Научная статья на тему 'Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе'

Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2767
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC FEELINGS / AESTHETIC PRESENTATION / YOUNGER SCHOOL AGE / EDUCATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лёвина Анна Александровна

В статье обосновываются организационные и методические особенности эстетического воспитания в условиях общеобразовательной организации с учетом психолого-возрастных характеристик младшего школьного возраста. Рассматриваются основы целеполагания и построения алгоритма работы педагога по вопросам эстетического воспитания обучающихся. Приведены возможные способы реализации данного направления в контексте образовательного пространства школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PROCESS AESTHETIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

The article substantiates organizational and methodical peculiarities of aesthetic education in the conditions of a comprehensive organization based on psychological and age characteristics of younger school age. The author considers the basics definition of objectives and the construction of algorithm teacher work on the aesthetic education of students. They give the possible ways of implementing this direction in the context of school education space.

Текст научной работы на тему «Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе»

УДК 373.3.036 10. 20310/1810-231Х-2016-15-4-93-96

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лёвина Анна Александровна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-шаД: almisa@yandex.ru

В статье обосновываются организационные и методические особенности эстетического воспитания в условиях общеобразовательной организации с учетом психолого-возрастных характеристик младшего школьного возраста. Рассматриваются основы целеполагания и построения алгоритма работы педагога по вопросам эстетического воспитания обучающихся. Приведены возможные способы реализации данного направления в контексте образовательного пространства школы.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетические чувства, эстетические представления, младший школьный возраст, образовательно-воспитательное пространство

В условиях современной образовательной среды общеобразовательной организации процесс развития и воспитания обеспечивает включение каждого обучающегося в различные виды деятельности, реализация которых определяет эффективность эстетических качеств ребенка.

Младший школьный возраст - важнейший этап становления и социализации личности, характеризующийся приобщением ребенка к познанию окружающего мира, развитием самостоятельности мышления, познавательного интереса и любознательности [1]. Именно этот возраст благоприятен для формирования основ эстетического воспитания посредством педагогического сопровождения развития таких качеств, как художественный вкус, эстетический идеал, эстетическое переживание, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, эстетически ее оценивать. Школьное пространство эстетического воспитания обеспечивает динамику эстетического развития личности младшего школьника, при этом переход от одной стадии к другой является не только результатом количественных изменений, но и существенной качественной перестройкой его внутреннего мира [2].

Педагогика младшего школьного возраста ориентирована на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребенка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (культуры, природы, истории и так далее). Стратегическая цель процесса воспитания, в целом, в

этом контексте определяется формированием базиса личностной культуры, приобщением ребенка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству) [3].

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования базис личностной культуры является первоисточником общечеловеческих ценностей (красоты, добра, истины и других) и средств жизнедеятельности (представлений о действительности, способов активного воздействия на мир, проявлений эмоционально-оценочного отношения к происходящему). Базис личностной культуры -это человеческое начало в человеке, условие формирования и проявления эмоционально-оценочного, эстетического отношения к миру.

Система эстетического воспитания младших школьников интегрирована в основную образовательную программу начального общего образования с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста. Данное направление воспитания предполагает освоение модели созидательного, художественно-творческого отношения к миру через различные виды деятельности соответствующие младшему школьному возрасту. В этом плане творческая деятельность как основа дополнительного образования детей может быть выделена как наиболее эффективная, так как, приобретая способность и имея возможность выразить свое от-

ношение к миру средствами искусства, прикладного творчества и музыки, ребенок гармонизирует себя и создает свой неповторимо индивидуальный мир, реализуясь и актуализируясь как полноправная личность. Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы познания мира, его эстетического осмысления и личностного выражения своего к нему отношения [4].

В алгоритме реализации сегментов эстетического воспитания приоритетным выступает целевой компонент, который определяет цель, задачи и мотивы эстетического воспитания. Целью эстетического воспитания на ступени начального общего образования является становление основ эстетической культуры личности и способности к эстетическому освоению действительности.

При реализации поставленной цели в условиях образовательно-воспитательного пространства общеобразовательной организации необходимо выполнение следующих задач [5]:

- во-первых, создание дефинитивного депозитария элементарных эстетических знаний и впечатлений, которые формируют моти-вационную компоненту;

- во-вторых, развитие на основе созидаемых знаний способности художественного и эстетического восприятия окружающей действительности;

- в-третьих, формирование эстетических творческих способностей, развитие художественной культуры и эстетического вкуса.

В теории эстетического воспитания главным преобразующим фактором выступает организованное педагогическое воздействие по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Целенаправленное вовлечение школьников посредством корректно организованного образовательного пространства обеспечивает разнообразную творческую, художественную деятельность ребенка и оптимально развивает их природные силы, обеспечивает глубокое постижение эстетических явлений до понимания подлинного искусства и красоты действительности. Таким образом, эстетическое воспитание и развитие детей возможно только при условии целостности образовательного пространства.

Организационно-методическое обеспечение эстетического воспитания на ступени начального общего образования реализуется за

счет урочного и внеурочного времени, а также за счет освоения общеразвивающих дополнительных программ. Интеграция дефинитивных категорий эстетического воспитания возможна в учебные программы таких предметов, как русский язык, литературное чтение, технология, музыка, искусство.

В системе эстетического, творческого воспитания детей младшего школьного возраста особая роль принадлежит предметной области «Искусство». Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Внеурочная деятельность, реализуемая в соответствии с учебным планом общеобразовательной организации, может быть представлена программами факультативных курсов, кружковой работы, экскурсионной деятельности. Данный вид деятельности создает определенные педагогические условия, которые помогают актуализироваться творческому потенциалу ребенка [6]. Эстетическое воспитание в школе через внеурочную деятельность организуется через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Отличительной особенностью данной работы является эстетическое развитие ребенка средствами театра, игровой деятельности, где обучающийся выступает и в роли художника, и музыканта, и в роли режиссера спектакля, и творческого исполнителя.

Организация эстетического воспитания младших школьников носит индивидуальный и дифференцированный характер и осуществляется посредством совместной деятельности педагога и обучающегося, так как каждый ребенок воспринимает полученную информацию по-разному. В этой связи среди методов эстетического воспитания младших школьников на этапе формирования мотивационной компоненты целесообразно выделить две основные группы - это вербальные методы и наглядные методы.

Словесный (вербальный) метод воплощается через создание и описание ярких образов и сюжетных линий, которые вызывают у ребенка положительные эмоции и многомерные сюжетные рисунки. Наглядные методы дополняют словесные, но не являются вторичными.

Наглядность формирует целостность созидаемого мира прекрасного у ребенка.

На этапе созидания элементарных дефинитивных представлений о мире прекрасного наиболее эффективными выступают методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий [7]. Среди них:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Таким образом, целостный алгоритм построения образовательного пространства эстетического воспитания младших школьников возможно реализовать по следующей траектории.

Первый этап: определение эстетических потребностей. На данном этапе эстетическое воспитание детей в общеобразовательной организации необходимо организовывать так, чтобы практическое ознакомление с прекрасным осуществлялось через устойчивую мотивацию к созиданию мира прекрасного и вызывало внутренние противоречия между новыми эстетическими потребностями и фактическим уровнем эстетического развития ребенка.

Второй этап: развитие эстетического восприятия. Данный этап направлен на обратную связь через эмоциональный резонанс восприятия красоты окружающей среды у детей. В этом периоде у детей возникают эстетические чувства, эмоции, переживания, формируются первые самостоятельные оценочные суждения об искусстве, явлениях природы, процессах в обществе, о быте и поведении людей.

Третий этап: развитие эстетических представлений, понятий, взглядов, оценок, суждений и вкусов. Начальный дефинитивный базис начинает пополняться и расширяться, ребенок обогащает знания и представления о мире прекрасного, формулирует

высказывания и определяет собственное отношение к явлениям, предметам.

Четвертый этап: развитие творческих эстетических способностей. Именно в младшем школьном возрасте активно развиваются воображение, умение фантазировать, творчески мыслить, заметно проявляется любознательность, формируется умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность. Реализуется потребность ребенка в красоте, стремлении к гармонии и порядку.

В результате корректной организации работы по эстетическому воспитанию в условиях общеобразовательной организации у детей формируются эстетические компетенции. Ребенок адекватно воспринимает образы и проявления прекрасного в окружающем мире, оценивает эстетическую ценность изучаемых и наблюдаемых процессов и явлений, интерпретирует произведения искусства как творческий процесс самовыражения автора.

Важно отметить, что эстетическое воспитание младших школьников - многовекторный и полиструктурный процесс, который не может быть регламентирован временными и пространственными границами и индивидуален для каждого ребенка. Он всегда сопряжен с творчеством, самовыражением и профессионализмом педагога, который становится для ребенка путеводной звездой в мир прекрасного.

В целом, с учетом специфики младшего школьного возраста и особенностей эстетического воспитания данного контингента детей следует подчеркнуть необходимость воспитания ребенка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребенка к окружающему миру, формируемое различными видами художественно-творческой деятельности, неразрывно связано с его самоопределением в мире прекрасного.

Своеобразие эстетического восприятия природы, предметного мира, произведений искусства пробуждает активное, действенное отношение детей к окружающему. Система эстетического воспитания формирует основу, благодаря которой ребенок создает личностную пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нем. В этом процессе формируются возможность и желание целенаправленного гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты и гармонии.

Литература

1. Рафикова О. С. Педагогическая поддержка развития самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5. С. 167-168.

2. Пагута Т. И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология. 2013. № 2. С. 240-243.

3. Алейникова О. С. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания младших школьников средствами музыки // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2001. Вып. 3. С. 126-131.

4. Ветров Ю. П. Художественная потребность и пути ее воспитания. Астрахань, 2000.

5. Поспелова Ю. Л., Груздова И. В. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях развития современного общества // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 231-233.

6. Курбатова И. В., Макарова Л. Н., Проку-дин Ю. П., Терехина Т. А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 6(74). С. 185-192.

7. Тутолмин А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Глазов, 2003.

References

1. Rafikova O. S. Pedagogicheskaya pod-derzhka razvitiya samostoyatel'nosti mladshih

shkol'nikov v processe esteticheskogo vospitaniya [Pedagogical support of development independence of younger schoolboys in the course of aesthetic education] // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2011. № 5. S. 167-168.

2. Paguta T. I. Sistema esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov v sovremennyh usloviyah [The system of aesthetic education of younger schoolboys in modern conditions] // Vektor nauki TGU. Ser-iya: Pedagogika, psihologiya. 2013. № 2. S. 240-243.

3. Alejnikova O. S. Psihologo-pedagogicheskie problemy esteticheskogo vospita-niya mladshih shkol'nikov sredstvami muzyki [Psychological and pedagogical problems of aesthetic education of young schoolboys by means of music] // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2001. Vyp. 3. S. 126-131.

4. Vetrov Yu. P. Hudozhestvennaya po-trebnost' i puti ee vospitaniya [Art demand and ways of education]. Astrahan', 2000.

5. Pospelova Yu. L., Gruzdova I. V. Hudozhestvennaya potrebnost' [Art demand] // Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011. № 4. S. 231-233.

6. Kurbatova I. V., Makarova L. N., Proku-din Yu. P., Terekhina T. A. Lichnostnoe razvitie i pro-fessional'noe samoopredelenie shkol'nikov v processe integracii programm obshchego i dopolnitel'nogo obra-zovaniya obshchestva [Personal development and professional self-determination of schoolchildren in the process of integration programs of general and further education] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2009. № 6(74). S. 185-192.

7. Tutolmin A. V. Nravstvenno-esteticheskoe vospitanie shkol'nikov [Moral-aesthetic education of pupils]. Glazov, 2003.

* * *

PECULIARITIES OF THE PROCESS AESTHETIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

Lyovina Anna Aleksandrovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: almisa@yandex.ru

The article substantiates organizational and methodical peculiarities of aesthetic education in the conditions of a comprehensive organization based on psychological and age characteristics of younger school age. The author considers the basics definition of objectives and the construction of algorithm teacher work on the aesthetic education of students. They give the possible ways of implementing this direction in the context of school education space.

Key words: aesthetic education, aesthetic feelings, aesthetic presentation, younger school age, education space

Об авторе:

Лёвина Анна Александровна, магистрант направления подготовки «Педагогическое образование» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the author:

Lyovina Anna Aleksandrovna, Applicant for Master's Degree of the Educational Program «Pedagogical education», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.