Научная статья на тему 'Особенности поведения студенческой молодежи при возникновении чрезвычайных ситуаций'

Особенности поведения студенческой молодежи при возникновении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-CONTROL / STRESS / COPYING BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL STABILITY / EMERGENCY SITUATION / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СТРЕСС / КОПИНГ ПОВЕДЕНИЯ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева А.П., Платонова М.С.

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, в том числе студенческой молодёжи, к действиям в экстремальных ситуациях и требуют, прежде всего, формирования высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности. В связи с этим возникает необходимость формирования адаптивных стратегий поведения в студенческой среде. Данные ситуации характеризуются психической напряженностью, изменением самооценки и мотивации и нуждаются в психологической поддержке. Проведённое нами исследование было направленно на выявление личностных ресурсов студенческой молодёжи, способной действовать в нестандартных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елисеева А.П., Платонова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BEHAVIOUR OF STUDENTS IN CASE OF EMERGENCY SITUATIONS

Questions of psychology of a person in emergency situations need to be considered for training population including students for actions in extreme situations and demand high moral and psychological resistance, endurance and determination, readiness to help victims, to save the perishing material val ues to be formed. In this regard there is a need to develop adaptive strategy of behavior for students' environment. These situations are characterized by mental tension, change of a self-assessment and motivation and need psychological support. The research has been directed to identification of personal resources of the students capable to work in unusual situations.

Текст научной работы на тему «Особенности поведения студенческой молодежи при возникновении чрезвычайных ситуаций»

зу стероидных гормонов с последующим увеличением в крови атерогенных фракций липопротеидов, повышению содержания катехоламинов, обладающих кардиотропным эффектом, с последующим развитием артериальной гипертонии [14]. В соответствии с полученными результатами относительно высокого уровня стресса на работе среди женщин тюменской популяции, данные наших предыдущих исследований показали, что худшая выживаемость среди населения 25-64 лет среднеурбанизиро-ванного города Западной Сибири (г. Тюмень) определяется у женщин с повышенным систолического и диастолического артериального давления, а также с избыточной массой тела [12].

Заключение. Таким образом, при создании информационно-образовательных технологий по профилактике ССЗ для

Библиографический список

взрослого населения города приоритетная ориентация должна быть направлена на потребности групп «социального риска» в популяции - женщин трудоспособного возраста, преимущественно молодых возрастных групп - 25-34 и 35-44 лет.

Вклад в данную работу каждого автора:

Акимов А.М. - написание статьи, анализ и интерпретация данных.

Бессонова М.И. - статистическая обработка данных.

Гафаров В.В. - методическое сопровождение, окончательное оформление рукописи.

Кузнецов В.А. - окончательное утверждение для публикации рукописи.

1. Siegrist J., Peter R., Cremer P. Chronic work stress is associated with atherogenic lipids and elevated in middle-aged men. J. Intern. Med. 1997; 242: 149 - 256.

2. Tuchsen F.A., Hannerz H., Burr H. 12 year prospective study of circulatory disease among Danish shift workers. Occup Environ Med. 2006; 63: 451 - 455.

3. Гафаров В.В., Громова Е.А., Гагулин И.В., Гафарова А.В. Изучение влияния стресса на риск артериальной гипертензии в открытой популяции среди мужчин 25 - 64 лет (эпидемиологическое исследование на основе программы ВОЗ «MONICA-PSYCHOSOCIAL»). Артериальная гипертензия. 2013; 1(19): 27 - 31.

4. Мирошниченко А.И., Осипова И.В., Антропова О.Н. и др. Психофизиологическая оценка у мужчин с стресс-индуцированной артериальной гипертонией. Профилактическая медицина. 2014; 2 (2): 59 - 60.

5. Marmot M.G., Bosma H., Hemingway H. et al. Contribution of job control and other risk factors to social variations in coronary heart disease incidence. Lancet. 1997; 350: 235-239.

6. Гафаров В.В., Громова Е.А., Кабанов Ю.Н., Гагулин И.В. Личность и её взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. Новосибирск: СО РАН, 2008.

7. Каюмова М.М., Гафаров В.В., Смазнов В.Ю. и др. Самооценка здоровья, отношение к своему здоровью и медицинской помощи в мужской популяции. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6 (31): 161 - 167.

8. Manuck S.B. Cardiovascular reactivity in cardiovascular diseases: "Once more unto breach". Int. Behav. Med. 1994; 1: 4 - 31.

9. Акимова Е.В., Кузнецов В.А., Гафаров В.В. Риск сердечно-сосудистой смерти в различных социальных группах открытой популяции Тюмени. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2006; 4 (9): 33 - 37.

10. Акимов А.М. Стресс на рабочем месте и социальная поддержка в открытой мужской популяции. Теория и практика общественного развития. 2014; 1: 92 - 95.

11. Акимов А.М., Гакова Е.И., Каюмова М.М., Кузнецов В.А. Стресс в семье и на рабочем месте в открытой мужской популяции. Научная мысль. 2017; 1: 16 - 22.

12. Акимова Е.В., Акимов М.Ю., Гакова Е.И. и др. Ассоциации высокого уровня враждебности и ишемической болезни сердца в открытой городской популяции среди мужчин 25-64 лет. Терапевтический архив. 2017; 1: 28 - 31.

13. Jenkins C.D. Psychosocial and behavioral factors. Philadelphia: Saunders, 1983.

14. William R.L., William G. Psychophysiological Reactivity: Mechanisms and Pathways to Cardiovascular Disease. Psychosomatic. Med. 2003; 65: 36 - 45.

References

1. Siegrist J., Peter R., Cremer P. Chronic work stress is associated with atherogenic lipids and elevated in middle-aged men. J. Intern. Med. 1997; 242: 149 - 256.

2. Tuchsen F.A., Hannerz H., Burr H. 12 year prospective study of circulatory disease among Danish shift workers. Occup Environ Med. 2006; 63: 451 - 455.

3. Gafarov V.V., Gromova E.A., Gagulin I.V., Gafarova A.V. Izuchenie vliyaniya stressa na risk arterial'noj gipertenzii v otkrytoj populyacii sredi muzhchin 25 - 64 let ('epidemiologicheskoe issledovanie na osnove programmy VOZ «MONICA-PSYCHOSOCIAL»). Arterial'naya gipertenziya. 2013; 1(19): 27 - 31.

4. Miroshnichenko A.I., Osipova I.V., Antropova O.N. i dr. Psihofiziologicheskaya ocenka u muzhchin s stress-inducirovannoj arterial'noj gipertoniej. Profilakticheskaya medicina. 2014; 2 (2): 59 - 60.

5. Marmot M.G., Bosma H., Hemingway H. et al. Contribution of job control and other risk factors to social variations in coronary heart disease incidence. Lancet. 1997; 350: 235-239.

6. Gafarov V.V., Gromova E.A., Kabanov Yu.N., Gagulin I.V. Lichnost' i ee vzaimodejstvie s social'noj sredoj: neprotorennaya doroga. Novosibirsk: SO RAN, 2008.

7. Kayumova M.M., Gafarov V.V., Smaznov V.Yu. i dr. Samoocenka zdorov'ya, otnoshenie k svoemu zdorov'yu i medicinskoj pomoschi v muzhskoj populyacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6 (31): 161 - 167.

8. Manuck S.B. Cardiovascular reactivity in cardiovascular diseases: "Once more unto breach". Int. Behav. Med. 1994; 1: 4 - 31.

9. Akimova E.V., Kuznecov V.A., Gafarov V.V. Risk serdechno-sosudistoj smerti v razlichnyh social'nyh gruppah otkrytoj populyacii Tyumeni. Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorov'ya. 2006; 4 (9): 33 - 37.

10. Akimov A.M. Stress na rabochem meste i social'naya podderzhka v otkrytoj muzhskoj populyacii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 1: 92 - 95.

11. Akimov A.M., Gakova E.I., Kayumova M.M., Kuznecov V.A. Stress v sem'e i na rabochem meste v otkrytoj muzhskoj populyacii. Nauchnaya mysl'. 2017; 1: 16 - 22.

12. Akimova E.V., Akimov M.Yu., Gakova E.I. i dr. Associacii vysokogo urovnya vrazhdebnosti i ishemicheskoj bolezni serdca v otkrytoj gorodskoj populyacii sredi muzhchin 25-64 let. Terapevticheskij arhiv. 2017; 1: 28 - 31.

13. Jenkins C.D. Psychosocial and behavioral factors. Philadelphia: Saunders, 1983.

14. William R.L., William G. Psychophysiological Reactivity: Mechanisms and Pathways to Cardiovascular Disease. Psychosomatic. Med. 2003; 65: 36 - 45.

Статья поступила в редакцию 09.09.18

УДК 159.9

Eliseeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: antonina.elistony@yandex.ru

Platonova M.S., senior teacher, Khakassia State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: s.mariana@list.ru

FEATURES OF BEHAVIOUR OF STUDENTS IN CASE OF EMERGENCY SITUATIONS. Questions of psychology of a person in emergency situations need to be considered for training population including students for actions in extreme situations and demand high moral and psychological resistance, endurance and determination, readiness to help victims, to save the perishing material val-

ues to be formed. In this regard there is a need to develop adaptive strategy of behavior for students' environment. These situations are characterized by mental tension, change of a self-assessment and motivation and need psychological support. The research has been directed to identification of personal resources of the students capable to work in unusual situations.

Key words: self-control, stress, copying behavior, psychological stability, emergency situation.

А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

Е-mail: antonina.elistony@yandex.ru

М.С. Платонова, ст. преп., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан,

Е-mail: s.mariana@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях необходимо рассматривать в целях подготовки населения, в том числе студенческой молодёжи, к действиям в экстремальных ситуациях и требуют, прежде всего, формирования высокой морально-психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности. В связи с этим возникает необходимость формирования адаптивных стратегий поведения в студенческой среде. Данные ситуации характеризуются психической напряженностью, изменением самооценки и мотивации и нуждаются в психологической поддержке. Проведённое нами исследование было направленно на выявление личностных ресурсов студенческой молодёжи, способной действовать в нестандартных ситуациях.

Ключевые слова: саморегуляция, стресс, копинг поведения, нервно-психическая устойчивость, чрезвычайная ситуация.

Общество всегда испытывает потребность в людях, быстро принимающих сложные решения, берущих ответственность на себя, способных организовать и повести за собою людей. Для современного мира характерно наличие значительного количества ситуаций кризисного характера и, к сожалению, их количество увеличивается. Различные аварии и катастрофы, а особенно их последствия, вызывают у большинства людей психологический стресс и в то же время требуют от них выдержки, решительности, готовности оказания первой помощи пострадавшим, спасения материальных ценностей. Однако, в сложных ситуациях, видя разрушения и угрозу своей жизни, люди начинают паниковать и часто ведут себя неадекватно. Всё это сказывается на психике человека. В определённых случаях нарушается процесс мышления, ослабевает или полностью отсутствует контроль над своими действиями, и человек ведёт себя неадекватно, поддаваясь панике. Для преодоления данного состояния необходимо чувство ответственности, хорошая нервно-психическая устойчивость, контроль над своими действиями.

В среднем, каждый год происходит около 150 техногенных чрезвычайных ситуаций в России, в которых погибают сотни людей. К примеру, как гласит статистическая таблица данных МЧС, в России в 2016 году в 177 происшествиях погибло 708 человек, пострадало - 3970. Стоит отметить, что около 60% россиян живут поблизости критически важных и потенциально опасных объектов [1].

Следует упомянуть крупный пожар, который произошёл 25 -26 марта 2018 года в Кемерово, в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». В результате пожара погибло 60 человек, в том числе 41 ребёнок. Пожар стал вторым крупнейшим в истории современной России по числу жертв после пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в 2009 году, в котором погибло 156 человек. По сообщениям СМИ, имели место отдельные случаи героизма. Так, 17-летний курсант Кадетского корпуса МЧС вывел из задымлённого помещения троих детей [2].

Случившаяся трагедия послужила очередным поводом проанализировать психологическую готовность людей осуществлять деятельность в нестандартных ситуациях. Одной из основных причин отрицательного проявления воздействия опасности на человека является неподготовленность к действиям в непредвиденных ситуациях.

Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие [3]:

1. физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2. психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

3. психологическую готовность (активнодеятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия, саморегуляция поведения)».

Большую заслугу в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции можно отдать научной школе В.М. Бехтерева, а также его учеников и последователей: А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева и др.

Для выявления нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе, способов совладания с тяжелыми жизненными ситуациями, а также для изучения особенностей индивидуальных стилей саморегуляции поведения нами было проведено исследование, в котором участвовало 90 студентов, обучающихся в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова.

Нами была использована методика «Прогноз» для выявления признаков личностных нарушений, а также для оценки вероятности возникновения нервно-психических срывов [4].

Результаты методики показали, что высокая нервно-психическая устойчивость у группы респондентов не выявлена. Хорошая НПУ характерна для 22% опрошенных. Для данных студентов свойственна адекватная самооценка, вероятность нервно-психических срывов маловероятна, однако, в экстремальных ситуациях возможны нарушения поведения. Для данной группы студентов характерен благоприятный прогноз.

У большинства опрошенных (69%) - удовлетворительная НПУ, характеризующаяся умеренными нарушениями психической деятельности в экстремальных ситуациях, которая сопровождается неадекватной самооценкой и поведением, при этом вероятны нервно-психические срывы, однако, согласно интерпретации результатов методики, прогноз благоприятный.

Неудовлетворительная НПУ выявлена у 9% респондентов. Для них свойственна высокая вероятность нервно-психических срывов и склонность к нарушению психической деятельности при значительных физических и психических нагрузках, прогноз неблагоприятный.

Для определения совладания с негативными жизненными ситуациями мы использовали опросник способов совладания с ТЖС (адаптация методики WCQ) [5].

Все респонденты характеризуются хорошим (44%) и высоким уровнем (56%) самоконтроля, то есть они умеют контролировать свои чувства и соответственно действия. Низкий уровень копинга не выявлен.

Высокий уровень конфронтационного копинга выявлен у 13%, люди, с данным копингом поведения для изменения ситуации используют агрессивные действия и враждебность, при этом они имеют склонность к риску. Большинству опрошенных свойственен средний уровень данного копинга (73%).

Поиск социальной поддержки доминирует у 27%, такие люди стремятся обратиться за помощью к другим людям. Средний уровень характерен для 67% и совсем небольшой процент опрошенных (7%) имеют низкий уровень данного копинга.

Пытаются изменить ситуацию и разрешить проблему большинство опрошенных (86%), из них у 31% эта тенденция имеет высокий уровень, а 1% не предпринимают никаких усилий по её разрешению.

«Дистанцирование» используют 18% студентов, то есть они игнорируют сложившуюся ситуацию; 85% имеют средний и низкий уровни данного копинга.

Практически все опрошенные (98%), кроме двух человек, пытаются разрешить возникшие проблемы. Но поражает тот факт, что достаточно высокий процент опрошенных (35%) не пытается нести ответственность, а в экстремальных ситуациях личная ответственность в присутствии других людей снижается.

Только у 9% данный копинг находится на высоком уровне, то есть они считают, что событиями, происходящими в их жизни, можно управлять.

К положительной переоценке склонны 93%, из них 44% имеют высокий уровень, такие люди делали выводы из сложившейся ситуации, приобретая жизненный опыт, и использовали её для личностного роста,

С целью изучения особенностей индивидуальных стилей саморегуляции поведения в ЧС у студентов нами был использован опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой В.И. [6].

Диагностика развития индивидуальной саморегуляции и её индивидуального профиля включает показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.

У большинства испытуемых студентов (56%) сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно, в то время как у испытуемых в 44% случаев потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично.

Следует обратить внимание на то, что у 47% опрошенных студентов проявляется нежелание продумывать последователь-

ность своих действий. Они предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путём проб и ошибок. Однако при этом 53% студентов всё же способны выделять значимые условия достижения целей. У них сформирована потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализировать и прорабатывать развёрнутость программ.

Интересной особенностью студентов явилась адекватность самооценки, сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов, способность быстро оценить изменение значимых условий (73%). При этом наблюдаем, что у 27% обучающихся ВУЗа планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, при отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.

Таким образом, исследование показало, что для студенческой молодёжи характерна высокая и хорошая нервно-психическая устойчивость. В сложных жизненных ситуациях большинство респондентов умеют контролировать свои действия, планировать решение проблем, обращаются за помощью к другим людям, но при этом дистанцируются от проблемы и не хотят нести за неё ответственность.

Следовательно, необходимо формировать важные поведенческие качества саморегуляции у студенческой молодёжи в случаях чрезвычайных ситуаций. Основные задачи должны включать: развитие способности к самоанализу, повышение представлений о ценности самого себя и других людей, развитие умения достигать поставленной цели, воспитание умения адекватно реагировать в различных чрезвычайных ситуациях, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием, формирование способности анализировать и адекватно оценивать своё состояние.

Библиографический список

1. Портал об окружающей среде и месте человека в ней. Available at: https://ecobloger.ru/primery-tehnogennyh-chs-v-rossii/

2. Рубинштейн Е., Александрова Л. Мы подожгли поролоновый кубик, как в «Зимней вишне». Московский комсомолец. 2018; № 27649; 30 марта.

3. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. Москва, 1996.

4. Практикум по психологии состояний: учебное пособие. Под ред. проф. А.О. Прохорова. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журнал практического психолога. Москва, 2007; 3: 93 - 112.

6. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Available at: psychodiagnostics.cepsideks.ru / Morosanova.docf References

1. Portal ob okruzhayuschej srede i meste cheloveka vnej. Available at: https://ecobloger.ru/primery-tehnogennyh-chs-v-rossii/

2. Rubinshtejn E., Aleksandrova L. My podozhgli porolonovyj kubik, kak v «Zimnej vishne». Moskovskijkomsomolec. 2018; № 27649; 30 marta.

3. Druzhinin V.F. Motivaciya deyatel'nosti v chrezvychajnyh situaciyah. Moskva, 1996.

4. Praktikum po psihologii sostoyanij: uchebnoe posobie. Pod red. prof. A.O. Prohorova. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

5. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ). Zhurnalprakticheskogo psihologa. Moskva, 2007; 3: 93 - 112.

6. Oprosnik «Stil'samoregulyaciipovedeniya» V.I. Morosanovoj. Available at: psychodiagnostics.cepsideks.ru / Morosanova.docy

Статья поступила в редакцию 06.08.18

УДК 316.6

Kanzychakova N.G., postgraduate, Department of Psychology and Social Work, Medical, Psychological and Social Institute of Khakass State University (Abakan, Russia), Е-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru

DEFINITION OF CORRUPTION IN THE FRAMEWORK OF PSYCHOLOGY. The article describes a problem of corruption. Currently, the phenomenon of corruption is one of most relevant problems. Most of research works on corruption reflecte law, legal, social, economic aspects of corruption behavior. However there is no analysis and interpretation of this phenomenon from a psychological point of view. Psychology is just at the beginning of joining process to the specific scientific disciplines dedicated to the study of this phenomenon. Nowadays, considering corruption under the psychological framework, it can be noted through scientific works of Y.M. Antoyan, Y.Y. Boldyrev, V.M. Pozdnyakov, O.V. Vannovsky, M.M. Reshetnikov, A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich, S.P. Glinkin, V.G. Morogin. The article proposes methods that can be used to predict and prevent corruption behavior.

Key words: corruption, corruption behavior, fight against corruption.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Г. Канзычакова, аспирант каф. психологии, социальной работы, Медико-психолого-социальный институт Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.