Научная статья на тему 'Взаимодействие высших органов власти Советского государства в сфере военного управления в сентябре 1918 – ноябре 1920 гг.'

Взаимодействие высших органов власти Советского государства в сфере военного управления в сентябре 1918 – ноябре 1920 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
535
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / КОМАНДОВАНИЕ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аракелова Марина Петровна, Фоменко Максим Викторович

Решение исследуемой проблемы имело для руководства Советской Республики определяющее значение, так как речь шла не только о военном строительстве, но и о существовании правящего режима. Рассматриваемый период характеризуется повышением интенсивности боевых действий на фронтах гражданской войны. Военное управление представляло собой сложный процесс поиска оптимальных и эффективных методов, создания и упразднения различных органов. Учитывая, что реформирование армии в наши дни продолжается, изучение исторического опыта в данной сфере важно и актуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аракелова Марина Петровна, Фоменко Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие высших органов власти Советского государства в сфере военного управления в сентябре 1918 – ноябре 1920 гг.»

Аракелова М.П., Фоменко М.В.

Реорганизация системы управления Вооруженными Силами Советского государства в 1919-1920 гг.

Военное строительство в нашей стране прошло ряд важных этапов. На протяжении нескольких веков главной вооруженной силой, на которую опирались органы государственной власти и управления, являлась царская армия, прекратившая свое существование в ходе революционных событий 1917 г. После Октября начался новый этап в становлении Вооруженных Сил, связанный с возникновением Советского государства.

Проблема формирования аппарата военного управления имела для руководства Советской Республики определяющее значение, так как речь шла не только об успехе или неудаче военного строительства, но и о существовании правящего режима. Кроме того, период 1919-1920 гг., рассматриваемый в данной статье, характеризуется, прежде всего, существенным повышением интенсивности боевых действий на фронтах гражданской войны. Управление Вооруженными Силами представляло собой сложный процесс поиска наиболее оптимальных и эффективных методов, создания, организации, функционирования и упразднения различных органов. Учитывая, что на протяжении многих десятилетий в нашей стране ведется поиск эффективных моделей управления в различных областях (в том числе военной)1, а процесс реформирования Российской Армии в наши дни продолжается, представляется важным и актуальным исследование исторического опыта в данной сфере.

К началу 1919 г. Вооруженные Силы Советского государства приобрели четкие организационные формы. Они включали в себя Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА), Морские силы Республики (Рабоче-Крестьянский Красный Флот), войска внутренней службы и вспомогательного назначения, запасные войска. Основу составляла РККА, которая делилась на действующую (полевую) армию и войска внутренних военных округов. При этом общая численность Вооруженных Сил значительно превышала численность боевого состава войск действующей армии. В январе 1919г. Вооруженные Силы РСФСР насчитывали 788,3 тыс. человек, к 1 декабря

1 См.: Аракелова М.П., Кондратенко С.Ю. Реформирование системы центральных органов управления советскими Вооруженными силами в 1945-1953 гг. // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2009. № 3. С. 117-128; Аракелова М.П., Кондратенко С.Ю. Реорганизация системы подготовки командного и личного состава Вооруженных сил СССР в первые послевоенные годы (сентябрь 1945 - март 1953 г.) // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2010. № 2. С. 130-147; Костючено И.Ю. Государственное управление народным образованием Российской Федерации в условиях системных реформ 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2009. № 4. С. 108-126.

- 3 млн., к 1 ноября 1920 г. - 5,4 млн. человек. В то же время в составе действующей армии соответственно находилось: в феврале 1919 г. - 383,2 тыс. штыков и сабель, в ноябре - 410 тыс., в ноябре 1920 г. - 778 тыс 2

Данные сведения показывают, что на протяжении 1919-1920 гг. численность армии неуклонно возрастала. Это обстоятельство требовало наличия четко выстроенного аппарата военного управления. Его основные элементы - Народный комиссариат по военным делам и Революционный военный совет Республики (РВСР) -были созданы в ходе военного строительства в октябре 1917 - декабре 1918 гг. С другой стороны, опыт боевых действий на фронтах гражданской войны диктовал необходимость постоянного совершенствования структуры центральных органов управления Вооруженными Силами.

Ситуацию, сложившуюся на фронтах гражданской войны к началу 1919 г., подробно описал И. И. Вацетис, направивший доклад В. И. Ленину. В тексте доклада Главком констатировал следующее: «За последние 4 месяца территория нашей Республики раздвинулась почти вдвое: из тесно центральной, тесно великокняжеской Московии наша Республика в настоящее время имеет полное право претендовать на название Российской Федеративной. На восточном, кавказском, западном и прибалтийском направлениях достигнуты непредвиденные результаты, причем в Прибалтике наши успехи докатились до естественной границы Балтийского моря. Того же можно в скором времени ожидать на западе, когда мы дойдем до границ Польши. Мы должны отметить, что столь обширный успех в вопросе о расширении территории Республики достигнут исключительно оружием. Ни в одном направлении не удалось достичь развития наших действий переговорами или соглашением, поэтому всю занятую таким образом территорию нам придется удерживать оружием»3.

Таким образом, И. И. Вацетис подчеркнул неизбежность продолжения тяжелых сражений на значительном по протяженности фронте. Для успешного завершения вооруженной борьбы против многочисленных противников были нужны сильная массовая армия и боеспособный флот, подчиненные единому командованию.

Важное значение в ходе военного строительства в Советском государстве имели решения VIII съезда РКП (б), состоявшегося в марте 1919 г. Следствием данных решений стало, в первую очередь, значительное изменение структуры партийнополитического аппарата армии и флота. 18 апреля 1919 г. было упразднено

2 Дайнес В.О. Военная стратегия в гражданской войне 1917-1922 гг. // История военной стратегии России. М., 2000. С. 134.

3 Директивы Главного командования Красной Армии. М., 1969. С. 142.

Всероссийское бюро военных комиссаров, вместо которого создавался Политический отдел, преобразованный 26 мая того же года в Политическое управление РВСР на правах военного отдела ЦК РКП (б). На Политуправление возлагалось ведение всей партийной, политической и культурно-просветительной работы в армии и на флоте.

Следует отметить, что с расширением территории, контролируемой руководством РСФСР, все более актуальным становился вопрос о централизованном управлении всеми вооруженными формированиями, поддерживавшими Советскую власть не только в России, но и в других республиках.

23 апреля 1919 г. Главнокомандующий направил В.И.Ленину доклад о необходимости военного единства Советских республик. В документе отмечалось следующее: «Гражданская война достигает высшего напряжения. Наши

многочисленные противники напрягают максимум энергии, чтобы усилить численно и технически свою вооруженную силу. Противники наши сплотились, у них установилось общее командование и создано полное единоначалие в действиях. Мы же поступаем совершенно иначе: РСФСР как бы расколола свое военное единство на две половины — на западную и на восточную, в то же время раздробила также и свою боевую мощь. В западной половине РСФСР образовался ряд советских республик, принявших в настоящее время определенную физиономию сепаратной автономности в вопросах ведения войны. Эстонцы, латыши, литовцы, белорусы, украинцы создают свои армии, свои аппараты Наркомвоен, из которых каждый действует с присущей ему одному специфичностью...»4.

Далее Главком подчеркивал: «Меня крайне беспокоит вопрос — когда мы успеем вернуться к прежней цельности нашего военного лагеря, на идее которого была основана, создана, выросла и побеждала Красная Рабоче-Крестьянская Армия»5. В связи с этим И.И.Вацетис предлагал, прежде всего, «все территории, образовавшиеся на западной половине РСФСР, советские дружественные нам республики превратить в военные округа с подчинением их Совету Всероглавштаба, в состав которого (т. е. Совета) ввести всех наркомвоенов с пребыванием их в Москве»6.

На следующий день В. И. Ленин в записке на имя члена РВСР Э.М.Склянского предписывал «спешно» «составить текст директивы от ЦК ко всем «националам» о единстве (слиянии) военном»7.

4 Там же. С. 311.

5 Там же.

6 Там же. С. 312.

7 Там же.

1 июня 1919 г. ВЦИК принял постановление «Об объединении военных сил советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии», что позволило сосредоточить в Реввоенсовете руководство вооруженными силами не только РСФСР, но и других перечисленных в документе республик8.

Кроме этого, в связи с изменившейся стратегической обстановкой в 1919 г. в значительной степени возросла роль речных и озерных военных флотилий в операциях, проводимых Красной Армией. Для осуществления данных операций активно использовались корабли и личный состав Рабоче-Крестьянского Красного Флота, который на предыдущем этапе войны не мог реализовать свои возможности в условиях преимущественно сухопутного характера боевых действий.

Повышение значения военно-морских сил требовало существенных изменений в центральном аппарате военного управления. В связи с этим 3 июня 1919 г. РВСР принял постановление, пункт 1 которого гласил: «Морской отдел Революционного военного совета Республики и должность управляющего техническо-хозяйственной частью морского ведомства и уполномоченного Реввоенсовета Республики упразднить»9. Далее предписывалось «все морские и озерные силы Республики, морские крепости и Высшую военную инспекцию подчинить командующему всеми морскими вооруженными силами Республики (коморси). Коморси, подчиняясь Реввоенсовету Республики, является помощником Главкома (по морской части) по подготовке и организации морских, озерных и речных сил и вообще всех вопросов их касающихся, и по разработке отдельных морских и речных операций по заданиям Полевого штаба Реввоенсовета Республики. При коморси состоит штаб командующего всеми морскими вооруженными силами Республики, во главе которого стоит начальник штаба»10. Таким образом, на командующего всеми морскими вооруженными силами Республики возлагались, прежде всего, оперативные задачи. В соответствии с постановлением, его полномочия ограничивались, в основном, непосредственным управлением отрядами кораблей и морскими крепостями в ходе боевых действий. Что касается административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью флота, то в документе отмечалось следующее: «Все учреждения, заведения и части Народного комиссариата по морским делам, не входящие в состав действующей армии, подчинить управляющему делами Народного комиссариата по морским делам (Упморкому). Упморком, подчиняясь Реввоенсовету Республики, является ответственным

8 Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1918-1919 гг. М.: «Русский мир», 1997. С. 7.

9 Там же. С. 242.

10 Там же.

руководителем по вопросам деятельности Морского генерального штаба, а также по вопросам техническим и хозяйственным, руководствуясь при этом полученными от коморси требованиями, соображениями и расчетами о развитии морских вооруженных сил Республики»11. С целью повышения эффективности работы Упморкома учреждались еще две должности: начальника морского Генерального штаба (нагенмор) и помощника Упрморкома по техническо-хозяйственной части (поморком). Кроме этого, Управление делами Морского отдела Реввоенсовета Республики было решено переименовать в Канцелярию Народного комиссариата по морским делам (канмор)12.

По нашему мнению, постановление РВСР от 3 июня 1919 г. оптимизировало управление военно-морскими силами Советского государства, четко разделив оперативные и хозяйственные задачи, возложенные, соответственно, на командующего всеми морскими вооруженными силами Республики и управляющего делами Народного комиссариата по морским делам. Подчинение коморси Реввоенсовету Республики объяснялось в данной ситуации необходимостью налаживания тесного взаимодействия всех родов сухопутных сил и военно-морского флота.

Оценивая работу главного органа военного управления страны - РВСР - в сентябре 1918 - первой половине 1919 гг., необходимо подчеркнуть, что ряд членов Реввоенсовета совмещали свои обязанности с руководящими постами в других ведомствах и управлениях. Следует отметить, что подобное обстоятельство не только отражало значимость органа, но и имело некоторые негативные следствия, так как не всегда способствовало ускорению решения ряда актуальных вопросов. Учитывая данную ситуацию, 8 июля 1919 г. СНК принял решение о сокращении числа членов РВСР до шести человек. Данное решение во многом стало следствием июльского пленума ЦК РКП(б), отметившего ряд проблем в работе Реввоенсовета Республики. После осуществления этих изменений заседания органа стали регулярными. Кроме этого, более четко осуществлялась организация работы, а также упорядочено делопроизводство. С 13 июля 1919 г. велась последовательная нумерация протоколов с первого номера13.

Следует отметить, что после приобретения партией большевиков статуса единственной правящей силы в РСФСР главенствующую роль в осуществлении военного строительства (как и всех значимых процессов в государстве) играл ЦК

11 Там же. С. 242-243.

12 Там же. С. 243.

13 Там же. С. 11.

РКП(б). Военные вопросы, вплоть до конкретных боевых операций, обсуждались на его пленумах, а также в ходе заседаний Политбюро ЦК.

Партийные органы власти определяли наибольшую угрозу для Советского государства, приоритетные стратегические направления, как для ведения боевых действий, так и для мобилизации материальных и людских ресурсов. Так, 10 июня 1919 г. в проекте постановления ЦК о Петроградском фронте указывалось: «1. Признать Питерский фронт первым по важности. Руководиться этим при распределении войск и т.д. 2. Из дивизии, снимаемой с Востфронта, дать 2/3 Питеру, 1/3 Южфронту. 3. Поручить Оргбюро принять ряд энергичнейших и экстреннейших мер по усилению снятия коммунистов с советской работы (центральной и местной) на военную работу, особенно в глубоком и ближайшем к фронту тылу (борьба с дезертирством... склады, ускорение мобилизации и так далее)»14.

В соответствии с выбранными приоритетами выдвигались простые, лаконичные политические лозунги, ставившие четкие ориентиры для военной стратегии, военных действий в целом.

Одним из таких лозунгов был призыв «Все на борьбу с Деникиным!», опубликованный 9 июля 1919 г. в письме ЦК к организациям партии. Данный призыв формулировался следующим образом: «Товарищи! Наступил один из самых критических, по всей вероятности, даже самый критический момент социалистической революции. Защитники эксплуататоров, помещиков и капиталистов, русские и иностранные (в первую голову английские и французские) делают отчаянную попытку восстановить власть грабителей народного труда, помещиков и эксплуататоров, в России, чтобы укрепить падающую их власть во всем мире. Теперь заграничные капиталисты делают отчаянную попытку восстановить иго капитала посредством нашествия Деникина, которому они, как некогда и Колчаку, оказали помощь офицерами, снабжением, снарядами, танками и т.п. Все силы рабочих и крестьян, все силы Советской республики должны быть напряжены, чтобы отразить нашествие Деникина и победить его, не останавливая победного наступления Красной Армии на Урал и на Сибирь. В этом состоит основная задача момента»15.

В соответствии с указанием ЦК РКП(б) Главком С.С.Каменев направлял свои директивы войскам Южного и Восточного фронтов. Так, в директиве от 23 июня

1919 г. отмечалось, что «на Южный фронт возлагается разгром войск Деникина, для

14 Директивы Главного командования Красной Армии. С. 377.

15 Там же. С. 345.

чего: 1. К середине августа подготовить нанесение главного удара левым флангом фронта»16. На главное направление перебрасывались ресурсы Восточного фронта: «Для скорейшего усиления одной из наиболее прочных дивизий ударной группы комвосту немедленно направить в распоряжение командюжа три полка 3 Самарской крепостной бригады. Командюжу не расформировывать эти полки, а слить с наиболее слабыми по составу полками, избранными для усиления ими дивизии»17.

Действия командования Красной Армии подвергались тщательному анализу на заседаниях Политбюро, что служило основанием для отдания лидером партии В.И.Лениным новых указаний. 7 августа 1919 г. он направил председателю РВСР Л.Д.Троцкому телеграмму следующего содержания: «Политбюро Цека, обсудив поднятые Вами серьезнейшие вопросы, предлагает выполнить по этим вопросам директиву Главкома Южфронту и 12 армии, которая будет передана немедленно. Со своей стороны Политбюро настаивает, чтобы Одессу не сдавать до последней возможности»18. Таким образом, партийные органы оказывали прямое влияние на решение оперативно-стратегических вопросов. В данной ситуации Реввоенсовет Республики представляется возможным рассматривать в качестве инстанции, не только руководящей боевыми действиями, но и обеспечивавшей проведение в жизнь военнополитических и идеологических установок РКП(б).

Впоследствии на заседаниях Политбюро ЦК партии большевиков вопросам обороны уделялось особое внимание. Так, в октябре была подробно рассмотрена ситуация на всех фронтах гражданской войны. По итогам заседания 15 октября 1919 г. членами Политбюро было решено следующее: «Признавая наличность самой грозной военной опасности, добиться действительного превращения Советской России в военный лагерь, для чего: а) провести через партийные и профессиональные организации поголовный учет членов партии, советских работников и работников профессиональных союзов и классификацию их с точки зрения их военной пригодности... д) принять энергичные меры по улучшению политической работы в формируемых в московском секторе пяти дивизиях путем политических командировок из Москвы лучших работников и ораторов»19. Кроме мобилизации коммунистов, принятые решения касались также перераспределения войск: «Снять с Беломорского фронта максимальное количество людей для обороны петроградского района. Помочь

16 Там же. С. 438.

17 Там же.

18 Там же. С. 447.

19 Там же. С. 345.

Петрограду посылкой некоторого количества кавалерии. Вопрос о Северном и Западном фронтах рассматривать лишь под углом зрения безопасности московско-тульского района, в первую очередь, Петрограда - во вторую очередь. Еще раз пересмотреть вопрос о возможности снятия с Запфронта и Туркфронта для усиления Южного фронта. На Юго-Восточном фронте временно перейти к обороне, с задачей: а) не позволить Деникину соединиться с уральскими казаками; б) освободить часть живой силы для защиты Тулы и Москвы»20. Исходя из текста протокола заседания, Политбюро ЦК РКП(б) определило в качестве приоритетного направления деятельности оборону Петрограда от наступающих сил армии генерала Н. Н. Юденича.

Директивы, отправленные в войска Главнокомандующим, свидетельствуют о соблюдении высшим командным составом РККА стратегической линии, заданной партийным руководством. 17 октября 1919 г. С. С.Каменев приказал командованию 7-й армии Западного фронта: «Армия Юденича зарвалась. Его удар на Петроград явно не поддерживается ни Эстонией, ни Латвией. Считаю необходимым использовать эту обстановку для решительного и окончательного поражения армии Юденича и тем устранить постоянную угрозу Петрограду. Для этого сосредоточиваю к Петрограду ударную группу в составе 3 бригады 21 стрелковой дивизии из Тулы и бригады курсантов из Москвы. Воспрещаю употребление этих войск по частям для пассивных целей»21.

В ходе гражданской войны важную роль в управлении Советскими Вооруженными Силами играл Совет Рабочей и Крестьянской обороны, созданный 30 ноября 1918 г. Несмотря на то, что в компетенцию данного органа входили, прежде всего, вопросы, связанные с работой военной промышленности, продовольственным и вещевым обеспечением армии и флота, а также с решением транспортных проблем, СРКО в ряде случаев напрямую участвовал в разработке стратегических решений, при этом часть распоряжений направлялась из Совета Рабочей и Крестьянской обороны непосредственно в Реввоенсовет Республики.

Необходимо подчеркнуть, что Главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики выступал в Совете Рабочей и Крестьянской обороны с докладами. Так, доклад о положении на фронтах от 27 января 1920 г. Главком завершил следующим выводом: «Оценивая всю совокупность обстановки, Главнокомандование считает себя обязанным заявить, что в настоящей стадии вооруженной борьбы

20 Там же. С. 346.

21 Там же. С. 393.

необходимо снова встать на оставляемую точку зрения полного напряжения военной мощи Советской России, создать снова боевое напряжение всех сил Республики и продолжать поддерживать таковое до того времени, пока не будет нанесено окончательное и решительное поражение армиям Деникина, являющегося главным и непримиримым противником Советской власти в России»22.

По мнению исследователя А. А. Кокошина, ситуация, когда Главком отчитывался перед несколькими органами государственной власти и управления, «не раз вносила дезорганизацию в работу высшего звена управления Советской России»23. По нашему мнению, с данной точкой зрения отчасти можно согласиться. Получая директивные указания от ЦК РКП(б), Совнаркома, Совета Рабочей и Крестьянской обороны, а также от Реввоенсовета Республики, Главнокомандующий лишался возможности самостоятельного принятия принципиальных решений. Кроме этого, необходимость заверения распоряжений Главкома подписью одного из членов РВСР, являвшегося коллегиальным органом, в некоторой степени снижала значение должности, формально предполагавшей широкие возможности в управлении войсками.

С другой стороны, в Советском государстве была широко распространена практика, когда один человек занимал несколько важных постов одновременно. В данном случае совмещение В. И. Лениным должности председателя СНК и главы СРКО, а Л. Д. Троцким - руководителя РВСР и наркома по военным делам, обеспечивало единоначалие в военной сфере и четкость позиции руководства страны в вопросах обороны. В сложных условиях военного времени, требующих быстрого решения значительного количества задач, подобный характер управления Вооруженными Силами необходимо признать оправданным.

Одновременно с интенсивной работой организации борьбы войск Красной Армии на фронтах гражданской войны, в 1919 г. продолжилось становление системы органов тыла Советских Вооруженных Сил. Важным в данной области военного строительства стало постановление ВЦИК от 9 июля 1919 г., которым учреждалась должность Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны по снабжению армии и флота (Чусоснабарм), являвшегося одновременно и членом РВС Республики. Он осуществлял руководство Центральным управлением снабжения со всеми подчиненными ему органами. Ему подчинялись также все органы снабжения Народ-

22 Там же. С. 351.

23 Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, стратегический анализ, задачи для России. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. С. 161.

ного комиссариата по военным и морским делам, включая центральные, местные и в действующей армии24. Занявший данную должность А. И. Рыков отвечал за снабжение армии и флота всеми видами довольствия (кроме продовольствия), за поднятие производительности труда на заводах, работающих на оборону, и распределение предметов снабжения на фронте и в тылу. По его словам, «снабжать армию можно, только имея отчетливое представление о производственных возможностях страны: заготовлять для армии - только при условии детального знакомства с потребностями армии и системой распределения»25.

Включение уполномоченного в состав Реввоенсовета позволило освободить Полевой штаб и Всероглавштаб, подчинявшиеся РВСР, от несвойственных им функций по тыловому обеспечению26.

Чрезвычайный уполномоченный имел право назначения, смещения и предания суду должностных лиц, занимавшихся обеспечением армии. Военному командованию не разрешалось давать ему указаний по распределению материальных средств. С другой стороны, наделение Чусоснабарма столь широкими полномочиями в некоторой степени усложняло структуру обеспечения и создавало почву для отрыва оперативностратегических планов командования от планов материального обеспечения войск. В связи с этим 11 октября 1919 г. решением Политбюро ЦК РКП (б) для осуществления контроля деятельности Чрезвычайного уполномоченного при нем была создана коллегия на правах партийного комитета27.

В ходе дальнейшей реорганизации органов управления тылом была упразднена Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии. 16 августа 1919 г. на базе аппарата также упраздненной Центральной комиссии по снабжению армии продовольствием в соответствии с постановлением ВЦИК было учреждено Главное управление по снабжению продовольствием Красной Армии и Флота (Главснабпродарм). Являясь органом Наркомата продовольствия, оно руководило особыми продовольственными комиссиями (опродкомами) фронтов, армий, дивизий и бригад. По нарядам, выданным данными комиссиями, военно-продовольственные органы на местах самостоятельно производили заготовку продовольствия и фуража в прифронтовой зоне. Председатели фронтовых опродкомов входили в состав

24 Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. М., 1989. С. 43.

25 РыковА.И. Статьи и речи. Т. I. М., 1927. С. 427.

26 Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1918-1919 гг. С. 7.

27 Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. С. 43.

Реввоенсоветов фронтов с правом решающего голоса, а в армии — с правом совещательного голоса28.

Таким образом, введение должности Чусоснабарма и создание Главснабпродарма позволили разграничить функции в центральном аппарате снабжения Советских Вооруженных Сил: Чрезвычайный уполномоченный отвечал за снабжение армии и флота материальными ресурсами непродовольственного плана, занимаясь в основном распределением, а управление организовывало поставки продовольствия и фуража.

Следующим шагом в реорганизации тыловых служб стало создание 12 сентября 1919 г. по приказу Чусоснабарма Совета военной промышленности (Промвоенсовета), подчиненного Совету Обороны. Новый орган координировал деятельность крупнейших оборонных предприятий, распределял военные заказы, осуществлял технический контроль их выполнения, а также контролировал процесс снабжения военных заводов сырьем, топливом, оборудованием и рабочей силой. Проведенные мероприятия позволили Совету Обороны сосредоточить руководство производством вооружения, боеприпасов и снаряжения в одном органе29.

В начале декабря 1919 г., подводя «итоги двух лет гражданской войны» в выступлении на VII Съезде Советов, Л. Д. Троцкий отметил, что «армия есть концентрированный сколок всего общества. Все сильные и слабые стороны последнего находят в армии наиболее резкое и законченное выражение. Классовые отношения, политическое строение государства, преимущества и недочеты техники - все это в армии находит увеличенное, удесятеренное, уставно-закрепленное выражение, а на поле борьбы проверяется экзаменом побед и поражений. Вот почему война была и остается - доколе существует классовое общество - варварски жестоким, но и безапелляционным испытанием общественных и государственных режимов»30. Говоря о создании и становлении Красной Армии, нарком подчеркнул, что «от беспорядочных отрядов, в которых героизм сочетался с анархией, мы перешли к построению правильной армии на основе мобилизации рабочих и крестьян»31. По словам руководителя РВСР, «два года гражданской войны, в огне которой выковывалась Красная Армия, были временем непреклонной проверки всех партий, всех систем и всех способов создания вооруженной силы. Победы Красной Армии знаменуют с

28 См.: Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. С. 44-47.; ДайнесВ.О. Указ. соч. С. 152.

29 Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. С. 44.

30 Троцкий Л.Д. Итоги двух лет гражданской войны // Правда. № 274. 09 декабря 1919 г.

31 Там же.

неоспоримостью, которой не поколеблют никакие софизмы, исторические преимущества пролетарской диктатуры над всеми другими режимами, которые пытались удержаться в водовороте революционной эпохи. Красная Армия побеждает, ибо ее пушки и винтовки своим металлическим языком возвещают наступление новой эры в развитии человечества»32.

С другой стороны, подобные высказывания одного из главных организаторов Советских Вооруженных Сил не означали стремления руководства страны остановиться на достигнутом уровне. Необходимо отметить, что осенью 1919 - весной

1920 гг. продолжалась реорганизация органов управления техническими родами войск. В октябре 1919 г. было организовано Управление связи Красной Армии в составе Полевого штаба РВСР, занимавшееся вопросами, связанными с обеспечением телефонной, телеграфной и радиосвязи между фронтами, армиями и соединениями Советских Вооруженных Сил33. 17 марта 1920 г. стало днем учреждения инспекции броневых частей Красной Армии34.

Что касается развития органов управления авиацией, то в 1920 г. в состав военно-воздушных сил Красной Армии входило 67 авиационных отрядов, в том числе 12 истребительных и 55 разведывательных. Их тыловое обеспечение обеспечивали Центральный авиационный парк-склад, пять фронтовых парков и семнадцать поездов-мастерских35.

Приказом РВС Республики от 25 марта 1920 г. авиация и воздухоплавание были объединены в единый Воздушный Флот (при этом морская авиация объединялась с сухопутной). Полевое управление авиации и воздухоплавания 25 марта 1920 г. было преобразовано в Штаб Воздушного Флота. Кроме этого, было создано Управление снабжения, которое подчинялось Главному управлению Воздушного Флота. Полевые управления авиации переформировывались в управления воздушного флота фронтов и армий. В этих управлениях были созданы отделения технического снабжения, которые занимались организацией обеспечения авиачастей материальными средствами, а также обеспечением ремонта самолетов и моторов. Укреплялся и войсковой авиационный

32 Там же.

33 Дайнес В.О. Указ. соч. С. 150.

34 В 1918-1920 гг. система управления формированием броневых частей претерпела существенные изменения. Приказом Наркомвоена № 127 от 31 января 1918 г. был создан Совет по управлению всеми броневыми частями Советской Республики (Центробронь). В его задачу входило руководство операциями, реорганизацией и демобилизацией всех броневых частей. По приказу Наркомвоена № 832 от 30 августа 1918 г. Центробронь был преобразован в броневое управление ГВИУ, затем в Главное броневое управление (приказ РВСР № 499 от 11 марта 1919 г.), а 20 августа 1919 г. - в броневой отдел ГВИУ (приказ РВСР № 1332). См.: Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1918-1919 гг. С. 83.

35 Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. С. 52.

тыл, решавший вопросы непосредственно снабжения авиаотрядов всем необходимым. Таким образом, значительный комплекс проведенных организационных мероприятий позволил создать упорядоченную систему тылового обеспечения авиационных частей и подразделений36.

Весной 1920 г. была осуществлена реорганизация военно-законодательных структур, непосредственно подчиненных Реввоенсовету Республики. Приказом РВСР № 587 от 18 апреля 1920 г. был упразднен Военно-законодательный совет, а вместо него образовано Военно-законодательное совещание при Революционном военном совете Республики37.

Летом - осенью того же года происходили существенные изменения в центральном аппарате управления военно-морскими силами. В 1919-1920 гг. РККФ получил выход на побережье Черного и Азовского, а также Белого и Баренцева морей. Развертывались новые флотилии, военные порты и флотский тыл в целом. В связи с расширением театра военных действий на море 3 июля 1920 г. Штаб командующего морскими силами Республики был переименован в Штаб всех морских сил РСФСР38.

Что касается тыловых служб флота, то общее руководство технической и хозяйственной частью Народного комиссариата по морским делам оставалось за помощником управляющего делами, который утверждал все планы снабжения, разрабатываемые, прежде всего, Главным управлением кораблестроения (впоследствии переименованным в Главное морское техническое управление). 29 октября 1920 г. было создано Управление по снабжению Красного Флота Республики. Оно занималось материальным обеспечением РККФ, а также снабжением необходимыми материалами для постройки, ремонта и вооружения судов, морских укреплений и сооружений. На каждом флоте вводилась должность уполномоченного Чусоснабарма по флоту. В связи с этим упорядочивалось распределение материальных средств общевойсковой и флотской номенклатуры. Их отпуск, в соответствии с утвержденными Чусоснабармом лимитами, осуществлялся по специальным заявкам со складов ЦУС РККА. По материальным средствам флотской номенклатуры планы снабжения утверждались Чусоснабармом и реализовывались через предприятия промышленности39.

В рассматриваемый период осуществлялись определенные изменения в системе военно-учебных заведений. Руководители Советских Вооруженных Сил

36 Там же. С. 52-53.

37 Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1918-1919 гг. С. 77.

38 Дайнес В. О. Указ. соч. С. 150.

39 Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. С. 53.

осознавали сложности, неизбежно возникавшие в ходе работы учебных заведений в военное время. На заседаниях РВСР неоднократно обсуждался вопрос об уровне подготовки командиров и мерах по его повышению. Документы свидетельствуют, что существовавшее положение не устраивало членов высшего органа военного управления. Так, 15 марта 1920 г. Реввоенсовет Республики постановил «обратить внимание начальника ГУВУЗа40 и начальника Всероглавштаба, что без энергичного проведения в жизнь новых методов преподавания, дело подготовки красных командиров не сдвинется с мертвой точки». ГУВУЗу предписывалось «принять меры к тому, чтобы создать несколько образцовых командных курсов, на которых в первую очередь установить новые методы преподавания», а также «увеличить срок преподавания на курсах с целью улучшения качества выпускаемых красных командиров»41. Кроме этого, было решено «несколько командных курсов превратить в среднюю военную школу для нормальной подготовки красных командиров», а «при ГУВУЗе образовать комиссию из представителей ГУВУЗа и Главных довольствующих управлений для разработки вопросов об установлении большей реальной связи Главных довольствующих управлений с соответственными специальными курсами»42. Специальные инспекции Полевого штаба РВСР (пехотная, кавалерийская, инженерная и т.д.) получили право «инспектировать командные курсы»43.

При этом в Реввоенсовете старались принять меры, направленные на улучшение снабжения курсантов и преподавателей военно-учебных заведений. В постановлении поручалось соответствующим органам, «ввиду освободившегося

некоторого количества снабжения, снабдить в одну из первых очередей командные курсы», а также «уравнять строевой, командный и военно-преподавательский состав командных курсов в отношении пайка с курсантами»44. На заседании РВСР было также решено «предложить ГУВУЗу все данные ему задания в прошлых заседаниях РВСР об улучшении санитарного состояния командных курсов, о снабжении курсов учебниками, об отборе заведующих курсами, о подборе соответственного строевого и преподавательского состава, о получении этих составов из армии и об улучшении размещения курсов, - провести в жизнь»45.

7 июня 1920 г. начальник ГУВУЗа Д. А. Петровский выступил с докладом на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Главное управление военно-учебных заведений.

41 Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1920-1923 гг. / Сборник документов. М., 2000. С. 53.

42 Там же. С. 53.

43 Там же.

44 Там же. С. 54.

45 Там же.

очередном заседании Реввоенсовета Республики. Сообщив о сделанном в соответствии с постановлением РВСР от 15 марта, руководитель управления констатировал, что «военно-учебное дело переживает серьезный и глубокий кризис», проявляющийся в «несоответствии красных командиров потребностям фронта». «Каждый новый набор, -отмечалось в докладе, - дает нам все менее подходящий материал как в физическом, так и в строевом, моральном и политическом отношениях., замечается раздробление и бессистемность в деле военно-учебного строительства»46.

После обсуждения доклада было принято новое постановление, в котором предписывалось «совещанию в составе представителя Полевого штаба и Всероглавштаба с привлечением ГУВУЗа определить, в соответствии с потребностями армии в низшем командном составе, число курсов и курсантов на них с таким расчетом, чтобы число курсов свести к минимуму, увеличив их штат, и чтобы длительность курсов была не ниже шести месяцев»47. Для увеличения количества преподавателей совещанию в составе представителей Полевого штаба РВСР, Всероглавштаба и Главного санитарного управления было поручено «разработать вопрос относительно лиц командного состава, которые за эпоху революционной войны в силу ранений и пр. оказались непригодными для строевой, боевой деятельности, но могут быть использованы в тыловых военно-административных учреждениях, в военно-учебных заведениях и пр. с целью установления такого порядка их учета в учреждениях военно-санитарного ведомства и фактического их направления оттуда, при каковом порядке они действительно поступали бы на соответственные места с пользой для военного дела»48. Отдельный пункт постановления формулировался следующим образом: «РВСР снова подчеркивает необходимость поставить курсы комсостава на должную высоту во всех отношениях, в том числе и в отношении физического воспитания курсантов»49. Данный пункт документа показывает, что члены Реввоенсовета считали уровень подготовки командиров Красной Армии недостаточным.

При этом следует отметить, что руководители Вооруженных Сил стремились создать в военно-учебных заведениях обстановку, в которой курсанты и преподавали могли бы сконцентрироваться на выполнении своих прямых обязанностей. В соответствии с текстом постановления, Всероссийскому главному штабу и Полевому

46 Там же. С. 106.

47 Там же. С. 105.

48 Там же.

49 Там же.

штабу РВСР было предписано «отдать соответственные распоряжения и наблюдать за их исполнением в том смысле, чтобы курсы не отвлекались для каких-либо работ или заданий, лежащих вне их прямого назначения»50.

Постановление от 7 июня 1920 г. конкретизировало требования к соответствующим органам относительно снабжения преподавателей и административных работников учебных заведений: «ГУВУЗу договориться с ЦУСом относительно того, чтобы в отношении вещевого снабжения та часть команднопреподавательского и административного состава комкурсов, которая получает паек, была поставлена в такое же положение, в каком находятся строевые части»51. Кроме этого, РВСР предложил Центральному управлению снабжения «проявить большую инициативу в отношении печатания учебников для курсов командного состава и использовать для этого, в частности, типографии, находящиеся в распоряжении фронтов, которым оказать в этом отношении необходимое содействие», а также «обратить особое внимание на курсы комсостава и обеспечить их всем необходимым»52.

Протоколы заседаний и постановления Революционного военного совета Республики свидетельствуют, что подготовка командиров младшего и среднего звеньев в военно-учебных заведениях воспринималась руководителями Советских Вооруженных Сил как одна из важнейших составляющих кадровой политики в области военного строительства. Осознавая некоторые проблемы и неудачи в деле воспитания собственных командных кадров, члены РВСР старались принимать меры, направленные на повышение уровня преподавания и улучшение снабжения как обучающих, так и обучающихся.

Постоянное совершенствование системы центральных органов управления Вооруженными Силами Советского государства в ходе гражданской войны, наряду с другими мерами по укреплению обороноспособности, позволило Красной Армии одержать победу в борьбе с контрреволюционными силами. Следует подчеркнуть, что эффективность управления армией и флотом отмечалась не только представителями Советского руководства, но и офицерами и генералами белых армий, а также иностранными наблюдателями. У. Черчилль следующим образом оценил способность большевиков управлять военными действиями: «Древняя столица находилась в центре сети железнодорожных линий, расходившихся из Москвы во все стороны. В центре

50 Там же.

51 Там же. С. 106.

52 Там же.

сети сидел паук. Тщетной была надежда уничтожить его, двигая против него ряды окутанных паутиной мух»53. Несмотря на негативное отношение к коммунистической идеологии, британский политик не мог не признать эффективности созданного в Советской России центрального аппарата военного управления.

В ноябре 1920 г., в связи со спадом военных действий, Реввоенсовет Республики приступил к решению проблемы сокращения численности армии. При обсуждении данного вопроса на заседании РВСР 25 ноября 1920 г. было принято решение к 15 января 1921 г. сократить армию, насчитывавшую более 5 миллионов человек, на 2 миллиона человек. Следует отметить, что 5 декабря 1920 г. Реввоенсовет создал комиссию, которой вменялось в обязанность «свести армию фактически в смысле числа живых людей “едоков” в 3 300 000 и, следовательно, фактически освободить из пределов армии не менее 2 000 000 человек»54.

Таким образом, изученные документы и материалы свидетельствуют, что в рассматриваемый период структура и функции ряда органов военного управления пересматривались под влиянием менявшейся стратегической ситуации, а также решений съездов и пленумов РКП(б). Следствием этого стала реорганизация, сопровождавшаяся изменениями в составе и подчинении той или иной части аппарата военного управления. Сложная обстановка, складывавшаяся на фронтах гражданской войны в 1918-1919 гг., вынуждала руководителей Советского государства создавать чрезвычайные органы управления снабжением армии и флота. В условиях военных действий данные меры позволили упорядочить процесс обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым и, несмотря на перебои в снабжении, поддерживать оптимальный уровень боеспособности действующей армии. Все это позволило руководству страны завершить создание массовой регулярной армии и одержать победы в решающих сражениях гражданской войны. После завершения масштабных боевых действий в ноябре 1920 г. началось постепенное сокращение Красной Армии, сопровождавшееся дальнейшими изменениями в комплектовании, снабжении, управлении и

организационно-штатном устройстве.

Список литературы:

1. Дайнес В.О. Военная стратегия в гражданской войне 1917-1922 гг. // История военной стратегии России. М., 2000.

53 Черчилль У. Мировой кризис // Гражданская война в России: перекресток мнений (сб. статей). М., 1994. С. 39.

54 Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1920 - 1923 гг. С. 4.

2. Директивы Главного командования Красной Армии (1917-1920). М., 1969.

3. Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт,

стратегический анализ, задачи для России. М., 2003.

4. Костючено И.Ю. Государственное управление народным образованием Российской Федерации в условиях системных реформ 1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2009. № 4. С. 108-126.

5. Развитие тыла советских вооруженных сил 1918-1988. М., 1989.

6. Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1918-1919 гг. М., 1997.

7. Рыков А.И. Статьи и речи. Т. I. М., 1927.

8. Троцкий Л.Д. Итоги двух лет гражданской войны // Правда. № 274. 9 декабря 1919 г.

9. Черчилль У. Мировой кризис // Гражданская война в России: перекресток мнений (сб. статей). М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.