новых технологий и передовой техники, способствует увеличению экспорта товаров, является важным фактором развития международного разделения труда, используется для регулирования платёжного баланса страны.
Следует отметить, что роль кредита, а также сфера его применения не являются неизменными, стабильными. Изменяющиеся экономические условия в стране приводят к определённым преобразованиям и в кредитной сфере. Например, с переходом от государственного, централизованного управления экономикой к рыночным отношениям в России возобновилось использование коммерческого и ипотечного кредитов, изменились сферы кредитных отношений и объём использования заёмных средств в качестве источника инвестиций, произошла децентрализация управления кредитными операциями коммерческих банков, расширились права и возможности банков и их клиентов, возросла роль кредита и т.д. Дальнейшее расширение сферы применения кредита, а также совершенствование управления им будут неизбежно сопровождаться повышением роли кредитных отношений в жизни общества.
Список литературы:
1. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. - М., 2009. - С. 121-150.
2. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2013. -С. 224-245.
3. Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С. 257-268.
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
© Пшукова О.А.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В статье рассмотрены основные детерминанты потребительского выбора, особенности функционального и нефункционального спроса, факторы, определяющие рациональное поведение потребителя.
Ключевые слова: полезность блага, теория потребительского выбора, функциональный и нефункциональный спрос, спекулятивный и нерациональный спрос, транзитивность, субституция, функция полезности, закон убывающей предельной полезности, эффект Веблена, эффект сноба, эффект присоединения к большинству.
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и
* Студент.
поддерживать свой организм в нормальном состоянии, т.е. удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы рационально, для наиболее полного удовлетворения собственных потребностей. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Последние ограничены в своих объемах и могут быть распределены между: текущим и будущим потреблением; товарами длительного пользования и сиюминутного потребления; малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.
Особенности потребительского поведения и необходимость его рационализации имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом как единой экономической системы.
Исходя из предположения, что потребитель ведет себя на рынке рационально, можно сказать, что он стремится получить качественный товар при ограниченных возможностях. Объективного критерия для определения наилучшего набора товаров для конкретного потребителя не существует из-за того, что потребитель осуществляет свой выбор со своей индивидуальной точки зрения. Однако следует отметить, что вести себя рационально на рынке вовсе не обозначает быть прижимистым и расчетливым. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, для кого способ вложения средств является наиболее приемлемым. Ведь каждый потребитель тратит средства в меру своих предпочтений и при этом стремится достигнуть максимального удовлетворения своих потребностей.
Основным ограничением для потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель постоянно оказывается перед выбором того или другого товара. При этом он хочет приобрести наилучший набор товаров из тех, которые позволяет ему доход. Поэтому теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Многочисленность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.
3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель [3].
Способность блага удовлетворять потребность характеризует его полезность. Полезность блага тем самым проявляется через потребление. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх. Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако этот закон не всегда действует при малых количествах товара [1].
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.
Функциональным спросом является спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущи экономическому благу (товару или услуге). Функциональный спрос зависит от максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя. Нефункциональным является спрос, который вызван факторами, не связанными с присущими экономическому благу качествами, т.е. спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы, влияющие на покупателя [4].
Социальный фактор связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают товары, которые приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достигнуть исключительно -сти, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных взаимных влияния:
1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Именно через эффект присоединения к большинству и объясняются разные веяния моды, когда люди приобретают вещи, совершенно ненужные, но покупаемые всеми, потому что это модно.
2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя ярко проявляется стремление выделиться из толпы. В этой связи под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Если другие увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если эффект сноба присутствует, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
3. Эффект Веблена. Таким термином X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в книге «Теория праздного класса» (1899) Т. Веблена, когда товары приобретаются для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены [2].
Кроме того, в нефункциональном спросе Лейбенстайн выделяет явления спекулятивного и нерационального спроса. Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем. Нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Следует заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.
Таким образом, изучение потребительского поведения и выявление его особенностей - непростая задача, в ходе решения которой нами сделаны следующие выводы:
- выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
- поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом;
- потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;
- на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;
- при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением;
- наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на этот выбор вкусов и предпочтений.
Список литературы:
1. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С.С. Носова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. - С. 79-86.
3. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // В кн. Теория потребительского поведения и спроса. - СПб.: Экономическая школа, 1993. - С. 304-325.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: Норма, 2010. - С. 120-127.
4. Экономическая теория: цчебник для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - М.: Юнити-Дана, 2011. - С. 114-118.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ
© Сыромятников Д.А.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В публикации выделены основные проблемы проведения финансово-экономической политики, ориентированной на обеспечение конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках, также рассмотрены возможные способы преодоления выявленных проблем.
Ключевые слова конкурентоспособность, финансово-экономическая политика, конкуренция.
Современный период характеризуется комплексом накопившихся проблем в области экономической политики, усугубляющихся обострением внутренних и внешних условий, которые негативно воздействуют на уровень экономического и социального развития России.
* Доцент кафедры Экономической теории и мировой экономики, кандидат экономических наук, доцент.