Научная статья на тему 'Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов'

Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСТРУКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

В настоящее время реальным механизмом достижения современного качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья является адаптированная образовательная программа образовательной организации. В данном контексте принципиально важным моментом является осуществление информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с данной категорией обучающихся. В статье представлен опыт разработки и реализации такого инструмента повышения профессиональной компетентности педагогов как модульный курс. Автор отмечает, что модульный курс представляет собой организационно-методическую междисциплинарную структуру учебного материала, предусматривающую выделение тем, охватывающих различные сферы практической деятельности педагога. Особое внимание уделено описанию структуры модульного курса, позволяющей в определенной логике изложения формировать проектную культуру педагога, что важно с точки зрения реализации профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and methodological support of teachers’ professional activity

Nowadays the real mechanism of achieving the modern quality of education of children with disabilities is an adapted educational program of the educational organization. In this context, the crucial point is the implementation of information and methodological support for teachers working with this category of students. The article describes the experience in the development and implementation of a such tool to enhance the professional competence of teachers as a modular course. The author notes that the modular course is an interdisciplinary organizational and methodological framework of an educational material, providing for the allocation of topics covering various areas of teacher’s practice. The particular attention is paid to the description of the modular course structure, which can allow forming the teacher’s project culture, which is important in terms of implementing the professional standard.

Текст научной работы на тему «Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов»

УДК 378.091.398

Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов

А. В. Ильина

Information and methodological support of teachers' professional activity

A. V. Il'ina

Аннотация. В настоящее время реальным механизмом достижения современного качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья является адаптированная образовательная программа образовательной организации.

В данном контексте принципиально важным моментом является осуществление информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с данной категорией обучающихся. В статье представлен опыт разработки и реализации такого инструмента повышения профессиональной компетентности педагогов как модульный курс. Автор отмечает, что модульный курс представляет собой организационно-методическую междисциплинарную структуру учебного материала, предусматривающую выделение тем, охватывающих различные сферы практической деятельности педагога. Особое внимание уделено описанию структуры модульного курса, позволяющей в определенной логике изложения формировать проектную культуру педагога, что важно с точки зрения реализации профессионального стандарта.

Abstract. Nowadays the real mechanism of achieving the modern quality of education of children with disabilities is an adapted educational program of the educational organization. In this context, the crucial point is the implementation of information and methodological support for teachers working with this category of students. The article describes the experience in the development and implementation of a such tool to enhance the professional competence of teachers as a modular course. The author notes that the modular course is an interdisciplinary organizational and metho-

dological framework of an educational material, providing for the allocation of topics covering various areas of teacher's practice. The particular attention is paid to the description of the modular course structure, which can allow forming the teacher's project culture, which is important in terms of implementing the professional standard.

Ключевые слова: качество образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, профессиональный стандарт, модульный курс, проектная культура, информационно-методическое сопровождение, междисциплинарный конструкт.

Keywords: quality of education, children with disabilities, adapted educational program, professional standard, modular course, project culture, information and methodological support, interdisciplinary construct.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС обучающихся с ОВЗ) реальным механизмом достижения качества образования в системе коррекционного образования является адаптированная образовательная программа образовательной организации (далее - АОП) [1]. В 2014-2015 учебном году Министерством образования и науки Челябинской области инициирована апробация ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Соответственно в рамках апробации нами проведено анкетирование, позволившее сформировать представление о готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях обновления

содержания образования, а также о затруднениях, связанных с разработкой и реализацией АОП.

В частности полученные данные позволяют утверждать, что только 60,5% педагогических работников образовательных организаций -участников апробации в полном объеме готовы к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Они прошли необходимую подготовку по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и отмечают, что в образовательных учреждениях созданы необходимые условия для организации образовательного процесса для данной категории обучающихся. Педагоги обращают внимание на то, что при реализации АОП важно владеть умениями:

- осуществлять отбор учебного материала с точки зрения формирования базовых учебных действий; ставить различные виды учебных задач и организовывать их решение в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся;

- синхронизировать свои действия с другими участниками образовательного процесса при реализации требований ФГОС обучающихся с ОВЗ;

- планировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ;

- применять современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

60,8% участников анкетирования отметили затруднения методического характера, связанные с отсутствием методических рекомендаций по осуществлению мониторинга достижения обучающимися личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы; недостаточно четким описанием критериальной базы оценки планируемых результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы.

46,7% респондентов отметили наличие затруднений организационно-нормативного характера, связанных с недостаточной практикой работы с нормативно-правовыми документами, с отсутствием практики командно-проектной деятельности.

33,5% опрошенных отметили затруднения, связанные с планированием и организацией образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Отсюда очевидно возможно сформулировать проблемные поля, на которые следует обратить пристальное внимание административно-управленческого аппарата при переходе к внедрению ФГОС обучающихся с ОВЗ.

В целях информационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в 2014 году по заданию Министерства образования и науки Челябинской области разработаны методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по проектированию адаптированных образовательных программ; разработке дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработаны модульные курсы «Проектирование адаптированной образовательной программа общеобразовательной организации», «Особенности разработки дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании были описаны нами ранее [2].

В то же время напомним, что модульный курс рассматривается нами как независимый, логически законченный конструкт, используемый при построении содержания повышения профессиональной компетентности педагогов.

Он рассматривается нами в качестве средства формирования проектной культуры педагога и представляет собой организационно-методическую междисциплинарную структуру учебного материала, предусматривающую выделение тем, охватывающих различные сферы практической деятельности педагога (правовая, психолого-педагогическая, организационно-методическая и пр.), структурирование информации с позиции логики его профессиональной деятельности.

В частности целью модульного курса «Проектирование адаптированной образовательной программа общеобразовательной организации» является формирование у педагогических ра-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ботников проектных умений по управлению достижением обучающимися с ограниченными возможностями здоровья современного качества общего образования и оценке их образовательных результатов.

В ходе освоения его содержания у слушателей будут сформированы следующие компетенции в области педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательных программ:

- представление о механизмах содержательного и организационного обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательной организации, осуществляющей обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

- умения проектирования образовательного пространства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возрастных, психофизиологических возможностей и потребностей.

Модульный курс «Проектирование адаптированной образовательной программа общеобразовательной организации» интегрируется в содержание следующих образовательных программ дополнительного профессионального образования:

- Актуальные проблемы начального образования и воспитательные технологии развития личности младших школьников;

- Коррекционное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

- Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение в рамках модульного курса представляет собой единство аудиторной и внеаудиторной работы, образования и самообразования и может быть осуществлено в течение 24 часов учебного времени.

В структуре модульного курса «Проектирование адаптированной образовательной программы общеобразовательной организации» выделено четыре темы, имеющие определенную специфику.

В частности в ходе освоения темы «Нормативные основания разработки адаптированной

образовательной программы общеобразовательной организации» рассматриваются законодательные аспекты разработки АОП, представленные как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, так и в иных нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.

Особое внимание отводится вопросам разработки структуры и содержания АОП с учетом нормативных требований и практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение темы «Особенности содержательного наполнения целевого и содержательного разделов адаптированной образовательной программы общеобразовательной организации с учетом специфики контингента обучающихся» связано с освоением технологий разработки содержательного компонента адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, в том числе технологии разработки планируемых результатов.

На основе детального анализа компонентов планируемых результатов, осуществляется их систематизация по трем группам: личностные, метапредметные и предметные результаты. Это позволяет в обобщенной форме сформулировать ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты. Практические аспекты третьей темы «Особенности содержательного наполнения организационного раздела адаптированной образовательной программы общеобразовательной организации с учетом специфики контингента обучающихся» позволяют сформировать умения разработки учебного плана, плана внеурочной деятельности, календарного учебного графика, что возможно станет основаниями для внесения изменений в локальные нормативные документы общеобразовательной организации.

Заключительный компонент учебно-тематического плана - «Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы» - связан с систематизацией представлений слушателей об особенностях реализации содержания образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, через компоненты информационно-методического обеспечения реализации

адаптированной основной общеобразовательной программы.

При проведении практических занятий предусмотрено деление на подгруппы, что существенно способствует увеличению качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальных консультаций в объеме 22,5 часа.

Обобщая позиции, касающиеся реализации модульного курса отметим, что, представленная структура, по сути, отражает алгоритм разработки АОП, включающий в себя четыре этапа (аналитический, прогностический, проектировочный, результативный), на каждом из которых формируется определенный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы.

В частности, на аналитическом этапе разработчикам необходимо изучить существующие нормативно-правовые и методические материалы, отражающие специфику организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

На втором этапе осуществляется разработка модели формирования (развития) личностных и метапредметных результатов. Данная модель должна отражать траекторию развития обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.

В рамках конструирования рассматриваемой модели определяются подходы необходимые для осуществления мониторинга качества общего образования.

Детализация мониторинга представляется в АОП в компоненте «Система оценки достижения планируемых результатов».

На третьем этапе - проектировочном - осуществляется перевод сформулированных результатов на операциональный уровень. На данном этапе важно определить результаты, получаемые в ходе реализации части адаптированной основной общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Немаловажным является и определение единых подходов к представлению планируемых результатов. Заключительный этап алгоритма -результативный - связан с выработкой на уровне образовательной организации единых подходов к оценке сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов, а

именно определению критериев и показателей данной оценки, а также методов и способов осуществления системного мониторинга на уровне школы или конкретного учебного предмета.

Данный компонент позволяет сформировать структурные компоненты раздела «Система оценки достижения планируемых результатов», а также при необходимости дает основания для корректировки локальной нормативной базы учреждения. Реализация представленного алгоритма выстраивается на основе совместной проектной деятельности различных категорий педагогических работников, что позволит на различных уровнях образования определить единые подходы к отбору эффективных методик и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Детально подходы к управлению разработкой адаптированной образовательной программы образовательной организации представлены нами ранее [2; 3; 4; 5].

Таким образом, информационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется посредством разработки различного рода методических материалов, организации и проведения мероприятий, способствующих формированию проектной культуры педагогов.

Указанные позиции способствуют развитию профессиональных компетенций педагогов.

Например, в области проектирования адаптированных основных общеобразовательных программ - локальных нормативных актов нового формата, обеспечивающих единое понимание планируемых результатов участниками образовательных отношений и регламентирующих содержание деятельности школы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательной организации, с привлечением к ее разработке и реализации органов государственно-общественного управления.

Библиографический список:

1. Ильина А. В. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации модульных курсов в дополнительном профессиональном образовании / А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалифика-

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

ции кадров : научно-теоретический журнал. -2014. - № 1 (18). - С. 98-108.

2. Ильина А. В. Управление разработкой адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ / А. В. Ильина // Нижегородское образование. - 2014. - № 3. - С. 136-141.

3. Солодкова М. И. и др. Подходы к проектированию адаптированной образовательной программы образовательной организации / М. И. Солодкова, А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова, Н. Ю. Кийкова // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. Часть III : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею института специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2015. - 254 с. - С. 189-194.

4. Адаптированная образовательная программа образовательной организации : методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова, А. В. Ильина, Н. Ю. Кийкова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 312 с.

5. Ильина А. В. Моделирование процессов управления реализацией основной образовательной программы общеобразовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. - 2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru / 1068005 (дата обращения: 28.12.2012)

References:

1. Il'ina A. V. Substantial and Processual Aspects of Developing and Implementing Modular Courses in Additional Professional Education [Soderzhatel'no-protsessual'nye aspekty razrabotki i realizatsii mod-ul'nykh kursov v dopolnitel'nom professionalem obrazovanii] Nauchnoe obespechenie sistemy povy-sheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of A System of Advanced Training], Chelyabinsk, 2014, N 1 (18), pp. 98-109.

2. Il'ina A. V. Managing the Development of Adapted Educational Programs for Children with Disabilities [Upravlenie razrabotkoy adaptirovan-nykh obrazovatel'nykh programm dlya detey s OVZ] Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod], 2014, N 3, pp. 136-141.

3. Solodkova M. I., Il'ina A. V., Baranova Yu. Yu., Kiykova N. Yu. Approaches to Designing the Adapted Educational Program of Educational Organization [Podkhody k proektirovaniyu adaptirovannoy obrazovatel'noy programmy obrazovatel'noy organizatsii]. Obrazovanie lyu-dey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya v sovremennom mire. Chast' III: mate-rialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 50-letnemu yubi-leyu instituta spetsial'nogo obrazovaniya [Education of People with Disabilities in the Modern World. Part III: Proceedings of International Scientific And Practical Conference Dedicated to the 50th Anniversary of the Institute of Special Education], Ekaterinburg, 2015, 254 p, pp. 189-194.

4. Solodkova M. I., Il'ina A. V., Baranova Yu. Yu., Kiykova N. Yu. Adaptirovannaya obrazova-tel'naya programma obrazovatel'noy organizatsii: metodicheskie rekomendatsii po razrabotke [The Adapted Educational Program of Educational Organization: Guidelines for Development], Chelyabinsk, 2014, 312 p.

5. Il'ina, A. V. Modeling the Processes of Managing the Implementation of the Basic Educational Program of Educational Institution [Modelirovanie protsessov upravleniya realizat-siey osnovnoy obrazovatel'noy programmy obsh-cheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2012, N 6; URL: http://www.science-education.ru/106-8005 (accessed: 28.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.