Научная статья на тему 'Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития'

Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8890
1484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ВУЗ / FOREIGN STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Тимур Рустамович

Анализируются актуальные вопросы организации обучения иностранных студентов по специальности в российских вузах. Проведен анализ факторов, влияющих на эффективность процесса обучения. Рассмотрены особенности организации этого процесса на примере Томского политехнического университета. Сформулированы сильные и слабые стороны, а также направление по улучшению организации процесса обучения иностранных студентов в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to up-to-date questions of foreign students' educational process organization in Russian institutions of higher education. Analysis of factors that influence the effectiveness of foreign students' educational process was carried out, characteristics of this process in Tomsk polytechnic university were studied, strengths and weaknesses as well as priority direction of its development were formulated.

Текст научной работы на тему «Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ И НАПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЯ

Т.Р. Рахимов

Аннотация. Анализируются актуальные вопросы организации обучения иностранных студентов по специальности в российских вузах. Проведен анализ факторов, влияюшдх на эффективность процесса обучения. Рассмотрены особенности организации этого процесса на примере Томского политехнического университета. Сформулированы сильные и слабые стороны, а также направление по улучшению организации процесса обучения иностранных студентов в вузе.

Ключевые слова: иностранные студенты; процесс обучения; вуз.

Современные процессы глобализации и ускоряющиеся темпы технического развития касаются не только коммерческих и деловых структур, но также образовательных систем. В настоящее время страны - участницы Болонского процесса видят одной из наиважнейших компонент развития высшего образования движение к сопоставимости национальных систем высшего образования для поддержки академической мобильности и совместных образовательных программ, которые, в свою очередь, являются важным инструментом для повышения качества образовательных программ и исследований [1]. На всемирной конференции по вопросам высшего образования ЮНЕСКО 2009 было указано, что академическая мобильность и в том числе кросс-граничное получение образовательных услуг являются факторами повышения качества и эффективности высшего образования [2]. В этом свете вопросы интеграции отечественных вузов в международную систему высшего образования являются весьма актуальными.

Томский политехнический университет (ТПУ) уже на протяжении долгого времени активно развивает международную сферу деятельности, в том числе привлечение иностранных студентов для обучения. Свыше 350 студентов из более чем 30 стран мира являются студентами ТПУ в настоящее время [3]. В связи с этим актуальной задачей для университета является организация эффективного процесса обучения иностранных студентов, который бы обеспечивал высокое качество образовательных услуг и позволял эффективно реализовывать современные концепции преподавания по выбранным ими специальностям. Эта задача является комплексной и многоплановой.

Цель данной статьи - анализ особенностей организации обучения иностранных студентов по специальности в российском вузе на примере ТПУ с целью выявления сильных и слабых сторон, которые могут лечь в основу разработки путей улучшения данного вида деятельности в вузах. В рамках этой цели можно выделить следующие задачи:

1) проанализировать факторы, влияющие на эффективность процесса обучения иностранных студентов;

2) рассмотреть особенности организации процесса обучения по специальности иностранных студентов на примере Томского политехнического университета;

3) сформулировать сильные и слабые стороны, а также предложения по улучшению организации процесса обучения по специальности иностранных студентов в вузе.

Очевидно, что процесс обучения иностранного студента в российском вузе не протекает изолированно от внешней социокультурной среды. Именно по данной причине существенным фактором, влияющим на эффективность обучения иностранных студентов, является успешность их адаптации к новым условиям этой среды.

Несколько лет назад было проведено комплексное исследование по адаптации иностранных студентов в российских вузах [4]. Была исследована выборка иностранных студентов из четырех условных регионов (Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока) общим количеством свыше 1 300 человек за период более 15 лет. Автор исследования напрямую связывает эффективность процесса обучения иностранных студентов в российских вузах с успешностью их адаптации в новых условиях [4. С. 93]. Для анализа адаптации использовалась многофакторная модель Р. Кеттелла. В ходе анализа были получены и проранжированы традиционные факторы, влияющие на адаптацию иностранных студентов в российских вузах. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Суммарные результаты относительных величин традиционных факторов, влияющих на процесс адаптации [4. С. 122]

Традиционный фактор Ранг Число ответивших, %

Климатический 1 82,9

Личностно-психологический 2 75,3

Адаптация к новой педагогической системе 3 71,9

Социально-бытовой 4 68,5

Межличностное общение 5 62,1

Жизнь в интернациональном общежитии 6 55,7

Как видно из результатов, для успешной адаптации и, как следствие, успешного протекания процесса обучения иностранного студента имеют значение география и климат региона, характер студента, а также качество педагогической системы. Первые два фактора являются в некотором смысле «данностью» и влиять на них вряд ли возможно. Однако способность студента адаптироваться к педагогической системе вуза напрямую зависит от способности самой педагогической системы гибко учитывать интересы и потребности иностранных студентов, приезжающих на обучение в вуз.

В вышеуказанном исследовании также была изучена специфика национально-психологических особенностей студентов дальнего зарубежья в процессе адаптации, которая, по мнению автора, влияет на успешность их учебной деятельности в российском вузе. Так, в ходе анализа четырех региональных групп студентов (о них было сказано выше) были выявлены их особенности и специфика педагогического общения [4. С. 139-152], которые можно обобщить в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Главные особенности различных региональных групп студентов и специфика педагогического общения с ними

Региональные группы Главные особенности Специфика педагогического общения

Африканские студенты (англоговорящие) • склонность к более медленному обучению и усвоению новых понятий; • повышенная реакция на «опасность»; • интенсивная внутренняя жизнь, мечтательность, мысли о смысле жизни • открытость и мягкость в общении; • не рекомендуется применять демократический стиль общения; • следует вести беседы о смысле жизни; • особое внимание к развитию навыков самоорганизации и дисциплины

Африканские студенты (франкогово- рящие) • открытость, контактность; • склонность к тревожности; • недостаток самоконтроля

Студенты Юго- Восточной Азии • сильно развитое абстрактное мышление; • высокая нравственность и хорошее поведение; • высокий уровень самоконтроля и дисциплины; • замкнутость, неконтакт-ность, упрямость; • спокойное восприятие перемен; • контроль своих эмоций, дисциплинированность; • наблюдение за своей репутацией • не бояться обсуждения сложных вопросов дисциплины; • рекомендуется задавать вопросы для размышления; • активное использование в обучении самостоятельных видов работ; • использование моральноэтической мотивации; • мотивация личных достижений

Студенты Латинской Америки • практичность, реалистичность; • более медленное усвоение знаний; • откладывание решения неприятных вопросов «на потом» • иметь в виду, что данная группа студентов имеет «открытую душу, но закрытое сердце»; • помощь в решении трудных и неприятных вопросов

Студенты арабских стран Ближнего Востока • открытость, интерес к другим людям; • отсутствие боязни критики; • недисциплинированность, конфликтность, раздражительность • акцент на дискуссии в процессе обучения; • спокойствие и деликатность в общении; • развитие навыков самодисциплины

Важно отметить, что знание и умение на практике учитывать личностные особенности студентов способствуют сокращению сроков успешной адаптации иностранных студентов, которая напрямую влияет на эффективность учебного процесса в вузе.

Недавно было проведено еще одно исследование по динамике мотивационных процессов, связанных с обучением у иностранных студентов в российских вузах [5]. Было выявлено, что иностранные студенты, ориентированные на продолжение карьеры в России, более склонны к изменениям мотивации в обучении, чем те, которые не планируют ее развивать в России. В частности, автор отмечает, что у таких студентов после двух лет обучения в вузе изначальная мотивация претерпевает изменение в сторону приближения значений показателей мотивации к значениям показателей российских студентов.

На наш взгляд, важными являются наблюдения по данным этого исследования. Среди мотивов обучения в вузе у иностранных студентов, только приезжающих в Россию, можно выделить следующие. Первое место - новые знания, умения и желание стать хорошим специалистом; второе - процесс обучения; третье место - общение с преподавателем (табл. 3).

Однако спустя 3 года наблюдаются изменения в их мотивации, причем с точки зрения вуза не в благоприятную сторону (табл. 4).

Т а б л и ц а 3

Мотивы в 1-й год обучения в вузе у иностранных и российских студентов [5. С. 111]

Мотив Количество респондентов, %

Иностранные студенты Российские студенты

Зап. Европа Азия

Новые знания, умения 74 96 54

Интересен процесс обучения 74 63 17

Общение с преподавателем 40 38 14

Общение с друзьями и знакомыми 36 14 35

Требование родителей 7 12 7

Страх перед отчислением 2 4 13

Т а б л и ц а 4

Мотивы в 4-й год обучения в вузе у иностранных и российских студентов [5. С. 112]

Мотив Количество респондентов, %

Иностранные студенты Российские студенты

Зап. Европа Азия

Новые знания, умения 63 71 58

Интересен процесс обучения 44 31 22

Общение с преподавателем 23 28 12

Общение с друзьями и знакомыми 35 27 37

Требование родителей 8 12 5

Страх перед отчислением 6 4 9

Мы видим, что за период обучения в вузе у иностранных студентов снижается мотивация по ведущим позициям:

1. Интерес к новым знаниям и умениям: снижение на 11 и 25% для западно-европейской и азиатской групп соответственно.

2. Процесс обучения: снижение на 30 и 32%.

3. Общение с преподавателем: снижение на 17 и 10% соответственно.

Получается, что наблюдается относительное разочарование иностранных студентов в обучении в российском вузе, причем в наибольшей степени это касается процесса обучения и новых знаний, умений. Напрашивается вывод, что качество организации процесса обучения в вузе не соответствует ожиданиям иностранных студентов.

Данные других социологических опросов, проведенных на федеральном уровне среди иностранцев, обучающихся в российских вузах, свидетельствуют о том, что каждый девятый-десятый из них высказывал претензии по качеству получаемой в вузе профессиональной подготовки [6. С. 81]. При этом претензии распределились следующим образом: 43,3% иностранных студентов отметили неудовлетворённость обучением с содержательной и организационной точки зрения, неудовлетворительное преподавание, устаревшие методики; 18,4% респондентов высказали озабоченность отсутствием или нехваткой лабораторий, современного оборудования. Более 70% из числа иностранных студентов испытывали на себе «дидактический барьер», который вызывал у них дискомфорт в период обучения уже на подготовительных факультетах.

Статистические наблюдения, проводимые в Томском политехническом университете, свидетельствуют о том, что за последние 4 года наблюдается неоднозначная динамика притока иностранных студентов в университет [7. С. 311-325]. В ходе синтеза и агрегирования данных за последние 4 года была получена следующая информация о контингенте иностранных студентов/слушателей в ТПУ (табл. 5).

Т а б л и ц а 2

Динамика контингента иностранных студентов/слушателей в ТПУ в 2006-2009 гг., чел.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Студенты, магистранты 194 253 265 308

Аспиранты 5 6 16 27

Слушатели всего, в том числе 94 145 200 229

подготовительное отделение 50 65 94 109

курсы 44 80 106 120

академический обмен 72 132 115 74

Итого 365 536 596 638

В целом видно, что в университете постоянно растет количество обучающихся иностранцев. За последние 4 года оно выросло на 75%.

Этот рост обеспечивался в основном за счет аспирантов (прирост 440%), слушателей (прирост 144%), студентов и магистрантов (прирост 59%). Это свидетельствует об успешной работе университета в области интеграции в международное образовательное пространство.

Однако следует заметить, что ситуация обстоит несколько иначе, если мы проанализируем динамику количества иностранных студентов/слушателей, обучающихся по образовательным программам на английском языке (табл. 6).

Т а б л и ц а 3

Динамика количества иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам на английском и русском языках в 2006-2009 гг., чел.

Показатель 2006 2007 2008 2009

Иностранные студенты, обучающиеся на английском языке, в том числе 82 141 122 82

по профессиональным образовательным программам 10 9 7 8

в рамках академического обмена 72 132 115 74

Иностранные студенты, обучающиеся по образовательным программам на русском языке 283 395 474 556

Общее количество иностранных студентов в вузе 365 536 596 638

Как видно из табл. 6, доля иностранных студентов, обучающихся в ТПУ по образовательным программам на английском языке, в несколько раз меньше, чем доля тех, которые обучаются на русском языке. При этом большую часть первых составляют иностранные студенты - слушатели, приезжающие в ТПУ на 1-2 семестра в рамках академического обмена. Если представить данные таблицы на структурной диаграмме, то получится следующая картина (рис. 1).

Можно увидеть, что при возрастающей доле иностранных студентов, обучающихся на русском языке, происходит уменьшение доли студентов/слушателей, обучающихся в ТПУ по программам на английском языке. Так, доля слушателей, приезжающих на обучение в рамках академического обмена, снизилась за 2 года в 2 раза (с 24% в 2007 г. до 12% в 2009 г.). Также можно заметить, что чрезвычайно низка доля студентов-иностранцев, обучающихся по программам бакалавра/специалиста/магистра на английском языке. Количество этих студентов колеблется в районе 7-10 человек, а их доля в общем количестве иностранных студентов снизилась с 3 до 1%. Это является неблагоприятным индикатором, особенно в свете того, что интеграция в международное образовательное пространство означает также предложение образовательных услуг на международном уровне и на международном языке. Развитие данного сектора образовательных услуг в ТПУ пока не наблюдается.

□ Иностранные студенты (обучение на русском языке)

□ Слушатели по Академобмену (обучение на английском языке) О Иностранные студенты (обучение на английском языке)

2006 2007 2008 2009

□ Иностранные студенты (обучение на русском языке)

□ Слушатели по Академобмену (обучение на английском языке)

□ Иностранные студенты (обучение на английском языке)

2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Количество и структура иностранных студентов/слушателей, обучающихся на английском и русском языках

Можно выделить как минимум две причины сложившейся ситуации. Во-первых, высокие вступительные требования для студентов, желающих обучаться по программам на английском языке, касающиеся уровня языковой подготовки и уровня базовой профессиональной подготовки, для многих иностранных абитуриентов оказываются неподъемными. Если языковая подготовка не составляет серьезной проблемы для них, то базовая профессиональная подготовка является порой серьезным препятствием для поступления в ТПУ. Во-вторых, иностранные студенты, поступившие в ТПУ, в процессе обучения сталкиваются с проблемой, которая впоследствии, по их мнению, превращается в главный демотиви-

рующий фактор обучения, а именно недостаточный уровень языковой подготовки преподавателей с факультетов, обеспечивающих общепрофессиональные дисциплины.

Томский политехнический университет стал предлагать образовательные услуги дли иностранных студентов с 2000 г., когда был создан Институт международного образования. В настоящее время иностранные студенты в ТПУ обучаются в Институте международного образования и языковой коммуникации (ИМОЯК). Профессиональным образовательным программам (бакалавра, специалиста, магистра) на английском и русском языках. Срок обучения включает в себя подготовительную фазу (1 год) и собственно обучение (4-7 лет) (рис. 2). В основном по этим программам обучаются иностранные студенты из Африки и Юго-Восточной Азии (большей частью Китай и Вьетнам) [7. С. 315].

Рис. 2. Схема обучения на русском и английском языке в ТПУ [8]

Также в ТПУ есть Центр международных образовательных программ (ЦМОП), который занимается организацией программ академической мобильности российских и иностранных студентов. В рамках этих академических обменов иностранные студенты приезжают и проходят обучение в ТПУ в течение одного учебного года (одного-двух семестров). В основном это студенты из Европы (Германия, Бельгия, Португалия, Франция) [7. С. 319].

Иностранных студентов, обучающихся по профессиональным образовательным программам на русском языке, либо обособляют в отдельные группы, либо добавляют в группы русских студентов, чтобы они посещали занятия по профессиональным дисциплинам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для иностранных студентов, обучающихся по профессиональным образовательным программам на английском языке или в рамках академического обмена, приглашаются русские преподаватели, владеющие английским языком, для проведения занятий по их профессиональной специализации. Преподаватели, обучающие иностранных студентов на английском языке, при взаимодействии с администрацией ИМОЯК и ЦМОП разрабатывают и совершенствуют учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) на английском языке.

Для всех иностранных студентов, проходящих обучение в ТПУ, как и для русских, характерны типовые формы занятий: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы. Работа студентов оценивается также по рейтинговой системе, с двумя промежуточными контрольными срезами в учебном семестре. По итогам курса выводится общий рейтинг, на основании которого ставится итоговая оценка. В рамках академического обмена, по требованию зарубежных университетов, используется кредитная система, когда по каждому предмету, в зависимости от его сложности и объема в часах, рассчитывается его «кредитный балл».

По общим наблюдениям, иностранные студенты довольны качеством и уровнем учебного материала, преподаваемого в рамках общепрофессиональных дисциплин. Студенты технических специальностей, однако, высказывали недовольство в отношении материального оснащения лабораторий, а именно устаревшего оборудования, на котором приходится осуществлять лабораторные работы.

Сравнительный анализ стоимости обучения иностранных студентов в ТПУ и других ведущих российских и зарубежных вузов (табл. 7) позволил сделать некоторые выводы.

Во-первых, среди вузов, предлагающих образовательные услуги на английском языке, ТПУ является весьма конкурентоспособным по стоимости обучения. Низкий размер платы в Техническом университете Мюнхена, как, впрочем, и многих других университетов Германии, связан с политикой федеральных земель, устанавливающих максимальные размеры оплаты за обучение в университетах (например, 26.01.2005 г. Конституционный суд Германии предоставил федеральным землям право самостоятельно решать, будет ли вузовское обучение платным, и если да, то какова будет его стоимость. В настоящее время верхняя планка стоимости за стандартное обучение находится на уровне 500 евро [16]).

Во-вторых, выигрышным для ТПУ (в сравнении с другими российскими вузами) является и тот факт, что при конкурентной цене образования в нем имеются полноценные программы подготовки бакалавров, специалистов и магистров на английском языке, в то время как в РУДН обу-

чение ведется на русском языке, а в ИНЖЭКОНе есть только перечень предметов, которые могут читаться на английском языке.

Т а б л и ц а 7

Стоимость обучения для иностранных студентов в ведущих вузах РФ и за рубежом [9-15]

Наименование университета Плата за учебный год, евро Язык обучения

Оксфордский университет (Oxford University) 14 000 Английский

Огайский государственный университет (Ohio State Unversity) 16 488 Английский

Технический университет Мюнхена (Technische Universität München (TUM)) 1 084 Немецкий/Английский

Российский университет дружбы народов (РУДН) 4 751 Русский

Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет (ИНЖЭКОН) 3 265 Ру сский/Английский

Томский политехнический университет (ТПУ) 2 400 Русский/Английский

Подводя итог, можно выделить следующие важные моменты.

1. Глобализация и растущая академическая мобильность в сфере высшего образования предъявляют растущие требования к качеству и гибкости образовательных услуг в вузе.

2. Адаптация иностранных студентов в российском вузе является «контекстом», влияющим на эффективность образовательного процесса.

3. Существенными факторами адаптации иностранных студентов являются климатический, личностно-психологический, а также фактор особенностей педагогической системы вуза. Именно последний из них поддается регулированию со стороны вуза с целью повышения эффективности образовательного процесса для иностранных студентов.

4. Национально-психологические особенности иностранных студентов сильно влияют на их обучение, поэтому администрации и профессорско-преподавательскому составу необходимо их учитывать при разработке образовательных программ и организации процесса обучения иностранных студентов.

5. Существует проблема снижения академической мотивации у иностранных студентов, уже обучающихся в российских вузах. Наблюдается относительное разочарование в качестве знаний, организации процесса обучения, уровня профессиональной подготовки преподавателей, а также материальной технической обеспеченности вузов.

Анализ особенностей организации процесса обучения иностранных студентов в ТПУ позволяет обобщить сильные и слабые стороны (табл. 8).

Т а б л и ц а 8

Сильные и слабые стороны в организации процесса обучения иностранных студентов, обучающихся в ТПУ

Сильные стороны Слабые стороны

1. Существенный опыт работы с иностранными студентами (около 10 лет). 2. Положительная динамика количества иностранных студентов, приезжающих в ТПУ для обучения. 3. Рост количества студентов, обучающихся по образовательным программам на русском языке. 4. Относительно низкая стоимость обучения (в сравнении с иностранными вузами) 1. Снижение доли студентов, обучающихся в ТПУ по программам на английском языке. 2. Недостаточный уровень языковой подготовки преподавателей профилирующих кафедр для преподавания на английском языке. 3. Недостаточная материальная обеспеченность лабораторий технических кафедр

На наш взгляд, при наложении современных тенденций развития в международном образовательном пространстве на полученные результаты анализа можно выделить следующее наиболее важное направление совершенствования организации процесса обучения по специальности иностранных студентов в вузе: активное развитие образовательных программ на английском языке. Данное направление включает в себя следующие составляющие:

1. Маркетинговые усилия по привлечению иностранных студентов на обучение по образовательным программам на английском языке.

2. Изучение опыта и мониторинг вузов, успешно предлагающих образовательные услуги иностранным студентам.

3. Увеличение количества направлений и специальностей, по которым предлагается обучение на английском языке.

4. Совершенствование оргструктуры вуза, позволяющее обеспечивать эффективную координацию между подразделениями, нацеленную на развитие образовательных программ на английском языке.

5. Формирование комплексов УМКД на английском языке по выбранным направлениям и специальностям.

6. Разработка и совершенствование программ повышения квалификации в области языковой подготовки для преподавателей технических специальностей.

7. Совершенствование системы стимулирования профессорско-преподавательского состава, направленное на постоянное повышение уровня владения иностранными языками.

Предложенное направление развития и его составляющие элементы будут оказывать комплексный положительный эффект на развитие вуза и ускорять его интеграцию в международное образовательное пространство.

Мы выделим следующие положительные моменты, которые можно ожидать от реализации данного направления.

Польза для вуза

1. Интеграция против абсорбции. Развитие образовательных программ для иностранных студентов на русском языке, при всей ее объективной привлекательности для вуза, является экстенсивным путем развития, который можно рассматривать как подготовительный этап или первую ступень в интеграции в международное образовательное пространство. Однако на этом нельзя останавливаться. В противном случае интеграция может ограничиться абсорбцией, для которой характерно более пассивное и неохотное следование за современными тенденциями развития в международной образовательной сфере. Если для интеграции более характерно развитие по принципу «что важно», то абсорбция более склонна развиваться, следуя принципу «что больше нравится».

2. Повышение образовательной привлекательности вуза. Наличие диверсифицированного предложения образовательных программ на английском языке в сравнении с программами на русском языке является более привлекательным для иностранных студентов. Так вуз существенно расширяет целевую аудиторию потребителей. Учитывая общую недостаточную развитость данного сектора образовательных услуг в РФ, это может стать важным конкурентным преимуществом вуза на национальном образовательном пространстве, приводящим к повышению спроса на образовательные услуги вуза.

Польза для студентов

1. Сокращение сроков обучения. Как было показано выше, в настоящее время общий срок обучения иностранных студентов вузе на русском языке на 1 год больше, чем на английском, из-за подготовительного курса изучения русского языка (см. рис. 2). Развитие образовательных программ на английском языке позволяет сократить срок обучения иностранных студентов, что является привлекательным фактором.

2. Повышение эффективности адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Образовательные программы на английском языке существенно снижают уровень стресса, связанного с языковым барьером, и позволяют иностранным студентов в большей степени сосредоточиться на содержании изучаемых дисциплин.

Польза для преподавателей

1. Повышение квалификации по иностранному языку. Необходимость постоянного развития языковых навыков для целей преподавания на английском языке является дополнительным стимулом участия в про-

граммах повышения квалификации по иностранному языку, получения сертификата ТПУ, а также других международных сертификатов владения иностранным языком, уровни которых (при должной проработке программ стимулирования в вузе) могут существенно влиять на оплату труда.

2. Повышение профессиональной квалификации. Преподавателю необходимо изучать зарубежные источники по своей профессиональной области, что расширяет его кругозор и позволяет быть более адекватным специалистом международного класса. Более того, наличие развитых языковых навыков способствует развитию международных контактов и взаимодействий.

3. Потенциал профессиональной мобильности преподавателей. Благоприятные условия для работы преподавателя такого уровня (наличие образовательных программ и спроса со стороны иностранных студентов, причем более платежеспособного) создают предпосылки для притока в вуз более квалифицированных специалистов и, следовательно, повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

4. Реализация парадигмы Life Long Learning (обучение через всю жизнь). Потребность дополнительного повышения языковой и профессиональной квалификации, а также рост профессиональной мобильности создают для преподавателей благоприятные условия для реализации этой актуальной парадигмы.

В итоге развитие образовательных программ на английском языке будет способствовать учету решений Болонского процесса и всемирных конференций по вопросам высшего образования, а именно повышению академической мобильности, движению к сопоставимости национальных систем высшего образования, развитию кросс-граничных образовательных услуг и, как следствие, повышению качества образовательных программ вуза.

Литература

1. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new decade, Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bolo-gna/conference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3% A9_April_2009.pdf

2. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5-8 July 2009) COMMUNIQUE http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/ED/ED/pdf/WCHE_2009/FINAL%20C0M MUNIQUE%20WCHE%202009 .pdf

3. Институт международного образования и языковой коммуникации. URL: http://iie.tpu.ru/index_ru.php

4. Иванова М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 353 с.

5. Кравцов А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 130 с.

6. Иванова М.А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов в высшей школе. СПб.: Нестор, 2000.

7. Образование в ТПУ: Итоги 2008/09 учебного года / Под ред. Е.Г. Язикова, М.А. Соловьева. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2009. 334 с.

8. Educational System in Russia. Institute of international education and language communication. URL: http://iie.tpu.ru/en/3_education_system_in_russia.php

9. Стоимость обучения. Институт международного менеджмента. URL: http://iie.tpu.ru/ru/2_fees_foreign.php

10. University of Oxford Tuition Fee Rates. URL: http://www.admin.ox.ac.uk/studentfund-ing/fees/feerates/nextyear/ug%20new%2010-11%20v2.pdf

11. Costs for new international students (freshman and transfer). The Ohio State University. URL: http://undergrad.osu.edu/intlCosts.html

12. Amount and payment date. Technische Universität München. URL: http://portal.mytum.de/studium/formalia/beitragshoehe_faelligkeit_en?searchterm=fees

13. Приказ ректора № 484 от 15 июня 2009 г. Российский университет дружбы народов (РУДН). URL: http://www.rudn.ru/file.php?id=1013

14. Стоимость обучения. ИНЖЭКОН - Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет. URL: http://engec.ru/contribution/foreignstudents/stoimost

15. Никулина И.Е. Финансовый менеджмент вуза: проблемы становления и развития. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2009. 317 с.

16. Хроника: Введение платы за обучение в Германии. Deutsche Welle. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0„2346991,00.html

CHARACTERISTICS OF FOREIGN STUDENTS EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION AND WAYS OF ITS DEVELOPMENT Rakhimov T.R.

Summary. The article is devoted to up-to-date questions of foreign students’ educational process organization in Russian institutions of higher education. Analysis of factors that influence the effectiveness of foreign students’ educational process was carried out, characteristics of this process in Tomsk polytechnic university were studied, strengths and weaknesses as well as priority direction of its development were formulated.

Key words: foreign students; educational process; institutions of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.