Научная статья на тему 'Особенности повышения квалификации педагогов общеобразовательной организации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности повышения квалификации педагогов общеобразовательной организации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ АДАПТИРОВАННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы реализации дополнительных профессиональных программ по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая то, что разработка адаптированных общеобразовательных программ, по которым осуществляется реализация содержания образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, относится к компетенции общеобразовательной организации, перед директорами школ возникают вопросы, связанные с созданием условий реализации таких программ. В содержании статьи описан опыт научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, накопленный Челябинским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки в ходе апробации указанных стандартов в период с 2014 по 2015 год. Рассматриваемый контекст отражен через призму повышения квалификации по вопросам управления реализацией адаптированных общеобразовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced training features of teachers of general educational organization for education of children with disabilities

This article discusses the implementation of additional professional education programs for children with disabilities. Considering the fact that the development of adapted educational programs, on which the realization of the content of education for children with disabilities, is the responsibility of educational organization, school principals there are some questions to the directors associated with the creation of conditions for the implementation of such programs. The contents of the article describe the experience of scientific and methodological support for the introduction of federal state educational standards of the education of children with disabilities which is gained by Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators in the testing standards referred to in the period from 2014 to 2015. This context is reflected through the prism of advanced training on the management of the implementation of adapted educational programs.

Текст научной работы на тему «Особенности повышения квалификации педагогов общеобразовательной организации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Научные сообщения

УДК 376+378.091.398

Особенности повышения квалификации педагогов общеобразовательной организации по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья

А. В. Ильина

Advanced training features of teachers of general educational organization for education of children with disabilities

A. V. Ilyina

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации дополнительных профессиональных программ по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая то, что разработка адаптированных общеобразовательных программ, по которым осуществляется реализация содержания образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, относится к компетенции общеобразовательной организации, перед директорами школ возникают вопросы, связанные с созданием условий реализации таких программ. В содержании статьи описан опыт научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, накопленный Челябинским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки в ходе апробации указанных стандартов в период с 2014 по 2015 год. Рассматриваемый контекст отражен через призму повышения квалификации по вопросам управления реализацией адаптированных общеобразовательных программ.

Abstract. This article discusses the implementation of additional professional education programs for children with disabilities. Considering the fact

that the development of adapted educational programs, on which the realization of the content of education for children with disabilities, is the responsibility of educational organization, school principals there are some questions to the directors associated with the creation of conditions for the implementation of such programs. The contents of the article describe the experience of scientific and methodological support for the introduction of federal state educational standards of the education of children with disabilities which is gained by Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators in the testing standards referred to in the period from 2014 to 2015. This context is reflected through the prism of advanced training on the management of the implementation of adapted educational programs.

Ключевые слова: педагог, общеобразовательная организация, дополнительная профессиональная программа, повышение квалификации, дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированные общеобразовательные программы, практическая деятельность педагога, управление реализацией адаптированных общеобразовательных программ.

Keywords: teacher, general educational organization, additional professional education program, advanced training, children with disabilities, federal state educational standards for children with disabilities, adapted education programs, teacher's practical activities, management of the implementation of adapted educational programs.

С 01 сентября 2016 года во всех общеобразовательных организациях Челябинской области, реализующих адаптированные общеобразовательные программы (далее - АОП), реализуются федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В контексте публикации отметим, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированным общеобразовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии [1]. Учитывая то, что разработка и утверждение АОП относится к компетенции общеобразовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком, определенным локальным нормативным актом [2], перед руководителями общеобразовательных организаций возникают вопросы, связанные с созданием условий реализации указанных программ. Частично вопросы управления разработкой адаптированных общеобразовательных программ были описаны нами ранее в публикации «Управление разработкой адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ» [3].

В содержании данной статьи аккумулирован опыт научно-методического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ), накопленный Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования в ходе апробации указанных стандартов в период с2014 по 2015 год.

Известно, что достижение качества общего образования обучающихся с ОВЗ обеспечивается созданным в общеобразовательной организации комплексом нормативно-правовых, содержательных, финансово-экономических, кадровых, материально-технических, информа-

ционно-методических и иных условий. В целях формирования у педагогических и руководящих работников образовательных организаций представлений о формах, методах и приемах педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Центром учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями разработана дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Педагогическая деятельность в условиях введения и реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ».

Отбор содержания дополнительной профессиональной программы обусловлен результатами проведенного исследования, в ходе которого нами было выявлено, что наибольшую сложность у руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций вызывают вопросы нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ОВЗ. В частности, в ходе реализации указанной выше программы в течение 2014-2016 годов выявлено, что 72% руководителей и заместителей руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций испытывают сложности в обновлении пакета локальных нормативных актов, регламентирующих введение и реализацию указанных стандартов, а также внесение изменений и (или) дополнений в действующие локальные нормативные акты, в том числе рабочие программы учебных предметов, курсов, курсов коррекционно-развивающей области. Полученные данными обусловили включение в содержание дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Педагогическая деятельность в условиях введения и реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» тем, связанных с проектированием как адаптированных общеобразовательных программ, реализуемых на различных уровнях образования и для различных категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов в аспекте реализации требований ФГОС ОВЗ, так и образовательной деятельности с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе реализации указанной выше дополнительной профессиональной программы

(повышения квалификации) акцентируется внимание слушателей на том факте, что основаниями для обновления, внесения изменений и (или) дополнений в локальные нормативные акты образовательной организации является комплекс нормативных актов федерального и регионального уровней, регламентирующих организацию образовательной деятельности в общеобразовательных организациях. При обновлении пакета локальных нормативных актов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ОВЗ в общеобразовательной организации, особое внимание обращается на внесение изменений и (или) дополнений в соответствующие разделы Устава образовательной организации. Например, на основании рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области [4; 5] в Устав могут быть внесены изменения и (или) дополнения в части описания системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения. Учитывая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АОП [6], в Уставе могут быть изменены позиции, описывающие режим занятий обучающихся с ОВЗ, а также особенности регламентации образовательной деятельности данной категории обучающихся.

Внесение изменений и (или) дополнений в иные локальные нормативные акты общеобразовательной организации осуществляется в соответствии с изменениями (дополнениями), внесенными в Устав. Особое внимание уделяется вопросам обновления, внесения изменений и (или) дополнений в должностные инструкции работников общеобразовательной организации, которые обусловлены положениями:

- раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н);

- профессиональных стандартов педагог (учитель, воспитатель), педагог-психолог [7; 8].

Еще одной проблемой, связанной с реализацией ФГОС ОВЗ, является содержательное обеспечение введения и реализации указанных

стандартов, а именно собственно реализация адаптированных общеобразовательных программ для различных категорий обучающихся, разработанных на основе требований указанных стандартов к их структуре и содержанию, а также с учетом примерных адаптированных основных общеобразовательных программ [1]. Отметим, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, правоотношения с которыми возникли с 01 сентября 2016 года и до завершения ими обучения, адаптированные общеобразовательные программы разрабатываются и реализуются на основе ФГОС ОВЗ с учетом примерных адаптированных основных общеобразовательных программ, включенных в федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru/).

Для снятия указанных затруднений в содержание дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Педагогическая деятельность в условиях введения и реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» включены аспекты освоения слушателями психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; применения методов, приемов, форм, позволяющих организовать педагогическую деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности; взаимодействия со специалистами и другими педагогическими работниками в рамках осуществления педагогической деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

Одним из механизмов организации адресной образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ является учебный план. В ходе реализации дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) акцентируется внимание слушателей на следующих инвариантных позициях:

- учебный план не является самостоятельным локальным нормативным актом, а входит в состав АОП;

- учебный план разрабатывается на нормативный срок освоения обучающимися с ОВЗ соответствующего уровня образования;

- обучающиеся с ОВЗ осваивают содержание образования в первую смену при 5-дневной учебной неделе;

- максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ;

- перечни обязательных предметных областей и входящих в них обязательных учебных предметов определены во ФГОС ОВЗ и могут отличаться в зависимости от варианта реализации АОП, рекомендованного ПМПК;

- учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений;

- часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы внеурочной деятельности (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы коррекционно-развивающей области (не менее 5 часов в неделю);

- обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание кор-рекционных курсов, указанных во ФГОС ОВЗ;

- продолжительность учебного года в первом классе - 33 учебные недели, во вторых -четвертых классах составляет 34 учебные недели [6; 9; 10].

При проектировании учебных планов на учебных занятиях используются как модельные учебные планы для различных категорий обучающихся с ОВЗ, которые представлены в примерных адаптированных основных общеобразовательных программах, так и практические наработки педагогов общеобразовательных организаций Челябинской области [11].

Существенное внимание в ходе реализации программы уделяется вопросам обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных в образовательные организации до 01 сентября 2016 года. Так, в ходе стажировки на базе общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированных общеобразовательным программам, рассматриваются практики разработки АОП, в том числе учебных планов, с учетом комплекса нормативных, рекомендательных и методических ма-

териалов [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19]. Безусловно, акцентируется внимание на тех позициях, которые не противоречат действующему законодательству в сфере образования.

Учитывая то, что организация образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС ОВЗ, с 01 сентября 2016 года осуществляется в соответствии положениями раздела VIII СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», в ходе реализации практической части повышения квалификации особое внимание отводится вопросам приема обучающихся с ОВЗ в первый класс, комплектования классов (групп) обучающихся с ОВЗ.

Достижение качества общего образования для обучающихся с ОВЗ связано с учебно-методическим обеспечением образовательной деятельности.

В связи с этим в рамках реализации раздела «Практические аспекты организации образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС общего образования» уделяется внимание отработке вопросов оценки эффективности образовательной деятельности.

При этом важную роль играет не только освоение технологий разработки типовых задач по формированию универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья, организации проектной и исследовательской деятельности, но и формирования учебно-методического обеспечения.

В ходе стажировки акцентируется внимание на том, что общеобразовательная организация имеет право выбора:

1) учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Содержательно-процессуальный блок повышения квалификации ориентирован на освоение элементов деятельности по выполнению требований финансово-экономического, материально-технического, кадрового и информационно-методического обеспечения введения и реализации ФГОС ОВЗ, выстраиваемого в соответствии:

1) с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

2) СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

3) СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4) квалификационными характеристиками должностей работников образования;

5) профессиональными стандартами педагога (учителя, воспитателя), педагога-психолога;

6) региональной методикой оценки уровня сформированности комплекса условий реализации адаптированных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.03.2016 № 03-02/2294 «О проведении мониторинга сформированности условий введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях Челябинской области»).

Таким образом, реализация дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» позволяет разрешить противоречие между необходимостью освоения педагогическими и руко-

водящими работниками образовательных организаций проектных методов и затруднениями, связанными с интерпретацией материалов примерных основных образовательных программ, в том числе адаптированных, в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и учетом специфики контингента обучающихся, с отбором педагогических технологий, обеспечивающих успешность освоения содержания образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также определением содержания части, формируемой участниками образовательных отношений с точки зрения необходимости и достаточности предоставляемой информации.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.10.2016).

2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.09.2014 № 0302/7233 «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alekseyevka-school.ru/Dokumen-tyi-regionalnogo-znacheniya/1pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoj-oblasti-03-02-7233 -ot- 17-sentyabrya-2014-g-o-napravlenii-info-rmatsii-po-voprosam-razrabotki-i-utverzhdeniya-ob.html (дата обращения: 05.10.2016).

3. Ильина А. В. Управление разработкой адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ / А. В. Ильина // Нижегородское образование. - 2014. - № 3. - С. 136-141.

4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 20.06.2016 № 03/5409 «О направлении методических рекомендаций по вопросу организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// http://ipk74.ru/ (дата обращения: 05.10.2016).

5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.06.2016 № 03/5697 «О направлении рекомендаций о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http:// http://ipk74.ru/ (дата обращения: 05.10.2016).

6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.10.2016).

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.10.2016).

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514 «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.10.2016).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.10.2016).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 05.10.2016).

11. Модельная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : методические рекомендации / под ред. С. В. Потапчук, М. И. Солод-

ковой, А. В. Ильиной, И. М. Черновой. - Челябинск : ЦИЦЕРО, 2015. - 170 с.

12. Адаптированная образовательная программа образовательной организации : методические рекомендации по разработке / М. И. Солод-кова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кий-кова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 312 с.

13. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся : методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://хп--80аЬис]11ЬЬу9а.хп--р1а1/%В0%Б4%В0%ББ%В 0%ВА%В1%83%В0%ВС%В0%В5%В0%ВБ% Б 1%82%В 1%8В?кеу^М8=331 (дата обращения: 05.10.2016).

15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://хп--80аЬис]11ЬЬу9а.хп--р1а1/%В0%В4%В0%ВБ%В 0%ВА%В1%83%В0%ВС%В0%В5%В0%ВВ% D 1%82%D 1%8В?кеу^^=331 (дата обращения: 05.10.2016).

16. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/ (дата обращения: 05.10.2016).

17. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016/2017 учебном году» (с методическими рекомендациями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipk74.ru/news/metodicheskie-rekomendacii (дата обращения: 05.10.2016).

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов

специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abuqiibhv9a.xn--p1ai/0/oD0%B4%D0%BE%D 0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B (дата обращения: 05.10.2016).

19. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014/2015 учебный год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. minobr74.ru/ (дата обращения: 05.10.2016).

References:

1. Federal Law No. 273-FZ of 12/29/2012 "About Education in the Russian Federation" [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] [Web resource]. Access mode: http://consultant.ru (accessed date: 10/05/2016).

2. Letter of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region of 09/17/2014 No. 03-02 / 7233 "About sending information of development and approval of educational programs in general education organizations" [O napravlenii informacii po voprosam razrabotki i utverzhdenija obrazovatel'nyh programm v obshheobrazova-tel'nyh organizacijah] [Web resource]. Access mode: http://alekseyevka-school.ru/Dokumentyi-regionalnogo-znacheniya/1pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoj-oblasti-03-02-7233-ot-17-sentyabrya-2014-Go-napravlenii-infor matsii-po-voprosam-razrabotki-i-utverzhdeniya-ob.html (accessed date: 10/05/2016).

3. Il'ina A. V. Management of the development of adapted educational programs for children with disabilities [Upravlenie razrabotkoj adaptirovan-nyh obrazovatel'nyh programm dlja detej s OVZ] / A. V. Il'ina // Nizhny Novgorod Education, 2014, No. 3, pp. 136-141.

4. Letter of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region of 06/20/2016 No. 03/5409 "About the direction of methodological recommendations of the organization of the current monitoring of academic performance and intermediate certification of students" [O napravlenii metodicheskih rekomendacij po voprosu or-

ganizacii tekushhego kontrolja uspevaemosti i promezhutochnoj attestacii obuchajushhihsja] [Web resource]. Access mode: http://ipk74.ru/ (accessed date: 10/05/2016).

5. Letter of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region of 06/27/2016 No. 03/5697 "About the direction of recommendations of the internal system of assessing the quality of education in general education organizations of the Chelyabinsk region" [O napravlenii rekomendacij o vnutrennej sisteme ocenki kachestva obra-zovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Cheljabinskoj oblasti] [Web resource]. Access mode: http: // http://ipk74.ru/ (accessed date: 10/05/2016).

6. Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 07/10/2015 No. 26 "About approval Sanitary rules and norms 2.4.2.3286-15 "Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of education and training in organizations that carry out educational activities on adapted basic general education programs for students with Limited health opportunities" [Sanitarno-jepidemiologicheskie trebo-vanija k uslovijam i organizacii obuchenija i vospita-nija v organizacijah, osushhestvljajushhih obrazova-tel'nuju dejatel'nost' po adaptirovannym osnovnym obshheobrazovatel'nym programmam dlja obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov'ja] [Web resource]. Access mode: http:// consultant.ru (accessed date: 10/05/2016).

7. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 10/18/2013 No. 544n "About the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, based general, secondary general education)" [Ob utverzhdenii profession-al'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja de-jatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazova-nii) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource]. Access mode: http://consultant.ru (accessed date: 10/05/2016).

8. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 07/24/2015 No. 514 "About the approval of the professional standard "Teacher-Psychologist (Psychologist in Education)" [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog-psiholog (Psiholog v sfere ob-razovanija)"] [Web resource]. Access mode: http://consultant.ru (accessed date: 10/05/2016).

9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 12/19/2014 No. 1598 "About the approval of the federal state educational standard of primary general education for students with disabilities" [Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija obu-chajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja] [Web resource]. Access mode: http://consultant.ru (accessed date: 10/05/2016).

10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 12/19/2014 No. 1599 "About the approval of the federal state educational standard of education for students with mental retardation (intellectual disabilities)" [Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta obrazovanija obuchajush-hihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami] [Web resource]. Access mode: http://consultant.ru (accessed date: 10/05/2016).

11. Model adapted general educational program for the education of students with mental retardation (intellectual disabilities): methodical recommendations [Model'naja adaptirovannaja obshheobrazovatel'naja programma obrazovanija obuchajushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami): metodicheskie reko-mendacii] / ed. by S. V. Potapchuk, M. I. Solodko-va, A. V. Ilyina, I. M. Chernova. Chelyabinsk: CYCERO, 2015. 170 p.

12. Adapted educational program of the educational organization: methodological recommendations for the development [Adaptirovannaja obra-zovatel'naja programma obrazovatel'noj organiza-cii: metodicheskie rekomendacii po razrabotke] / M. I. Solodkova, Yu. Yu. Baranova, A. V. Il'ina, N. Yu. Kiikova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014. 312 p.

13. Model extracurricular activities of students. Methodical recommendations: the manual for teachers of general educational organizations [Modeli-ruem vneurochnuju dejatel'nost' obuchajushhihsja. Metodicheskie rekomendacii: posobie dlja uchitelej obshheobrazovat. organizacij] / authors: Yu. Yu. Baranova, A. V. Kislyakov, M. I. Solodkova and others. Moscow: Prosveshhenie, 2013. 96 p.

14. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 03/11/2016 No. VK-452/07 "About adoption of the FSES HIA" [O vvedenii FGOS OVZ] [Web resource]. Access mode: http://xn--80abucjiibhv

9a.xn--p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA% D1 %8 3 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82 %D1%8B?Keywords=331 (accessed date: 10/05/2016).

15. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08/11/2016 No. VK-1788/07 "About the organization of education for students with mental retardation (intellectual disabilities)" [Ob organizacii obrazovanija obuchajushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami)] [Web resource]. Access mode: http://xn--80abu cjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B? Keywords=331 (accessed date: 10/05/2016).

16. Letter of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region No. 03-02/7732 dated 09/11/2015 "About sending recommendations on the development and implementation of adapted educational programs in general education organizations" [O napravlenii rekomendacij po voprosam razrabotki i realizacii adaptirovannyh obrazovatel'nyh programm v obshheobrazova-tel'nyh organizacijah] [Web resource]. Access mode: http://www.minobr74.ru/ (accessed date: 10/05/2016).

17. Letter of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region No. 03-02/5361 dated 06/17/2016 "About Teaching Educational Objects of Educational Programs for Primary, Basic and Secondary General Education in 2016/2017 academic year" (with methodological recommendations) [O prepodavanii uchebnyh predmetov obrazovatel'nyh programm nachal'nogo, osnovnogo i srednego obshhego obrazovanija v 2016/2017 uchebnom godu (s metodicheskimi re-komendacijami)] [Web resource]. Access mode: http: //ipk74.ru/news/metodicheskie -rekomendacii (accessed date: 10/05/2016).

18. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 04/10/2002 No. 29/2065-r "About the approval of curricula of special (correctional) educational institutions for students, students with developmental disabilities" [Ob utverzhdenii uchebnyh planov special'nyh (korrekcionnyh) obrazovatel'nyh uchrezhdenij dlja obuchajushhihsja, vospitanni-kov s otklonenijami v razvitii] [Web resource]. Access mode: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%

D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1%8B (accessed date: 10/05/2016).

19. Order of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region of 08/25/2014 No. 01/2540 "About the approval of model basic curricula for special (correctional) educational institutions (classes), for students with HIA of general education organizations of the Chelyabinsk re-

gion for 2014/2015 academic Year" [Ob ut-verzhdenii model'nyh oblastnyh bazisnyh ucheb-nyh planov dlja special'nyh (korrekcionnyh) obra-zovatel'nyh uchrezhdenij (klassov), dlja obucha-jushhihsja s OVZ obshheobrazovatel'nyh organiza-cij Cheljabinskoj oblasti na 2014/2015 uchebnyj god] [Web resource]. Access mode: http://www. minobr74.ru/ (accessed date: 10/05/2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.