управления РСФСР была установлена норма права в становлении флота и регулировании его нормативно-правовых форм в боевой и повседневной деятельности.

Литература

1. Тушков А.А. Флот и гражданская война в России. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. - 356 с.

2. Березовский Н.Ю., Бережной С.С., Николаева З.В. Боевая летопись Военно-Морского Флота, 1917-1941. - М.: Военное издательство, 1993. -840 с.

3. Шангин И.С. Моряки в боях за Советский Север (1917-1920). - М.: Воениздат, 1959. - 274 с.

4. Тушков А.А. Флот России в годы гражданской войны: историческое исследование: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2004. - 48 с.

5. Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922 гг.): сб. документов. - Т. 1. Ноябрь 1917 г. - март 1919 г. - М.: Воениздат, 1971. - 788 с.

6. РГАВМФ. Ф. Р-136. Оп. 1. Д. 696. Л. 3.

7. РГВА. Ф. 104. Оп. 4. Д. 2505. Л. 31-34.

Note

1. Tushkov, A.A. Navy and civil war in Russia. -Vladivostok: far Eastern University Publishing House, 2004. -356 s/

2. Berezovsky n.Yu., S.s. Berezhnoy, Nikolayeva Z.v. Battle Chronicle of the Navy, 1917-1941. -Moscow: military Publishing House, 1993. -840 s.

3. Shangin I.s. Sailors in the battle for the Russian North (1917-1920). -M.: Voenizdat, 1959. -274 s.

4. Tushkov A.A. Fleet during the civil war: a history of offending study: katege. DIS. ...Dr. East. of Sciences. -M, 2004. -48 s.

5. Directive command fronts of the Red Army (1917-1922), the sat. documents. -T. 1. November, 1917-March 1919 8.-m.: Voenizdat, 1971. -788 s.

6. RSNA. F. P-136. Op. 1. D. 696. L. 3.

7. RSMA. F. 104. Op. 4. D. 2505. L. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.